Московская Русь В XIV- XVI ВЕКАХ
методическая разработка по истории (7 класс)

Ходаковская Ирина Анатольевна

урок истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_kl.doc681 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

НА ТЕМУ:

 

Преподаватель: Ходаковская И.Н.

Учебный предмет: история

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Форма: работа в группах

Тема: «Московская Русь в XIV-XVI веках»

Цели урока:

  • проверить знания по изученной теме;
  • систематизировать знания понятий и дат;
  • научить обучающихся формулировать собственные суждения.

Задачи:

  • формировать коммуникативные навыки и навыки самостоятельной работы с информацией;
  • развивать навыки работы в группах.

Оборудование: карточки с заданиями, иллюстративный материал, схемы для заполнения.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I этап урока. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. 4 минуты

Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Слушают, осознают цели, вместе с учителем.

Выделение    

существенной

информации.

Выделение    

существенной

информации.

Отвечают на вопросы

и задают собственные

II. Формирование УУД. 35 минут (по 7 минут на задание)

Учитель делит класс на группы, объясняет первое задание, координирует работу учеников.

Задание 1. Ученики получают по несколько карточек. На одних карточках указано имя правителя, на других – краткие сведения о деятельности и годах правления. Задача: собрать пары карточек

Определяют в группе спикера

Работают с текстами карточек.

Подбирают пары карточек.

Представляют результат работы в группе

Учитель объясняет, что в задании № 2 ученикам необходимо вписать в пустые клетки под соответствующими номерами слова «барщина» и «оброк»

Задание 2.

Каждая группа получает листок с заданием и выполняет на нем задание

В группах идет обсуждение правильных ответов

Заполняют правильные ответы в клетки

Представители групп объясняют свой выбор, аргументируя его.

Учитель указывает на то, что необходимо соотнести символы с терминами и найти их место на схеме

Задание 3. Каждая группа получает листок со схемой и заполняет его

Прежде, чем заполнить листок, группа обсуждает правильность своего выбора

Заполняют схему

Группы обмениваются заполненными схемами и комментируют чужие ошибки или подтверждают правильные ответы

Учитель объясняет, что группа должна внимательно рассмотреть репродукцию и ответить на вопросы заданий

Задание 4. Каждая группа получает иллюстрацию с репродукцией картины известного художника.

Рассматривают иллюстрации

Обсуждают сюжеты картин, предполагают, какие события изображены, узнают исторических деятелей

Представители групп комментируют сюжеты картин

Учитель раздает каждой группе карточку с иллюстрацией и объясняет суть заданий.

Задание 5. Группы получают карточки с изображением иллюстраций на тему «Культура Русского государства в XIV-XVI вв.»

Рассматривают иллюстрации

Обсуждают объекты архитектуры, живописи

Представители групп отвечают на поставленные в заданиях вопросы.

III. Подведение итогов групповой работы. 6 минут

Учитель выделяет самых активных учеников в группах и предлагает ученикам оценить свою деятельность в баллах

Оценивают свой вклад в  групповой работе

Заполняют оценочный листок

Озвучивают выставленные баллы

Рефлексия.

Высказывают мнение о том, что понравилось на данном уроке и на каком этапе возникали затруднение

Приложение №1

ИВАН КАЛИТА

Годы правления - 1325-1340 гг.

  • задаривая хана Золотой Орды, не давал ордынцам повода для новых разорительных походов на Русь;
  • получил прозвище за скопидомство и богатство

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Годы правления – 1359-1389 гг.

  • вел борьбу с Тверским княжеством;
  • разгромил ордынцев на реке Вожжа в 1378 году;
  • разбил войско хана Мамая на Куликовом поле в 1380 г. и получил прозвище Донской

ВАСИЛИЙ I

Годы правления – 1389-1425 гг.

  • присоединил к Москве Нижегородское княжество, а также Муромское и Тарусское княжества;
  • прекратил выплату дани Золотой Орде

ВАСИЛИЙ II

Годы правления – 1425-1462 гг.

  • получил прозвище Темный из-за того, что был обвинен в связях с золотоордынцами и ослеплен якобы за измену

ИВАН III

Годы правления – 1462-1505 гг.

  • присоединил Новгород к Москве;
  • перестал платить дань Золотой Орде, чем положил конец монголо-татарскому владычеству над Русью

ВАСИЛИЙ III

Годы правления – 1505-1533 гг.

  • ликвидировал самостоятельность Пскова;
  • при этом Великом князе был закончен процесс политического объединения русских земель и создано единое государство

ИВАН IV

Годы правления -1547-1584 гг.

  • в 1549 г. при его правлении был созван первый Земский собор (собрание представителей всех русских земель);
  • в 1550 г. был принят новый Судебник;
  • при нем расширились границы русского государства за счет присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств;
  • ввел опричнину  и боролся с боярами

Приложение № 2

Задание №2  Барщина и оброк

Какие занятия, изображенные на картинках, могут относиться к исполнению:

А) барщины;   Б) оброка?

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание № 3

Соотнесите символы и термины. Найдите их место на схеме устройства Русского централизованного государства:

А) Боярская дума;

Б) Великий князь;

В) боярин-наместник;

Г) дворяне;

Д) церковь;

Е) приказы;

Ж) народ

Приложение № 4

Задание. Что изображено на сюжете картины художника С.В.Иванова?

Кто восседает на троне?

Задание. Кто изображен на картине И.Репина? Опишите действие на картине.

Задание.  Какое историческое событие изображено на картине В.И.Сурикова?

 Коротко прокомментируйте его.

о

Задание. Какое событие изобразил художник Бубнов. Когда оно произошло?  

Кто изображен под знаменем?

Приложение № 5

Задание. Какой вид живописи вы видите на иллюстрации?

 Что вы можете сказать о Дионисии?

Задание. Кому посвящен памятник на иллюстрации? Как назывались первые книги?

Задание. Что вам известно об этом архитектурном сооружении? Назовите имена зодчих, построивших это сооружение.

Задание.  В каком городе было построено это сооружение? Как оно называется и какую роль выполняло в Русском государстве?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России.контрольная работа по теме "Московская Русь. Создание единого государства" (6 класс)

Работа составлена с учетом уровня способностей и возможностей ученика. Состоит из 2 вариантов. В каждом варианте три уровня сложности: на "5", на "4", на "3". Ученик сам выбирает уровень, зная на како...

История России.Терминологический контроль по теме "Московская Русь" (6 класс)

Работа представлена двумя вариантами. В каждом варианте по два задания: первое - на проверку знания дат, второе - на знание терминов. Для удобства пользования задания копированы на весь лист формата А...

Тесты по теме "Московская Русь" (6 класс)

Тесты направлены на проверку знаний учащихся 6 класса по теме "Московская Русь". В тесты включены задания на знание исторических терминов, событий и дат. Учащимся предложено вставить имена, понятия в ...

Обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Повторение и закрепление материала по теме "Московская Русь"...

Обобщающий урок по теме "Московская Русь"

Повторение и закрепление материала по теме "Московская Русь"...

Тест "Московская Русь". 10 класс.

Проверка знаний учащихся 10 классов по Истории России....

"Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века" конспект и презентация

Разработка урока и презентация  проста в применении и помогает обучающимся лучше разобраться в не совсем  простой теме....