Благовест над Поронайском. Православный Приход святителя Тихона
проект по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Катеринчук Марина Владимировна

Благовест над Поронайском.

Православный Приход святителя Тихона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_blagovest.docx546.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

г. Поронайска

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Благовест над Поронайском.

Православный Приход святителя Тихона

Учащиеся: Аркадий Шелех

Сергей Беликов

Марк Аулов

Ольга Панькина

Наталья Цаликова

Ксения

                                              Руководитель: Катеринчук М.В.

Поронайск

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение………………………………………………..  3-4
    - актуальность темы исследования……………………… 3
    - цели и задачи………………………………………......... 4

-объект и предмет исследования, методы исследования  4

-гипотеза …………………………………………………   4

   2. Основная часть…………………………………………….5-9
            Глава 1. Теоретическое изучение вопроса        ………………… 5

            Глава 2.  Практическое   изучение вопроса      ………………6-14

                       2.1. Планирование исследовательской работы…………    6

                       2.2. Практическая работа………………………………  6- 9

3.Заключение………………………………………………………9

4.Список литературы…………………………………………….10

5.Приложение…………………………………………………11-14

1.ВВЕДЕНИЕ

В этом году исполняется 150 лет городу,  в котором мы живём. На наших глазах Поронайск возрождается, хорошеет, приобретает всё более привлекательный вид. Построены или отреставрированы дома, вокзал, площадь…

Не так давно стали достопримечательностью городского центра и золотые купола, венчающие бревенчатое здание храма.

Но много ли мы знаем о его истории, архитектуре, внутреннем убранстве?

Как влияет на эмоциональную атмосферу города, на его жителей  сам храм и звон его колоколов?

Мизерная информация, которая была доступна, побудила нас исследовать вопрос самостоятельно.

Опрос общественного мнения выявил актуальность выбранной темы исследования, так как большая доля респондентов признала, что не знает истории прихода и проявила желание узнать  об этом больше. (Приложение № 1)

Нашей целью стало:

  1. Заполнение лагун незнания о православном Приходе Поронайска;
  2. Выявление влияния присутствия храма на эмоциональную атмосферу города.

Путь «от незнания к знанию» определил наши задачи:

  • Исследовать историю православного Прихода святителя Тихона в Поронайске
  • Составить вопросы  и провести мониторинг общественного мнения;
  • Обработать данные мониторинга и выявить актуальность исследования для респондентов;
  • Собрать информацию о Приходе (библиотека, Интернет, архив);
  • Посетить Приход для сбора фото – видео материалов;
  • Подготовить вопросы и взять интервью у отца Димитрия;
  • Проанализировать собранный материал;
  • Создать конечный продукт в виде фильма и (или) фотоальбома.

 Объект исследования –  поронайский православный Приход святителя Тихона Московского.

 Предмет исследования – храмовое сооружение, его устройство, символика  и влияние на эмоциональную атмосферу городской жизни.

Гипотеза:

Храм – это сооружение, значимое для всех жителей города, а не только для верующих.    Нина Борисовна Мечковская         писала: «Жители селения, где есть только хижины (избы) отличаются по ментальности от жителей селения, в котором есть хотя бы одно небудничное сооружение – святилище – храм».

Методы исследования:  изучение литературы по теме, сбор данных,   мониторинг, накопление фото и видео материалов, структурирование, анализ и  обобщение.

Работа носит практический  и прикладной характер,  так как её материалы можно использовать на уроках истории, краеведения, МХК, во внеклассной работе учителями и обучающимися, а так же всеми интересующимися историей  и культурой Поронайска.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретическое изучение  вопроса

  1. Из истории Прихода святителя Тихона Московского

Архив Южно-Сахалинского епархиального управления и материалы сайта храма  позволили  нам получить информацию об истории православного Прихода г. Поронайска;  через Интернет стала доступна биография святителя Тихона; словари , Википедия и книга Ереминой Т. С. «Русский православный храм. История. Символика. Предания», дали возможность разобраться в понятийном аппарате, связанном с символикой храма.

Таким образом. мы узнали, что Приход святителя Тихона, патриарха Московского  и Всея Руси в г. Поронайске был основан 9 июля 1993 г.

 Первым настоятелем храма был священник Дионисий Кашкин.

(20 апреля 1993 - 24 ноября 2005). Первоначально приход ютился в старом

частном доме по ул. Ленина,1.

10 июля 1994 г. заключается договор на право хозяйственного ведения

на здание бывшего кафе «Колобок» по адресу ул. Невельская, 37. Спустя

несколько лет, начинается строительство храма. Строили новую церковь

всем миром. Как сообщил председатель попечительского совета Анатолий

Марьенко, только прихожане пожертвовали на ее возведение более 500 тыс.

Рублей. Сбором денег также занималось Поронайское отделение партии «Единая Россия». Большую лепту на благое дело внесли местные рыбопромышленные предприятия и армянская диаспора. В целом стоимость храмового комплекса оценивается в 5 млн. рублей. Член попечительского совета Квон Кин Зин, возглавляющий местную строительную организацию, стал главным застройщиком новой церкви. Кованую ограду он купил и установил на свои личные средства. Поронайский нотариус Юрий Холин  подарил храму  купола.

24 ноября 2005 г. совершается первое богослужение во вновь отстроенном храме. Настоятель храма - Димитрий Быков с 25 ноября 2005  иерей.

      В ноябре 2010 года удалось завершить внутреннюю отделку и завести церковную утварь. Также была приведена в порядок прихрамовая территория. За минувшие годы на территории храма был установлен Памятник военнослужащим, погибшим в мирное время, а также Памятный крест жертвам геноцида армянского народа. 

18 ноября 2010 года во вновь построенном храме во имя святителя патриарха Тихона была совершена первая Божественная литургия.

11 ноября 2012 года епископ Южно-Сахалинский Тихон совершил великое освящение храма, в который собралось около ста человек.

Глава 2. Практическое   изучение вопроса

2.1. Планирование практической  работы  

  • Посетить Приход для сбора фото – видео материалов;
  • Подготовить вопросы и взять интервью у отца Димитрия;
  • Проанализировать собранный материал;
  • Создать конечный продукт в виде фильма  или альбома.

2.2. Практическая  работа

     На уроках краеведения учениками 8-9 классов были сформулированы вопросы, на которые  хотелось получить ответы непосредственно от настоятеля Прихода  - иерея отца Димитрия (приложение № 2).

      В христианском храме все имеет две природы - духовную и материальную.  Материальное  непосредственно доступно нашему восприятию, на духовное указывает символика. Поэтому любому человеку  необходимо иметь о ней представление, чтобы владеть историей и культурой  своего народа.

Архитектура храма.

Мы узнали, что наш храм построен по типовому проекту. Это значит, что такие сооружения мы можем встретить на всех просторах нашей родины, где возрождается церковь. Тем более важным показалось нам узнать главные символы, заложенные в архитектуру и внутреннее устройство  такого  типового храма.

Главное в храме – купола.  К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

По одному куполу возвышаются над храмом и колокольней нашего Прихода.

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

 Одноглавые храмы на Руси являлись символом Единого Бога и совершенства творения. Иногда к ним пристраивались колокольни,  и  тогда два купола символизировали два естества Господа Иисуса Христа — Божественное и человеческое.

 Таким образом, два купола нашего храма символизируют два естества Богочеловека   Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Купола нашего храма имеют выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Форма луковицы – символ пламени свечи, зажжённой во имя Бога, символ  победы светлых сил.

Золотой цвет куполов – особый символ. Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.  Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Из рассказа отца Димитрия мы узнали, что колокола   нашего храма привезены из Воронежа. Отлиты  они из  сплава бронзы и серебра. Каждый из пяти колоколов имеет свой размер и  своё звучание. Колокольный звон жители Поронайска могут  слышать  каждый день в 12 часов по полудню  и перед богослужением.  Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии называется – БЛАГОВЕСТ.

 Кто звонит в колокола?  Сам отец Димитрий и  двое послушников прихода. Специальной подготовки для этого не требуется. Только музыкальный слух и предрасположенность.

Внутреннее устройство.

Самая святая часть храма находится за иконостасом – это алтарь. В алтарь, как правило,  входят только священники.

Иконостас - главная стена храма, несущая иконы.

Самые почитаемые иконы нашего храма – это икона святителя Тихона Московского, во имя которого назван Приход и  икона святого Николая Угодника.

Средние двери иконостаса, расположенные  перед алтарным престолом, носят название царские врата, в честь того, что во время богослужения туда входит сам  царь славы - Господь Иисус Христос.

Аналое  - (др.греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. На аналое в день большого церковного праздника находится праздничная икона....

      Результатом нашего посещения храма и интервью с отцом Димитрием стал 12- минутный видеофильм, который содержит ответы на  поставленные нами вопросы.      Многое  осталось за кадром. Поэтому следующим шагом в разработке этой темы станет создание  детально проработанного фотоальбома.

Заключение:

Возвращаясь к опросу общественного мнения, хочется особо отметить, что независимо от того, какое отношение имеет человек к религии (верующий или нет), взрослый, подросток или ребёнок,  подавляющее  большинство опрошенных людей на вопрос: «Нравится ли Вам, что в центре города появился православный храм?» дали положительный ответ. (Приложение № 3). Поэтому мы можем считать, что наша гипотеза о том, что Храм – это сооружение, значимое для всех жителей города нашла себе убедительное подтверждение.

Ещё один ответ на вопрос  «Как вы относитесь к представителям других религий?» -  убедил нас в веротерпимости и толерантности жителей города  (приложение № 3).

Русская красота. Русская духовность. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают образы золотых куполов православного храма. А купола, символизирующие  гармонию и вечность, в едином порыве тянут нас вместе с собой  к красоте и душевному свету.

   Над храмами сверкают купола,

Народу возвращаются иконы,

И мы идем и отдаем поклоны,

   Под звон, что издают колокола.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Архив Южно-Сахалинского епархиального управления.

2.«Благовест над островами» — Православный Сахалин, 2013

3.Даль В.И. Толковый словарь русского языка – Москва: Просвещение, 1998

4. Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

5.Мечковская Н. Язык и религия, 1998

6.Православный Сахалин - официальный сайт  pravosakh.rin.ru.am

Южно-Сахалинская и Курильская епархия — Википедия

7. Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm

8  Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1.

.

Приложение № 1.

Было опрошено всего 135 человек.

Обучающихся  (6, 8,9,10,11 классы) – 101.    Учителей  - 34.

Вопросы опроса общественного мнения.

Учителя

34 чел.

    %

Ученики

101 чел.

1.Ваше отношение к вере:

а) атеист  (не верующий)

б) верующий

19

15

56

44

32

69

а) христианин

б) мусульманин

 в) буддист

г) иудей

15

-

-

-

100

63

3

2

1

2. Посещаете ли Вы храм?

а) да

б) нет

18

16

53

47

38

63

3. Как часто?

а) часто

б) не часто

в) не так часто, как хотелось бы

г) не считаю необходимым

1

18

5

10

3

53

15

29

4

39

24

32

Приложение № 2.

Вопросы к отцу Димитрию:

  • Приход, храм  или церковь -  есть ли в этих понятиях разница?
  • Почему приход посвящён именно патриарху Тихону?
  • Кто  архитектор? (Имя) Светский это человек или связан с религией?
  • Ступени при входе в храм – это специально? или необходимость?
  • Какая символика заложена в архитектуру храма?
  • Колокольня. Есть ли колокола  или это запись?
  • Откуда привезены колокола?
  • Как часто звонят и по какому поводу?  Какие бывают напевы?
  • Кто исполняет (играет)?
  • Сколько служащих?  Какие должности есть в храме?
  • Живут ли постоянно при церкви?
  • Какова символика внутреннего убранства храма?
  • Алтарь
  • Иконостас
  • Царские врата
  • Иконы  каких святых наиболее почитаемы?
  • Откуда поступают иконы? Церковная атрибутика, литература?
  • На какие средства  существует приход?
  • Сколько прихожан (ведётся ли такая статистика?)?
  • Увеличивается число прихожан?
  • Много ли молодёжи посещают храм?
  • Многие ли крестят детей?
  • Венчаются ли в храме?
  • Что Вас привело в церковь?  Почему Вы встали на духовную стезю?
  • Что для Вас главное  в службе? Какой момент вызывает наибольшее волнение или удовлетворение?
  • Ваше отношение к другим конфессиям?

Приложение № 3.

Было опрошено всего 135 человек.

Обучающихся  (6, 8,9,10,11 классы) – 101

Учителей  - 34

Вопросы опроса общественного мнения.

Учителя

34 чел.

    %

Ученики

101 чел.

1. Нравится ли Вам, что в центре города появился православный храм?

а) нравится

б) не нравится

в) всё равно

29

2

3

85

6

3

68

4

29

2.Хотелось ли Вам связать свою жизнь со служением Богу?

а) да  

б) нет

в) не знаю

1

33

3

97

40

60

1

3. Совершаете ли вы религиозные обряды (молитва, причастие и др.)?

а) да  

б) нет

10

24

29

71

33

68

4. Как Вы относитесь к представителям других религий?

а) положительно

б) отрицательно

в) терпимо

г) с опасением

д) равнодушно

14

5

6

1

7

41

15

18

3

20

43

5

21

8

24

Приложение № 4.

Словарь терминов:  

АЛТАРЬ —  ( из словаря Ефремова). Наиболее важная по смыслу часть храма. Наиболее распространенная версия происхождения термина — от латинского корня alt в значении "высокий".

АНАЛОЕ - (др.греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. На аналое в день большого церковного праздника находится праздничная икона....

БЛАГОВЕСТ – (из словаря Ожегова ). Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. Ударение: бла́говест.

ИКОНОСТАС – Гласная стена храма, несущая иконы. ИКОНОСТА́С (от греч. είχών — изображение и στάσιζ — местоположение) — преграда, отделяющая в православном храме его сакральную часть — алтарь. Состоит из горизонт. рядов (чинов) икон…

slovari.yandex.ru

КУПОЛА  -   (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой. Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил.

ЛИТУРГИЯ – торжественное богослужение.

ПАНИКАДИЛО - подвесной церковный светильник с множеством свечей, это центральный светильник, богато украшенный хрусталём, способствующим усилению света свечей. Свет имеет священное значение для церкви. А паникадило - это один из главных светильников церкви. Паникадило может содержать разное число свечей. Встречаются паникадила, к примеру, с тринадцатью свечами. Оно обозначает двенадцать апостолов с Иисусом Христом. В этом случае одна из свечей располагается центральнее и выше всех остальных.
Патриарх святейший Тихон Московский.

Патриарх Тихон

11-й Патриарх Московский и всея России

21 ноября (4 декабря) 1917 — 7 апреля 1925

Избрание:

(18) ноября 1917

Интронизация:

21 ноября (4 декабря) 1917

Церковь:

Православная российская церковь

Предшественник:

Патриарх Адриан; Стефан Яворский (патриарший местоблюститель); Синодальный период (1721—1917)

Преемник:

Митрополит Петр (патриарший местоблюститель) до 1937; Патриарх Сергий

 

Имя при рождении:

Василий Иванович Беллавин

Рождение:

19 (31) января 1865
Торопецкий уезд, Псковская губерния, Российская империя

Смерть:

7 апреля 1925 (60 лет)
Москва, СССР

Похоронен:

Донской монастырь

Принятие священного сана:

22 декабря 1891

Принятие монашества:

декабрь 1891

Епископская хиротония:

19 октября 1897

ПРИТВО́Р (предхрамие) — самая отдаленная от алтаря (обычно западная) часть храма, одна из 3-х основных, иногда отделенная от ср. части стеной с красными вратами в середине, часто уже средней части храма. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название "притвор" отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части — трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших.

ПРИХОД -  (по словарю Ушакова) низшая церковная организация в христианской церкви.

ХРАМ – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

 ЦЕРКОВЬ - слово церковь (наравне со словами: славянскими црква, црквь, циркевень, германским Kirche, английским church, шведским, финским, эстонским и др. kirka), производится от греческого слова κυριακή, т. е. οίκία, или κυριακόν, т.е. όικιόν, и значит дом Господень.

ЦАРСКИЕ ВРАТА -  (= великие врата, райские врата, святые врата). Средние двери иконостаса, расположенные на продольной оси храма, перед алтарным престолом.

C:\Users\Учитель\Desktop\КРАЕВ к проекту О церкви\храм фото\DSCN0928.JPG

Купола храма, подарены жителем г.Поронайска  Юрием Холиным

http://sakhvesti.ru/p/skr_12112012185812.jpg

11 ноября 2012 года епископ Южно-Сахалинский Тихон совершил великое освящение храма.

C:\Users\Учитель\Desktop\КРАЕВ к проекту О церкви\храм фото\DSCN0926.JPG

Памятник военнослужащим, погибшим в мирное время. 

C:\Users\Учитель\Desktop\КРАЕВ к проекту О церкви\храм фото\DSCN0929.JPG

Памятный крест жертвам геноцида армянского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к семинару- практикуму по Духовному краеведению Подмосковья. « Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси»

Сценарий к семинару- практикуму « Изучение жизни святых на уроках «Духовное краеведение Подмосковья». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси» в рамках Седьмых областных Рождественских образо...

Тема: «Светоч православно-христианской веры». Урок-экскурсия, посвященный 100-летию со Дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского

Цель: сообщить сведения о святителе  Иоасафе Белгородском. Задачи:  учить детей видеть и понимать красоту в иконах, поэзии, музыке, способствовать приобщению учащихся к духов...

Урок православной культуры на тему:: Святые благоверные князья, Святители и Преподобные.

Урок православноу культуры, знакомит детей с такими  сонмами святых, как Благоверные князья, Святители, Преподобные....

Использование святоотеческого наследия святителя Тихона Задонского на уроках русского языка

Нравственно-эстетическое воспитатние личности в городской и сельской среде: материалы III Международных Бакушинских педагогических чтений. Часть 2....

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры «Святитель Николай Чудотворец»

Внеклассное мероприятие по основам православной культуры  «Святитель  Николай  Чудотворец». Возраст обучающихся: 11-16 летФорма проведения: праздникЦель: Прославление Угодник...

Презентация. Православный Приход святителя Тихона

Презентация. Православный Приход святителя Тихона...

Православный журнал "Благовест"

Православный журнал "Благовест"...