Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Белоусова Екатерина Александровна

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по истории в 6  «Б» классе   ГБОУ школа №618 на тему:

«Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Дата проведения: 24.04.2017 .

Учитель: Белоусова Екатерина Александровна, учитель истории ГБОУ школа №618 Приморского района Санкт-Петербурга

Тема: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Личностные:

Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к внутренней политике Ивана Грозного.

Предметные: 

1.Способствовать формированию знаний учащихся по истории внутренней политики Ивана Грозного:

2.Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Метапредметные:

1. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно,  логично и аргументировано  излагать свою точку зрения.

2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

3.Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.

Задачи урока:

I. Образовательные: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства;

II. Развивающие: формировать  умения проводить информационно-смысловой анализ   текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию;

III. Воспитательные: формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму.

Используемые методы исследования: анализ, сравнение.

Методические приёмы:

  1. объяснительно – иллюстративный
  2. частично – поисковый
  3. эвристический
  4. проблемный

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование:  

  1. Учебник  История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций   /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Компьютер с установленным программным обеспечением MicrosoftOfficePowerPoint 2010, проектор.
  3. Компьютерная презентация «Внутренняя политика Ивана Грозного», учебники, справочный материал.
  4. Доска, мел.
  5. Карточки для деления класса на группы (См. приложение 1)
  6. Раздаточный материал. Рабочий лист. (35 экземпляров) (См. Приложение 2).

Организационная структура урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время/

Ресурсы

I.Организационный момент

Учитель предлагает выбрать одну карточку из сундучка при входе в класс.

Учитель берёт небольшую психологическую паузу.

Приветствие:

Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Уверена, что он пройдет, как всегда, в доброжелательной, рабочей атмосфере.

Ученики настраиваются на рабочий лад.

Приветствие.

Ученики слушают учителя.

2 мин.

II. Актуализация знаний

Ребята, прежде чем начать изучение нового материала, давайте сначала вспомним ранее изученный материал, а поможет нам в этом игра  «верю - не верю».

Правила игры:

Если утверждение верное - поднимаем руку, если не нет, то не двигаетесь.

Давайте вспомним, как управлялось государство в 15 веке.

1.Правитель в России в конце 15 века назывался Великий князь Всея Руси. (+)

3. Боярская дума- это  совет из представителей старинных боярских родов при князе? (+)

4. Общегосударственные ведомства назывались дворец и казна? (+)

5. Василий III первый принимает титул – государь всея Руси?(-)

6. Русь стала именоваться Россией в конце 16 в?(-)

7. Наместники люди, правившие отдельными уездами страны? (+)

8.  Первым русским мирополитом стал Иона. (+)

9. Теорию «Москва – Третий Рим» сформулировал  монах псковского монастыря Нил Соргский (-)

10. Василий III умирает в 1533г? (+)

Теперь проверим себя!

Отлично!Молодцы!

Выполняют задание

Проверяют правильность выполненного задания

3 мин.

Слайд 1

Слайд 2

III. Изучение нового материала

Наш сегодняшний урок я хочу начать строками из произведения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова: 

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич»

Как вы думаете, какому Ивану Васильевичу посвятил М.Ю.Лермонтов эти строки? (Ивану Васильевичу Грозному)

-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего нашего урока? (Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады.)

 Подпишите ваш рабочий лист и внесите в него название темы.

Совершенно верно, на сегодняшнем уроке мы начнем разговор об одном из последних представителей династии Рюриковичей – Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный.

Кто же он – Иван IV? Внук Ивана III, потомок Александра Невского. Он прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту его рождения были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда Иоанн будет у власти.

Итак, ребята, глядя на тему урока, давайте подумаем, какие вопросы сегодня нам необходимо освятить? Что хотелось бы узнать?

Учитель выслушав предложения учеников выводит план урока на слайд.

  1. Елена Глинская и боярское правление.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Венчание на царство.
  4. Реформы Избранной рады.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

В  истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. На протяжении ещё 3-х уроков мы будем с вами знакомиться с периодом правления Ивана IV, и вы ответите на вопрос: “Почему в начале правления Ивана IV был реформатором, а в конце жизни кровавым тираном?”

Давайте вернёмся назад. И поговорим о Начале правления Ивана Грозного.

1. Боярское правление

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 – 1584 гг.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет.  

Давайте узнаем, кто управлял государством в этот период…

Задание классу: Опираясь на данные сообщения, выполнить в рабочем листе Задание 1.

Проверка выполнения задания 1.

2-3. Личность Ивана IV.            Венчание на царство.

Задание классу: Опираясь на данные сообщения, выполнить в рабочем листе Задание 2.

Проверка выполнения задания 2.

Ученики слушают учителя.

 

Ученики высказывают свое мнение.

Ученики предлагают варианты темы.

Ученики подписывают рабочие листы и записывают тему урока.

Устно формулируют пункты плана

Записывают план у рока в рабочий лист.

Ученики слушают учителя, отвечают на вопрос

Сообщение ученика о боярском правлении и Елене Глинской (См. Приложение 3)

Знакомятся с заданием для  работы на уроке.

Озвучивают записи.

Сообщение ученика о венчании на царство Ивана IV 

(См. Приложение 3)

Озвучивают записи.

15 мин.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8-10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13-16

Слайд 17-18

IV. Динамическая пауза

Итак, свою политическую деятельность Иван Грозный  начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых

Чтобы узнать какие реформы были проведены обратимся к карточкам, которые, вы выбрали при входе в класс.

Рассмотрите их, что на них изображено?

Сейчас пересядьте в группы в соответствии с символом на вашей карточке:

Группа 1 – «Приказы»

Группа 2 – «Весы»

Группа 3 – «Стоглав»

Группа 4 – «Стрельцы»

Группа 5 – «Кошелек»

Примерные ответы учеников:

- Весы Фемиды (символ правосудия) (Судебная реформа)

- Сборник документов «Стоглав» (Церковная реформа)

- Стрельцы (Военная реформа)

-изображение Приказа, репродукция картины Иванова (Реформа центрального управления, создание приказов)

-Калита (кошелек) (Реформа местного управления, сбор налогов …)

5 мин

Слайд 19

4.Реформы Избранной рады.

1 группа работа с текстом учебника с. 206-207 и выполнение задания № 3  рабочего листа.

2 группа работа с текстом учебника  с. 207 и выполнение задания № 4  рабочего листа, заполнение графы «Судебная реформа»

3 группа работа с текстом учебника с. 208 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Церковная реформа»

4 группа работа с текстом учебника с.209-210 и выполнение задания № 4 рабочего листа, заполнение граф «Военная реформа» и «Уложение о службе».

5 группа работа с текстом учебника с. 208-209 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Реформа местного управления».

Работают в группах, выполняют задания в рабочих листах.

10 мин.

Слайд 20

V.Закрепление

Проверка  и корректировка заданий

Подведение итогов. На что были направлены реформы Ивана Грозного и Избранной рады?

Вывод запишите после таблицы.

Ответы учеников

   

Записывают вывод в тетрадь

7 мин.       Слайд 21-27

Слайд 28

VI.Рефлексия.

 Оцените свою работу на уроке по 10-бальной шкале с позиций: «Я, мы, дело» в рабочих листах (Задание №5)

Оценивают свою работу на уроке, работу группы.

Сдают рабочие листы на проверку.

2 мин.       Слайд 29

VII.Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание:

  • §23, ответить на вопросы, выучить термины.

Творческое задание по желанию:

  • Подготовить сообщения о Адашеве, священнике Сильвестре, митрополите Макарии, князе Курбском.
  • Выполнить одно задание из рубрики «Учимся быть историками» с. 210-211.

Записывают домашнее задание в дневники.

1 мин.

Слайд 30-31

Приложение 1

                                         



Предварительный просмотр:

Ф.И._______________________________________________________________Класс_________

C:\Users\Екатерина\Desktop\1953-5.png

Рабочий лист по теме:

«________________________________________________________________________»

        C:\Users\Екатерина\Desktop\Vasnetsov_Ioann_4.jpg

 План:

  1. _________________________________________
  2. _________________________________________
  3. _________________________________________
  4. _________________________________________

Задание 1. Заполните пропуски в предложениях.

Реформы Елены Глинской:

  • Введение единой для всей страны денежная единица -________________________________
  • Появилась монета_______________________________________________________________
  • В 1534 году в Москве основан____________________________________________________
  • Едиными для всей страны стали___________________________________________________

Задание 2. Заполните схему.

                1547 г.

 

Избранная рада – это________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________.

Задание 3. Заполните схему «Управление государством во второй половине XVI века»

Верховный правитель

     Законодательный орган                                                                   Представительный орган

Исполнительные органы

Функции:

Функции:

Функции:

Функции:

Функции:

C:\Users\Екатерина\Desktop\1953-5.png

C:\Users\Екатерина\Desktop\1953-5.png

Задание 4. Заполните пропуски в таблице «Реформы Избранной рады»

Дата

Реформа

Содержание

Судебная

Принят новый Судебник:

  1. Был увеличен размер___________________________________________________________ наказания________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Вводились наказания за____________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Правом высшего законодательного органа при царе наделялась________________________________________________________

__________________________________________________________________

1550

Центрального управления

Созданы новые исполнительные органы управления страной – приказы. Каждый приказ ведал определенными государственными делами.

Военная реформа

На время военных действий:

  1. ограничивалось_____________________________________________________
  2. была создана_______________________________________________________

непосредственно подчиненная царю;

 3)____________________________________________________________________

Церковная

Стоглавый собор:

  1. привёл к единообразию____________________________________________

________________________________________________________________

  1. признал всех местных святых_______________________________________

________________________________________________________________

  1. разработал правила поведения для___________________________________

_________________________________________________________________

Местного управления

  1. Отменены:________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Учреждены выборные должности:____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

«Уложение о службе»

  1. определяло точные нормы обязательной службы в царском войске для всех____________________________________________________________
  2. с каждых________________________________________________________

должен был являться на службу________________________________________.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 5. Рефлексия. Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: 

«Я»         0______________________10 

«Мы»     0______________________10 

 «Дело»  0______________________10 

C:\Users\Екатерина\Desktop\1953-5.png



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Сообщение №1. «Елена Глинская и боярское правление»

В 1533 году умер Василий III. Перед смертью он назначил над своим трехлетним сыном Иваном IV опекунский совет из семи влиятельных бояр. Великий князь наказал боярам  «беречь» сына и приобщать его к государственным делам. Через несколько дней после смерти великого князя бояре опекуны короновали Ивана IV.  Они опасались, что претензии на  власть предъявит брат Ивана III  удельный князь Юрий, который до рождения у Василия первенца считался наследником престола. Чтобы предотвратить смуту, они заключили Юрия в темницу, где через три года он умер голодной смертью.

Но вскоре вдова Василия III, Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. Она жестоко расправилась с другими возможными претендентами на Великокняжеский престол – младшим братом Ивана III удельным князем Андреем Старицким. Правда, сына Андрея, Владимира, княгиня не тронула.

Правление Елены Глинской продолжалось менее пяти лет. Она сумела провести ряд важных реформ, способствующих централизации государства. Вводилась единая для всей страны денежная единица – московский рубль. Появилась монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьём, получившая название копейка. В 1534 году в Москве был основан первый в России казённый Монетный двор, где изготавливались монеты для всего государства. Едиными для всей страны стали единицы длины и веса.

После смерти великой княгини (в апреле 1538 года) началась ожесточенная борьба боярских родов за власть. Отравления и убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стали обычном делом при московском дворе. Очередная группировка бояр, захватившая власть, врывалась во дворец и на глазах у юного Ивана, несмотря на его мольбы о пощаде, хватала и убивала близких людей. Все это порождало в сердце впечатлительного подростка досаду, гнев и злобу, стремление отомстить своим обидчикам.

Сообщение №2. «Венчание на царство Ивана IV. Избранная рада.»

На 17-м году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси.

Митрополит поддержал это новшество, сулившее значительное укрепление верховной власти. Ведь царями на Руси называли ордынских ханов  и византийских императоров. И первый русский царь с полным основанием мог претендовать на все те неограниченные права, которыми пользовались  эти правители.

16 января 1547 года в московском Успенском соборе состоялось торжественное венчание Ивана IV на царство. Шапку Мономаха возложил на голову царя сам митрополит, подчеркивая этим особое положение церкви в государстве.

Борьба между боярскими родами привела к невиданным злоупотреблениям, беззаконию и взяточничеству. Резко ухудшилось положение широких слоев населения. Чашу терпения переполнил грандиозный московский пожар, уничтоживший почти весь город. Летом 1547 года в Москве, а затем и в других городах вспыхнули народные восстания. Стало ясно, что страна нуждается в преобразованиях, направленных на ликвидацию последствий боярского правления и укрепляющих центральную власть.

К этому времени вокруг молодого царя сложился кружок талантливых людей. Он получил позже название Избранная Рада – совет приближённых. Её возглавил неродовитый дворянин Адашев и священник Сильвестр. Избранную  раду поддерживал глава церкви митрополит Макарий.

Царь и избранная рада осуществляли целую серию реформ. Задуманные преобразования должны были способствовать окончательному собиранию и обединению всех русских земель вокруг сильной центральной власти, то есть формированию централизованного государства.



Предварительный просмотр:

Ф.И._______________________________________________________________Класс_________

Рабочий лист по теме:

«Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады.»

       

 План:

  1. Елена Глинская и боярское правление.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Венчание на царство.
  4. Реформы Избранной рады.

Задание 1. Заполните пропуски в предложениях.

Реформы Елены Глинской.

  • Введение единой для всей страны денежная единица – московский рубль.
  • Появилась монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем – копейка.
  • В 1534 году в Москве был основан первый в России казённый Монетный двор.
  • Едиными для всей страны стали единицы длины и веса.

Задание 2. Заполните схему.

                1547 г.

 

Избранная рада – это совет приближенных при Иване IV.Её возглавил неродовитый дворянин  А.Ф.Адашев и священник Сильвестр. Поддерживал глава церкви митрополит Макарий.

Задание 3. Заполните схему «Управление государством во второй половине XVI века»

Верховный правитель

     Законодательный орган                                                                   Представительный орган

Исполнительные органы

Посольский

приказ

Челобитный

приказ

Разрядный

 приказ

Поместный приказ

Разбойный

приказ

Функции: руководил внешней политикой. Руководил – дьяк Висковатый

Функции:направлял и контролировал другие учреждения и являлся личной канцелярией царя.

Функции:ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения.

Функции:

ведал землевладением.

Функции: занимался преследованием «лихих людей»

Задание 4. Заполните пропуски в таблице «Реформы Избранной рады»

Дата

Реформа

Содержание

1550

 Судебная реформа

 Принят новый Судебник:
 1) увеличен размер 
пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому
 2) ужесточались наказания 
«лихим людям»
 3) вводились наказания за 
взятки
 4) правом высшего законодательного органа при царе наделялась 
Боярская дума

1550

 Реформа центрального управления

 Созданы новые исполнительные органы управления страной — приказы, ведавшие определенными государственными делами

1550

 Военная реформа

 1) на время военных действий ограничивалось местничество
 2) была создана 
избранная тысяча, непосредственно подчиненная царю
 3) 
Стали создаваться стрелецкие полки

1551

 Церковная реформа

 Стоглавый собор:
 1) привел к единообразию 
церковные обряды
 2) признал всех местных святых 
общерусскими
 3) разработал правила поседения для
духовенства

1556

Реформа местного управления

 1) отменены кормление и наместническое правление
 2) учреждены выборные должности: 
губных и земских старост, городовых приказчиков

1556

 «Уложение о службе»

 Определяло точные нормы обязательной службы в царском войске для всех  землевладельцев.
 С каждых 
100 четвертей земли 

должен был являться на службу один вооруженный конный воин.

Вывод: Реформы Ивана IV и Избранной рады были направлены на централизацию страны. При этом правители стремились достичь согласия между интересами государства и интересами населения.

Задание 5. Рефлексия. Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: 
«Я»         0______________________10 
«Мы»     0______________________10 
«Дело»  0______________________10 



Предварительный просмотр:

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpg

2 группа работа с текстом учебника  с. 207 и выполнение задания № 4  рабочего листа, заполнение графы «Судебная реформа»

C:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpg

1 группа работа с текстом учебника с. 206-207 и выполнение

задания № 3  рабочего листа.

(«Реформа центрального управления»)

C:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpg

3 группа работа с текстом учебника

с. 208 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Церковная реформа»

C:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg

5 группа работа с текстом учебника

с. 208-209 и выполнение задания №4 рабочего листа, заполнение графы «Реформа местного управления»

 

C:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpg

4 группа работа с текстом учебника  с.209-210 и выполнение задания № 4 рабочего листа, заполнение граф

«Военная реформа» и

«Уложение о службе».



Предварительный просмотр:

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpg   C:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpg C:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg

C:\Users\Екатерина\Desktop\весы Фемиды_Судебная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Сборник документов Стоглав_Церковная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Стрельцы_Военная реформа.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\В приказе московских времен_реформа Центрального управления.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\Калита кошелек_сбор налогов _Реформа местного управления.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Проверочная работа по теме «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»

Работа предназначена для проверки знаний по теме "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады". История. 7 класс....

Конспект урока по истории в 7 классе по теме: "Начало правления Ивана VI. Реформы избранной Рады".

Конспект урока построен на инновационной технологии модерации, с ипользованием активных методов обучения. Имеет соответствующую структуру урока....

Презентация к уроку История России_7 класс_ Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Познакомить учащихся с начальным периодом правления Ивана IV. Раскрыть причины, определить основные направления и результаты реформ Избранной рады....

Маршрутная карта по теме "Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады."

тест разработан с учетом поурочного планирования по истории 7 класс. ФГОС Учебник под редакцией академика РАН А.В.Токунова...