Начало правления Ивана IV.Реформы Избранной Рады.
методическая разработка по истории

Открытый урок Иван Грозный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ivan_groznyy.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Начало правления Ивана IV.Реформы Избранной Рады.

Цели урока: 

1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.

2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.

3. Способствовать формированию убеждения учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма и патриотизма.

 Задачи: 1.  определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;

2.  проанализировать реформы 1550-х годов и  выяснить их последствия;

3.  дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи;

познавательные УУД: готовность и способность к самостоятельной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

коммуникативные УУД: умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности.

Основное содержание темы: Детство Ивана.  Борьба за власть. Начало реформ. Реформы Избранной Рады.

Основные понятия и термины:

боярское правление, Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы, податная реформа, Уложение о службе.

Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, работа в группе. Работа с текстом, заполнение таблицы, продуктивные методы.

Основные даты: 16 января 1547 г., 1550 г., 1556 г.

Тип урока: изучение нового.

Оборудование:

-  учебник «История России», 10 класс, А.Н. Сахаров

- Фрагменты фильма «Иван Грозный»

План изучения нового материала:

  1. Детство Ивана IV.
  2. Борьба за власть.
  3. Венчание на царство Ивана Грозного.

 3.   Реформы Избранной рады.

ХОД УРОКА

I.   Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение. – Как это сделать? - очень просто, улыбнуться!  - Садитесь.

На прошлом уроке мы закончили изучать деятельность Ивана III. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте повторим пройденную тему.

II.  Повторение пройденного материала, актуализация знаний.

А) Фронтальный опрос:

1.  Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке? К доске пойдет Вероника (нарисует схему «Структура государственного управления Московского государства в конце 15 начале 16 века»)

2.  Как назывался правитель в конце 15 века? (Великий князь Всея Руси)

3.  Как назывались общегосударственные ведомства? (Дворец и казна)

4. Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны? (наместники)

На доске постепенно появляется схема органов управления в 15 веке.

Б) Работа с исторической картой. К доске пойдет Б.Кежикмаа.

1. Покажите на карте два крупных города, присоединенные к Московскому княжеству при Иване 3. (Новгород, Тверь)

2. Покажите земли, присоединенные к Московскому государству к концу правления Василия 3.

- Впервые вы с этим человеком, царем познакомились в 6 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом царе.

Чтобы узнать имя исторической личности, период правления которой мы начнем изучать сегодня, я прочитаю цитату Ключевского. Вы в свою очередь ответите на вопрос: какой должен быть характер у человека, о котором так говорят? И назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока.

Цитата:

Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и, собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ответы учащихся).

Итак, тема урока…

  1. Изучение нового материала.

        Сегодня мы познакомимся еще с одной исторической личностью начнем разговор об Иване IV, получившем прозвище Грозный. Если переводить слово «Грозный» на родной язык что означает, ребята? (дошкун, турлуг, каржы) 

         Нам предстоит познакомиться с первым периодом его правления и дать ему оценку. Этот период связан с проведением реформ, серьезно изменивших структуру государственной власти.

- Открываем тетради, записываем число и тему урока.

1. - Итак, начнем с детства Ивана. Дозураш взял на домашнее задание подготовить сообщения о детских годах будущего реформатора. Давайте, послушаем…

Сформулируем вывод: События, которые пережил Иван в детстве, повлияли на его характер. Благодаря той обстановке, в который он вырос, он стал пугливым и скрытным, трусливым и недоверчивым, жестоким.

         2. Переходим ко второму вопросу плана «Борьба за власть»

- Неожиданная смерть великого князья Василия III в 1533 году повлекла за собой борьбу за власть между различными группировками: Бельских, Шуйских, Глинских. Прочитайте в учебнике текст на стр.168 и охарактеризуйте последствия борьбы за власть различных группировок в 30-40-е гг.

        Сформулируем вывод: Итоги боярского правления печальны. К середины 40-х гг. XVIв. Слабость центральной власти достигла опасной черты. Насущными стали задачи достижения стабильности, объединения господствующего сословия, упрочения правопорядка, восстановления силы и авторитета великокняжеской власти. Требовались решительные политические шаги, серьезные преобразования.

        3. Следующий вопрос по плану урока «Венчание на царство».

        - 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князья Ивана IV на царство. Теперь я предлагаю посмотреть видеофрагмент фильма «Иван Грозный» Что такое венчание на царство?      

Венчание на царство — церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III,) А в современное время это Инаугура́ция — церемония вступления в должность означает« посвящаю» Показ фрагмента.

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.

Но выступления в Москве весной - летом 1547 года подчеркнули необходимость преобразований.

4. Около 1549 г. царь Иван IV  приблизил к себе новых советников, вошедших в историю под  называнием Избранная рада - это особо приближенные советники Ивана Грозного в первый период правления.

- Айыран нам подготовила сообщения о реформах Избранной рады. 

Была ли страна подготовлена к проведению масштабных реформ?

- Какие ассоциации связаны у вас с понятием «реформы»? Прием «Понятийное колесо» (в центре доски написано слово «Реформа» - преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны общественной  жизни

5) Проведение мини - исследовательской работы.

        Но, не смотря на это, у Ивана была успешная внутренняя политика, а именно те реформы, которые он провел со своим кружком – Избранной Радой.

        Какие это были реформы, каковы их последствия? Чтобы это узнать вы будете работать в паре. Задание: используя текст учебника стр.170-171  и раздаточный материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для развития Руси?

Работа в тетради:  Реформы  Избранной рады  (………) впишите временные рамки.

В состав Избранной рады  входили ………..

Общая цель реформ -  

Название реформы

Годы

Основные мероприятия и значение

Судебная

1550 –  

Судебник

-увеличение платы за пожилое,

-наказание за взятки,

-тягло для всего населения, большая соха

Центрального и местного управления

-расширение состава Боярской думы

-Введение Земских соборов

-Создание приказной системы

-Упразднение института кормлений

-Продолжение осуществления губной реформы

Военная реформа

- 1550 г.

1555 – 1556-

1550 г.

- создание  стрелецкого (регулярного)  войска,

- попытка формирования «избранной тысячи», Уложение о службе

– ограничение местничества в военное время

Финансовая

введение новой единицы налогообложения большой сохи

-введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов

Церковная

1551 г

 – принятие Стоглава. Он оформил пантеона(список) всех русских святых; регламентировал  церковную жизнь – службы, обряды

2) введение единой системы налогов, проведение описи церковных земель

3) усиление контроля со стороны государства

         Обмен информацией. Организуется защита мини-проектов группами, одновременно учащиеся заполняют таблицу.

        Давайте, сформулируем вывод:  Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Это явилось закономерным процессом, связанным с внутри- и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Российским государством в XVI в.

4.  Подведение итогов.

А) Что вы сегодня узнали нового на уроке?

Б) каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?

В) нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику?

Г) смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?

Д) проблемный вопрос: Дайте оценку значимости реформ Ивана Грозного для России XVI века

Решили ли мы свою задачу?

Если у учащихся остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках, посвященных Ивану Грозному.

 5.      Закрепление материала (тест).

1. Избранная рада – это:

А) созданный Иваном грозным кружок единомышленником для разработки важнейших реформ

Б) сословно-представительный орган власти

В) орган местной власти

Г) орган для подготовки конституции в России

 2. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:

А) Б.Ф. Годунов   Б) М.И. Воротынский   В) А.Ф. Адашев

3 . Судебник 1550 г. крестьянам:

А) разрешил уходить от феодалов в любое время года, увеличив лишь плату за «пожилое»;

Б) отменил право Юрьева дня и таким образом их окончательно закрепостил;

В) подтвердил право Юрьева дня, но лишь после уплаты «пожилого»;

Г) оставил без изменения форму, закрепленную в Судебнике 1497 г.

 4. В каком году был принят «Стоглав»:

А) 1550 Б) 1551 В) 1552 Г) 1556

5. Новый Судебник наделял Боярскую думу правом:

а) утверждения налогов, о которых просил царь

б) высшего законодательного органа при царе

в) вершить высший суд в стране

г) определять внешнюю политику

6.  В результате изменений в системе местного управления: (Укажите несколько вариантов ответов)

а) окончательно сложилась система приказов

б) отменено кормление

в) изменен порядок замещения высших должностных лиц

г) территория страны стала делиться на уезды

7. Одним из итогов военной реформы стало появление:

а) ополченцев                                                                                                                                                                                    в) стрельцов

б) драгун                                                                                                                                                                                                                                                                                         г) гвардейцев

 6.      Домашнее задание.

        Подберите цитаты историков, литераторов об Иване, выразите свое мнение, Параграф 20 читать.

 7. Рефлексия. «Букет настроения». В начале урока я вам  раздала бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

quot;Прошлое небезупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо"...

Проверочная работа по теме «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»

Работа предназначена для проверки знаний по теме "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады". История. 7 класс....

Начало правления Ивана IV. Реформы избранной Рады.

ect; 6. Начало правления Ивана IV.Реформы Избранной Рады.В состав Избранной рады  входили______________________________Общая цель реформ___________________________________________...