Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"
статья по истории (9, 10, 11 класс)

Степанова Тамара Гатыповна

Школьный музей  - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников  в процессе совместной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Степанова Т.Г  г.Улан-Удэ

                                                               МАОУ «СОШ№35» учитель истории

                                                               ctg0273@gmail.com

Проектно-исследовательская деятельность в школьном музееведении.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Для развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС проектная и учебно-исследовательская виды деятельности в школе являются основными. Школьный музей  - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников  в процессе совместной деятельности. Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, проектно-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. В 1975 году в МАОУ СОШ №35, был открыт музей « Зал Боевой славы». Целью школьного музея является гражданско-патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность музея Боевой Славы. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности. В нашей школе реализуется долгосрочный проект «Виртуальный музей». Главной целью нашего проекта: является создание видеоматериалов о биографии, боевом пути ветеранов ВОВ, ветеранах тыла, труда. Исследовательская работа по поиску воинов, погибших в эвакогоспиталях, истории родного края.1.Сохранение исторической памяти и наследия;

Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости  ценностей.

2.Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3.Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5.Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

Основные задачи проекта:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающим миром, воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, к родному городу, своему району.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

-интерес к историческим знаниям, формирование отчетливых представлений о неразрывной с  исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

-приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края, могилами уважаемых земляков, героев войны и труда, вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания ветеранов,     биографические сведения о них; изучать историю родного края,  своего класса.

Результат проекта: Сохранение исторического, культурного наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, знание истории, прошлого народа, родного края. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами. Исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главным отличием исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что главной целью является развитие личности учащегося, а не открытие объективно нового результата, как в  науке. В образовании цель исследовательской деятельности: в приобретении учащимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения объективно новых знаний. (1) В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.  В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система проектно-исследовательских заданий. Проектно-исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.  Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников компетенций. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями: исследователя, экскурсовода, археолога, видеооператора и т. д. Практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: Систематическая связь с уроками, со всем образовательным процессом.  Проведение научного и учебно-исследовательского поиска.  Использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.  Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.  Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.  Организация постоянных связей с государственными музеями  архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:1)  цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; 2)  учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом,  чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями и т. д.  Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; 3)  организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти виды деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач  с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования[2]. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:  анализ актуальности проводимого исследования;  целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;·  компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.  Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности  исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Гусева Н.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ульяновск, 2014. С. 125-128.

2. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...