Методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории (8 класс)

Методический материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_obucheniya_na_urokah_istorii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения на уроках истории.

Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной школе.

В своей работе применяю различные приемы мотивации:

  • Создаю проблемные ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности
  • Организация дискуссии. Дискуссия  это – коллективное мышление. Одним из условий для дискуссии является предварительная подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные темы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.
  • На уроках  применяю групповую работу учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Группа получает задание, более сильный учащийся его выполняет и объясняет слабым обучающим, как он это сделал. Это развивает у обучающихся взаимопомощь.
  • На уроках физики  применяю мультимедийные технологии, при которых восприятие информации обеспечивается одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для современного человека формах; аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).
  • Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учителем учебного материала и повышается интерес к новой теме.
  • Одним из эффективных,  способов проверки текущих знаний обучающихся является физический диктант. 
  •  При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.

План-конспект урока 7 класс.

 

Тема урока

«Закон Архимеда»

Цель урока:

 1. Сформировать знания учащихся о законе Архимеда

2. Сформировать знания о способах расчета силы Архимеда

Оборудование:

Ведерко Архимеда, динамометр, отливной сосуд с водой, электронное приложение к учебнику.

Формы работы учащихся: самостоятельная; -  групповая;

Эпиграф к уроку     « Не стыдно не знать, стыдно не учиться».  Русская пословица

План урока.

Ι.   Организационный момент урока.

ΙΙ.  Актуализация знаний

Задание. Выполнить экспериментальные задания в группах.

Группа 1.

  1. Два одинаковых сосуда наполнены до краев водой. В одном из них плавает

кусок дерева. Какой из сосудов перетянет, если их поставить на весы?

Группа 2.

  1. К короткому отрезку стеариновой свечи прикрепите снизу небольшой груз так,

чтобы свеча плавала в воде. Зажгите свечу. Как быстро погаснет свеча?

      III. Изучение нового материала.

            Задание для 1 группы: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндр из набора тел для калориметра, нить. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы и плотности тела.

Задание для 2 группы: Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема их пластилина, динамометр, нить. Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Задание для 3 группы: Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле. Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об архимедовой силе, действующей на тело в различных жидкостях? Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание для 4 группы: Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. Определите архимедовы силы, действующие на тело: 1) на глубине h1; 2) на глубине h2, больше чем h1. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Ученики записывают выводы в тетрадях, учитель – на доске.

Архимедова сила не зависит: 1) от формы тела; 2) от плотности тела; 3) глубины погружения.

Архимедова сила зависит: 1) от объема тела; 2) от плотности жидкости.

Задание для всех.

Решить задачу: При взвешивании тела в воздухе динамометр показывает 4,3 Н, а при взвешивание тела в воде 1,6 Н. Определите объем тела. (Ответ 0,00027 м3).

 

Алгоритм действий ученика:

- погружение в эксперимент и его субъективное отображение;

-поиск связей видимого и воображаемого, направляемый вопросами учителя;

- работа со своим воображением;

- соединение видимого и невидимого средствами графики;

- работа с графическим образом.

Метод работы с текстом.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

  •  Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их.
  • Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
  •  Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
  • Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Метод кейса.

Кейс – это описание реальной ситуации. Кейс-метод - это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.

Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...