Рабочая программа по истории для 6 классов (ФГОС)
рабочая программа по истории (6 класс)

Корчагина Юлия Павловна

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 классов разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образовательных учреждений, рабочей программы «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 кл.», а также рабочей программы А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной «История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-10 кл.» (М.: Просвещение, 2017 г.),  рекомендованных Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом  образовательного  учреждения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass_istoriya.doc356.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГОРОДА РОСТВА-НА-ДОНУ

«ШКОЛА № 106»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 106»

Приказ от «_____»__________г. № ____

        Дулогло О.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    _______истории__________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)    6 «а», «б», «в», «г» _________________основного_общего_образования________________________

                     (начальное общее,    основное общее, среднее общее  образование    с указанием класса)

Количество часов  -    68 ч.      

Учитель    Корчагина Юлия Павловна

        

Программа разработана на основе

федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, рабочей программы «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 кл.», а также рабочей программы А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной «История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-10 кл.» (М.: Просвещение, 2017 г.)

2017 г.

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 классов разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, рабочей программы «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 кл.», а также рабочей программы А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной «История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-10 кл.» (М.: Просвещение, 2017 г.),  рекомендованных Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и учебным планом  образовательного  учреждения.

В учебном плане МБОУ «Школа № 106» на 2017-2018 год на изучение предмета История в 6 классе отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год в соответствии с годовым календарным учебным графиком, из них 30 часов отводится на изучение курса «История Средних веков» и 38 часов – на изучение курса «История России: с древнейших времен до начала XVI века».

Рабочая программа обеспечена соответствующими программе учебниками:

  • Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2012;
  • История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.: под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

 

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета/курса

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

 

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими  знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.


Содержание курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Д/з

6 а

6 б

6 в

6 г

6 а

6 б

6 в

6 г

Курс «История Средних веков» (30 часов)

1

Введение. Что такое Средневековье. Хронологические и географические рамки периода.

1

4.09

4.09

1.09

6.09

Изучение нового материала: урок-беседа

Раскрывают значение терминов «средние века», «исторические источники», «архивы», «хроники», «фрески». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объясняют, как ведется счет лет в истории, определять место средневековья на ленте времени. Называют, характеризуют исторические источники по истории средних веков. Изучают историческую карту мира Средневековья.

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Стр. 7-11

Раздел I. Раннее средневековье

9

Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв.

5

2

Древние германцы и Римская империя.

1

6.09

7.09

4.09

7.09

Изучение нового материала: урок-беседа

Показывают перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивают действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывают об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. Выявляют различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.

Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 1

3

Королевство франков и христианская церковь.

Входная контрольная работа

1

11.09

11.09

8.09

13.09

Комбинированный урок

Объясняют значение понятий «вождь», «дружина», «король». Называют последовательно причины падения Западной Римской империи. Рассказывают о складывании государств у варваров. Объясняют своеобразие складывания государства у франков. Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объясняют значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъясняют причины и распространение христианства в Европе. Поясняют значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщают события истории франков и выделять её этапы. Объясняют особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

§ 2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

13.09

14.09

11.09

14.09

Изучение нового материала: урок-семинар

Объясняют причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывают о внешней политике Карла Великого. Сравнивают политику Карла и Хлодвига. Составляют характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментируют последствия Верденского раздела. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

§ 3

5

Западная Европа  в IX – XI вв.  

1

18.09

18.09

15.09

20.09

Комбинированный урок

Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объясняют причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивают королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявляют последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводят аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

§ 4-5

6

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа № 1 «Западная и Центральная Европа в V-XI вв.».

1

20.09

21.09

18.09

21.09

Урок-контрольная, учёт и оценка знаний, умений и навыков

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.

2

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

25.09

25.09

22.09

27.09

Комбинированный урок

Рассказывают о представлениях средневекового европейца о мире. Анализируют достижения культуры в эпоху Карла Великого. Объясняют значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделяют особенности складывания европейского образования. Доказывают, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Показывают на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивают управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объясняют неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивают поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализируют отношения Византии с соседними народами. Доказывают, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывают об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливают аналогию между византийской и римской школами. Объясняют причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объясняют, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

§ 6-7

8

Образование славянских государств

1

27.09

28.09

25.09

28.09

Комбинированный урок

Составляют логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывают, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивают управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделяют общее в судьбах славянских государств. Объясняют причины различия судеб у славянских государств. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§ 8

Тема 3. Арабы в VI–XI вв.

2

9

Возникновение ислама и объединение арабов.  Арабский халифат. Культура.

1

2.10

2.10

29.09

4.10

Изучение нового материала: урок исследовательского типа

Изучают по карте особенности Аравии. Рассказывают об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивают образ жизни арабов и европейцев. Называют различия между исламом и христианством.

Выделяют особенности образования и его роли в мусульманском обществе.

Объясняют связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывают о развитии научных областей, об учёных. Составляют сообщение с презентацией в PowerPoint об арабских ученых и их достижениях. Составляют развёрнутый план параграфа. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

§ 9-10

10

Повторительно-обобщающий урок по разделу I. Контрольная работа № 2 по теме:

«Раннее средневековье»

1

4.10

5.10

2.10

5.10

Урок-контрольная, учёт и оценка знаний, умений и навыков

Систематизация и анализ знаний и умений. Выполняют самостоятельные работы текущего контроля. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа-ресурсов. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

-

Раздел II. Расцвет Средневековья

20

Тема 4. Феодалы и крестьяне

2

11

Средневековая деревня и её обитатели.

1

9.10

9.10

6.10

11.10

Комбинированный урок

Группируют информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объясняют, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализируют положение земледельца, его быт и образ жизни. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

§ 11

12

В рыцарском замке.

1

11.10

12.10

9.10

12.10

Комбинированный урок

Доказывают, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объясняют смысл феодальных отношений. Анализируют роль замка в культуре Средневековья. Рассказывают о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

§ 12

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2


 


 

13

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

16.10

16.10

13.10

18.10

Комбинированный урок

Составляют рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливают связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделяют условия возникновения и развития городов. Готовят проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определяют центры ремесла и торговли. Анализируют, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

§ 13-14, творческий проект

14

Торговля в Средние века.

1

18.10

19.10

16.10

19.10

Комбинированный урок

Составляют рассказ по иллюстрациям к параграфу. Учатся определять цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Называют функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство. принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

§ 15

Тема 6. Католическая церковь в XI–XIII вв. Крестовые походы

2

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

23.10

23.10

20.10

25.10

Комбинированный урок

Характеризуют положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объясняют причины усиления королевской власти. Рассказывают о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называют причины появления движения еретиков. Устанавливают связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. Определяют термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Излагают подготовленную информацию, называют основные различия между православной и католической церковью.

§ 16

16

Крестовые походы.

1

25.10

26.10

23.10

26.10

Урок изучения нового материала: урок-беседа

Определяют по карте путь Крестовых походов, Комментируют его основные события. Устанавливают  связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объясняют цели различных участников Крестовых походов. Сравнивают итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находят в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

§ 17

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI–XV вв.)

6

17

Как происходило объединение Франции.

1

8.11

9.11

27.10

8.10

Комбинированный урок

Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объясняют причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирают материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составляют вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§ 18

18

Что англичане считают началом своих свобод.

1

13. 11

13. 11

10. 11

9.11

Комбинированный урок

Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объясняют причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§ 19

19

Столетняя война

1

15. 11

16. 11

13.11

15.11

Изучение нового материала: урок-лекция

Находят и показывают на карте основные места военных сражений.

Логично рассказывают о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составляют доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объясняют роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 20

20

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

1

20.11

20.11

17.11

16.11

Изучение нового материала: урок-беседа

Устанавливают причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризуют социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивают поступки лидеров восстаний. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

§ 21

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

22.11

23.11

20.11

22.11

Комбинированный урок

Находят на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объясняют причины и особенности Реконкисты. Характеризуют сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивают кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

§ 22

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII– XV вв

1

27.11

27.11

24.11

23.11

Комбинированный урок

Находят на карте и комментируют местоположение страны, отдельных её частей. Объясняют особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализируют состояние страны с появлением Золотой буллы. Определяют причины ослабления императорской власти. Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

§ 23

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV–XV вв.

2


 

23

Гуситское движение в Чехии.

1

29.11

30.11

27.11

29.11

Комбинированный урок

Характеризуют Чехию в XIV в. Рассказывают об отношении общества к католической церкви. Выделяют главное в информации о Яне Гусе. Оценивают поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.

Называют итоги и последствия гуситского движения. Определяют термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Называют причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализируют причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§ 24

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

4.12

4.12

1.12

30.11

Изучение нового материала: урок-беседа

Находят и показывают на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объясняют, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывают причины усиления османов. Называют последствия падения Византии. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе.

§ 25

25

Контрольная работа № 3 «Западная Европа в XII-XV вв.»

1

6.12

7.12

4.12

6.12

Урок-контрольная, учёт и оценка знаний, умений и навыков

Систематизация и анализ знаний и умений. Выполняют самостоятельные работы текущего контроля. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа-ресурсов. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

-

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

3

26

Образование и философия. Средневековая литература.

1

11.12

11.12

8.12

7.12

Изучение нового материала: урок-лекция

Объясняют причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объясняют значение понятия «корпоративное общество».

Находят аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагают смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивают образование и его роль в средневековых городах. Составляют рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризуют и сравнивают творчество трубадуров и вагантов. Рассказывают о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментируют поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулируют и аргументируют свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.

§ 26,27, 28, рефераты

27

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

13.12

14.12

11.12

13.12

Комбинированный урок

Объясняют причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объясняют значение понятия «корпоративное общество».

Находят аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагают смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивают образование и его роль в средневековых городах. Составляют рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризуют и сравнивают творчество трубадуров и вагантов. Рассказывают о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментируют поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулируют и аргументируют свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.

§ 29, 30

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

18.12

18.12

15.12

14.12

Изучение нового материала: урок-беседа

Показывают на карте и комментируют местоположение Китая. Сравнивают достижения страны в разные эпохи правления. Характеризуют восстание Красных повязок. Обсуждают достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составляют сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составляют и рассказывают «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризуют религию индийцев — индуизм. Анализируют развитие страны в домонгольский период. Называют особенности буддизма. Составляют сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Используют ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

§31

29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

20.12

21.12

18.12

20.12

Изучение нового материала: урок-беседа

Объясняют особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывают об устройстве обществ доколумбовой Америки.

Сравнивают культуру майя ацтеков и инков. Показывают уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывают на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделяют своеобразие африканской культуры. Перечисляют последствия освоения Африки европейцами. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

§ 32

30

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Средних веков». Зачёт

1

25.12

25.12

22.12

21.12

Урок обобщения и систематизации знаний, навыков, умений

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

-

Курс «История России. С древнейших времен до конца XVI века» (38 часов)

31

Вводный урок. Наша Родина — Россия

1

27.12

28.12

25.12

27.12

Изучение нового материала: урок-беседа

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

конспект

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

3

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

10.01

11.01

29.12

28.12

Изучение нового материала: урок-беседа

Слушание объяснений учителя, анализ полученных знаний. Раскрывают значение терминов «средние века», «исторические источники». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объясняют, как ведется счет лет в истории, определять место средневековья на ленте времени. Называют, характеризуют исторические источники по истории средних веков. Изучают историческую карту мира Средневековья. Показывают на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывают условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводят примеры межэтнических контактов и взаимодействий

§ 1

33

Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи

1

15.01

15.01

12.01

10.01

Комбинированный

Характеризуют на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывают жизнь и быт, верования славян. Приводят примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объясняют смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания.

§2

34

История заселения территории родного края в древности

1

17.01

18.01

15.01

11.01

Урок-семинар

Слушание объяснений учителя, анализ полученных знаний.

 конспект

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.

11

35

Первые известия о Руси

1

22.01

22.01

19.01

17.01

Изучение нового материала: урок-исследование

Раскрывают причины и называть время образования Древнерусского государства. Объясняют смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

§3

36-37

Становление Древнерусского государства. Первые русские князья

2

24/ 29.01

25/

29.01

22/

26.01

18/

24.01

Изучение нового материала: урок-беседа

Показывают на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизируют материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводят примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовят сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения. Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

§4

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

31.01

1.02

29.01

25.01

Комбинированный урок

Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составляют характеристику Владимира Святославича. Актуализируют знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Дают оценку значения принятия христианства на Руси. Объясняют смысл понятий митрополит, епископ. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

§5

39

Русское государство при Ярославе Мудром

1

5.02

5.02

2.01

31.01

Комбинированный урок

Характеризуют политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составляют характеристику Ярослава Мудрого. Объясняют смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывают о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объясняют смысл понятий боярин, вотчина, холоп. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§6

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

7.02

8.02

5.02

1.02

Комбинированный урок

Составляют характеристику Владимира Мономаха. Объясняют смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называют хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывают причины и последствия раздробленности. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

§9

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

12.02

12.02

9.02

7.02

Урок-семинар

Осуществляют поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося). Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

§8

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

14.02

15.02

12.02

8.02

Комбинированный урок

Рассказывают о развитии культуры Древней Руси. Описывают памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объясняют смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.

§7  

43

Повседневная жизнь населения

1

19.02

19.02

16.02

14.02

Комбинированный урок

Формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Характеризуют образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.  Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

конспект

44

Повторительно-обобщающий урок по теме  «Место и роль Древней Руси в Европе». Контрольная работа № 4

1

21.02

22.02

19.02

15.02

Урок-контрольная

Систематизируют исторический материал о Древней Руси. Характеризуют общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывают суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте). Выполняют самостоятельные работы текущего контроля. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

конспект

45

Урок истории и культуры родного края в древности

1

26.02

26.02

26.02

21.02

Урок-семинар

Делятся знаниями по истории и культуре Донских степей в древности. Слушают и анализируют доклады одноклассников

конспект

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

28.02

1.03

2.03

22.02

Изучение нового материала: урок-семинар

Объясняют смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называют хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывают причины и последствия раздробленности. Учатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация. Характеризуют политику Владимира Мономаха, называют причины политической раздробленности, извлекают полезную информацию из исторических источников. Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

§9

47

Владимиро-Суздальское княжество

1

5.03

5.03

5.03

28.02

Комбинированный урок

Показывают на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризуют особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составляют характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Характеризуют государственно- политическое устройство княжества и показывают Владимиро-Суздальское княжество на карте, определяют направления деятельности владимиро-суздальских князе. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

§10-11

48

Новгородская республика.

1

7.03

12.03

9.03

1.03

Комбинированный урок

Показывают на исторической карте территорию Новгородской земли. Характеризуют особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли. Рассказывают об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризуют берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы:http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa-ult. Aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»:http.V/gramo- tv.ru/. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§10-11

49

Южные и юго-западные русские княжества

1

12.03

15.03

12.03

7.03

Комбинированный урок

Показывают на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризуют особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Излагают подготовленные сообщения по теме, сравнивают политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

§10-11

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.». Контрольная работа № 5

1

14.03

19.03

16.03

14.03

Урок-контрольная

Систематизируют исторический материал о Древней Руси. Характеризуют общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывают суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте). Выполняют самостоятельные работы текущего контроля. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

-

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV вв.

10

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

19.03

2.04

19.03

15.03

Изучение нового материала: урок-семинар

Изучают материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставляют и обобщают содержащиеся в них сведения. Объясняют причины успеха монголов. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

-

52

Батыево нашествие на Русь

1

21.03

5.04

2.04

21.03

Изучение нового материала: урок-беседа

Рассказывают на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризуют значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Составляют характеристику Александра Невского, используя материалы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники. Объясняют разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называют маршрут завоеваний Батыя. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

§12

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

2.04

9.04

6.04

4.04

Комбинированный урок

Объясняют, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,

Характеризуют повинности населения. Завершают составление характеристики Александра Невского. Объясняют смысл понятий баскак, ярлык, «выход». Называют политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делают вывод о последствиях этой зависимости, извлекая полезную информацию из исторических источников. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

§13

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

4.04

12.04

9.04

5.04

Комбинированный урок

Исследуют государственный строй, экономического развития, особенности быта и культуры татаро-монгольских племен. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

§14

55

Литовское государство и Русь

1

9.04

16.04

13.04

11.04

Комбинированный урок

Показывают на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризуют политику литовских князей. Объясняют причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.

Характеризуют значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности общим способам решения задач.

§15

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

11.04

19.04

16.04

12.04

Изучение нового материала: урок-беседа

Показывают на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывают причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывают и аргументируют оценку деятельности Ивана Калиты.  Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

§17

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

16.04

23.04

20.04

18.04

Комбинированный урок

Рассказывают о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывают значение Куликовской битвы. Готовят сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»:http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&Nstart=51. Оценивают роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§18

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

18.04

26.04

23.04

19.04

Комбинированный урок

Дают общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявляют особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризуют влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирают информацию и готовят сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации.

§16

59

Родной край в истории и культуре Руси

1

23.04

30.04

27.04

25.04

Комбинированный урок

Делятся знаниями по истории и культуре Донских степей в Средние века. Слушают и анализируют доклады одноклассников. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

конспект

60

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII – XIV вв.». Контрольная работа № 6

1

25.04

3.05

30.04

26.04

Урок-контрольная

Систематизируют исторический материал по изученному периоду. Характеризуют общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывают суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте). Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа-ресурсов. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

-

Тема V. Формирование единого Русского государства

8

61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

30.04

7.05

4.05

3.05

Изучение нового материала: урок-беседа

Показывают на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризуют политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объясняют причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивают значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы Указывают хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывают на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начинают составление характеристики Ивана III. Объясняют значение создания единого Русского государства. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

§ 19-20

62

Московское княжество в первой половине XV в.

1

7.05

10.05

7.05

10.05

Комбинированный урок

Выявляют на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершают составление характеристики Ивана III. Сравнивают вотчинное и поместное землевладение. Объясняют смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

§21

63

Распад Золотой Орды и его последствия

1

14.05

14.05

11.05

16.05

Комбинированный урок

Слушание объяснений учителя. Анализ исторических источников. Подготовка сообщений и рефератов. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

конспект

64

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

16.05

17.05

14.05

17.05

Комбинированный урок

Изучают отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

§21

65

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1

21.05

21.05

18.05

23.05

Комбинированный урок

Раскрывают роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризуют взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объясняют значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводят оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

§22

66

Человек в Российском государстве второй половины XV в

1

23.05

24.05

21.05

24.05

Урок-семинар

Презентация докладов и рефератов. Слушание и анализ рефератов и докладов одноклассников. Участие в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

конспект

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

28.05

28.05

25.05

30.05

Урок-семинар

Составляют таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв. Проводят поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Характеризуют основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

конспект

68

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России от Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца XV века). Зачёт

1

30.05

31.05

28.05

31.05

Урок учёта знаний, умений и навыков

Систематизируют исторический материал по изученному периоду. Характеризуют общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Систематизируют исторический материал по изученному периоду. Характеризуют общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы. Высказывают суждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества. Выполняют тестовые контрольные задания по истории России XIV—XVI вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)

-

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

теоретические/

изучения и закрепления темы

лабораторно-практические работы, уроки развития речи

самостоятельные работы

контрольные работы

Курс «История Средних веков» - 30 ч.

1

Введение. Что такое Средневековье. Хронологические и географические рамки периода

1

1

-

-

-

2-10

Раздел I. Раннее средневековье

9

4,5

-

2,5

2

11-29

Раздел II. Расцвет Средневековья

19

12,5

-

5,5

1

30

Зачет по курсу «История Средних веков»

1

-

-

-

1

Итого:

30

18

-

8

4

Курс «История России. С древнейших времен до конца XVI века»

31

Введение. Что изучает история Отечества

1

1

-

-

-

32-34

Тема 1 «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

3

1,5

-

1,5

-

35-45

Тема 2 «Русь в IX – п.п. XII вв.»

11

5

-

5

1

46-50

Тема 3 «Русь в середине XII -  начале XIII вв.»

5

2

-

2

1

51-60

Тема 4 «Русские земли в середине XIII – XIV вв.»

10

5,5

-

3,5

1

61-67

Тема 5 «Формирование единого Русского государства»

7

3,5

-

3,5

-

68

Итоговый зачет по курсу «История России. С древнейших времен до конца XVI века»

1

-

-

-

1

Итого:

38

18,5

0

15,5

4

График контрольных работ и практических работ

Четверть

Дата

Тема работы

Форма (диктант, тест, комплексная работа и т.п.)

6 «а»

6 «б»

6 «в»

6 «г»

I

11.09

11.09

8.09

13.09

Входная контрольная работа

Комплексная работа по вариантам

        

20.09

21.09

18.09

21.09

Западная и Центральная Европа в V- XI вв.

Контрольная работа № 1

4.10

5.10

2.10

5.10

Раннее средневековье

Контрольная работа № 2

II

6.12

7.12

4.12

6.12

Западная Европа в XII – XV вв.

Контрольная работа № 3

25.12

25.12

22.12

21.12

Итоговый зачет по курсу «История Средних веков»

Зачет

III

21.02

22.02

19.02

15.02

Место и роль Древней Руси в Европе

Контрольная работа № 4

14.03

19.03

16.03

14.03

Русь в середине XII – начале XIII вв.

Контрольная работа № 5

IV

25.04

3.05

30.04

26.04

Русские земли в середине XIII – XIV вв.

Контрольная работа № 6

30.05

31.05

28.05

31.05

Итоговый зачет по курсу «История России. С древнейших времен до конца XVI века”

Комплексная работа по вариантам


ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ «Школа № 106»

от ___________ 20__  года № 1

___________        ______________  подпись руководителя МС         Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________     __________________

подпись                   Ф.И.О.

______________ 20__  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Содержание учебного курса по истории 5 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа к учебнику  Ф.А. Михайловского будет опробирована в 2015 году. Прошу коллег дать оценку. указать на недостатки....

Рабочая программа по истории 6 класса ФГОС

Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с новыми общеобразовательными стандартами....

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)

рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС) с КТП

Данная рабочая программа  по истории за 6 класс составлена со всеми требованиями ФГОС.Она включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирвание по Истории России до конца XV...

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС: подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование с описанием УУД...