Как подготовить обучающихся к олимпиадам по истории и обществознанию
статья по истории (6 класс)

Глушкова Евгения Владимировна

Данная статья поможет успешно подготовить обучающихся к предметным олимпиадам. Подготовка к олимпиадам по истории и по обществознанию, участие в них, делают жизнь школьника, любящего гуманитарные и социальные знания, намного интереснее, насыщеннее. Ведь олимпиада школьников не что иное, как самое веселое приключение для ума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

  Как подготовить обучающихся к олимпиадам по истории и обществознанию.

C:\Users\Белый Ветер ЦИФРОВОЙ\Desktop\ВСОШ 3\статья в сборник\IMG-20180913-WA0021.jpg

Учитель истории и обществознания МБОУ «ВСОШ №3»

Знание — это абсолютная ценность нашего времени…
М. Горький

        В Древней Греции «олимпиадой» называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX веке это слово приобрело еще одно значение – соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных.

       Предметная олимпиада – это интеллектуальный праздник. Чтобы он принес максимальную радость, надо готовиться. Подготовка к этому празднику начинается задолго до его начала.      

       Олимпиады по истории и по обществознанию являются состязанием в мастерстве владения элементами этих наук.  Участие в них бывает особенно результативно для обучающихся с исследовательской жилкой, наделенных определенными бойцовскими качествами, умением проявлять высокую работоспособность.

      Подготовка к успешному участию ученика в предметных олимпиадах – это индивидуальная работа учителя и ученика.  Быть исследователем, пусть пока не на профессиональном уровне,  можно только при наличии устойчивого интереса к изучаемому предмету. Этот интерес может зародиться при самых разных обстоятельствах. Например, познавательная книга с богатым иллюстративным рядом может увлечь всерьёз и надолго, или же встреча с неординарной личностью, или подаренный набор солдатиков -  всё это может вызвать осознанный интерес к истории и обществознанию. Без интереса к предмету не будет труда и как следствие побед. Поэтому, в первую очередь, необходимо выявить интерес  у обучающегося к предмету.

         Уже с первых уроков истории древнего мира в 5 классе становится ясно, кто из ребят выделяется более развитой речью, хорошей памятью и прочными знаниями. Этих ребят обязательно нужно брать на заметку и максимально заинтересовать своим предметом. Рационально давать этим ребятам на уроке индивидуальные, усложненные задания, творческие работы (первоначально это рисунки, ребусы, кроссворды). Постепенно эти ученики становятся помощниками учителя.

        Подобный интерес, определенная тренировка в выполнении заданий олимпиад прошедших лет, подкрепленные уверенным владением предметом на уровне школьной программы, позволяют успешно пройти  школьный и муниципальный туры Всероссийской олимпиады школьников.

В целях эффективной подготовки к олимпиадам очень важно провести собеседование, направленное на выявление затруднений, с которыми сталкиваются обучающиеся. Именно этим вопросам на занятиях уделить больше времени.

Для реализации этих задач наиболее эффективными формами организации учебной деятельности являются: самостоятельная групповая работа с источниками, индивидуальная работа учащихся с вариантами олимпиадных заданий, коллективное обсуждение процесса и результатов работы.

На дополнительных занятиях по подготовке обучающихся  к олимпиадам по истории и обществознанию помогают добиться положительных результатов следующие задания:

  • По какому принципу образованы ряды?» или «Что является лишним в ряду?» (Даются ряды дат или понятий и терминов, или имен)
  • «Расположите в хронологической последовательности события» (Дается ряд событий без указания на даты)
  • «Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам»
  • «Да или нет?» (Согласны ли вы с утверждением?)
  •  «Перед вами портреты исторических деятелей. Кто это?». Здесь могут быть и портреты философов, историков, известных ученых и т.д.
  •  «Назовите исторический процесс или историческое событие, значение и последствия которого описаны ниже»
  • «Решите кроссворд»
  • Рассказы-ловушки («Найдите ошибки в предлагаемом историческом или обществоведческом  тексте»)
  • «Заполните фрагмент контурной карты» и другие задания.

      Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционной форме (уроки-игры, брейн-ринги, «Умники и Умницы», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др.) – это ещё одна возможность подготовки к предметным олимпиадам. Задания могут быть предложены следующего характера:

  • «Плотники российские были так искусны, что построили знаменитые Кижи с помощью топора. Что повелел Пётр I использовать при строительстве Петербурга кроме топора?» (Пилы, с ними работа шла значительно быстрее).
  • «После переписи населения 1724 года, сельского населения было зарегистрировано 5,4 млн. мужских  душ. На армию требовалось 4 млн. рублей в год. Чему была равна подушная подать?» (4 : 5,4=0,74 (руб.), т.е. 74 копейки, но Екатерина I, вступив на престол в январе 1725, уменьшила её на 4 копейки).
  • «Известно, что Пётр I яростно боролся с бородами, собственноручно отрезая их у бояр. Чем Петру I бороды помешали?» (Пётр I считал, что «первое оказываемое к иностранцам омерзение было одним из великих препятствий к намерениям его величества, вот и решил русских уподобить иностранцам – глядишь, «омерзение пройдет»).

      История и обществознание - предметы социально-гуманитарные, а любой гуманитарный предмет требует значительной начитанности в своей сфере. Поэтому, важно, чтобы ребёнок любил читать и осмысливать прочитанное.

      Готовясь к олимпиаде, очень важно погрузиться в соответствующую интеллектуальную среду, быть с теми, кто читал или читает те же книги, кто вместе с тобой интересуется теми же вопросами, которые волновали и волнуют настоящих ученых, обсуждать, спорить, сопоставлять.

       Еще одно умение, без которого не обойдутся ни историки, ни обществоведы, - это способность к написанию развернутого текста социально-гуманитарного содержания. Это требует помимо специальных знаний ещё и подготовки и эрудиции, владения соответствующей стилистикой изложения.
       Очень хорошо если у  обучающихся есть возможность погрузиться в углубленные занятия любимым предметом во время выездных школ и летних учебных лагерей -  такая психологическая и интеллектуальная  закалка однозначно пригодится на олимпиаде.

       Одно можно утверждать совершенно точно: подготовка к олимпиадам по истории и по обществознанию, участие в них, делают жизнь школьника, любящего гуманитарные и социальные знания, намного интереснее, насыщеннее. Ведь олимпиада школьников не что иное, как самое веселое приключение для ума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучающе- тестирующие системы с использованием Интернет – технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»

Создан аннотированный список ссылок Интернет- ресурсов для прохождения учащимися 9-11-х классов он-лайн тестирования  при подготовке к егэ по истории и обществознанию...

Организационно-методические основы эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории и обществознанию .

Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.Задание типа С8 - Составление детализированного плана....

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиадам по истории.

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев...

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы". Презентация. Кардава В. А.

Выступление на РМО "Подготовка к олимпиадам по истории и обществознанию. Из опыта работы учителя Кардава В. А." Презентация...

Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию

Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Презентация и доклад...

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию.»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение  дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся  к ГИА по истории и обществознанию.»...