Технологическая карта "Восстание Спартака"
методическая разработка по истории (5 класс)

Шахторина Наталья Ивановна

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_spartaka._doc.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА УРОКА

«ВОССТАНИЕ СПАРТАКА»

 

  1. Шахторина Наталья Ивановна
  2. МБОУ СОШ села Черняево, района им. Лазо, Хабаровского края.
  3.  Учитель истории и обществознания
  4.  История
  5. Класс 5
  6. Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс: учебник для образовательных  организаций / автор Ф. А. Михайловский,  М.: Просвещение. 2015г.
  7. Цель урока: способствовать формированию представлений у обучающихся о восстании Спартака в Древнем Риме.
  8. Задачи:  

образовательная: выявить причины восстания Спартака, их сущность, познакомить с этапами восстания, способствовать пониманию причин поражения восстания, определить историческое значение восстания;

развивающая: развивать умения самостоятельно работать с картой, текстом учебника, сравнивать, анализировать информацию, получать ее с помощью исторической карты, делать выводы;

воспитательная: выработать умения систематизировать полученные знания, способствовать нравственному воспитанию обучающихся, собственному отношению к рассматриваемым событиям, воспитывать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе, пробудить интерес к учебному материалу и чувство уважения к историческому прошлому;

здоровьесберегающая: обеспечить снятие умственного и физического напряжения через игровые элементы и работу в группе, формировать ответственное отношение к здоровью. 

  1. Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, доска, видеофильм, рабочий лист, печатная тетрадь, карта.  

Ученикам заранее  распределяются роли, объясняются задачи каждого участника игры (гладиатора, сторонника Спартака,  предателя, Красса, противника, римского гражданина и пирата).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии: исследовательская, информационная, коммуникативная, здоровьесберегающая.

Методы организации: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный, поисковый; методы контроля: устные, письменные проверки; методы стимулирования: эмоциональный, познавательный, обучающие игры, работа в группе.

Приемы: беседа, объяснение, постановка проблемного вопроса, дискуссии, комментированное чтение, работа с картой, заполнение таблицы, просмотр видеофрагмента, сравнительный анализ.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Результаты

Вр ем я

Личностные

Метапредметные

Предметные

I.

Органи зацион ный момент

Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в Древний Рим, для того, чтобы узнать об одном из ярких эпизодов в истории этого государства.  

Приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу.

Познавательная инициатива, смыслообразование

 

 

 

1

ми

н

II.

Мотива ция         и

Учитель задает вопросы. 

Ребята, где находится Рим? Кто там жил? Какие категории

Смотрят на карту, находят

Рим и отвечают на поставленные вопросы. 

умение организовать свою

создание условий, котором

при

анализ полученной информации,

вспоминают тему прошлого

7

ми

актуал изация

населения         Вы         можете перечислить?

Кто такие рабы? Какое было к ним отношение? Где применялся их труд? Какая была особая категория рабов? Кто такие гладиаторы? Мог ли гладиатор стать свободным? Проблемный вопрос: почему римляне предпочитали гладиаторские бои? Могло ли быть такое увлечение в Греции? О чем это говорит? Почему именно в Риме оказалось большое количество рабов? Какие источники рабства Вам известны? Чего хотели рабы? О чем мечтали? Какие они могли использовать формы протеста? Проблемный вопрос. Подумайте, к чему могло привести такое положение рабов?  

Что такое восстание? Восстание – один из видов массовых выступлений, борьба за освобождение. Об одном восстании гладиаторов, мы сегодня на уроке и узнаем. Имя его – Спартак. Проблемный вопрос: закономерно ли что восстание рабов произошло в

Рим расположен на

Апеннинском полуострове. В Риме жили патриции, плебеи, вольноотпущенники и рабы. Раб – несвободный человек, зависел от своего хозяина, который мог поступить с ним, как считал нужным. Рабовладельцы унижали, истязали их, отправляли в школы гладиаторов. Использовали труд рабов в сельском хозяйстве, на рудниках, в домах, при строительстве общественных дорог. Гладиаторы – рабы, убивающие друг друга перед зрителями. Да, они могли получить деревянный меч (символ свободы). Образец храбрости видели в гладиаторах. Популярность боев свидетельствует о невысоком культурном уровне, нежели в Греции. После завоевательных войн многие рабы попали в плен. Рождение в  семье раба, пиратство, долговое рабство. О свободе, возвращении на родину. Неповиновение хозяину, плохо работать,

деятельность,

участие         в

обсуждении проблемы, умение строить речевое высказывание, установление причинноследственных связей, сравнение, выражение своих мыслей

обучающиеся поймут, зачем им изучать тему урока; формирование представлений о ключевых событиях

прошлого,

уважение к правам и свободам человека

развитие интересов познавательной деятельности

урока, высказывают суждения по теме, анализ результатов исторически х         событий, научатся определять понятие «восстание»

н

Италии?  

ломали орудия труда, совершали побег и восстания. Предлагают варианты. Да, положение рабов в Риме было очень тяжелым.  

Записывают тему урока «Восстание Спартака» и дату 73-71 гг. до н. э.      

III.

Целепо лагани

е

Подводит обучающихся к формулированию цели урока. Что нам необходимо узнать сегодня? 

Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по представителям римского общества во время восстания Спартака. (гладиаторы, сторонники Спартака, римская армия, противники Спартака, римские граждане).

Обратите внимание перед вами рабочие листы, по которым мы будем работать в течение урока.

В конце урока Вы их сдадите.  

Принимают участие в постановке цели.

Высказывают предположения.

Составляют план изучения новой темы:

  1. Причины восстания
  2. Цели рабов
  3. Ход восстания
  4. Итоги восстания
  5. Значение восстания

осуществление целеполагания, планирование способов достижения целей, выражение своего         мнения, аргументация своего мнения

обсуждение этапов         плана, предложение вариантов

умение ставить цель, выделять вопросы, которые нужно изучить на уроке, планируют пути достижения цели

анализ

информацию ,         просмотр рабочих листов,

ознакомлени

е

обучающихс я с важными событиями во всемирной истории

3

ми

н

IV.

Первич

ное усвоени

Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о личности Спартака. Задает вопросы. Где родился Спартак?

После просмотра видеофрагмента отвечают на вопросы. 

Родился во Фракии, был свободным,

анализ,         синтез, сравнение, обобщение, поиск

прослушивают ответы одноклассников, комментируют,

владение умением работать с текстом учебника, контурной картой,

получение новых

знаний,  называют

13 ми

н

е новых знаний

Чем он занимался до того, как попал в плен?  

Ребята, сегодня к нам на урок пришел сам Спартак. Что он о себе расскажет?

Что Вы узнали?  

 Откуда бежал гладиатор? 

Какие причины восстания рабов Вы можете назвать?

Давайте узнаем у товарища Спатака: правы ли мы? 

Как Вы думаете: почему войско Спартака было организовано как у римлян?

Рассказ учителя: Спартак видел недостатки в армии и их усовершенствовал (усилил кавалерию, сделал армию более маневренной, способной к быстрым перемещениям). Римскую армию в этом направлении будет реформировать Цезарь.  

Было ли обеспокоено римское правительство бегством рабов? Случай не редкий, римляне не сомневались, что всех переловят. Однако рабов, оказалось, поймать непросто. Их число на вершине вулкана Везувия (они там устроили лагерь) росло.  Предположите, кто присоединяется к Спартаку? Отряд вырос до 10 тыс. Против них отправляется 3 тыс. армия во главе с Клавдием. Как быть? Выслушаем гладиатора. 

Рабы так и поступили. Все спустились, кроме одного. Почему? Ему нужно было спустить все оружие.  

Рассказ учителя: в армии Спартака остро стояла проблема с вооружением. Его изготавливали прямо в лагере. К Спартаку приходило новое подкрепление, которое должно было стать боеспособной армией. Гладиаторы агитировали рабов, обучали их военному делу.  

Воевал в римской армии, бежал, оказался в рабстве.  

Выступление ученика в роли Спартака. 

Спартак попал в плен к римлянам, те сделали его гладиатором.

Выступление ученика в роли гладиатора. 

Слайд

 Группа гладиаторов отвечает на вопросы. Из школы в Капуе сбежали рабы.  

Анализируют текст учебника, называют причины (бесчеловеческое отношение к рабам, насильственное обучение военному делу, недовольство рабов своим положением).  

Выступление Спартака. Записывают причины в рабочий лист.  Проверяют их по слайду презентации. 

Он служил в римской армии и применил их знания.

Ученики в группе сторонников Спартака отвечают на поставленные вопросы и высказывают свои предположения.  

Предлагают варианты: рабы из имений, рабы-

пастухи, которые пасли скот в горах.  

Выступление ученика в роли гладиатора. 

Предположения учеников.  

необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, работа в группе, ролевая         игра, владение смысловым чтением, нахождение необходимой информации         в тексте,         умение выделять

главную         идею текста, участие в коллективном обсуждении проблем,

оказание

помощи в

сотрудничестве

овладение умением         вести

диалог,

обучающиеся дают         оценку

этапам восстания, характеристику предводителю рабов, определяют его черты характера, полководческий талант  

обобщать факты, коллективно вести

работу, высказывание собственного мнения формулировать и обосновывать выводы,         уметь

оценивать действия Спартака, обсуждение разных         взглядов исторических фактов

причины начала восстания         и причины поражения, дают оценку личностным качествам Спартака, его чертам характера, анализ результатов событий, знание исторически х фактов

 

Физминутка  

 

 

 

 

 

2

ми

н

 

Как Вы думаете, все ли поддерживали Спартака? Давайте спросим об отношении к Спартаку римских граждан. 

Дальнейшие этапы восстания обучающиеся узнают самостоятельно в группах  после прочтения учебника на стр. 248-249.

Учитель говорит о необходимости заполнения маршрута движения войска Спартака на карте

Как Спартак решил перебраться на Сицилию?   Кто должен был в этом помочь?  Что же пошло не так? Предоставим слово стороннику Спартака. 

Теперь прочитаем диалог пирата с римским полководцем Крассом. Что Вы можете сказать по диалогу? 

Дадим слово противнику гладиатора, посланнику к нему от римской армии. 

Предположите: что ответил посланнику Спартак?  

Как вы думаете, почему появились предатели в лагере Спартака?

Выступление         римского гражданина. 

На         вопросы         по         тексту учебника отвечает группа римских         граждан. Заполняют         контурную карту.  

Перечисляют этапы восстания (заговор рабов в гладиаторской школе в Капуе, создание лагеря на вершине Везувия, разгром отряда римлян, восстание охватывает весь юг Италии, поход к Альпам, поход к Сицилии, западня, разгром армии Спартака).

Группы римской армии и противников Спартака отвечают на вопросы. Ему должны были помочь пираты.  

Выступления учеников в роли сторонника Спартака, его противника и посланника. 

Делятся         впечатлениями. Высказывают         свои предположения.  

 

 

 

 

9

ми

н

 

Почему произошел разлад в армии? Почему Спартак избегал удара римских войск?  

Наступал последняя битва. На чьей         стороне         было превосходство сил?  

Давайте узнаем у самого 

Спартака. 

Как Вы думаете: какими чертами характера обладал Спартак? Однажды, когда

Спартак спал, вокруг его лица обвилась змея. Это был знак великой власти, которая приведет к злополучному концу. Так и произошло. Восставшие потерпели поражение. Спартака убивают во время сражения. 6 тыс. рабов были приговорены к казни.  

Какие         были         причины поражения?

Каково историческое значение восстания Спартака?  

Спартак для рабов – символ их надежды на избавление от рабства. Он образец преданности, гуманности и благородства. Символ борьбы за свободу. Это было крупнейшее восстание рабов, после которого римляне смягчили свое отношение к рабам. Память о руководителе восстания жива до сих пор. Какие произведения посвященные Спартаку Вы знаете?

Выступление обучающихся. 

Продолжают заполнять                                                                                                                     карту и рабочие листы. 

Отвечают на вопросы. 

Выступление ученика в роли Спартака. 

Римская армия была сильнее. Она превышала численность армии гладиатора.  

Называют следующие качества: отважный, умный, находчивый, решительный, бесстрашный, справедливый, сильный, смелый и т.д.  

Называют причины поражения восстания Спартака  (преимущество римской армии, плохое вооружение, отсутствие четкого плана действий, стихийный характер восстания обман пиратов, разногласии в лагере). Записывают их в рабочий лист. Проверяют по презентации. 

Определяют историческое значение.  

Отвечают на вопрос (в театре есть балет с таким названием, в литературе – исторический роман, в кино – имеется множество фильмов).  

 

V.

Первич ная провер ка

понима ния

Предлагает закончить выполнение задания в рабочих листах.  

Выполняют задания в рабочих листах по группам. Сдают рабочие листы.

работа в группе, участие в

коллективном обсуждении проблем, умение договариваться и приходить к общему решению.

выражать свою позицию на

основе имеющихся представлений

вспомнить применить информацию, полученную уроке

и

на

применяют знания, приобретенн ые на уроке  

6

ми

н

VI.

Итоги урока. Рефлек

сия

Обобщение информации, анализ деятельности обучающихся. Поощрение в виде выставления оценок.

Обсуждают, что узнали на уроке (мне понравилось, было интересно, я еще хочу узнать). Проводят самооценку и оценку деятельности групп. 

самооценка, саморегуляция, выражение своих         мыслей, рефлексия

способов         и условий действия

делятся своими впечатлениями, комментируют ответы одноклассников

синтезируют полученную информацию, делают выводы

закреплений знаний, полученных на уроке

3

ми

н

VII.

Домаш нее задание

Записывает домашнее задание на доске. Объясняет домашнее задание и способы его выполнения.

Прочитать         § 46,  подготовиться к тесту  

Записывают         домашнее задание в дневнике.

 

 

 

 

1

ми

н

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"

Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....

Восстание Спартака

Данная работа - презентация станет помощником на уроке истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"...

Конспект и презентация к уроку по теме: " Восстание Спартака"

Данная работа познакомит учащихся с причинами начала восстания. Учащиеся узнают, где началось это восстание, кто его возглавил, кто в него входил, а также каковы его результаты....

восстание под предводительством Спартака

Тема урока: Восстание под предводительством Спартака. Цели урока: Познакомить с героической личностью Спартака; подвести к пониманию причин начала восстания, причин его поражения. Воспитывать так...

" Восстание под предводительством Спартака"

Данная работа содержит презентацию и конспект урока по истории Древнего Рима в 5 классе...

Технологическая карта урока по истории 5 класс "Восстание Спартака"

Разработка урока по теме "Восстание Спартака" используется в 5 классе и соответствует требованиям ФГОС....