олимпиады по истории 5-9 классы
олимпиадные задания по истории (5, 6, 7, 10, 11 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2018-2019 учебный год

ИСТОРИЯ

5 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 40 баллов

Время выполнения - 45 минут

I. Решите тест.

1.Древнейшие люди жили на территории:

А) Восточной Африки;

Б) Западной Азии;

В) Испании.

2. Первое орудие труда первобытного человека:

А) Плуг;

Б) Мотыга;

В) Заостренный камень.

3. Первый металл, из  которого древние люди научились делать орудия труда:

А) Медь;

Б) Бронза;

В) Золото.

4. Какое занятие относиться к производящему типу хозяйства:

А) Собирательство;

Б) Земледелие;

В) Охота.

5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

А) Лошадь;

Б) Овца;

В) Собака.

6. Как называется объединение семей, живущих в одной местности и раздельно ведущих хозяйство и владеющих своим имуществом:

А) Род;

Б) Соседская община;

В) Человеческое стадо.

7. Столица египетского царства:

А) Мемфис;

Б) Фивы;

В) Ахетатон.

8. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:

А) Лук;

Б) Рубило;

В) Гарпун.

9. Когда появился человек на земле?

А) 2 млн. лет назад;

Б) 100 тыс. лет назад;

В) 10 тыс. лет назад.

10. Выберите причину появления религии:

А) Неумение человеком объяснять явления природы;

Б) Боязнь человека перед стихией природы;

В) Желание человека отличаться от животных.

II. Вставьте пропущенные слова и завершите фразу.

1.Наука, изучающая прошлое человечества - __________________.

2. Отрезок времени в сто лет называют _______________________.

3.Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств, ____________________.

4. Процесс изготовления изделий называется __________________.

III. Продолжите перечень.

Древнейший человек имел следующие черты обезьяны:

1.Приплюснутый нос;

2. Тяжелая нижняя челюсть;

3. Надбровный валик;

4. ___________________;

5. ___________________;

6. ___________________;

IV. Восстановите последовательность событий.

1. Появление «человека разумного»;

2. Появление земледелия и скотоводства;

3. Возникновение неравенства между людьми;

4. Освоение металла;

5. Появление древнего человека.

Ответ:    

                

V. Решите головоломку.

Найдите 10 слов, связанных с темой «Древнейшие люди». Слова расположены по горизонтали, вертикали, диагонали.

а

ю

в

л

к

с

ы

ц

у

н

к

ч

э

ф

о

й

д

о

ч

о

б

щ

и

н

а

и

о

в

ю

х

я

у

м

т

а

р

т

ь

в

ы

о

т

б

щ

о

п

б

л

ц

ж

х

ъ

р

я

р

д

э

а

о

т

а

и

п

ю

в

м

ф

о

е

и

у

с

х

о

а

ы

н

с

п

р

о

а

д

у

н

е

б

т

в

с

г

а

р

п

у

н

м

в

ы

у

ж

ю

и

с

ц

н

а

ю

у

г

т

в

ф

и

п

э

ь

м

л

а

в

с

о

б

и

р

а

т

е

л

ь

с

т

в

о

ы

ф

с

к

о

л

д

б

в

е

м

р

у

о

г

ю

к

о

ш

и

в

ы

с

ъ

м

д

у

и

р

о

ц

ч

е

э

й

с

т

ы

а

я

ж

з

к

г

н

п

а

л

к

а

к

о

п

а

л

к

а

р

у

ь

VI.  О каком памятнике культуры  писал Иван Бунин:

«Туловище его высечено из гранита целиком – приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он сказочно-громадный, носит следы древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю «Страны Солнца», «Страны Жизни». Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила…».

VII Решите задачу.

1.480 г. до н.э. – время греко-персидских войн. Сколько лет прошло от окончания греко-персидских войн  до 1945 г., т. е. до окончания Великой Отечественной войны.

2. В хронологической последовательности разместите на ленте времени следующие даты:

А) Появление «человека разумного» - 40 тыс. лет назад;

Б) Появление ледника – 100 тыс. лет назад;

В) Первое упоминание о Москве – 1147 г.

до н.э.        н.э.



Предварительный просмотр:

Материалы к проверке заданий. 5 класс.

Максимальная оценка – 40 баллов

Время выполнения – 45 минут

I. Ответы к тестовым заданиям.

1-а; 2-в; 3-а; 4- б; 5- в; 6- б; 7- а; 8-в; 9-а; 10-а.

II. Вставьте пропущенные слова и завершите фразу.

1.Наука, изучающая прошлое человечества - история.

2. Отрезок времени в сто лет называют век (столетие).

3.Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств, первобытные люди.

4. Процесс изготовления изделий называется ремесло.

III. Продолжите перечень.

Древнейший человек имел следующие черты обезьяны:

1.Приплюснутый нос;

2. Тяжелая нижняя челюсть;

3. Надбровный валик;

4. Уходящий назад лоб;

5. Прыгающая походка;

6. Длинные руки;

IV. Восстановите последовательность событий.

1. Появление «человека разумного»;

2. Появление земледелия и скотоводства;

3. Возникновение неравенства между людьми;

4. Освоение металла;

5. Появление древнего человека.

Ответ:

5

1

2

4

3

V. Решите головоломку.

Найдите 10 слов, связанных с темой «Древнейшие люди». Слова расположены по горизонтали, вертикали, диагонали.

а

ю

в

л

к

с

ы

ц

у

н

к

ч

э

ф

о

й

д

о

ч

о

б

щ

и

н

а

и

о

в

ю

х

я

у

м

т

а

р

т

ь

в

ы

о

т

б

щ

о

п

б

л

ц

ж

х

ъ

р

я

р

д

э

а

о

т

а

и

п

ю

в

м

ф

о

е

и

у

с

х

о

а

ы

н

с

п

р

о

а

д

у

н

е

б

т

в

с

г

а

р

п

у

н

м

в

ы

у

ж

ю

и

с

ц

н

а

ю

у

г

т

в

ф

и

п

э

ь

м

л

а

в

с

о

б

и

р

а

т

е

л

ь

с

т

в

о

ы

ф

с

к

о

л

д

б

в

е

м

р

у

о

г

ю

к

о

ш

и

в

ы

с

ъ

м

д

у

и

р

о

ц

ч

е

э

й

с

т

ы

а

я

ж

з

к

г

н

п

а

л

к

а

к

о

п

а

л

к

а

р

у

ь


VI.  О каком памятнике культуры  писал Иван Бунин:

«Туловище его высечено из гранита целиком – приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он сказочно-громадный, носит следы древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю «Страны Солнца», «Страны Жизни». Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила…»

Ответ: Большой Сфинкс

VII. Решите задачу.

1.480 г. до н.э. – время греко-персидских войн. Сколько лет прошло от окончания греко-персидских войн  до 1945 г., т. е. до окончания Великой Отечественной войны.

Ответ: 480+1945=2425 лет

2. В хронологической последовательности разместите на ленте времени следующие даты:

А) Появление «человека разумного» - 40 тыс. лет назад;

Б) Появление ледника – 100 тыс. лет назад;

В) Первое упоминание о Москве – 1147 г.

                            до н.э.                                                                                               н.э.

                100 тыс. л.н.                   40 тыс. л.н.                                       1147 г.

Критерии оценивания заданий. 5 класс.

Задание

Тип задания

Кол-во

баллов

Критерии оценивания

I

Тесты

10

1 балл за каждый правильный ответ

II

Вставить пропущенные слова и завершить фразу

4

1 балл за каждый правильный ответ

III

Продолжение перечня

3

1 балл за каждый правильный ответ

IV

Определение последовательности событий

5

За любую ошибку в ряду всё задание оценивается 0 баллов

V

Головоломка

10

1 балл за каждый правильный ответ

VI

Определение памятника культуры Древнего Египта

1

0 баллов за неверный ответ

VII

Задача

7

4 балла за верно решенную задачу; 1 балл за верно поставленные даты.

ИТОГО:

40



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2018-2019 учебный год

ИСТОРИЯ

6 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 35 баллов

Время выполнения - 60 минут

I. Выполните тестовые задания.

1.Что из перечисленного относиться к одному из чудес света: (1 балл)

А) Колизей;

Б) Египетские пирамиды;

В) Великая китайская стена.

2. Где жили греческие боги? (1 балл)

А) На горе Олимп;

Б) На острове Крит;

В) На острове Саламин.

3. Какая наука изучает историю по вещественным остаткам древних людей: (1 балл)

А) Этнография;

Б) Антропология;

В) Археология.

4. Как звали египетского фараона, которому была построена самая большая пирамида: (1 балл)

А) Эхнатон;

Б) Хеопс;

В) Тутанхомон.

5. Определите дату окончания истории Древнего мира и начала истории Средних веков: (1 балл)

А) 395 г.

Б) 476 г.

В) 500 г.

6. Выберите письменные источники по истории Средних веков в Европе: (1 балл)

А) Хроники;

Б) Евангелие;

В) Летописи.

7. Укажите имя вождя, которого прозвали «бичом Божьим» за то, что он опустошил Европу:

(1 балл)

А) Хлодвиг;

Б) Карл Мартелл;

В) Атилла.

8. Великое переселение народов началось в результате вторжения: (1 балл)

А) Гуннов;

Б) Вандалов;

В) Франков.

9. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне: (1 балл)

А) На верхней;

Б) На самой нижней;

В) Не входили в феодальную лестницу.

10. О ком идет речь в отрывке: (1 балл)

«Их нападения застали население Западной Европы врасплох. Завидев  издали их беспалубные корабли, вмещавшие до сотни человек каждый, под четырехугольным шерстяным красным или полосатым парусом, с устрашающими резными головами драконов или змей на носах, жители побережья спешили укрыться в лесах. Не успевшие спрятаться погибали под ударами боевых топоров или вывозились как пленники из родных мест».

А) Норманны;

Б) Гунны;

В) Римские легионеры.

II. Соотнесите   имя правителя с историческим фактом: (4 балла)

1.Соломон;                     А) Создание древнейших законов;

2. Ашшурбанапал;         Б) Строительство самой долинной стены;

3. Хамураппи;                В) Строительство храма Бога Яхве в Иерусалиме;

4. Цинь Шихуан             Г) Организация библиотеки глиняных книг.

Ответ запишите в таблицу:

1

2

3

4

III. Найдите лишнее в ряду. Обоснуйте свой ответ: (3 балла)

Рыцари, бароны, король, епископы, герцоги и графы.

IV. Определите последовательность событий: (3 балла)

1.Образование Священной Римской империи;

2. Строительство пирамид в Древнем Египте;

3. Проведение Олимпийских игр в древности;

4. Образование государства.

Ответ запишите в таблицу:

V. Соотнесите понятия и их значения. Ответ запишите в таблицу: (5 баллов)

1.Демократия;                               А)Город-государство;

2. Полис;                                        Б) Поселение;

3. Исторический источник;         В) Власть народа;

4. Колония;                                    Г) Памятник истории, который дает информацию о жизни людей                    

                                                        в далеком прошлом.

5. Каста.                                         Д) Группа людей, которая обладает определенными правами и

                                                       обязанностями, передающимися по наследству.

Ответ:

1

2

3

4

5

VI. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы: (10 баллов)

«…Нет, недостойное дело, бывши главою народа, в беды вовлекать вас, ахеян! Слабое, робкое племя, ахеяны мы, не ахейцы! В домы свои отплываем, а его (Агамемнона) мы оставим под Троей, здесь насыщаться чужими наградами…».

1.Определите, из какого литературного произведения взят этот отрывок?

2. О каком событии говориться в данном отрывке?



Предварительный просмотр:

Материалы к проверке заданий. 6 класс.

Максимальная оценка – 35 баллов

Время выполнения – 60 минут

Ответы и критерии оценивания заданий

Задания

Тип задания

Ответы

Критерии

оценивания

I

Тестовые задания

1-б; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б; 6-а; 7-в; 8-а; 9-в; 10-а

1 балл за каждый верный ответ

II

Соотнесите   имя правителя с историческим фактом:

1-в; 2-г; 3-а; 4-б.

1 балл за каждый верный ответ

III

Найди лишнее в ряду и обоснование ответа.

Епископы. Епископы относятся к другому сословию- духовенству.

1 балл за верный ответ. 2 балла – за обоснование ответа.

IV

Определить последовательность событий.

4, 2, 3, 1

3  балла. За любую ошибку в ряду всё задание оценивается 0 баллов

V

Соотнесите понятия и их значение.

1-в; 2-а; 3-г; 4-б; 5-д.

1 балл за каждый верный ответ

VI

Анализ документа

1.Отрывок из поэмы «Илиада»;

2. Троянская война.

5 баллов за каждый верный ответ.

ИТОГО:

35 баллов



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2018-2019 учебный год     ИСТОРИЯ     7 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 45 баллов

Время выполнения - 90 минут

I. Выполните тестовые задания.

1.Смутным временем в истории России называют: (1 балл)

А) Конец XVI в.; Б) Конец XVI – начало XVII вв.; В) Начало XVII в.; Г) Конец XVII в.

2. Какой город  является центром освободительного движения, где стало формироваться Второе ополчение: (1 балл)

А) Владимир; Б) Тула; В) Смоленск; Г) Нижний Новгород.

3. В районе какой реки произошло первое столкновение русских с монголотатарами: (1 балл)

А) Волги; Б) Угры; В) Калки; Г) Дон.

4. Какой город за особое упорство монголы прозвали «злым»: (1 балл)

А)Козельск;  Б) Москва;  В) Рязань;   Г) Смоленск.

5. Чьи действия так описывает К. Симонов: (1 балл)

«…И, только выждав, чтоб ливонцы,

     Смешав ряды, втянулись в бой,

     Он, полыхнув мечом на солнце,

     Повел дружину за собой».

А) Дмитрия Донского;

Б) Александра Невского;

В) Батыя;

Г) Ивана Грозного.

6. Двуглавый орел появился на гербе Руси при: (1 балл)

А) Дмитрии Донском;

Б) Александре Невском;

В) Иване III;

Г) Иване IV.

7. Представители ханов Золой Орды – это: (1 балл)

А) Наместники;

Б) Опричники;

В) Посадники;

Г) Баскаки.

8. Какой князь добился, чтобы в годы его правления стояла «тишина великая» и ордынцы не совершали набегов на Русь: (1 балл)

А) Иван Калита;

Б) Александр Невский;

В) Дмитрий Донской;

Г) Иван III.

9. О каком событии идет речь? (1 балл)

«На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле Русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу».

А) Битва на р. Воже;

Б) Битва на р. Пьяни;

В) Куликовская битва;

Г) Невская битва.

10. О ком идет речь в отрывке? (1 балл)

«…Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Он не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы».

А) Святославе;

Б) Ярославе Мудром;

В) Владимире Мономахе;

Г) Олеге.

II. Расположите события в хронологической последовательности. (2 балла)

1. Выступление Ивана Болотникова;

2. Царствование Лжедмитрия I;

3. Правление «семибоярщины»;

4. Избрание царем Михаила Романова.

Ответ запишите в таблицу

III. Установите соответствие между датами и событиями. (4 балла)

1. 988 г.;                 А) Ледовое побоище;

2. 1223 г.;              Б) Крещение Руси;

3. 1242 г.;              В) Битва на Калке;

4. 1240 г.;              Г) Невская битва.

IV. Установите соответствие между понятиями и определениями. (5 баллов)

1. Погосты;                  А) Система содержания должностных лиц за счет местного населения;

2. Вотчина;                 Б) Народное собрание на Руси;

3. Кормление;            В) Места сбора дани;

4. Ярлык;                    Г) Наследственное земельное владение;

5. Вече.                       Д) Ханская грамота, дающая право на княжение.

V. Определите событие, решив историческую математику. (3 балла)

1. 1480 г. + хан Ахмат = ?

2. 1380 г. + Дмитрий Донской = ?

3. 1097 г. + Владимир Мономах = ?

VI. Укажите признаки поместья и вотчины. (5 баллов)

1. Является держанием на условиях несения службы;

2. Является единоличным держанием, которое передается по наследству;

3. Нельзя вносить по завещанию в монастырь;

4. Наследуется вместе с государевой службой;

5. Владельцами являются князья и бояре.

Признаки вотчины: ________________

Признаки поместья: _______________

VII. По какому принципу образован ряд? (2 балла)

Воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин.

Ответ: _____________________________

VIII. Заполните пропуски в тексте, слова запишите в таблице. (6 баллов)

В (1)______ г. (2)_____ принял (3) _________ и женился на византийской принцессе, отдав (4)________ в качестве выкупа за невесту. Вернувшись домой он устроил массовое крещение жителей (5)_________. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с (6)_________.

1

2

3

4

5

6

IX.  Прочтите текст и ответьте на вопросы. (8 баллов)

«… В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:

- Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.

И пошли за море к варягам, к руси.

Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:

- Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!

И избрались трое братьев со своими родами, и пришли, сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой,  Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.

И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Как называется документ, из которого приведен данный фрагмент?

Когда он был написан?

Кто  автор документа?

Что вам известно об авторе?



Предварительный просмотр:

Материалы к проверке заданий. 7 класс.

Максимальная оценка –  45 баллов

Время выполнения –  90 минут

Ответы и критерии оценивания заданий

Задания

Тип задания

Ответы

Критерии

оценивания

I

Тестовые задания

1-б; 2-г; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-г; 8-а; 9-в; 10-а

1 балл за каждый верный ответ

II

Определить последовательность событий.

2, 1, 3, 4.

2 балла. За любую ошибку в ряду всё задание оценивается 0 баллов

III

Установите соответствие между датами и событиями.

1-б; 2-в; 3-а; 4-г.

1 балл за каждый верный ответ.

IV

Установите соответствие между понятиями и определениями.

1-в; 2-г; 3-а; 4-д; 5-б

1 балл за каждый верный ответ.

V

Определите событие, решив историческую математику

1-Стояние на р. Угре;

2 – Куликовская битва;

3 – Любечский съезд.

1 балл за каждый верный ответ

VI

Укажите признаки

Признаки вотчины: 2,5

Признаки поместья: 1,3,4

5 баллов. За любую ошибку всё задание оценивается 0 баллов

VII

По какому принципу образован ряд

Руководители первого ополчения

2  балла за верный ответ

VIII

Заполните пропуски в тексте

1-988 г; 2- Владимир; 3- крещение;  4 - Корсунь; 5 – Киева; 6 – Перуном.    

1 балл за каждый верный ответ (всего 6 баллов)

IX

Анализ документа

1- «Повесть временных лет»;

2 – начало XII в.;

3 -  автор  Нестор;

4 – монах Киево-Печерского монастыря.

 2 балла за каждый верный ответ (всего 8 баллов)

ИТОГО:

45 баллов



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2018-2019 учебный год

ИСТОРИЯ

10 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 54 баллов

Время выполнения - 90 минут

1. Какой из древнерусских городов НЕ находился на пути «из варяг в греки»?

А) Киев; Б) Новгород; В) Ладога; Г) Смоленск; Д) Суздаль

2. Верно, ли что…

1. Первым в России полным Георгиевским кавалером был А.В. Суворов?

2. На совете в Филях сдать Москву ради сбережения армии первым предложил Барклай де Толли?

3. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г. возглавил П. Ляпунов?

4. Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками», потому что при вступлении в должность они целовали руку старосты?

5. 22 июня 1941 г. по радио с сообщением о нападении Германии на СССР выступил И.В. Сталин?

6. От имени советского правительства акт о капитуляции Германии подписал Г.К. Жуков?

7. Кавалером ордена «Победа» №1 стал И.В. Сталин?

8. Семен Дежнев был современником царя Алексея Михайловича?

3. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ существовали в XIX в.?

А) Приказы

Б) Сенат

В) Верховный тайный совет

Г) Государственная дума

Д) Государственный совет

Е) Министерство государственных имуществ

4. Расставьте события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности:

А) Бородинское сражение

Б) Смоленское сражение

В) Сражение на р. Березине

Г) Сражение под Малоярославцем

Д) Тарутинский маневр

5. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

а) Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольников, А.Г. Зверев

б) Сталинградская битва, Курская битва,  операция «Суворов»

6. Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткий ответ.

а) Баскак, темник, улан, хан

б) Б. И. Белобородов, Салават Юлаев, Василий Ус, И. Чика-Зарубин

7. Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

Исторический деятель

  1. А.И. Рыков
  2. Г.В. Чичерин
  3. А.И. Деникин
  4. А.Ф. Керенский
  5. Л.Б. Каменев

Род деятельности

А) Последний глава Временного правительства

Б) Председатель Совнаркома после смерти В.И. Ленина

В) Генеральный секретарь ЦК РКП(б)

Г) Главнокомандующий вооруженными силами Юга России

Д) Председатель ВЦИК, избранный на II съезде Советов

Е) Второй нарком иностранных дел

8. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и кратко объясните, что означает термин.

а) Эк___про____риация -

б) Ре___ар___ции –

в) Ра___ифи___ация –

9. Перед Вами отрывок из документа. Прочтите его и ответьте на вопросы:

«… сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом) … и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов …

… сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот».

а) Название документа.

б) Дата принятия документа (день, месяц и год)

10. Заполните пропуски в историческом судебном приговоре:

Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик донской казак (1), в (2) году, забыв страх Божий и присягу на верность его величеству великому государю (3), государю и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвел против него мятеж и, возмутив других казаков, пошел с ними на реку (4), дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой.

Апреля четвертого дня (5) года милостью Всемогущего и благодаря осмотрительности и доблестному усердию войска великого государя (3) ты, злодей, был захвачен в плен, и привезен к его величеству, и на расспросе под пыткой признал все свои вины

11. На карте отмечены основные районы размещения иностранного капитала в России в нач. XX века. В ответе укажите важнейший город (или города) каждого района, а также опишите его экономическую специализацию.

12. Представлены изображения памятников архитектуры, часть из которых находится в Москве, а часть в Санкт-Петербурге. Распределите их по городам. (по 2 балла за верное соотнесение, итого 12 баллов)

     

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2018-2019 учебный год

ИСТОРИЯ

11 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 57 баллов

Время выполнения - 90 минут

1. Какая древнерусская ювелирная техника изображена на иллюстрации?

А) зернь;

Б) скань;

В) чернь;

Г) финифть;

Д) эмаль.

2. Верно, ли что…

1. Первым в России полным Георгиевским кавалером был А.В. Суворов?

2. На совете в Филях сдать Москву ради сбережения армии первым предложил Барклай де Толли?

3. Первое ополчение, созданное в марте 1611 г., возглавил П. Ляпунов?

4.Помощников губного (земского) старосты называли «целовальниками», потому что при вступлении в должность они целовали крест?

5. 22 июня 1941 г. по радио с сообщением о нападении Германии на СССР выступил И.В. Сталин?

6. От имени советского правительства акт о капитуляции Германии подписал Г.К. Жуков?

7. Кавалером ордена «Победа» №1 стал И.В. Сталин?

  8. Семен Дежнев был современником царя Алексея Михайловича?

3. Какие из перечисленных государственных учреждений НЕ существовали в XVIII в.?

А) Коммерц-коллегия

Б) Сенат

В) Верховный тайный совет

Г) Государственная дума

Д) Государственный совет

Е) Редакционные комиссии

4. Расставьте события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности:

А) Бородинское сражение

Б) Смоленское сражение

В) Сражение на р. Березине

Г) Сражение под Малоярославцем

Д) Тарутинский маневр

5. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.

а) Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Фанагория, Танаис

б) Е.Ф. Канкрин, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольников, А.Г. Зверев

6. Кто является лишним в ряду? Дайте краткий ответ.

а) Б. И. Белобородов, Салават Юлаев, Василий Ус, И. Чика-Зарубин

б) В.Талалихин, А.Матросов, В.Чапаев, Н.Гастелло

7. Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

Исторический деятель

1. А.И. Рыков

2. Г.В. Чичерин

3. А.И. Деникин

4. А.Ф. Керенский

5. Л.Б. Каменев

Род деятельности

А. Последний глава Временного правительства

Б. Председатель Совнаркома после смерти В.И. Ленина

В. Генеральный секретарь ЦК РКП(б)

Г. Главнокомандующий вооруженными силами Юга России

Д. Председатель ВЦИК, избранный на II съезде Советов

Е. Второй нарком иностранных дел

8. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и кратко объясните, что означает термин. (по 1 баллу, итого 5 баллов)

а) Ра___ифи___ация –

б) Де___аль___ация  -

в) Кон___ерг___нция –

9. Перед Вами отрывок из документа. Прочтите его и ответьте на вопросы:

«… сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом) … и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов …  

… сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот».

а) Название документа.

б) Дата принятия документа (день, месяц и год).

10. Вам представлен отрывок из исторического документа. Прочтите его и ответьте на вопросы.

«19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным комитетам и совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза».

а) Как называется процитированный документ ?

б) В каком году он был принят?

в) Сколько государств приняло участие в подписании этого документа?

г) В состав какого законодательного акта был включён этот документ через два года?

11. На карте отмечены основные районы размещения иностранного капитала в России в нач. XX века. В ответе укажите важнейший город (или города) каждого района, а также опишите его экономическую специализацию.

12. Представлены изображения памятников архитектуры, часть из которых находится в Москве, а часть в Санкт-Петербурге. Распределите их по городам.

    



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

10 класс

Ответ

Комментарии

Начисление баллов

1

Д

Суздаль находился в стороне от Днепра. Все остальные города находились на этом пути.

2 балла

2

Верно: 2, 3, 6, 8

Неверно: 1, 4, 5, 7

1 - первый полный георгиевский кавалер М.И. Кутузов

4 – целовальник целовал крест

5 – о начале войны объявил В.Молотов

7 – орден Победы №1 получил Г.К. Жуков

По 0,5 балла за верное соотнесение (итого 4 балла)

3

А, В, Г

Приказы прекратили существование в нач. XVIII века, Верховный тайный совет в 1730 г., Государственная Дума созвана лишь в 1906 г.

За каждый верный ответ – 1 балл (итого 3 балла)

4

Б-А-Д-Г-В

3 балла за полностью верную последовательность

5

а) министры и наркомы финансов

б) сражения Великой Отечественной войны

1 балл за каждое верное определение (итого 2 балла)

6

а) уланы – вид кавалерии, не является ордынским чином

б) Василий Ус – сподвижник Разина, остальные - Пугачёва

1 балл за каждое верное определение (итого 2 балла)

7

1-Б, 2-Е, 3-Г, 4-А, 5-Д

Лишняя характеристика – В) Генеральным секретарём ЦК РКП(б) был И.Сталин

1 балл за каждое верное соотнесение (итого 5 баллов)

8

экСпроПриация – принудительное отчуждение собственности

реПарАции - возмещение за причинённые войной убытки

раТифиКация - окончательное утверждение страной международного договора

1 балл за каждое верное написание И

1 балл за каждое верное толкование (итого 6 баллов)

9

а) Приказ №227

б) 28 июля 1942 г.

По 2 балла за ответ (итого 4 балла)

10

1) – Степан Разин; 2) – 1667 г.; 3) – Алексей Михайлович; 4) – Волга; 5) – 1671 г.

1 балл за каждый верно данный ответ (итого 5)

11

1) – Санкт-Петербург; машиностроение, финансовый сектор (банки, акционерные общества)

2) - Юзовка (Донецк), Екатеринослав (Днепропетровск), Кривой Рог, Мариуполь, Краматорск, Енакиево; угольная промышленность, металлургия

3) – Баку; нефтедобывающая промышленность

Города:

2 балла – за каждый город (во 2 случае хотя бы один верный)

Специализация:

2 балла – за каждый регион

(итого: 12 баллов)

12

Москва – Б, В, Д, Е (Храм Христа Спасителя; Дом Пашкова;  Ярославский вокзал,. Исторический музей)

Санкт-Петербург – А, Г (Зимний дворец, Спас на крови)

По 1 баллу (итого 6 баллов)

Итого 54 балла


ОТВЕТЫ

11 класс

Ответ

Комментарии

Начисление баллов

1

Б

Скань – узор из металлической нити

2 балла

2

Верно: 2, 3, 4, 6,   8

Неверно: 1, 5, 7

1 – первый полный георгиевский кавалер М.И. Кутузов

5 – о начале войны объявил В.Молотов

7 – орден Победы №1 получил Г.К. Жуков

По 0,5 балла за верное соотнесение (итого 4 балла)

3

Г, Д, Е

Государственный совет – с 1810, Редакционные комиссии – с 1859 г., Государственная Дума созвана лишь в 1906 г.

За каждый верный ответ – 1 балл (итого 3 балла)

4

Б-А-Д-Г-В

3 балла за полностью верную последовательность

5

а) греческие колонии в Причерноморье

б) министры и наркомы финансов

1 балл за каждое верное определение (итого 2 балла)

6

а) Василий Ус – сподвижник Разина, остальные – Пугачёва

б) В.Чапаев – не является героем Великой Отечественной войны

1 балл за каждое верное определение (итого 2 балла)

7

1-Б, 2-Е, 3-Г, 4-А, 5-Д

Лишнее – В). Генеральным секретарём ЦК РКП(б) был И.Сталин

1 балл за каждое верное соотнесение (итого 5 баллов)

8

раТифиКация – окончательное утверждение страной международного договора

деВальВация – снижение стоимости национальной валюты

коНвергЕнция – процесс сближения (например, общественно-политических систем)

1 балл за каждое верное написание И 1 балл за каждое верное толкование (итого 6 баллов)

9

а) Приказ №227

б) 28 июля 1942 г.

По 2 балла за ответ (итого 4 балл)

10

а) Договор об образовании СССР;

б) 1922 г.;

в) четыре (РСФСР, УССР, БССР, ЗССР);

г) Конституция СССР (1924 г.)

2 балл за каждый верно данный ответ (итого 8 баллов)

11

1) – Санкт-Петербург; машиностроение, финансовый сектор (банки, акционерные общества)

2) – Юзовка (Донецк), Екатеринослав (Днепропетровск), Кривой Рог, Мариуполь, Краматорск, Енакиево; угольная промышленность, металлургия

3) – Баку; нефтедобывающая промышленность

Города:

2 балла – за каждый город (во 2 случае хотя бы один верный)

Специализация:

2 балла – за каждый регион

(итого: 12 баллов)

12

Москва – Б, Г, Д, Е (Ярославский вокзал, Дом Пашкова. Исторический музей, Храм Христа Спасителя)

Санкт-Петербург – А, В (Зимний дворец, Спас на крови)

По 1 баллу (итого 6 баллов)

Итого  57 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания олимпиады по истории для 5 класса (школьный этап)

Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов....

Задания олимпиады по истории для 6 класса (школьный этап)

Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности  обучающихся 6-х классов....

Олимпиада по истории России 9 класс

Текст олимпиады по истории 9 класс...

Олимпиада по истории России, 9 класс

Серия олимпиад по истории России для старших классов позволяет выявить уровень знаний обучающихся уже на школьном этапе Всероссийской олимпиады. Задания повышенной сложности могут служить контрольно-и...

Олимпиада по истории России, 10 класс

Серия олимпиад по истории России для старших классов позволяет выявить уровень знаний обучающихся уже на школьном этапе Всероссийской олимпиады. Задания повышенной сложности могут служить контрольно-и...

Олимпиада по истории России, 11 класс

Серия олимпиад по истории России для старших классов позволяет выявить уровень знаний обучающихся уже на школьном этапе Всероссийской олимпиады. Задания повышенной сложности могут служить контрольно-и...

Олимпиада по истории России, 11 класс

Серия олимпиад по истории России для старших классов позволяет выявить уровень знаний обучающихся уже на школьном этапе Всероссийской олимпиады. Задания повышенной сложности могут служить контрольно-и...