Использование святоотеческого наследия святителя Тихона Задонского на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Нравственно-эстетическое воспитатние личности в городской и сельской среде: материалы III Международных Бакушинских педагогических чтений. Часть 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_polukhinoy_l._a.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование святоотеческого наследия святителя

Тихона Задонского на уроках русского языка

Л. А. Полухина

«Русь выбрала  себе  святость,  как  высшее  задание  своей  истории  и  своей культуры»

                              А. В. Карташов

Современные школьники живут сегодня в экстремальных условиях современного информационного пространства, отражающего все  социальные и экономические преобразования в условиях перехода от прежней социально-экономической системы к новому укладу жизни. Утверждаются качественно новые отношения между людьми, и при этом, к сожалению, основательно меняется внутреннее состояние человека. Постепенно деформируется шкала моральных ценностей. На первое место выдвигаются такие понятия, как материальное благополучие, комфорт, власть. Это приводит к разрушению идеалов и ценностных ориентаций, особенно у детей и подростков. Представление о таких понятиях, как Добро и Зло, Подвиг и Жертвенность, Грех и Добродетель и многих других, у подрастающего поколения очень часто или совсем отсутствует,  или носит неопределенный характер. Поэтому долг учителя  не только научить, но и дать молодой душе духовную пищу, показать ей красоту и величие мира и место каждого человека в нем. Только на основе усвоения непреходящих духовных ценностей  можно  сформировать  в  детях  способность противостоять миру вседозволенности и насилия. На пути духовного просвещения своих воспитанников учителю-словеснику не обойтись без Священного Писания, Священного Предания и Святоотеческого наследия Русской Православной Церкви.

Сокровищницу богословской мысли раскрывает перед нами литературное наследие старцев Глинской пустыни.  В классах, где я работаю учителем, я обращаюсь к книгам схиархимандрита Иоанна (Маслова) - великого подвижника благочестия. Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов, в монашестве Иоанн) принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, основанную на глубокой вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались, как к источнику спасения.

В качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на уроках русского языка я использую книгу «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» - уникальное издание энциклопедического типа, являющееся приложением к магистерской диссертации автора «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». Первое слово заглавия книги, употребляемое ныне, главным образом, как музыкальный термин, обращает читателя к традиционному подходу к литературе назидательного характера. Согласно В. Далю, симфонией называется также «свод, указание мест, где поминается одно и то же слово». Автор знакомит читателей с основными понятиями духовной и нравственной сферы, содержащимися в трудах святителя Тихона Задонского, указывает конкретные пути воспитания и самовоспитания благородства, благонравия и благочестия.  Книга является образцом мудрого пересказа бесценных мыслей святителя, при котором полностью сохранен смысл высказывания. По мнению рецензентов, книга отражает «глубины православного сознания».

Система использования данного пособия на уроках русского языка в моей педагогической практике значительно повысила образовательный и воспитательный потенциал урока. В статьях «Симфонии» учитель может выбрать тексты для детей разных возрастных групп. Так на уроках русского языка в 5 классе я использую такие виды работы с текстами, как комментированное списывание, синтаксический разбор отдельных предложений, мини-сочинение по данному началу.

Например,  для комментированного списывания из «Симфонии» можно взять фрагменты таких текстов, как «Добрые дела свидетельствуют о красоте души», «Дети должны быть благодарны родителям»,  «Гордый возносится, как дым, но и исчезает, как дым», «Милосердие есть свет» и др.

Для написания мини-сочинения-рассуждения по данному началу предлагаю школьникам такие темы, как «Дела добрые без доброго сердца не бывают», «Если у всякого человека оскорбленного следует просить прощение, то детям у родителей тем более», «Ложь искореняет мир и дружбу» и др. Целенаправленный отбор текстов позволяет создать не только развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, но и активно влиять на их духовно-нравственное развитие. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, искренние чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать любовь и уважение к близким.

Один раз в неделю провожу лексическо-орфографическую работу со словом. В начале учебного года учащиеся завели так называемый словарь мудрости «Симфонии», в котором фиксируют выбранные нами жизненно необходимые понятия, такие как честь, счастье, добродетель, стыд, тщеславие, украшение, терпение, совесть, родители, разум, дружба, любовь, семья, мудрость, надежда, душа и другие. Опора на данные понятия помогает сформировать у ребенка правильное отношение к миру, пробуждает чувства добрые, учит переживать, жалеть, сочувствовать, прощать, любить.

На третьей ступени обучения работа с текстом продолжается на новом уровне. В процессе работы с тестом формируется языковая и коммуникативная компетенция учащихся, развивается «дар слова». Однако известно, что дефицит учебного времени и возросшая сложность анализа в старших классах побуждают учителя привлекать для разбора тексты небольшого объема и несложной проблематики. В то же время практика показывает, что для учащихся 10-11 классов более актуальным является обращение к текстам-рассуждениям сложной философской или этической проблематики. Особенно важным оказывается подбор подобных текстов в связи со сдачей выпускниками школы единого государственного экзамена по русскому языку, который предполагает написание сочинения-рассуждения. Как показывает анализ выполнения задания части С ЕГЭ,  довольно большой процент учащихся не в силах осознать проблему, которая поставлена автором текста, а потому воспринимают ее упрощенно, примитивно. Соответственно не удается и верно сформулировать в сочинении точку зрения автора.

Я активно использую в работе возможности, предоставляемые книгой схиархимандрита Иоанна, в которой подобраны тексты интересные с точки зрения проблематики. Ведь поучительный, красивый текст  способен глубоко влиять на эмоциональную сферу ребенка, вызывая устойчивый интерес, эстетическое наслаждение, способность переживать высокие чувства,  побуждать к глубокому осмыслению истин, о которых раньше он не задумывался. Следует отметить, что поначалу учащиеся воспринимали тексты «Симфонии»  настороженно, ожидая  чего-то назидательного. Однако, проанализировав проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам ЕГЭ по русскому языку (человек и общество; проблемы экологии; проблемы семьи; смысл человеческой жизни и предназначение человека; связь поколений, проблема отцов и детей; судьба Родины, её прошлое, настоящее и будущее; проблема сохранения родного языка; проблема сохранения исторических корней), мы пришли к выводу, что каждая из них затрагивается в пособии Иоанна Маслова.

Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» текста - это значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла. Уроки, посвященные написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, позволяют формировать речевые умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи. Поэтому выбираю тексты очень тщательно, с учетом их воспитательных возможностей. Старшеклассников заинтересовали такие тексты «Симфонии», как «Душа подобна зеркалу, к чему обращена, то в ней и отражается», «Роскошь и скупость – противоположные сестры, но обе губят душу», «Когда сам не можешь помочь ближнему, найди человека, который сделает это». Учащимся интересно было наблюдать за лексическими и морфологическими особенностями текстов, их синтаксисом, обнаруживать черты, свидетельствующие о развитии языка за прошедшие столетия. Примером тому может послужить сопоставительный анализ текста Д. Гранина «О милосердии» с текстами «Симфонии» в разделе «Милосердие».

Например, для работы по тексту «Если бы была взаимная любовь, общество процветало бы в благополучии» учащимся можно предложить следующие задания.

  1. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова.
  2. Сформулируйте проблему текста.
  3. Объясните значение слов: благополучие, лукавство, ликование, чертоги.
  4. Найдите в тексте слова-антонимы.
  5. Выпишите из текста старославянские слова, объясните их значение.
  6. С помощью  каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
  7. Составьте схему сложного предложения (по выбору), произведите его разбор.
  8. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Думаю, что каждый урок русского языка должен будить мысль учащихся. Когда дети, анализируя текст, определяют авторскую позицию, постигают глубину авторской мысли, видят красоту и убедительность текста, понимают, что хотел сказать автор, тогда они приобщаются к нравственным ценностям своего народа, пытаются понять духовную высоту русского человека, осознают себя детьми своей Родины, духовными наследниками своих великих отцов. Работа с текстами, собранными в книге схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», свидетельствует о приобщении наших воспитанников к неиссякаемому источнику святоотеческой мудрости, сокровенным знаниям о природе и свойствах человеческой души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

Использованиеинформационно-коммуникационных    технологий (ИКТ) на уроках русского языка...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Активизация познавательной деятельности через использование ИКТ и опорных схем на уроках русского языка.

Обобщение  и представление  накопленного опыта в области использования ИКТ и применения опорных схем на уроках русского языка....

Знакомство с культурным наследием Мамадышского края на уроках русского языка

лингвокраеведческий материал на уроках русского языка...

Использование наследия Ризы Фахреддина на уроках русского языка

Данный материал можно использовать при прохождении грамматических тем, служит подспорьем при подготовке к урокам и воспитательным часам....