разработка урока по периоду республики в Риме
план-конспект урока по истории (5 класс)

Скалина Алла Николаевна

Конспект урока "Ранняя республика" для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_respublika.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока истории

для 5 класса по теме:

                                           «Ранняя республика»

(с использованием элементов

информационно-коммуникационных технологий)

                                                                          Разработала и провела:

                                                                          учитель истории и обществознания

                                                                          МБОУ «Лицей №153»

                                                                          городского округа г.Уфа

                                                                          Республики Башкортостан

                                                                          Скалина Алла Николаевна

                                                

Цель:         дать представление о государственном устройстве в Риме и его отличии от греческого государства.

Задачи:         1. Обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве.

2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп,

выделять  полномочия органов управления и государственных должностей, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, сравнивать государственное устройство двух государств. Развивать образное мышление с помощью учебных картин и их описания, используя мультимедийные ролики.

3. Воспитание гражданственности через материал урока: продолжение работы над понятием гражданин. Подчеркнуть важность выборов государственных должностей и участие в этом процессе каждого гражданина государства.

Новые понятия: магистраты, Сенат, курия, плебисцит, диктатор.

Оборудование: слайды: 1) мультимедийный ролик «Колизей», 2) функции   Народного собрания, 3) схема «Система народного представительства», 4) полномочия консулов, 5) тест по полномочиям консулов, 6) картина «Заседание Сената», 7) полномочия Сената, 8) схема «Борьба патрициев и плебеев», 9) сравнительная таблица «Управление в Риме и Афинах», 10) кроссворд. Элементы римской одежды.

План изучения нового материала:

  1. Государственное устройство Римской республики.
  2. Борьба патрициев и плебеев.

  1. Изучение первого вопроса плана:

        Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Риму (запускается ролик «Колизей»). Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили весь мир и создали культуру, которой мы восторгаемся и по сей день. Хотя увиденный вами Колизей будет создан позднее изучаемого нами периода, но основы процветания государства будут заложены в эпоху ранней республики.

        За правильные ответы на уроке детям раздаются монеты Древнего Рима с изображением волчицы и мальчика.

Вспомните, что такое республика?

        Словарная работа. Республика (в переводе с латинского означает «общественное дело») – форма государственного устройства с выборными должностными лицами.

        Вспомните, какие государства, которые мы изучали, были республиками? Афины.

        В римской республике власть принадлежала народу, Собранию мужчин-патрициев. Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов, которые повседневно управляли государством. Магистраты избирались на 1 год, обязанности исполняли безвозмездно, были ответственны перед Народным собранием (слайд «Функции Народного собрания»). Таким образом, сложилась система народного представительства.

        Древнейшими римскими магистратами были 2 консула, выбирались из патрициев и плебеев. Ежегодно летом на Марсовом поле проходили выборы консулов. На высоком берегу Тибра появлялся красный флаг – знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Жрецы приносили жертвы богам. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имя самого достойного, и, пройдя через узкие мостки, опускал ее в корзину. После подсчета  голосов раздавался звук трубы,  и объявлялись имена победителей.

        

        Как по одежде можно было узнать, что этот человек стремится занять какую-нибудь должность? К доске вызывается ученик, который обряжается в римскую одежду под комментарий учителя.

        Прямо на тело римляне надевали тунику – шерстяную рубаху с короткими рукавами, которую опоясывали и обдергивали так, что спереди она спускалась чуть ниже колен. В одной тунике ходили только бедняки, богатые римляне сверху одевали еще тогу. Она представляла собой кусок шерстяной материи овальной формы. В тогу заворачивались так, чтобы правое плечо оставалось открытым. Римлянин, пожелавший занять должность консула, появлялся в белоснежной тоге, выбеленной в меловом растворе. Такая тога называлась кандида, отсюда и слово «кандидат».

        

        Задание.

        Какие элементы выборов дошли до наших дней? Слово кандидат до сих пор, означает человека, стремящегося занять какую-либо должность, сохранились встречи кандидатов с избирателями, а на самих выборах можно увидеть урну или избирательную корзину, куда опускают свои бюллетени голосующие граждане.

        

        Слайд «Полномочия консулов»:

  1. Созывали Народное собрание
  2. Проводили набор войск
  3. Во время военных действий командовали армией
  4. Предлагали новые законы
  5. Могли отменить решение другого консула. Советовались друг с другом.

        Попробуйте объяснить происхождение слова консультироваться.

        Задание. Прослушайте внимательно текст, что дошло до наших дней?

        Случалось, что за несколько дней до выборов рабовладелец говорил, обращаясь к свободной бедноте: «Мой дом открыт для всех граждан. Обедаю я в полдень. У меня прекрасный повар, раб-сириец, он готовит такие кушанья, что пальчики оближешь… каждый может получить в моем доме вкусный обед».

        Другой богач, его соперник, торопился использовать тот же прием: «А ко мне в дом приходите в любое время, не только в полдень, - говорил он. – Каждый получит вдоволь овощей, оливок, вина… А у тебя, друг, я вижу рваную одежду: приходи, ты получишь еще и новый плащ!»

        Проверочное задание (появляется на слайде, выполняется устно). Найдите слова, характеризующие действия консулов:

  1. Председательствовать в Народном собрании
  2. Разгонять Народное собрание
  3. Производить набор в войско
  4. Предлагать новые законы
  5. Назначать народных трибунов
  6. Отменять распоряжение другого консула
  7. Командовать войском во время войны
  8. Вести заседание Сената

Правильный ответ: 1,3,4,6,7,8.

В условиях войны мог быть назначен диктатор на срок не более чем 6 месяцев, он обладал огромной властью, стоя над консулами и Сенатом. Появляется слайд, на котором картина «Заседание Сената».

Вспомните, что такое Сенат? Совет старейшин родов.

В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, магистраты. Количество сенаторов постоянно росло: 100, 300, 600 человек. Заседали в специальном здании – курии на Форуме, главной площади Рима.

Слайд «Полномочия Сената»:

1) Ведал казной

2) Вел переговоры с другими государствами

3) Следил за состоянием армии

4) Рассматривал проекты законов

5) Судил граждан.

Сенат ни перед кем не отчитывался в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

  1. Изучение второго вопроса плана.

Слайд «Борьба патрициев и плебеев».

        Плебеи не принимали участие в управлении государством. В знак протеста они ушли из Рима. Напуганные грозящим Риму ослаблением войска, патриции пошла на уступки. Плебеи стали созывать свое народное собрание, отсюда понятие плебисцит. Плебеям разрешили ежегодно избирать своих должностных лиц – народных трибунов. Со временем народные трибуны стали приходить на заседание сената. И если Сенат хотел принять постановление, направленное против плебеев, народный трибун произносил одно только слово: «Запрещаю!» (по–латински – «вето»). Так возникло право вето, то есть право народного трибуна отменить распоряжение консула или решение Сената.

        Борьба патрициев и плебеев приводила к укреплению Римской республики.

        Закрепление материала. Теперь вы знаете, каково было устройство Римской республики, давайте сравним его с изучаемым ранее устройством Афинской республикой. Слайд с таблицей «Управление в Риме и Афинах» (каждому ученику раздается эта таблица с уже заполненной колонкой по Афинам и куда он вписывает недостающие предложения по устройству Рима).

Сходство:

Оба государства – республики (высшая власть принадлежала собранию граждан)

Различие

Афины

Рим

  1. За исполнение государственных должностей платили деньги
  2. С предложением нового закона выступал любой гражданин
  3. Судьи избирались из числа граждан независимо от происхождения и богатства
  4. Почти все дела решались народным собранием
  1. Зарплаты за государственные должности не полагалось
  2. Право законодательной инициативы принадлежало только занимавшим государственную должность
  3. Судьями в Риме долгое время могли быть только сенаторы
  4. Почти все дела решались только Сенатом

Вывод

Рядовые граждане играли существенную роль в управлении государством

Рядовые граждане не играли существенной роли в управлении государством. Власть фактически принадлежала группе знати–нобилитету.

        Так как на уроке было введено много новых терминов, то закрепить и проверить их усвоение сможет задание – кроссворд.

  1. Специальное здание, где заседал Сенат, расположенное на Форуме
  2. Запрет народного трибуна на решение Сената или консула
  3. Орган власти, состоящий из аристократов, обладающий огромной властью, ни перед кем не отчитывающийся
  4.  Одно из римских сословий, обладающее благородным происхождением, римская аристократия, обладавшая огромными земельными владениями и богатством
  5. Шерстяная рубаха с коротким рукавом
  6. Должностные лица, защищавшие интересы плебеев
  7. Народное собрание плебеев
  8. Высшее должностное лицо, избирающееся в условиях войны сроком не более чем на 6 месяцев
  9. Высшие должностные лица республики, избираемые из числа патрициев на 1 год.
  10.  Белоснежный плащ, надеваемый человеком, выдвигающимся на должность консула.

        Ответы: 1.Курия. 2. Вето. 3. Сенат. 4. Патриции. 5. Туника. 6. Трибуны. 7. Плебисцит. 8. Диктатор. 9. Консулы. 10. Кандида.

        Ключевое слово по вертикали: республика.

        Домашнее задание: параграф, выучить новые термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков по теме "Цивилизация Древнего Рима"

Данную разработку уроков  можно использовать как в 5-м, так и в 10-м  классах. Она универсальна, но практические работы каждый учитель подбирает сам. В данных уроках  использовала схемы...

Ранняя республика в Риме

Задания для обучающихся 5 класса по истории Древнего Рима (терминология, загадка, ребус, задача на счет лет в истории, анаграмма)...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

Ранняя республика в Риме

Урок для обучающихся 5 класса с использованием рейтинговой накопительной системы. При помощи викторины повторяется материал предыдущего урока. Для контроля знаний обучающихся используется тест (1 уров...

Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Написание  методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами"

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами" для 5 класса.На уроке использовались инструменты формирующего оценивая....

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами"

Методическая разработка урока истории по теме "Завоевание Рима варварами" для 5 класса.На уроке использовались инструменты формирующего оценивая....