Урок- соревнование в память Отечественной войны 1812 года.
учебно-методический материал по истории (7 класс)

     Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нём. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, каковы были их предки.

    Одно из таких событий оставило в истории России неизгладимый след, оставило след в сознании российского общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_otech.voyna_1812g.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги.

Урок- соревнование в память Отечественной войны 1812 года.

Цели урока

Обучающие:

- повторить имеющиеся у школьников знания об Отечественной войне 1812 года, подвести к значимости этого события;

- углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях;

Развивающие:

- работать в нестандартной обстановке;

- работать самостоятельно;

- творчески подходить к выполнению заданий;

- логического мышления и образного восприятия;

- навыков анализа исторических источников;

- излагать грамотно свои мысли;

- развивать монологическую речь;

Воспитательные: воспитание

- чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

- неприязни к войне, как способу решения проблем;

- гражданской позиции;

- активной личности.

Эпиграф урока:

 «Русские могут проиграть иногда битвы, но всякий захватчик, который думает о покорении России, осуждён на погибель». Ф.В.Волховский.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

     Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нём. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, каковы были их предки.

    Одно из таких событий оставило в истории России неизгладимый след, оставило след в сознании российского общества.

     Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, созданы художественные фильмы, в честь этого события сооружён храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ веке лучших полководцев в войне с фашистской Германией, (слайд).  Дети называют войну 1812 года.

       ВОЙНА 1812 года  показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны.

Не секрет, что государство на современном этапе пытается вернуть былое величие России. Память о предках – главное необходимое условие для возрождения. Нельзя восстанавливать и созидать  без памяти.

              Стоит ли былое вспоминать,

              Брать  его в дорогу, в дальний путь?

              И сказала память: « Я могу

              Всё забыть, но нищим станешь ты.

              Я твои богатства стерегу

               Я тебя храню от слепоты».

              В трудный час, на перепутье лет,

              На подмогу совести своей

              Мы зовём былое насовсем,

              Мы зовём из прошлого друзей.

              И друзья, чьи отлетели дни,

             Слышат зов и покидают ночь.

             Мы им не поможем – но они

             К нам приходят, чтобы нам помочь. 

                                                   Вадим Шефнер

Урок проводится в форме игры-соревнования между командами. Класс делится на две группы. За каждый правильный ответ команда получает звезду. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы,  набранные каждой командой, и выставляются отметки.

Учитель. О событиях того героического периода нам напоминают награды 1812 - 1814 гг.                        5 февраля 1813 г. Император Александр I учредил медаль «В память Отечественной войны 1812 года» для награждения всех участников боевых действий до 1 января 1813 г. - от фельдмаршала до солдата, ополченцев, священников, медицинских чинов. На лицевой стороне (аверсе) медали изображено «всевидящее око», окруженное лучезарным сиянием, внизу дата- «1812 годъ». На оборотной стороне (реверсе) четырехстрочная надпись, библейское изречение: «НЕ НАМЪ, / НЕ НАМЪ, / А ИМЕНИ / ТВОЕМ.  (т.е. благодарение Богу за освобождение России от иноземного нашествия).

?- Медаль в память Отечественной войны 1812 года предполагалась выполнить с профильным портретом императора Александра I. Однако по каким-то  неведомым причинам вместо этого изображения медаль была отчеканена с лучезарным «всевидящим оком» Всевышнего.  Однако ветераны 1812 года сходились во мнении, что окружённое лучами око символизировал совершенно определённое лицо. Предположите, чей глаз предпочитали видеть солдаты в изображённом «оке Всевышнего»? (слайд)

    По новому положению 1912 года по смерти отцов и старейшин семейств теперь разрешалось не только хранение, но и ношение потомками медалей 1812 года. (слайд)

Наш урок – соревнование посвящён памяти войны. В конце урока лучшие знатоки событий  200-летней давности будут награждены  медалями.

Учитель. Отечественная война 1812 г., разгром войск Наполеона, мечтавшего покорить весь мир, оказали решающее воздействие на судьбы Европы и мира. На одном из первых памятников Кутузову, поставленном в Польше, где полководец умер в 1813  г., можно прочитать надпись: «До сих мест довёл князь Кутузов-Смоленский победоносные российские войска... Он спас Отечество своё, он открыл путь к избавлению народов».

129 лет спустя другой претендент на мировое господство, Гитлер, пытался повторить путь «великой армии» Наполеона. Готовясь к разбойничьему нападению на СССР, гитлеровские генералы изучали историю Отечественной войны 1812 г. Но уже через три месяца после начала Великой Отечественной войны в 1941 г. один из немецких генералов писал: «Воспоминания о великой армии Наполеона преследовало нас как привидение. Всё больше становилось совпадений с событиями 1812 г.».

«В память Отечественной войны 1812 г.» — тема нашего урока. Это дань памяти тем, кто выполнял священный долг — защищал свою Родину.

Итак, начинаем.

Задания 1 тура

"Разминка"

 " Начало Отечественной  войны 1812 года"

  1. Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:

“Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.

  1. Наполеон, собираясь напасть на Россию рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: "Если я возьму Киев, - говорил он, - я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв ... , я поражу ее в самое сердце".
  2. В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июня 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: "Я этого ожидал, но все-таки бал состоится". Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши?
  3. Наполеон вел против России свою великую армию. Россия на западной границе имела три армии. Но при этом мы начали отступление. Предположите, почему?
  4. Перечислите фамилии трех командующих армиями на западной границе.
  5. В районе какого города планировалось соединить первую армию Барклая де Толли и вторую армию Багратиона?
  6. Великая заслуга этого героя Отечественной войны 1812 года заключалась не только в том, что он еще перед вторжением Наполеона указывал на необходимость заманивания неприятеля вглубь страны (тогда об этом говорили многие). Будучи великим стратегом, он взял на себя ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана. Назовите этого военачальника, труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в "Болтай, да и только"?

( После разминки определяются два лидера по звёздам. Они получают два конверта, где будут знаки, по которым они соберут свои команды. Все в классе  перед началом урока получат символы будущей команды, в которую они войдут. Это будет изображения орла с дагестанского герба и с памятников войны 1812 года).

После того, как образуются команды, начинается второй тур.

                  Задания 2 тура. Ключ к Москве.            

1.Это сражение состоялось под городом, неофициальное название которого – “Ворота Москвы”. В ходе двухдневных сражений французы потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии от стен этого города из него же ушло и все гражданское население. Назовите город.

  1. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая (1774 г. при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумне) вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову в 1788 году у турецкой крепости Очаков. Врач, лечивший его, писал: “Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна”. Назовите имя этого человека, вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества.
  2. Получив известие о его назначении, француз воскликнул: « Старый лис         Севера!». Узнав о его реакции, русский сказал: «Постараюсь доказать, что он прав». Как звали русского и француза?
  3. Назовите главного противника назначения Кутузова главнокомандующим русскими войсками в 1812 году?

Задания 3 тура. Бородино

Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:

1.“Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови!”

2. “ Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в Отечество!”

(Кутузов и Наполеон, обращаясь к своим солдатам перед Бородинской битвой)

Кто победил в Бородинской битве?

Мнение историков

 Документ 1.

 «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву»

                                                                                                                           Б.С. Абалихин

 Документ 2.

 «Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской».                            

                                                                                                                                    Е.В.Тарле

 Документ 3.

 «То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армию»

                                                                                                                                  А.З.Манфред

 Документ 4.

 «Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции»

                                                                                                                                 Н.А.Троицкий

Мнение современников

 Документ 5.

 «Французская армия расшиблась о русскую армию»                                     А.П. Ермолов

 Документ 6.

 «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»                                                                                                   Наполеон

Мнение писателя

 Документ 7.

 «Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленский дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновский Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духа противника».                                                                         Л.Н. Толстой.

(Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;
  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.)

4 тур. «Москва»

1.Пять голосов было «за». Пять голосов было «против». Все решал одиннадцатый голос. Кому он принадлежал и каким  было решение?

2. В этой деревне на военном совете было принято решение о сдаче Москвы. Назовите название?

3. Очевидец писал об этом так: «Море огня разлилось по всем частям города. Пламя, волнуемое ветром, совершенно походило на морские волны, вздымаемые бурей. Горели магазины, жилые дома, госпитали, в которых находились русские раненые, церкви, где укрывались жители от грабителей…» Что описано в приведённом отрывке?  

  4.Войска Наполеона в Москве были плотно окружены с севера Новгородским, Тверским, Ярославским, с запада - Владимирским, Рязанским, с юга – Тульским и Калужским. Закончите одним словом… (ополчение)

5. Уходя из Москвы, французы заложили взрывчатку в основание этого храма, и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как называется этот храм, являющийся и поныне визитной карточкой Москвы?

На доске: работа с ассоциативным рядом. Ассоциативный ряд и терминологический ряд написаны в две колонки. Учащиеся подбирают подходящие по смыслу пары и объясняют свой выбор.

1) Ни мир, ни война

2) Ключ к Москве

3) Внешне – поражение, а по сути – победа

4) Не рой яму другому – сам в нее попадешь

5) Внешне предательство, а по сути – спасение

а) Бородинское значение

б) Оставить Москву без боя

в) континентальная блокада

г) Смоленск

д) Смоленская дорога

5 тур

Отступление французской армии

  1. После ухода из Москвы Наполеон решил выйти в южные хлебные и промышленные районы, захватить Тулу. Но русские армии дали сражение в районе города … (он восемь раз переходил из рук в руки) и французы вынуждены были вернуться на старую смоленскую дорогу. У какого города произошла битва.
  2. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в декабре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите ее.
  3. Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: “Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблен… нашей верной союзницей”. Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось?
  4. При возвращении во Францию после неудачного похода на Россию Наполеон спросил у крестьянина, наблюдавшего подготовку к переправе через Неман: « Много ли дезертиров уже переправилось через Неман?» Что ответил литовский крестьянин?

Закончи выражение:

- В конце июля 1812 года у Смоленска….

(двум русским армиям удалось соединиться)

- 17 августа 1812 года Кутузов….

(прибыл в армию, встреченный всеобщим ликованием)

- Москва горела…

(6дней. Погибло 3/4 городских построек. Пожар уничтожил склады с продовольствием)

- Приближались холода и Наполеон принял решение…

(вывести свою армию из Москвы в Калугу, где располагались продовольственные склады, там перезимовать и весной возобновить военные действия)

- В 1814 году Наполеон был сослан….

(на остров Эльба в Средиземном море. Через год он сбежал и захватил на 100 дней власть в Париже)

- В июне 1815 года в битве ….

(на картофельных полях близ селения Ватерлоо в Бельгии армия Наполеона окончательно была разбита)

6 ТУР

  1. Отставной генерал – майор Лесли, солдат Фёдор Потапов, рядовой Четвертаков, мещанин Минчеков, крестьянин Курин… это далеко не полный список, состоящий из самых известных и знаменитых. Закончите список самыми известными, учитывая при этом, т д из них мужчина, другая – женщина.

2.Кто воевал следующим оружием: ошарашник, окочурник, пыряло, чехвост?

Учитель. Гибельной для захватчиков стала “малая война”,

под которой Кутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли.

Над французскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем .

Особенно большое значение партизанскому движению придавал Кутузов. Когда, потрясенный силой сопротивления русского народа Наполеон направил к Кутузову полковника Бертелли с жалобой, что партизаны «воюют не по правилам», то Кутузов отвечал: «Трудно остановить народ, ожесточенный всем тем, что он видел, народ, готовый пожертвовать собой для Родины». За пять недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла от действий партизан около тридцати тысяч человек.

По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.

память о героях и событиях 1812 года увековечена во многих произведениях поэзии, в прозе, живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.

- Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.

- Подводя итог нашего урока, ответим на вопрос: каковы же были причины победы России над Францией? (Варианты ответов: высокий боевой дух и профессионализм русской армии, партизанское движение, климатические условия, грамотное командование, поддержка мировой общественности, недостатки французской армии (многие не желали воевать на стороне французов), неслаженность действий французского командования).

Итоги и значение  войны:

  • Полный разгром империи Наполеона, освобождение народов Европы от зависимости  наполеоновской Франции;
  • Россия значительно укрепила свой международный авторитет;
  • Россия расширила свои владения - к ней  отошли  – Финляндия и Бессарабия, герцогство Варшавское.
  • Война сплотила народы России в борьбе с врагом, способствовала укреплению патриотизма.

В этой борьбе приняли участие представители различных слоев населения, но в основном простой народ – крестьяне, которые защищали не только русского царя, но и Отечество.

В этой войне участвовали русские, белорусы, украинцы, татары, башкиры. В условиях всеобщей трагедии были забыты все обиды, страдания. Люди стремятся к единению, готовы встать на защиту земли русской. Это чувство скрытого патриотизма живет в каждом человеке и сам человек не всегда предполагает его. Но приходит час испытаний и человек, движимый первым порывом сердца, поступает так, как требует долг, зов предков, память. Это и есть патриотизм.

Награждение победителей.

   

 Песня «Героям 1812 года»

 

 «Наполеон сознавался, что в этой стране он не покорил ни одного человека и владел только тем клочком земли, который в данную минуту был у него под ногами, что он чувствовал себя просто поглощенным громадными, необъятными пространствами России…»    

                                                  В. В. Верещагин

Городской семинар учителей истории и обществознания.

« Интерактивные формы и методы обучения исторических и общественных дисциплин в условиях информатизации образования».

Открытый урок в 85классе:

 « Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги…»

 Урок памяти Отечественной войны 1812 года с элементами соревнования.

                                   

                                      Учитель истории гимназии №38

                                                  Шапиева Сакинат Идрисовна

                                                              27.02.2012 год

Махачкала - 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с примененем ЭОР "Отечественная война 1812 года"

Урок №5 проводится в 8 классе, по теме "Внешняя политика в начале 19 века". Урок построен с применением ЭОР....

Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»

Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Урок-семинар по теме "Отечественная война 1812 года" в 10 классе (с применением кейс-технологии)

Урок по истории России в 10 классе. Класс был поделенна 3 группы, каждой из которых было дано задание-Бородиская битва, партизанское движение, совет в Филях и пожар Москвы. Надо было подробно проанали...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

методическая разработка урока-игры по истории "Отечественная война 1812 года в лицах"

в данной методической разработке предствлены задания для учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". урок можно провсте в виде игры "Своя игра"...

Конспект открытого урока с использованием НОТ " Отечественная Война 1812 года ( 8 класс)

Конспект открытого урока с использованием НОТ  " Отечественная Война 1812 года ( 8 класс)...