Методическая разработка элективного курса "Ремесло в истории"
методическая разработка по истории

Ягловский Алексей Сергеевич

Программа интегрированного элективного курса «Ремесло в истории» предназначена для учащихся среднего и старшего звена,  рассчитана на 34 часа.  Содержание данного курса  позволяет познакомить учащихся с материальной культурой различных эпох изнутри. Дает возможность осознать художественные, технологические, географические особенности. Тысячи лет человечество формировало свою культуру, многие материальные части которой изготовлены из обычных материалов, и имеющих простую технологию производства. При мастерском освоении, которой получались настоящие произведения искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Саха политехнический лицей

Проект

Рабочей программы

По интегрированному элективному курсу «Ремесло в истории»

Составил: учитель истории

Алексей Сергеевич Ягловский

Якутск, 2019

Пояснительная записка:

Программа интегрированного элективного курса «Ремесло в истории» предназначена для учащихся среднего и старшего звена,  рассчитана на 34 часа.  Содержание данного курса  позволяет познакомить учащихся с материальной культурой различных эпох изнутри. Дает возможность осознать художественные, технологические, географические особенности. Тысячи лет человечество формировало свою культуру, многие материальные части которой изготовлены из обычных материалов, и имеющих простую технологию производства. При мастерском освоении, которой получались настоящие произведения искусства.

Основные цели данного курса:

-  Познакомить учащихся с материальной культурой различных эпох и овладеть технологиями ремесленного производства

Задачи:

  • Углубить знания в области истории, археологии, географии.  
  • Сформировать представление о наиболее важных изобретениях, с точки зрения формирования человечества. Показать связь традиций с природой, с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие ремесла.
  • Способствовать формированию толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний о культуре разных народов.
  • Уметь работать руками и производить культурный продукт

Курс рассчитан на интеграционные связи с такими предметами, как, история, география, технология, химия. Обязательна интеграция с ювелирной, гончарной, столярной мастерскими.

Курс ориентирован на подготовку исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях.

Следующим итогом является получение трудовых навыков, профориентация, возможность по другому организовать свою жизнь. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство.


Тематическое планирование  по курсу «Ремесло в истории»

 (34 часа – 1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Основное содержание

Количество часов

Дата проведения

Фактически

По плану

I раздел. Введение (2ч.)

Введение в ремесло

Что такое археология, связь между географией и историей в рамках создания культурных ценностей.

1

Разнообразие археологических культур и государственных образований, и их характерные материальные элементы содержания

Палеолит, бронзовый, железный век, наша эра

1

II раздел. Керамические изделия (9 ч.)

Значение керамики в истории

Где и как появилась керамика, ее распространение в мире. Зависимость форм и материалов от географии.

1

Производство керамических изделий

Распространённый состав смеси, способы производства. Назначение сосудов и их ремонт.

1

Семинар по керамическим культурам

Выступление учащихся с докладом о керамических культурах их особенностях, местах и сроках распространения. Выбор темы для научной работы

1

Экскурсия в ИГИиПМНС СО РАН

Ознакомление с экспонатами

1

Мастер класс по гончарному делу

Как работать с глиной

2

Практические занятия

Заготовка смеси, создание моделей керамических изделий, обжиг

3

III раздел. Медно-бронзовые изделия (10 ч.)

Значение металла в истории

Где и как начали плавить и применять первые металлические изделия. Зависимость его распространения от географии.

1

Производство металлических изделий

Распространённый состав смеси, способы производства. Назначение первых изделий, его дифференцировалось в зависимости от вида металла. Ценность металлов и расслоение общества

1

Семинар по металлическим изделиям

Выступление учащихся с докладом о металлических изделиях их особенностях, местах и сроках распространения. Выбор темы для научной работы

1

Экскурсия в музей им. Ярославского

Ознакомление с экспонатами

1

Мастер класс по работе с металлами

Как работать с металлом

2

Практические занятия

Полный процесс литья медно-бронзовых изделий

4

IV раздел. Деревянные изделия (10 ч.)

Значение деревянных изделий в истории

Первые деревянные изделия их совершенствование, где и какие орудия труда и охоты появились их распространение в зависимости от географических особенностей

1

Историческое значение появления лука и его виды

Материалы, способы их обработки, луки разных народов, стрелы, наконечники.

1

Семинар по деревянным изделиям

Подробная характеристика различных луков, их особенности, возможность и способы производства.

1

Экскурсия в музей археологии

Ознакомление с экспонатами

1

Мастер класс по работе с деревом

Как работать с деревом, характеристики сортов древесины

2

Практические занятия

Создание лука и стрел

4

V раздел. Консультации экспертов

Консультации по написанию научных работ

Алгоритм выполнения работ, корректировка, критическая оценка

3

Планируемые результаты. Учащиеся должны знать:

 
- разнообразие культур и народов в мире;

- различие в материальной культуре у разных народов, в разных географических условиях;

- способы производства культурных ценностей;

- теорию и практику написания научной работы;


Учащиеся должны уметь: 


- замечать нюансы производства в различных условиях и эпохах;

- объяснять влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и занятия населения России;

- объяснять особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат - приспособления человека к окружающей среде в различных природных условиях;

- заниматься научной деятельностью

- заниматься трудовой деятельностью


Формы и сроки контроля.


В течении обучения по курсу "Ремесло в истории" учащиеся выступают на семинарах с интересующими их темами

  1. Итогом работы считается научная работа, ее апробация на научно практических конференциях и ее совершенствование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка элективного курса "Задачи на проценты"

Данный курс предназначен для учащихся 9 -11 классов. В нем разобраны основные типы задач на проценты и способы их решения. Этот курс может оказать помощь для подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ....

Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов

Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...

Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".

Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь вним...