Афинская демократия при Перикле
методическая разработка по истории (5 класс)

Давиденко Анна Николаевна

Афинская демократия при Перикле. Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afinskaya_demokratiya_pri_perikle.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для 5 класса по теме:  «АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ» с применением педагогической информационно-коммуникационной технологии.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: изучение нового материала.

Цель: 

Образовательная:

Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии и устанавливать причинно-следственные связи; научатся определять термины: народное собрание, остракизм.

Развивающая:

развивать монологическую речь (при устных ответах учеников), развивать мышление; участвовать в диалоге, работать с книгой.

Воспитательная:

сформировать положительное отношение к труду, чувство уважения к своим товарищам, оценивать свою работу на уроке.

Задачи урока:

Планируемые результаты: 

Личностные требования:

1. Осмысление опыта предшествующих поколений, быть способным определять свою позицию;

2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов;

Метапредметные требования: 

1. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

2. Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, выделять основную мысль, главные факты;

3. Способность решать творческие задачи;

4. Готовность к сотрудничеству с соучениками во время коллективной работы;

Предметные результаты:

1. Знакомство с характеристикой афинской демократии и деятельностью стратега Перикла;

2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий;

3. Умение систематизировать информацию из различных исторических источников;

Дополнительный материал к уроку: презентация, разработанная учителем.

Оборудование: проектор, экран, учебник по Истории Древнего мира 5 класс

План урока.

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели и задачах урока.

Мотивация.

3 мин

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод

Актуализация опорных знаний

Повторить пройденный материал, сконцентрировать внимание учащихся, подготовить к изучению нового материала

7 мин

Подготовка к учебной познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, формирование познавательных мотивов методом опроса, работа с кроссвордом

Изучение нового материала:

1.Зарождение демократии в Афинах

Повторение в связи с изучением нового материала.

 7 мин

Беседа при помощи вопросов, позволяющая обобщить уже имеющиеся знания по теме, работа с исторической картой, «линией времени»

2. Роль народного собрания в управлении городом.

Знакомство с целями и задачами, а также ролью Народного собрания в Афинах

7 мин

Рассказ учителя.

Творческая задача: найти сходства между Народным собранием в Афинах и Государственной Думой РФ

3. Реформа государственного управления при Перикле.

Выяснение причин новшеств в государственном управлении Афин.

 7 мин

Выступления учащихся. Работа с «линией времени» Беседа. Самостоятельная работа с учебником

4. Перикл, его друзья и враги.

Знакомство с выдающимися современниками Перикла

5 мин

Рассказ учителя. Работа с учебником и дополнительной информацией.

Обобщение и систематизация знаний

Проверить уровень усвоения материала по теме урока

5 мин

Выполнение задания урока, игра «Древо познания»

Выступления учащихся. Беседа. Составления вывода.

Рефлексия

1 мин

Беседа

Домашнее задание

Дать задание на закрепление знаний

2 мин

Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Подведение итогов урока

Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности

1 мин

Анализ работы учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Знакомство с новой темой урока – записать в тетрадь

Мотивационная беседа. (слайд 1)

Ребята, сегодня мы с вами продолжим далекое путешествие по Древней Греции. Сначала “машина времени” перенесет нас в V век до нашей эры. А затем мы познакомимся с человеком по имени Перикл, который очень любил свою родину – Афины и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы сделать свою родину красивой, а народ – счастливым. Помощником в нашем путешествии будет компьютер и иллюстрации, которые он нам покажет, интерактивная доска, учебник.

2. Актуализация опорных знаний (кроссворд) (слайд 2-12)

3. Изучение нового материала:

1.Зарождение демократии в Афинах.

(повторение в связи с изучением нового материала)

Знакомство учащихся с планом урока. (слайд 13-14)

Когда человек собирается в путешествие, ему интересно узнать, где находится страна, в которую он отправится. Давайте и мы вспомним, где находится Греция, Афины? (работа с картой). (слайд 15)

Мы прибыли в Афины – красивейший город Эллады. (слайд 16) 

V век до н.э. называют “золотым веком” или веком “Перикла”. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию.

Задание на урок:

? Что в Афинской демократии было положительным,   а что - отрицательным? (слайд 17)

? Что означает слово “демократия”?

? С чьим именем связано зарождение демократии в Афинах?

? Когда правил Солон? (работа с “линией времени”).(VI в. (594 г.)до н.э.) Учащиеся отмечают на слайде дату. ( слайд 18)

2. Роль народного собрания в управлении городом.

Во время путешествия по Афинам мы оказываемся на площади, где собралось много людей (работа с иллюстрацией). (слайд 19)

Давайте подумаем для чего они собирались?

Это жители не только Афин, но и близ лежащих деревень.

? Что делает человек, стоящий на ступеньках? Это оратор (работа со словарем).

? Разрешили ли бы нам послушать, о чем говорят на народном собрании? Почему?

Чем же занималось Народное собрание (рассказ учителя). (слайд 19-20)

  • Для решения важных государственных дел 3-4 раза в месяц собиралось Народное собрание.
  • Поднятием рук Народное собрание выбирало стратега,
  • тайным голосованием Собрание объявляло войну,
  • утверждало мирные договоры,
  • принимало законы.
  • Распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов.

Задание учащимся: рассмотрим народное собрание в Афинах и Государственной Думы в современной Российской Федерации (слайд 21)

  1. Реформа государственного управления, проведенная Периклом.

(слайд 22)

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

(сообщение о Перикле)

  • Перикл был сыном Ксантиппа (героя-победителя в битве при Микале с персами) и Агаристы внучки законодателя и стратега Клисфена, который продолжил дело Солона. Принадлежа по отцу и матери к весьма знатной фамилии, он с юности готовил себя к служению отечеству. Когда Перикл был мальчиком он пережил разрушение и сожжение Афин персами в 480 г. до н.э., видел сооружение нового города, как возросло могущество Афин благодаря Афинскому морскому союзу, был участником славных битв.
  • Он всему народу подавал пример благородства и привычки держать себя в руках, не смотря не на какие нападки. Историк Плутарх писал, что однажды один дурной человек осыпал на площади Перикла низкой бранью. Перикл целый день занимался своими делами, не говоря ни одного слова в опровержение. Когда вечером Перикл пошел домой, за ним побежал и этот человек, и продолжал его ругать до самого порога. Было темно, поэтому Перикл приказал своему слуге взять светильник и проводить этого человека до дома.)

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием своего стратега. Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец Перикл славился своей осторожностью. Он не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

Работа с “линией времени” (443 – 429гг. до н. э. стратег Афин Перикл).

Какой это век? Начало или конец?

(слайд 23)

Древнегреческий историк Плутарх в своей книге "Сравнительные жизнеописания" писал, что Перикл начинал готовиться к выступлению на Народном собрании за несколько дней до его заседания, и не виделся в это время ни с кем из близких. Никогда не рассчитывал на минутное вдохновение, и потому никогда, не приготовившись, не говорил к народу. Он настраивал свою речь как музыкальный инструмент, и, подходя к трибуне, молил богов, чтобы против воли у него не вырвалось ни одного неподходящего слова. Перикл, по словам Плутарха, умел убеждать афинян в своей правоте, но мог и заставить народ повиноваться своей воле, как врач, который применяет сильные лекарства для спасения больного.

И Перикл ставит перед собой главные и достижимые цели: прокормить праздное население, заняв его трудом, создать для всех равные возможности управлять государством, украсить Афины прекрасными сооружениями, сделать из них «Элладу в Элладе», укреплять I Афинский морской союз.

 Перикл предложил принять закон, по которому судьям, сборщикам налогов, др. должностям ежедневно платили деньги из государственной казны. (слайд 24)

Он ввел систему оплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей. Для современных людей это вполне естественно за службу получать деньги, но не для древних, это выглядело как надругательство над неписанными законами страны. Служить за плату – позор, платят только наемным рабочим. Кто будет уважать и слушать таких правителей? Теперь платили членам Совета 500, архонтам и судьям, чтобы этим не воспользовались в личных целях, изменился порядок избрания на высшие должности, при помощи жребия. (сайд 25)

 Только стратегов избирали по-прежнему, при помощи голосования, здесь нужны были опыт, знания, умения. Теперь все равны перед законом. Любой гражданин мог быть избран на высокую должность.

Перикл добился выделения денежных пособий из казны для сирот и неспособных к труду – почти 20 тыс. человек государство содержало на собственные средства.

Была введена театральная касса – теорикон. На  вход в театр выделялось по 2 овола (мелкие монеты). Перикл считал, что государством должны управлять образованные, культурные люди. Театр – это «школа для взрослых». Вот пусть и учатся, кроме того, люди должны отдыхать и развлекаться.

На все это пришлось тратить огромные средства, поэтому Перикл вводить закон о гражданстве (451 г. до н.э.). Гражданином считался тот, у кого и отец и мать были полноправными гражданами Афин. По этому закону сильно сократилось количество полноправных граждан, значит, государственные деньги тратились на меньше количество людей. По иронии судьбы Перикл пострадал от своего собственного закона, ему и в голову не могло прийти, что через несколько лет он разведется со своей женой и женится на жительнице Милета прекрасной Аспасии, и у них родиться сын Перикл Младший, и у первого гражданина Афин сын будет метеком!

Выполнялись грандиозные строительные проекты, многие получили работу – граждане и метеки. Строительная политика помогла многим подняться на ноги, получить работу на длительный срок и выйти из нищеты.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Стратег пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название “Пропилеи” (парадный вход). Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон. (слайд 26)

431 – 404 гг. до н.э. Пелепоннеская война между Афинами и Спартой (длилась 27 лет ).

Афинский морской союз распался, спартанцы установили в Афинах олигархическое правление – «тиранию тридцати». Победители также были обессилены войной. От Пелепоннеской войны больше всего выиграли персы, усилиями которых удалось измотать в тяжелой борьбе греческие государства. Но Персидская держава не успела воспользоваться этим на исторической арене появилась укрепившиеся Македония.

4. Перикл, его друзья и враги.

Аспасия – жена Перикла. Друзья Перикла (рассказ учителя).(слайд 27)

Перикла окружали умы и таланты. Его дом посещали Сократ, Зенон, Анаксагор, Протагор, Геродот, Фукидид, Гипподам, Фидий, Софокл.

Как вы уже знаете, по обычаю, женщины Афин не участвовали в государственных делах. Однако, принимая важные решения, Перикл часто советовался со своей женой Аспасией, которая поражала многих философов, художников и поэтов своим умом, образованностью и красотой. Она стала душой интеллектуального кружка своего мужа. Ее слушал сам Сократ!

Учитель Перикла Анаксагор, пренебрегал ради учености заботами о своем хозяйстве, поэтому земли его были необработанными, но Перикл помогал старику. Но однажды, обремененный государственными делами, он забыл о старом учителе, который терпел горькую нужду. Анаксагор, закутавшись в свой плащ, лег в скрытом месте, чтобы умереть от голода. Перикл вовремя об этом узнал и поспешил на помощь, просил отказаться от своего намерения и не лишать его дорого друга и прекрасного наставника. Тогда старик встал и сказал: «Ну, Перикл, кто имеет нужду в светильнике, тот пусть подливает и масла в него».

Враги Перикла – аристократы – воспользовались тем, что на строительство храмов были затрачены большие деньги, взятые их казны. Они подняли крик в народном собрании, утверждая, что первый стратег неумело расходует государственные средства:

- Столько денег он потратил зря! Зачем нам это строительство?

Перикл был опытным оратором и умел говорить с демосом:

- Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно? – спросил он.

- Да! Да, слишком много! – раздались голоса.

- Хорошо, - продолжал Перикл, - верну в казну деньги до последней драхмы. Продам все, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом! Построено на деньги Перикла!»

-Еще чего! – закричали граждане, - Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Все, кто приезжают в Афины, первым делом идут любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твое имя должно стоять на них?

- В таком случае утвердите мои расходы.

И народное собрание проголосовало так, как хотел того Перикл.

4. Обобщение и систематизация знаний

Выполнение задания урока. Игра “Древо познания” (слайд 28-29)

На дереве появляются листья красного и зеленого цвета, учащиеся вписывают на них положительные и отрицательные стороны Афинской демократии (работа с интерактивной доской)

+

-

1. Власть простого народа

2. Должности выборные

3. Выборы стратега открытым голосованием (без жребия)

 4. Плата деньгами за исполнение должностных обязанностей

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2.Жребий (должность может занять недостойный)

3. Женщины не участвовали в управлении Афинами

4. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

5. Рефлексия

  • В ходе урока я понял(а)...
  • Я не понял(а)...
  • Мне было трудно...

6. Домашнее задание: (слайд 31) §35, вопросы и задания стр. 167, контурная карта с. 9 № 2.

Словарь урока:

  • Демократия – власть демоса
  • Демос – простой народ в Афинах
  • Народное собрание – собрание всех свободных афинян для решения важнейших государственных вопросов
  • Оратор – человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей
  • Реформа – преобразование, изменение

7. Подведение итогов урока. (слайд 30)

Историческая задача (дополнительно)

Политика в отношении союзников у Перикла была иной, он не считался с их интересами. После того как союзная касса была перевезена в Афины, афиняне стали полными хозяевами всех средств. Форос (налог) составлял 400 талантов, вначале Пелепоннеской войны вырос до 600 талантов, а затем до 1300 талантов (подсчитано, что на 600 талантов в год можно содержать 20 тыс. свободных граждан, как об этом и говорил Аристотель)

Союзная касса – 1800 талантов

1 талант – 26,2 кг золота 5 млн.240 тыс гривень

1800=9 432 000 000 гривень

1800=47 160 кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Урок истории в 5 классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Комбинированный урок с элементами здоровьесбережения....

"Афинская демократия при Перикле"

Презентация к уроку. Используется при объяснении нового материала....