Использование наследия Ризы Фахреддина на уроках русского языка
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Давлитова Альфия Игамовна

Данный материал можно использовать при прохождении грамматических тем, служит подспорьем при подготовке к урокам и воспитательным часам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наследия Р. Фахреддина

на уроках русского языка

Давлитова А. И., учитель высшей квалификационной категории

МАОУ – «СОШ №10» с УИОП г. Альметьевск

     Ещё недавно было бесполезно искать имя Ризаэддина Фахреддина в советских энциклопедиях. Поэтому стоит ли сейчас удивляться тому,что подрастающее поколение в своем большинстве не имеет представления о жизни, научной, литературной деятельности этого ученого. И это наш общий недостаток, это молчаливый упрек в наш адрес. В учебные программы необходимо включить для изучения наследие Р. Фахреддина.

     Радует, что книги, заметки о нем снова стали появляться. Журнал «Мэгариф» начал публикацию отрывков из «Насыйхэт» (Наставления).

     За трудом Р. Фахреддина – педагогическая мудрость веков, которая тактично учит взрослых (родителей и учителей) видеть в ребенке личность и из этого исходить в своих требованиях.

     Хотелось бы, чтобы в преддверии  очередного юбилея Р. Фахреддина были изданы его труды на русском языке в большем объеме, чем сейчас.

     Мы, наши дети и внуки должны знать имена великих людей, составляющих гордость нашего народа.

     Уверена, что творческое наследие Р. Фахреддина послужит ценным подспорьем при подготовке к урокам и воспитательным часам.

     Но это все в будущем. А в настоящее время на своих уроках русского языка ввожу материал, связанный с наследием ученого.

     Покажу это на примере использования труда Р. Фахреддина «Моя биография» (Казань, издательство «Рухият», 1999 год).

  1. О значении государственного (русского и татарского) языка (глава «Мои занятия литературным языком и кое-что другое):

………., если человек не знает официальный язык своего государства, то его нельзя считать полноценным человеком. Мало ли что приходится пережить человеку в этом мире, полном страданий и бед! Конечно, живя отшельником в лесу или в горах, он может обойтись и без родного языка. Однако, несомненно, наряду с родным, необходимо знать и государственный язык страны, в которой он живет.

     Если бы я, (…), был уверен в том, что обучение русскому языку может привести к безнравственности, то ни за что не согласился бы учить своих детей.

     В Уфе во время меджлисов не раз приходилось наблюдать, как люди, получившие русское образование, читали со всеми вместе намаз, в то время, как татарские купцы, не знавшие русского, уклонялись от намаза, якобы не успевши совершить омовение. Всякое действие зависит от намерения. ( Тема «Вводный урок о языках» Выделенные слова объяснить).

  1. О качестве современного образования (глава «Учеба»):

     Всего в медресе я провел двадцать одну зиму: одну в Чистополе, ещё двадцать – в Нижних Шелчели. Было мне тогда 31 год. Представители цивилизованных народов за двадцать один год успевают отучиться в гимназии или реальном училище, окончить университет и некоторые отделения академий.

     А где прошла наша жизнь и что мы изучали, чтобы обеспечить свое будущее? (Объяснить: Ниж. Шелчелы – сейчас деревня Нижние Чершилы Лениногорского района Республики Татарстан. Виды предложений по количеству грамматических основ).

  1. О причинах нездоровья (глава «Мои поверья»):

     В общем, я был твердо уверен: «Причины болезней не в дьяволе, а в несоблюдении правил охраны здоровья. С какой стати черти, не посягающие на деньги в сундуках или на коней в сараях, тронут людей. Болезни детей не от чертей, от страха. ( Тема «Однородные члены предложения»).

  1. О предсказаниях (глава «Мои поверья»):

     Не верю я также и предсказателям. Считаю предрассудком предсказание результата поездки в зависимости от того, кто попался навстречу или же поверье о несчастливых днях и числах. Не придаю никакого значения снам. (…) А сновидения о простых смертных не имеют никакого значения, о чем мечтаешь, думаешь, то и снится. (Выполнить задания 1 – фонетический разбор, 2 – разбор слова по составу, 4 – синтаксический разбор. Тема « Частицы – НЕ, - НИ с различными частями речи», «Правописание частицы  ЖЕ».

  1. О бескорыстном отношении к служебным обязанностям (глава «Служба»):

     Никогда без уважительных причин (болезнь, отъезд) не пропускай службу (…).

     Иногда даже  при уважительной причине, говоря себе: «Я обязан выполнять свои обязанности» , шел на службу. Это известно всем.

     Хочу описать некоторые личные достижения в службе. Спустя некоторое время после вступления в должность, я обнаружил, что муллы в силу своей неосведомленности очень часто попадают под следствие. Да и дела управления были довольно запутаны.

     Также моими стараниями были изготовлены красивые бланки метрических книг. Постарался привести в порядок архив. Сам лично участвовал в этом деле и помогал советами.

     Эти занятия, особенно дела, связанные с архивом, не вменялись мне в обязанность. Понимая, насколько все это важно, находил силы заниматься этим по собственному желанию. (Тема «Виды сказуемых»).

  1. О пользе самообразования (глава «Мои опубликованные труды»):

     Прожив в Уфе два – три дня, понял, что из-за своей невнимательности при письме допускаю много орфографических ошибок. Поняв это, сразу же, как первоклассник, начал усердно исправлять неточности в написании отдельных тюркских и арабских слов.

     Однако мое самообразование не ограничивалось лишь уроками правописания. Я активно занялся изучением таких предметов, как   история, география (…). Все это я изучал с большим желанием, самостоятельно у себя дома, за своим столом. ( Тема «Знаки препинания, объяснение пунктограмм»).

     На уроках литературы используются сообщения, приготовленные учащимися о жизни и наследии Р. Фахреддина при изучении темы «Обзор литературы 30-х-40 годов XX века», даются задания подготовить и провести заочную экскурсию по местам, связанным с пребыванием  Р. Фахреддина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с культурным наследием Мамадышского края на уроках русского языка

лингвокраеведческий материал на уроках русского языка...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...