«Методико-методологическое обеспечение изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в общеобразовательной школе»
статья по истории

Акименко Кристина Анатольевна

Начну с того, что выбрала я эту тем не случайно. Она неразрывно связана с моей профессиональной деятельностью. После окончания бакалавриата я начала работать учителем истории и культуры Санкт-Петербурга в средней школе. Очень скоро я поняла, что для успешного преподавания данной дисциплины недостаточно только знания фактов петербургской истории — в общении со школьниками особую роль играют во-первых, формы подачи учебного материала, а во-вторых, наличие магистральной цели, которая не сводится только к изучению конкретных памятников, имен, явлений. Иными словами, я пришла к осознанию важности методических и методологических аспектов преподавания данной учебной дисциплины, и именно им захотела посвятить свою диссертацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из магистерской диссертации

«Методико-методологическое обеспечение изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в общеобразовательной школе»

Начну с того, что выбрала я эту тем не случайно. Она неразрывно связана с моей профессиональной деятельностью. После окончания бакалавриата я начала работать учителем истории и культуры Санкт-Петербурга в средней школе. Очень скоро я поняла, что для успешного преподавания данной дисциплины недостаточно только знания фактов петербургской истории — в общении со школьниками особую роль играют во-первых, формы подачи учебного материала, а во-вторых, наличие магистральной цели, которая не сводится только к изучению конкретных памятников, имен, явлений. Иными словами, я пришла к осознанию важности методических и методологических аспектов преподавания данной учебной дисциплины, и именно им захотела посвятить свою диссертацию.

Актуальность исследования определяется необходимостью формирования у подрастающих поколений целостного, систематизированного представления о социокультурной среде родного города (в данном случае Санкт-Петербурга), тогда как в настоящее время ее восприятие, основанное на изучении многочисленных фактов, имеет во многом калейдоскопический, фрагментарный характер. Подобное представление о городе, сформированное в детстве, может привести к тому, что подрастающий человек так и не научится воспринимать явления в их взаимосвязи. Между тем, способность видеть город лишь по частям, непонимание его специфики как культурного целого, присущие многим горожанам,  могут негативно сказаться на перспективах развития Северной столицы. В рамках современной системы образования должны учитываться подходы и методы, разработанные современным научным знанием. Без них процессы социализации, аккультурации молодых горожан, особенно в условиях мегаполиса, будут затруднены. Помимо методологии, преподаватель истории и культуры Санкт-Петербурга должен владеть также методикой преподавания этой учебной дисциплины, поскольку использование конкретных, продуманных методов и приемов способно сформировать у учащихся устойчивый интерес к постижению городской среды. До сих пор методико-методологическая сторона учебного процесса, связанного с исследованием  городской культуры, недооценивалась, что делает разговор о ней максимально актуальным.

Объектом исследования является процесс преподавания и изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в общеобразовательной школе, предметом — методико-методологическая составляющая данного процесса.

Цель исследования — раскрыть возможности взаимодействия методики и культурологической методологии для усовершенствования процесса преподавания дисциплины «История и культура Санкт-Петербурга» в общеобразовательной школе.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:

— исследовать роль методологии в современной науке и преподавательской деятельности;

— выявить особенности историко-краеведческого и культурологического подходов  к изучению Санкт-Петербурга;

— обозначить методические приемы, направленные на формирование потребности школьников в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга;

—  проанализировать актуальные программы по данной дисциплине на предмет учета в них современной методологии и методики;

— предложить вариант методико-методологического обеспечения раздела «Чудесный город» в рамках дисциплины «История и культура Санкт-Петербурга».

Диссертационное исследование включает в себя введение, три главы,  заключение и список использованной литературы.

В первой главе рассматривается методологическое измерение современной научной и образовательной практики исследования истории и культуры Санкт-Петербурга. Выявляется связь методологии с гуманитарными областями научного знания, раскрываются принципы исследования Санкт-Петербурга с историко-краеведческих и культурологических позиций.

Во второй главе раскрывается специфика методики преподавания краеведческих дисциплин, современной методики изучения культуры Петербурга в контексте реализации целей современного образования на базе компетентностного подхода. Анализируется роль методики в освоении социокультурного пространства Санкт-Петербурга учащимися средней школы.

В третьей главе выявляется методико-методологический компонент актуальных образовательных программ по предмету «История и культура Санкт-Петербурга». Проводится анализ учебных пособий на предмет обнаружения в них методологической и методической подосновы. Исследуется, что делает методологию и методику максимально эффективной в системе краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.

В заключении делаются выводы по поставленным задачам.

В списке литературы отражены научные, учебно-научные и методические издания (87 ед.) по теме диссертационного исследования.

В результате проделанной работы удалось прийти к следующим выводам.

Знания, умения, навыки, которыми овладевают современные школьники, должны иметь прочный методологический и методический фундамент. Метод — важнейший «инструмент» научного постижения мира, дающий представление о том, под каким углом зрения исследователь рассматривает ту или иную проблему, какую гипотезу он выдвигает. Современный преподаватель во многом является таким же исследователем, как и ученый. Во всех сферах, а в гуманитарной особенно, постоянно происходит накопление информации, уточняются, а нередко и переосмысляются факты, которые совсем недавно могли казаться бесспорными. Преподаватели не могут находиться вне научного поиска, если хотят не просто из года в год излагать привычный материал, а заботиться о его  научной достоверности. Кроме того, их профессиональный долг — сформировать в своих учениках устойчивый интерес к получению новых знаний научного характера, их обобщению и систематизации.

Поэтому каждый преподаватель должен уметь разбираться в научных методах — как универсальных, применимых в разных областях, так и тех, в которых наиболее отчетливо отражается специфика конкретной науки и представляющей ее учебной дисциплины.

Дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», находящаяся в фокусе внимания диссертационного исследования, относится преимущественно к гуманитарной сфере, базовые методологические установки которой предполагают отношение к предмету исследования по принципу «субъект — субъект», допускающему не только объяснение, но и понимание рассматриваемого явления. Можно отметить, что данный принцип применял в своей научной и практической деятельности Николай Павлович Анциферов, который сознательно «одушевлял» город, уподоблял его, вслед за авторами художественных произведений, живому организму, наделенному душой. (Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…» Л.Н.Толстой)

В ее нынешней версии дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга» относится к таким областям научного знания, как история и краеведение, что предполагает использование методов, отвечающих характеру этих наук и направленных прежде всего на количественно-описательное постижение города (например, метод статистики). Однако ограничиться только описанием истории и культуры города — значит, не учесть его особую «природу», не осознать, что он является системной целостностью, все части которой находятся во взаимосвязи. Давно назрела потребность в разговоре о городе не на количественном, а на качественном уровне. Это обстоятельство в какой-то степени осознала и Любовь Константиновна Ермолаева, автор концепции краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Не случайно она упоминает о необходимости применения, наряду с историко-краеведческим, культурологического подхода к изучению города на Неве (правда, трактует этот подход она очень узко).

Особенность культурологического знания заключается в его «срединной» установке, ориентированной на поиск соответствия между конкретным явлением и контекстом. Не прибегая к чрезмерному абстрагированию, во многом опираясь на эмпирический материал, культурология, тем не менее, стремится привести конкретные факты, имена, памятники к общему «знаменателю». Методология культурологического знания предполагает обязательное наличие обобщений, основанных на обнаружении неких типических черт, присущих явлениям одного порядка. Иными словами, культурологические методы позволяют перевести разговор из количественной в качественную плоскость.

В диссертационном исследовании были рассмотрены культурологические методы, и особо выделены два метода, которыми активно пользуется наука о культуре, - системный (системно-синергетический) и историко-типологический,  которых объединяет установка на восприятие культуры Санкт-Петербурга и отдельных этапов ее истории как развивающейся целостности, наделенной чертами неповторимого своеобразия.

Наряду с методологией, преподаватель истории и культуры Санкт-Петербурга должен владеть современной методикой, т. е. конкретными приемами, делающими учебный материал понятным и интересным. В современном российском образовании используются и традиционные педагогические методы и методики, и новые приемы, в числе которых — и дискуссия, и «мозговой штурм», и кейс-метод, и многие другие. Важно при этом осознавать, что сами по себе педагогические приемы являются в первую очередь формой, которая не может существовать в отрыве от содержания. Конечно, школьник нуждается в специальных, часто основанных на игре, приемах подачи информации, но эти приемы не являются самоцелью. Их задача — донести до учащихся современное научное содержание, сделать его освоение максимально эффективным.

Важный вывод, который был сделан в рамках настоящего исследования, заключается в том, что в учебном процессе могут быть использованы самые разные приемы, но  их необходимо наполнить определенным содержанием. И помочь в осуществлении этой цели помогает методология. «Вооруженный» ею преподаватель способен направить мышление школьника в нужное русло, подвести учеников к желаемым выводам. Представляется, что, вне зависимости от того, какая методика была применена на конкретном уроке, в конце занятия учащихся необходимо связать частный вопрос, рассмотренный на уроке, с особенностями города как целого, увидеть в отдельном феномене проявления качеств, присущих культуре Санкт-Петербурга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."

Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Использование мультимедийных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга

"Использование­ мультимеди­йных средств обучения для обеспечения наглядности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга ­" Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно ст...