Урока истории в 5 классе "Введение. Что изучает история" ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс)

Анашкина Оксана Михайловна

К учебнику: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 3-е изд. - М.: 2015 - 303с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._vvodnyy_urok.docx25.01 КБ
Файл 1._razdatochnyy.docx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

План урока №1 Тема: Введение. Что изучает история.

дата 3 сентября 2018 г. Класс 8 в; дата 4 сентября 2018 г. Класс 8 а; дата 4 сентября 2018 г. Класс 8 б; дата 5 сентября 2018 г. Класс 8 г

Цели урока: , заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги, получение  первоначальных знаний  о  предмете изучения истории Древнего мира  за счет расширения понятийной базы, совершенствование  навыков  работы со схемами

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал

ХОД УРОКА

№ п/п    

Этап урока                    

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Сообщение темы урока: Введение. Что изучает история.

Подготовка класса к работе.

Записывают тему урока в тетрадь.

Настроить на рабочий лад, сконцентрировать внимание на учебном процессе.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Беседа по теме урока.

1.По названию темы урока предположите, о чем пойдет речь?

2. Что вы знаете по данной теме из начальной школы?

Отвечают на вопросы.

осознанное речевое высказывание в устной форме;

поиск нужной информации, используя знания начальной школы

3.Постановка учебной задачи.

План

1)        Что изучает история Древнего мира?

2)        Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

Работают с учебником

Учатся структурировать знания

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Беседа по прочитанному.

-        Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называются предмет, который дает нам информацию о жизни людей в далеком прошлом? (Исторический источник)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места римских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника).

Отвечают на вопросы

Составление кластера

Записывают новые термины в тетрадь

Учатся структурировать знания;

дополнять имеющихся знания о предмете изучения истории и исторических источниках; поиск информации из учебника.

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Учатся учитывать выделенные учителем действия.

5.Первичное закрепление.

6. Включение в систему знаний и повторение

Поясняет задания для работы в группах (прил. 1)

Определить исторические источники.

Работают в 2 группах, готовят выступление от лица группы.

умение сотрудничать в группе, принимать другое мнение и позицию.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест (прил. 2)

1. История – наука о …

А) прошлом планеты Земля;  Б) прошлом человечества;

В) будущем человека;             Г) развитии природы.

2. Археология изучает:

А) устное народное творчество;    Б)  вещественные памятники;

В) памятники природы;                  Г) письменные памятники.

3. К вещественным историческим источникам относятся:

А) древние рукописи;                        Б) осколки посуды;

В) надписи на стенах зданий            Г) развалины домов и храмов;

Д) письма;                                           Е) кости людей и животных.

Выполняют тест.

Взаимопроверка:

Ключи: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, Г, Е (5 баллов).

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Выделите формы деятельности, в которых вы принимали участие:

1.___________________

2.___________________

3.___________________

Что было самым трудным в ходе занятия?

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

Что нового я узнал (а) на занятии?

развивают способности к самооценке.

Учатся прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Домашнее задание: С. 6-8, читать, знать схему. Творческое задание: составить кроссворд из 5 слов по теме урока.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 7 классе"Что изучает физика"

Тема урока::Что изучает физика                         Цели  уро...

Конспект урока в 5 классе "Что изучает история Древнего мира."

Конспект урока "Что изучает история Древнего мира", призван заинтересовать учебным материалом, создать у уча­щихся первичные представления об истории как науке и обеспечить усвоение понятий «ист...

Урок в 5 классе «Что изучает история». Урок отработки умений и рефлексий.

 Технологическая карта к  уроку  в 5 классе «Что изучает история». ...

Проект «Изучаем фразеологизмы мифологического происхождения на уроках истории»

Проект учащихся пятых классов, посвященный изучению фразеологизмов  мифологического происхождения, объединил две учебных дисциплины: историю и русский язык. [[{"type":"media","view_mode":"me...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Презентация по истории на тему "Что изучает история. Источники знаний о прошлом."

Вводный урок по истории на тему "Что изучает история"....

Открытый урок. История, 5 класс. Что изучает история?

В пятом классе дети начинают изучать новый предмет - историю. На первом уроке важно показать им, что история - это не скучный урок, где нужно заучивать скучные даты, непонятные имена и события, а урок...