Открытый урок по истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Малых Раиса Петровна

Открытый урок по истории 5 класс на тему "Письменность и знания древних египтян"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Письменность и знания древних египтян

Слайд 3

Древнеегипетская статуя писца на фоне бога мудрости Тота, покровителя знаний и письменности Письменные принадлежности египтян

Слайд 4

Загадочные письмена. Иероглифы – «священные письмена» – древние фигурные знаки египетского письма (и некоторых других), обозначающие целое слово или несколько звуков.

Слайд 5

Значение некоторых иероглифов – слово «рот» и звук «р» – слово «хлеб» и звук «т» слово «мотыга» и сочетание звуков «м» и «р» – Гласные звуки иероглифами НЕ передавались. ! В египетском письме более 700 иероглифов ! Легко ли выучить такое письмо? ?

Слайд 6

Как была разгадана тайна египетских иероглифов. 15 июля 1799 группе французских солдат под командованием капитана Пьера-Франсуа Бушара при сооружении форта Сен-Жюльен близ города Розетты была обнаружена каменная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами (два текста на древнеегипетском языке и один на древнегреческом языке. Розеттский камень. С 1802 г. хранится в Британском музее Многие ученые бились над их разгадкой. Кому же удалось это сделать?

Слайд 7

Жан-Франсуа Шампольон 14 сентября 1822 года совершил прорыв в науке, убедившись, что может читать и переводить любые древнеегипетские иероглифические тексты. Благодаря ему ученые сегодня могут читать древние египетские тексты и разгадывать все новые и новые загадки.

Слайд 13

Домашнее задание. § 12, составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Предмет, класс: история , 5 класс

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»

Технологии: критического мышления

Цель деятельности учителя

На примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей продолжить формирование умений сравнивать различные явления. Путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышление учащихся.

Цель урока

Образовательные:

  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышления учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов продолжить формирование умения сравнивать различные явления.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • воспитывать уважение к чужой культуре. 

Задачи

Предметные:

Научатся определять понятия иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводят на память информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существования других точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных проблем.

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу; применяют правила делового сотрудничества.

Тип  урока

Комбинированный урок

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная

Методы

Проблемный метод, частично-поисковый метод

Приемы

Работа с раздаточным материалом, работа с картой, работа с иллюстрациями, работа с текстом учебника, работа с понятиями

Межпредметые связи

Математика, русский язык

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Наглядно-демонстративный материал

Карточки иероглифами, древнеегипетскими цифрами, презентация, раздаточный материал.

Основные понятия

Иероглифы, папирус, свиток


Этапы урока

Деятельность  учителя

Вид деятельности ученика, предполагаемый ответ

Планируемые результаты

УУД (К-коммуникативная, П – познавательная,

Р-регулятивная)

1

I. Организационный момент урока, мотивация учащихся на работу:

А) Проверка домашнего задания

Б) Постановка учебных целей и задач

Организация учащихся на начало урока, создание позитивного настроя, контроль правильности ответов учащихся с учетом типа восприятия учащихся.

Где мы с вами сейчас находимся и зачем пришли сюда? Как вы думаете, в Древнем Египте была школа? А что изучали в древнеегипетской школе?

Сейчас рассмотрим иллюстрацию.

Работа с иллюстрацией. Перед нами вход с гробницу фараона. Слайд 1. Что мы можем увидеть на этой иллюстрации?

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Корректировка цели урока учителем: Сегодня мы с вами будем изучать древнеегипетскую письменность, узнаем, как расшифровали египетские письмена, а также познакомимся с древнеегипетской школой и науками, которые изучали древние египтяне.  Слайд 2.

  1. 2 ученика работают по карточкам с терминами (письменный ответ).
  2. 1 ученик работает с раздаточным материалом. Задание - сопоставьте имена древнеегипетских богов и их сферы деятельности (письменный ответ).
  3. 1 ученик работает по карточке. Задание - опишите древнеегипетский храм (письменный ответ).
  4. 1 ученик работает по карточке. Задание – ответить на вопрос: Какие правила должны были соблюдать древнеегипетские мастера, изображавшие богов, фараонов и вельмож? (письменный ответ).
  5. 1 ученик – работа с контурной картой
  6. Устный опрос (индивидуальный опрос)

- Расскажите о первом чуде света - о пирамидах. (1 ученик)

Ответы учащихся.

Формулировка темы и цели занятия учащимися

Запись темы урока в тетради

К: Умение работать индивидуально и в классе

Р:Умение понимать и сохранять учебную задачу, анализировать и контролировать  ситуацию

П: Развитие умения формулировать тему (используя иллюстративный материал)

К: Развитие умения слушать учителя и строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух

Р: Развитие умения поставить цель урока

2

II. Основная  часть  урока:

Изучение нового материала

1. Школы в Древнем Египте

Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А какая была школа в Древнем Египте?

Работа с учебником: параграф 12, пункт 3 (стр. 61).

 

Ответы на простые и проблемные вопросы

Ответить на вопросы:

- Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)

-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)

-Чему учили в школах? (Читать и считать)

- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

- Все ли египтяне ходили в школу?

П: Развитие умения формулировать ответ

К: Уметь слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух

Р: Проявляют интерес к учебному материалу

2. Знания египтян

- Какие науки были известны древним египтянам?

Рассмотрите иллюстрацию на слайде «письменные принадлежности». Слайд 3. Попробуйте объяснить, как ими пользовались.

Ответы учащихся.

(Ответы детей)

Учитель: Писцы носили с собой в футляре заостренную палочку (тростинку) для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями (для черной и красной краски). Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. (Отсюда выражение «красная строка» - новая строка с которой начинается текст.)

П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи, сравнивать и делать выводы.

К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух.

Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу.

3. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь?

Наш первый урок – письмо.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

Слайд 4.

Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

Вспомните, сколько букв в русской азбуке?

Иероглифов было больше – 750.

Многие слова изображались рисунками.

Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”.

Слайд 5.

Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.

В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать?

Как определить какое слово мы написали? Нужен значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий идущие ноги.

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе?

Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? 

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?

Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайд 6. Слайд 7.

Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Слайд 8. Два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. 

Что он означает? 

Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца?

Что получается? 

Рассмотрим второй рисунок (слайд 9). Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). 

Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса 

Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? 

Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? 

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? Сейчас мы с вами послушаем сообщение об изготовлении папируса.

А вы, выслушав сообщение одноклассника, должны ответить на вопрос: как изготавливался папирус.

Ответы на простые и проблемные вопросы.

Решение познавательных задач.

Читать, писать и считать.

Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо». Запись в тетради определения.

33

Ответы учащихся.

Сравнивают их с египетскими иероглифами. Делают вывод.

Иероглифы воспроизводятся на доске.

Дом, дым, Дима, идем, дама.

Иероглиф воспроизводятся на доске.

Много иероглифов, их сложно выучить.

На стенах пирамид, на обелисках, в храмах. Иероглифами написана египетская “Книга мертвых”

Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой.

Слушают рассказ учителя о Франсуа Шампольоне, смотрят слайды

Солнце

Ра

Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Бог Тот

Тутмос

(Знание иностранных языков) – важность их изучения!

Нужен материал для письма и письменные принадлежности

Сообщение ученика

Ответы учащихся на поставленный вопрос

П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи.

К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, работать в группах.

Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу.

Мы уже с вами выяснили, что египтяне применяли математику в разных сферах жизни.

Для решения различных математических задач египтяне применяли, как и мы сейчас, цифры.

Рассмотрим иллюстрацию с изображением древнеегипетских цифр.  Слайд 10.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Слайд 11. Слайд 12.

Вопрос: Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся сейчас? Чем удобнее?

Написание больших чисел занимало в Египте много места, система счета была сложной. Тем не менее,  египтяне знали все четыре математических действия и умели решать сложные задачи.

Ответы на простые и проблемные вопросы.

Решение познавательных задач.

Составляют числа из древнеегипетских цифр

Учащиеся определяют число. 2532

Ответы учащихся.

Легче использовать арабские цифры, считать числа, записанные древнеегипетскими цифрами сложно.

П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи.

К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух.

Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу.

3

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из них имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» - да.

Условия  игры: Ученики слушают текст, который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками) и на каждое предложение поднимают сигнал.

Текст игры:

1. В египетском письме более 200 иероглифов. – (700)

2. Иероглифы – это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. – (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки – свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. – (писцов и жрецов)

8.  В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. – (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +

Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления?

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

-Понравился урок?

- Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Домашнее задание (слайд 13): § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу.

Учащиеся отвечают на вопросы

Ответы учащихся

Запись домашнего задания в дневниках.

Р: Развитие  умения анализировать  свою деятельность при достижении цели.



Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА № 1.

Дать определение следующим понятиям:

Фараон – это…

Дельта – это…

Ил – это…

Исида – это…

Гор – это…

КАРТОЧКА № 2.

Дать определение следующим понятиям:

Шадуф – это…

Вельможа – это…

Писец – это…

Амон-Ра – это…

Осирис – это…

КАРТОЧКА № 3.

Опишите Древнеегипетский храм.

КАРТОЧКА № 4.

Какие правила должны были соблюдать древнеегипетские мастера, изображавшие богов, фараонов и вельмож?

КАРТОЧКА № 5.

Задание: Необходимо правильно совместить имя бога и его основную сферу деятельности, то есть чем он занимался, чему покровительствовал

Боги

Сфера деятельности

  1. Амон-Ра

А) Бог солнца

  1. Бастет

Б) Покровительница женщин и красоты

  1. Тот

В) Бог мудрости

  1. Гор

Г) Покровитель земных фараонов

  1. Исида

Д) Покровительница жен и матерей, богиня верности

  1. Нут

Е) Богиня неба

  1. Геб

Ж) Бог земли

  1. Маат

З) Богиня правды



Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Письменность и знания древних египтян».

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышления учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов продолжить формирование умения сравнивать различные явления.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Межпредметные связи: математика.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный метод, частично-поисковый метод.

Приемы: работа с раздаточным материалом, работа с картой, работа с иллюстрациями, работа с текстом учебника, работа с понятиями.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Оборудование: компьютер, проектор, карта «Древний Египет».

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.(10 мин)
  1. 2 ученика работают по карточкам с терминами (письменный ответ).
  2. 1 ученик работает с раздаточным материалом. Задание - сопоставьте древнеегипетских богов, их изображения и явления природы (письменный ответ).
  3. 1 ученик работает по карточке. Задание - опишите древнеегипетский храм (письменный ответ).
  4. 1 ученик работает по карточке. Задание – ответить на вопрос: Какие правила должны были соблюдать древнеегипетские мастера, изображавшие богов, фараонов и вельмож? (письменный ответ).
  5. Устный опрос (индивидуальный опрос)

- Расскажите о первом чуде света - о пирамидах. (1 ученик)

- Покажите на карте, где находятся пирамиды? Как определить словами это место? (1 ученик)

II. Изучение нового материала. (25 мин)

  1. Актуализация знаний учащихся. Работа с иллюстрацией. Перед нами вход с гробницу фараона. Что мы можем увидеть на этой иллюстрации? Ответы учащихся. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Постановка цели урока учащимися. Корректировка цели урока учителем: Сегодня мы с вами будем изучать древнеегипетскую письменность, узнаем, как расшифровали египетские письмена, а также познакомимся с древнеегипетской школой и науками, которые изучали древние египтяне.
  2. Письменность древних египтян. 

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
  2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”?
  3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.
  4. В египетском письме не было гласных буквДавайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? (Дима, дом, идем. едим).
  5. Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь.

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская “Книга мертвых”

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. Это был Розеттский камень. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? 

Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были заключены в овальную рамку. На этом камне были надписи и на древнегреческом языке. Знавший древнегреческий язык ученый заметил, что  иероглифы в рамках повторяются столько же раз, сколько в греческой надписи встречается имя фараона Птолемея. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Аналогично ученый расшифровал имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки П, Т, Л – и иероглифы в двух рамках совпали. Таким образом, Шампольон  доказал, что иероглифы – это знаки письма, которыми можно передавать звуки.

Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

http://festival.1september.ru/articles/310754/img1.gif

Рассмотрим второй рисунок. Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!

http://festival.1september.ru/articles/310754/img2.gif

2. Египетские папирусы.

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).  В Египте  впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма – папирус. Как его изготавливали,  нам расскажет  … (ФИ ученика приготовившего сообщение об изготовлении папируса). А вы, выслушав сообщение одноклассника, должны ответить на вопрос: как изготавливался папирус.

Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали –получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

 Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать как обычную бумагу. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубочки – свитки и так хранили.

Вопрос: Как вы думаете, легко было овладеть грамотой в Древнем Египте?

(Ответы учеников)

3. Школа и научные знания.

Умеющий читать и писать казался в египтянам настоящим мудрецом.  

Работа с учебником (стр. 61 п.3). Ответить на вопросы:

- Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)

-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)

-Чему учили в школах? (Читать и считать)

- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел.

http://festival.1september.ru/articles/310754/Image699.jpg

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

http://festival.1september.ru/articles/310754/Image700.jpg

2000 500 30 2

2532

Вопрос: Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся сейчас? Чем удобнее?(Ответы учеников)

Учитель обобщает: Написание больших чисел занимало в Египте много места, система счета была сложной. Тем не менее,  египтяне знали все четыре математических действия и умели решать сложные задачи.

Задание: Рассмотрите рис. стр. 60 «письменные принадлежности». Попробуйте объяснить, как ими пользовались.

(Ответы детей)

Учитель: Писцы носили с собой в футляре заостренную палочку (тростинку) для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями (для черной и красной краски). Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. (Отсюда выражение «красная строка» - новая строка с которой начинается текст.)

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил.

Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были врачи разных специальностей, особенно славились хирурги, которые делали сложные операции; окулисты и зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки, соли.

3. Закрепление изученного на уроке.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из них имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» - да.

Условия  игры: Ученики слушают текст, который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками) и на каждое предложение поднимают сигнал.

Текст игры:

1. В египетском письме более 200 иероглифов. – (700)

2. Иероглифы – это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. – (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки – свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. – (писцов и жрецов)

8.  В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. – (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +

Рефлексия:

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

-Понравился урок?

- Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Домашнее задание: § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"

Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...

Открытый урок по истории в 5 классе "Возникновение Древнего Рима"

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности. ...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...

Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")

laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...

Урок по истории в 5 классе «Религия древних египтян»

Технологическая карта и конспект урока в 5 классе...