План – конспект экскурсии «Новый год в годы Великой Отечественной войны»
методическая разработка по истории

Новый год с детства олицетворяет для нас волшебство, добро и чудеса. Даже во время войны люди с трепетом относились к этому празднику и старались встретить его несмотря на трудности и невзгоды, окружавшие их.  Давайте все вместе отправимся в путешествие во времени, в историю нашей Родины и узнаем, как праздновали Новый год во время Великой Отечественной войны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_god_v_gody_vov.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект экскурсии «Новый год в годы Великой Отечественной войны»

Новый год с детства олицетворяет для нас волшебство, добро и чудеса. Даже во время войны люди с трепетом относились к этому празднику и старались встретить его несмотря на трудности и невзгоды, окружавшие их. 

Давайте все вместе отправимся в путешествие во времени, в историю нашей Родины и узнаем, как праздновали Новый год во время Великой Отечественной войны.

Но сначала я хочу послушать вас, как вы думаете , как встречали Новый год в 1941-1942 годах на фронте?(ответы детей)

Вечером 31 декабря 1941 года СовИнформБюро сообщило гражданам:

«В течение 31 декабря наши войска продолжали вести бои с противником на всех фронтах. На ряде участков наши войска, преодолевая попытки немецких войск закрепиться на новых рубежах, продолжали продвигаться вперёд, заняли ряд населённых пунктов .В ходе боёв противнику нанесён большой урон в технике и живой силе.»

Новый 1942 год  был очень тяжёлым годом для страны, потерявшей огромное число людей, вооружения и главное – мирную жизнь. Но к тому моменту удалось сделать главное. Удалось отстоять Москву, сформировать сибирские дивизии, втянуть врага в зимнюю кампанию и, наконец, 5 декабря разгромить его под Москвой! Но впереди ещё оставались долгие 3,5 года тяжелейшей войны. На передовой год прошёл в боях. Времени для встречи Нового года не оставалось. Новогодние поздравления правительства звучали так: «Дорогие товарищи! Граждане и гражданки Советского Союза! Бойцы, командиры и политработники! По поручению Советского правительства и Центрального комитета поздравляю Вас с Новым годом и желаю всем советским народам в новом 1942 году разбить без остатка наших смертельных врагов – немецких захватчиков! С Новым годом, товарищи!

Ребята, как вы думаете, во время войны в городах Новый год отмечали широко, богато?

Новый год широко не отмечался, но ощущение праздника было важно и взрослым, и детям оно лечило души людей, искалеченные ужасами войны. Во время Великой Отечественной войны люди были объединены общим желанием – победой над врагом.

Ребята, как выдумаете, чем украшали елку в те времена?

Конечно, Новый год нельзя представить без главного символа новогоднего торжества – новогодней ёлки. А создать атмосферу волшебства помогают новогодние украшения, которые представляют собой часть истории нашей страны

Украшение ёлки – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукою. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Иногда на ёлку вешали маленькие кусочки хлеба, кускового сахара, орехи, завёрнутые в фольгу.

Елочные игрушки мастерили из всего чего только можно. Перегоревшую электрическую лампочку обрезали сверху, раскрашивали, расписывали, припаивали сверху петельку, превращая в подобие новогоднего «шарика». А иногда просто покрывали краской.

В военные годы самыми популярными игрушками становятся парашютисты. Штамповали, а затем раскрашивали жестяные фигурки животных.

Крутили проволочные украшения: домики для птиц, корзиночки, пятиконечные красные звёзды. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов. Звезда-наконечник для ёлки могла быть сделана из химической колбы.

Делали ватные и бумажные мягкие игрушки. За такую работу выдавали «рабочую» хлебную карточку – больше на 100 граммов чёрного хлеба в день. Также военные ёлки украшались «пистолетами», «собачками-санитарами», а на новогодних открытках Дед Мороз бил врага. Из лоскутков шились солдаты, матросы ,клоуны и другие игрушки.

Изготавливали игрушки из прессованного хлопка. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость.

Стеклянные украшения изготавливали заводы. Из отходов производства скручивали ягодные кисти, листики, фрукты, снежинки, домики, кораблики, звёзды.

На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, кусочков ваты, проволоки, картона и даже из стреляных гильз.

После окончания войны в связи с разрухой и суровым временем ёлочные игрушки практически не выпускались, поэтому в магазинах продавались листы бумаги с нарисованными животными. Можно было их вырезать, склеивать и вешать на ёлку.

Ребята, как вы думаете, каким был Дед Мороз во время войны?

Во время войны изменился и традиционный образ Деда Мороза: он являлся на новогодние ёлки в образе партизана с ружьём и читал стихи о проклятых фрицах.

У него игрушек нет

В торбе за плечами.

Партизанит старый дед

Зимними ночами.

Деду некогда, поверь,

Мастерить игрушки.

Не пройдёт фашистский зверь

По лесной опушке!

Но какие бы ёлочные игрушки ни повесили на ёлку, всё это делалось для того, чтобы с хорошим настроением встретить самый лучший праздник в году.

И прекрасная сияющая ёлка озаряла своим светом всё вокруг, дарила надежду на исполнение самых заветных желаний!

        Окунуться в атмосферу Нового года, во время боевых действий, помогут воспоминания ветеранов ВОВ.

 В Запалярье, по-своему отмечал Новый год 17-ти летний - Петр Игнатьевич. В составе четыреста четвертого зенитно-артиллерийского дивизиона он оберегал железнодорожную линию Мурманск-Петрозаводск от налетов авиации врага. От суровых морозов спасала небольшая землянка с печкой, которую Петр делил с русскими, украинцем, татарином, чувашом и ненцем. Вместо елки установили березку в гильзу от 37-миллиметрового снаряда и украсили ее консервными обертками. На столе красовались колбаса из консервов, тушенка из Америки, сахар и водка. После застолья жители землянки поделились, как проходит Новый год у них на родине.

С наступающим 1944 годом нас поздравил командир дивизиона, - вспоминает Петр Игнатьевич. - Помню, он пожелал нам скорейшей победы, а главное, вернуться всем домой - живыми и здоровыми. Наверное, он очень искренне нам это пожелал, от всего сердца: из моего расчета, слава Богу, никто не погиб. После войны мы все вернулись домой.

А после застолья и поздравлений началось самое интересное: жильцы землянки начали рассказывать, как встречают Новый год у них дома.
- Если бы вы ко мне приехали в гости на Новый год, мы угостили бы вас сладким чак-чаком и шурпой из баранины, - сказал татарин Насып из Казани.
- А если бы вы встречали Новый год у нас на Украине, то моя мама накормила бы вас варениками с вишней, - подхватил разговор украинец Степан.
Ненец Коля Николаев пригласил сослуживцев - «когда закончится война» - к ним в тундру, на вкусную оленину и строганину из мороженой рыбы. Сибиряк Петя Петров пообещал накормить всех знаменитыми сибирскими пельменями. Петр Игнатьевич рассказал, какие вкусные блины печет его мама - с домашним маслом, сметаной, сыром. А москвич Валентин сказал, что покажет всем главную елку страны. Конечно, «когда закончится война»…Так советские солдаты и встретили тот новый, 1944 год. 

Петр Коровко встретил 1943 год в штрафбате. От 30 градусного мороза спасали, выданные в честь праздника, 100 грамм водочки. Однако, солдатам показалось этого мало, и они решили пойти на хитрость. Рядом в окопах находились немцы, которые мерзли без валенок. Тогда советские солдаты кинули к ним в окоп один валенок с запиской: «Отдадим валенки за шнапс!». Вскоре всей роте пришлось переобуться, но шнапс они получили.

После веселья штрафники легли спать в ботинках с обмотками. В этот момент с поздравлениями приехал генерал. Не долго разбираясь приказал за пол часа вернуть валенки обратно. Прихватив с собой лишь ножи, пьяные и смелые, солдаты отправились к немцам.

В итоге: бойцы Красной армии вернули валенки и прихватили еще шнапса. Всю следующую неделю в немецкий репродуктор звучало сообщение: «Русские свиньи верните шнапс!».

87-летний Смагул Абенов — бывший артиллерист бригады имени Суворова, воевавшей на Краснопулковском направлении, утверждает: выжить и выстоять ему помог Ленинград. Вернее, его блокада. И хотя «Дорога жизни» была узкой и хрупкой, воля к жизни тех, кто ее охранял, была настолько сильной, что ее не сломили ни холод, ни голод, ни массированные удары врага. А знаменитую песню «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать…» в исполнении Аллы Пугачевой наш герой не может слышать до сих пор.

Когда в конце декабря 1942-го Смагула Абенова вместе с другими солдатами привезли в город имени Ленина, им ноги некуда было поставить.
- Везде, куда ни посмотри, были трупы людей, умерших от голода. Мы занимались их захоронением, — вспоминает агай. — Отдав должное мертвым, начали рыть окопы, чтобы защитить тех, кто остался в блокадном Ленинграде.

Близость Невы ощущалась во всем — в сырости климата, в воде, сочившейся из-под земли. С влагой боролись, как могли. Чтобы солдаты не подхватили воспаление легких, им на завтрак выдавали по 80 граммов спирта. Остальную провизию сбрасывали с самолета. Увидев его, наши земляки кричали: «Алақай, тамақ келді!». Каждому полагалось по 300 граммов хлеба.

Это была настоящая трагедия, которая длилась с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944-го. Историки потом напишут, что только от голода в городе на Неве погибло свыше 640 тысяч жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках.

К концу 1943-го обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады.

- Это чувствовалось во всем: в неуловимой перестановке сил, настроении командования, — говорит агай. — Новый год 1944-го вроде бы ничего нового не принес, мы также сидели в окопах, также отбивали атаки врага. В 24 часа, когда мои сослуживцы тихо три раза прокричали: «С Новым годом!» и знаменитое сталинское: «Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами!», я молился.

Просил про себя у Аллаха, чтобы он помог мне не опозорить свой род и народ, дал силы выдержать морозы и слякоть, пересилить голод и остаться человеком. Просил лишь об одном — хоть без руки, без ноги, без глаза вернуться домой, припасть к родной земле и вдохнуть свою степную пыль…

Вот такой, доченька, был мой совсем невеселый Новый год. Но с тех пор я верю в чудо. Я выжил, стал вместе со своим народом победителем и вот уже 65 лет живу под мирным небом в родном Казахстане.

К слову, моя молитва придала мне силы, и я вместе со своей Суворовской артбригадой 14 января 1944-го пошел в первых рядах освобождать Ленинград.

1943 год радистка 3 класса 20-летняя Зина Гусманова встретила на боевом посту. В руке - ключ, в ушах - наушники: битва под Курском была в самом разгаре. Казалось бы, не до Нового года, но даже в блиндаже, под землей, жизнь брала свое.
В короткие минуты отдыха ее коллеги выходили на свет в прямом и переносном смысле. Кто дышал морозным свежим воздухом, которого так не хватало в землянке, кто потягивал самокрутки, прикрываясь ладошкой от дыма.
Зине, как некурящей, был положен дополнительный паек — 25 граммов сливочного масла, печенье и шоколадка. Из всего, что было, девчонки собрали самый настоящий праздничный ужин, который одна из напарниц назвала королевским…
- Сколько лет прошло, за какими столами я только не сидела, на каких приемах не бывала, а тот новогодний вечер для меня навсегда остался самым лучшим, самым новогодним, — говорит Зинаина Гусманова.

- 31 декабря наша смена давно поменялась, а я все отбивала ключом по азбуке Морзе, — рассказывает Зинаида Сарсенгалиевна. — Дело в том, что я «разговаривала» с ведущим эскадрильи и до конца боя не имела права прервать сеанс.

Девчонки не расходились: Новый год все-таки. Стали накрывать стол, а тут мой доппаек принесли. На войне как в детдоме — все общее. Так мои «изыски» украсили новогодний стол.

В 24.00 все встали и подняли кружки с дымящимся чаем. Я мысленно была с ними, продолжая работать за приемником, отхлебывала чай, подслащенный кусочком сахарной свеклы, и жевала хлебные крошки.

К слову, вкус черного хлеба из сухпая она помнит до сих пор. Чтобы он был съедобным, его допекали на буржуйке. Но ели всегда с удовольствием — у молодых аппетит был отменный. 

- Мы хорохорились, поднимали друг другу настроение, желали любви, здоровья, счастья, исполнения желаний, — говорит Зинаида Сарсенгалиевна. — Все смеялись, улыбались, шутили, как будто и не было войны.

Вдруг моя сменщица сказала: «Девочки, мне так стыдно, но я одного хочу — до Победы дожить. Домой вернуться, маму обнять. И чтобы на танцах в нашем клубе я была самой красивой. Я туфли и платье всего разок надевала на выпускной. Меня тогда еще Мишка провожал, я вам рассказывала. Только он уже полгода не пишет. Нет, я не буду думать о плохом, наверное, письмо где-то в пути, нас же неожиданно сюда перекинули. Я не трусиха, но я очень боюсь. Особенно, когда сильно бомбят, я самолет первый раз здесь увидела…»

Она выпалила это на одном дыхании и заплакала. Сначала тихо, потом громче, через минуту в помещении стоял рев. Плакали все — об общем и каждая о своем. Мне кажется, им было легче, я даже поплакать не могла: давилась слезами и отстукивала ключом очередной набор цифр. Открытым текстом мы не работали.

Наша минутная слабость закончилась так же неожиданно, как и началась. В блиндаж вошел проверяющий: «Отставить слезы, отработавшим отдыхать, остальным работать по этому шифру. С Новым годом, девчата! Здравия желаю!».

Утром гурьбой пошли в столовую, нашему повару дяде Ване исполнилось 50 лет. Он нам — завтрак, мы ему — частушки. По веселым куплетам можно было определить, откуда мы – Златоуст, Москва, средняя полоса России, Акбулак. О том, что произошло ночью, не вспоминали. Как-то неудобно чувствовали себя, стеснялись, что позволили себе такое. Нам ведь все время твердили, что мы сильные, что мы защитницы, а слезы — это удел слабых.

Радистки 3-го авиакорпуса Второго Украинского фронта, встречавшие новый 1943-й год в самой горячей точке, и не подозревали, что совсем скоро, всего за каких-то два года они пройдут пол-Европы. Долгожданную Победу, триумфальное шествие которой началось под Курском, встретят в болгарском Пловдиве.

Война для нашей героини закончилась 30 сентября 1945 года, оставив на вечную память о себе незаживающие зарубки на сердце, раннюю седину в черных, как смоль, волосах и серьезный не по годам взгляд.

Вот такие искренние воспоминания о той страшной войне. Даже находясь в сложных фронтовых условиях люди, продолжали оставаться людьми. Они думали о родных и близких, поздравляли сослуживцев и верили в Победу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Наш край в годы Великой Отечественной войны"

Подробный план-конспект интегрированого урока  о Самарской области в годы Великой Отечественной войны....

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Экскурсия "Милютинская школа в годы Великой Отечественной войны"

Собран материал о Милютинской школе в годы Великой Отечественной войны...

План-конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война. Начало"

Урок  с элементами дискуссии, построен  с применением различных форм и методов, с импользованием дифференцированного подхода. Урок  спланирован с учетом возрастных особенностей у...

Новый год в годы Великой Отечественной войны

Данная информационно-развлекательная программа даёт возможность обучающимся погрузиться в атмосферу военного времени, узнать об особенностях празднования нового года не только в тылу, но и на фронте, ...