Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.
методическая разработка по истории (6 класс)

Шахторина Наталья Ивановна

Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы и приемы19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Цели и задачи современной системы исторического образования:

              - приобретение знаний о функционировании общества во всём его противоречивости и многообразии;

              - формирование личности, ответственной перед обществом и государством;

              - формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, работы с историческим материалом его системного анализа;

              - воспитание чувства гордости, любви к своей Родине;

              - социализация современного школьника

    - использование компьютерных технологий в обучении и развитии ученика.

Инновационные технологии сегодня:

                 -технология проблемного обучения

                 -технология проектного обучения

                  -технология развивающего обучения

                  -групповые технологии

                 - технологии критического мышления

                 - метод инверсии ( эвристический)

                 - метод свободных ассоциаций

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность различными приёмами и методами.

Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени, меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью – развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески применять новые знания.

В связи с реализацией ФГОС ООО, ситуация в образовании принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями, целевым отбором содержания исторического образования, она включила экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.

Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод – способ взаимодействия учителя и ученика в достижении учебно – воспитательных целей. Поэтому, каждый метод  включает в себя обучающую работу учителя ( объяснение нового) и организацию активной учебно- познавательной деятельности учащихся.

Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.

Приведённые мною приёмы и методы обучения истории и обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа, помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению. Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретации, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Использование современных технологий в обучении не решает всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи конкретного урока, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.

В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения». Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.

Технологии критического мышления.

1.    Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает три стадии, которые должны присутствовать на уроке:

Вызов

Осмысление

Рефлексия.

Технология предполагает разнообразный набор приёмов:

Верные и неверные утверждения

Опорные слова

Мозговой штурм

Знаем.  Узнали.  Хотим узнать.

Закончи предложение.

Найдите альтернативу.

Проанализируйте причину.

2.  Смысловое  чтение. Для лучшего понимания прочитанного большое значение имеет так называемое «предчтение»: актуализация предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.

3.  Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль. Ценность технологии- взаимное обогащение знаниями, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных процессов, распределение действий, коммуникация, обмен и взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую устанавливается отношение участника группы к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При групповой работе использую различные приёмы:

- Исправление ошибок в тексте

- решение проблемы с точки зрения участников события

- решение группами одной проблемы и выявление преимущества каждого решения

- разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству групп и его подача каждой группой по плану.

- ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются определения).

- смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.

- эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий в жизни исторических личностей, для определения отношения самих учащихся к ним.

- кто это? По заданным датам, портретным характеристикам, жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического персонажа.

4.  Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата. По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские, информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах, игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную группу для опроса определяют учащиеся, или сам учитель (на первоначальном этапе).

5.  Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой активности и логического мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении. Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала.

Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность, рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов  обучения на уроках истории и обществознания.Задачи мастер-класса:- познакомить учителей с интеракт...

Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.

Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...