Церковь и государство в XVIв.
презентация к уроку по истории (7 класс)

Шадрина (Лобцова) Екатерина Анатольевна

Презентация к уроку истории России для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_rossiya_tserkov_i_gosudarstvo.pptx970.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка д / з … На след урок – проверочная Темы: Внешняя политика России во второй половине XVI в . Внешняя политика России во второй половине XVI в . Опричнина Россия в конце XVI в . Церковь и государство в XVI в . Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

Слайд 2

Церковь и государство в XVI в.

Слайд 3

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались её отношения с властью?

Слайд 4

1. Духовенство и миряне До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.

Слайд 5

1. Духовенство и миряне Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины . Прихожане — жители окрестных деревень или городского квартала — избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. С «поставленным» священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часто сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал сам или сдавал в аренду.

Слайд 7

Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела 1. Духовенство и миряне

Слайд 8

! Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом. И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души — делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

Слайд 9

2. Иосифляне и нестяжатели В конце XV в., с образованием единого Российского государства, светские власти всё чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в своё владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.

Слайд 10

Иван III задумал изъять земли, находившиеся во владении у митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счёт средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 г. Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства…

Слайд 11

иосифляне нестяжатели Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения. Он говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф Волоцкий призывал подвергать смертной казни .

Слайд 12

иосифляне нестяжатели С ним не соглашался монах Нил Сорский , проведший в молодости более десяти лет в монастырях Афона и Константинополя. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны и земельные владения. Нил Сорский призывал монахов вести скромный и аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Он выступал против казни за еретические высказывания .

Слайд 13

Споры иосифлян и нестяжателей касались не только церковного землевладения. Одним из главных вопросов в них были отношения светской и духовной власти , независимость церкви от светской власти. Эти споры продолжались ещё много лет, пока Соборы 1547, 1549 и 1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую. как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи?

Слайд 14

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу…

Слайд 15

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого Первая половина XVI в. — это не только время острых религиозных споров между иосифлянами и нестяжателями , но и период распространения различных ересей . Что такое ересь? Как поступали с еретиками в Европе?

Слайд 16

Ереси - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. Наказание для еретика сильно варьировалось в зависимости от той или иной европейской страны ... Еретик мог отречься от своих убеждений, и тогда его миловали. Если человек был тверд своих убеждениях, инквизиторский суд приговаривал его к сожжению на костре.

Слайд 17

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого В 1553 г. к священнику Симеону пришёл на исповедь боярский сын Матвей Башкин . Он поделился со святым отцом своими сомнениями относительно правильности некоторых важных положений Священного Писания и церковных обрядов. Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру , а тот имел доступ к царю — самому Ивану IV. Матвея Башкина арестовали. Началось следствие.

Слайд 18

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого В 1553 г. к священнику Симеону пришёл на исповедь боярский сын Матвей Башкин . Он поделился со святым отцом своими сомнениями относительно правильности некоторых важных положений Священного Писания и церковных обрядов. Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру , а тот имел доступ к царю — самому Ивану IV. Матвея Башкина арестовали. Началось следствие.

Слайд 19

= > Тогда же аресту за ересь подвергся и монах Феодосий Косой. Следствие выяснило, что взгляды Матвея Башкина и Феодосия разделяли и некоторые другие люди. Они не признавали Святой Троицы... Феодосий Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых. Башкин , Феодосий и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему . Похоже на протестантсткую церковь…

Слайд 20

4. Церковь и государство В XVI в. в России существовало около 500 монастырей. Некоторым из них (например, Троице-Сергиеву, Кирилло-Белозерскому и др.) принадлежали обширные земли. Вместе с тем братия сотен небогатых обителей самостоятельно занималась сельским хозяйством, торговала на ярмарках.

Слайд 21

Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в Москву приезжали монахи греческих и сербских монастырей, посланцы находившихся под турецкой властью православных иерархов Ближнего Востока. Объединяя русские земли князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей Но власть еще нуждалась в поддержке церкви

Слайд 22

Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили к лику святых 39 новых чудотворцев, что поднимало престиж Русской православной церкви. Митрополит заседал в Боярской думе и принимал послов. В 1547 г. Макарий стал одним из сторонников и организаторов венчания Ивана IV на царство. Он же возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха.

Слайд 23

На церковно-земском Стоглавом соборе, проходившем в 1551 г. в Москве, царь поставил вопрос: достойно ли монастырям приобретать сёла, вести торговлю и судебные тяжбы? Ответом на него было то, что высшее духовенство провозгласило церковное и монастырское землевладение незыблемым, а покушавшихся на него объявило «разбойниками». Тем не менее с 1551 г. продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам — их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин.

Слайд 24

Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г. Следующие митрополиты были более покорны светской власти и благословляли действия царя . Со смертью Ивана Грозного испытания для Русской православной церкви не закончились.

Слайд 25

В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождения вотчин от всех налогов). При царе Фёдоре Ивановиче в борьбе за власть между Борисом Годуновым и боярами Шуйскими был лишён сана митрополит Дионисий. Новым главой Русской православной церкви стал сподвижник Бориса Годунова Иов, получивший высший духовный сан патриарха .

Слайд 26

Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти .

Слайд 27

Д/З Проверочная работа: Темы: Внешняя политика России во второй половине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Опричнина Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:«Церковь и государство в XV – начале XVI вв.»

Цели: Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни. Рассказать о религиозных спорах. Выявить причины появления теории...

Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"

Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются ...

Церковь и государство в 15 - 16 вв.

Мультимедийная презентация к уроку истории России "Церковь и государство в 15 - 16 вв."...

Церковь и государство в15-16 вв

Определение места и роли Русской церкви в Древнерусском государстве;суть христианского подвига православных святых;самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника и дополнительной литерату...

Рабочий лист по теме "Церковь и государство в 16в."

Рабочий лист по теме "Церковь и государство в 16в." предназначен учащимся 7 класса...