Итоговая работа по истории, 9 класс
тест по истории (9 класс)

Дидактический материал для контроля знаний по истории России в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Итоговая работа по истории, 9 класс363.48 КБ

Предварительный просмотр:

I вариант (мониторинг, 9 класс, апрель)

1. Какое событие произошло в XIV в.?

1) Ледовое побоище                2) Невская битва        3) Куликовская битва                4) Стояние на р. Угре

2. Русская Правда в Древней Руси — это

1) сборник законов Древнерусского государства                        2) первая древнерусская летопись

3) название международного договора Руси и Византии

4) литературное произведение, написанное киевским князем

3. Что из перечисленного было следствием стояния на реке Угре в 1480 г.?

1) начало возвышения Москвы в качестве центра русских земель

2) присоединение к России Казанского ханства

3) освобождение Руси от ордынской зависимости                        4) распад Ливонского ордена

4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите документ, о котором идёт речь. 

«К важнейшим в законодательном акте относятся главы, определяющие сословную структуру общества. Глава XI "Суд о крестьянах" удовлетворила требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Тем самым отменялись урочные лета и крестьяне с их потомством становились навечно собственностью помещиков, дворцового ведомства и духовных владельцев».

1) Русская Правда                2) Судебник Ивана III     3) Судебник Ивана IV         4) Соборное уложение

5. 1700, 1709, 1714 гг. относятся к событиям

1) Семилетней войны    2) городских восстаний          3) Северной войны            4) Русско-турецких войн

6.  В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством

1) И. И. Болотникова        2) К. А. Булавина        3) Т. Костюшко        4) С. Т. Разина

7.  Что из перечисленного стало одной из причин обострения социальной напряжённости в годы правления Петра I?

1) разрешение помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь

2) освобождение дворян от обязательной государственной службы

3) установление бессрочного сыска беглых крестьян

4) рост налогов и увеличение повинностей

8.  Прочтите отрывок из исторического документа и укажите автора реформы, о которой идёт речь.

«1. Каждый домохозяин, владевший надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. < ...> 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».

1) М. М. Сперанский                2) А. А. Аракчеев                3) П. А. Столыпин                4) С. Ю. Витте

9.  Кто из перечисленных лиц был противником церковных реформ патриарха Никона?

1) Сергий Радонежский                2) протопоп Аввакум        3) патриарх Филарет    4) Иосиф Волоцкий

10. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) подписание Рапалльского договора с Германией                2) советско-финляндская война

3) вступление СССР в Лигу Наций              4) вооружённый конфликт с Японией в районе озера Хасан

11.  Что из перечисленного существовало в период проведения новой экономической политики?

1) стахановское движение                2) продразвёрстка                3) продотряды                4) продналог

12.  Что было основной причиной создания большевиками комбедов в 1918 г.?

 1) стремление обеспечить рост промышленного производства

2) необходимость осуществления политики продовольственной диктатуры в деревне

3) необходимость удовлетворить требования зажиточных крестьян о восстановлении товарообмена

4) стремление большевиков предотвратить начало гражданской войны

13.  В 1941 г. советским войскам удалось

1) прорвать кольцо блокады Ленинграда                

2) не допустить захвата противником Брестской крепости

3) организовать контрнаступление на Курской дуге

4) не допустить захвата противником Тулы

14.  Прочтите отрывок из сочинения историков и укажите, где происходили описываемые события.

«В течение месяца советские воины самоотверженно отстаивали эту частицу родной земли, дрались, когда немецкие танки уже входили в Минск, и не приняли предложения противника о капитуляции, когда фронт отодвинулся к Березине. Месяц спустя немецко-фашистские войска были уже под Смоленском, а оставшиеся в живых все еще продолжали удивительную, беспримерную борьбу в крепости, ставшей ныне символом несгибаемой стойкости и мужества советских воинов, удостоенной почетного звания «крепость-герой».

1) под Ленинградом        2) в Бресте                3) под Киевом                4) в Севастополе

15. Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=118&png=1

Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

1) Бородино                2) Тарутино                3) Фили                4) Царёво Займище

16.  Событиям Великой Отечественной войны посвящены произведения

1) «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и «Конармия» И. Э. Бабеля

2) «Хорошо!» В. В. Маяковского и «Окаянные дни» И. А. Бунина

3) «Двенадцать» А. А. Блока и «Русь советская» С. А. Есенина

4) «Живые и мёртвые» К. М. Симонова и «Горячий снег» Ю. В. Бондарева

17.  Установите соответствие между именами русских царей и событиями, которые относятся к периоду их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЦАРИ

 

СОБЫТИЯ

А) Иван IV

Б) Михаил Фёдорович

В) Алексей Михайлович

 

1) Смоленская война

2) присоединение Новгорода и Твери

3) объединение Левобережной Украины с Россией

4) Ливонская война

19.  Какие события относятся ко времени правления Ивана IV? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) освобождение от ордынского владычества                

2) учреждение опричнины

3) отмена урочных лет

4) присоединение Поволжья к России

5) воссоединение Украины с Россией

20.  Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Промышленность России в первой половине XIX в.

 

Годы

Число крупных промышленных предприятий

Число рабочих

Доля вольного труда

1800

1200

225 тыс.

ок. 30%

1850

2800

700 тыс.

ок. 80%

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) С 1800 по 1850 г. число крупных промышленных предприятий

1) увеличились в два с лишним раза

Б) С 1800 по 1850 г. число рабочих    

2) увеличилось в три с лишним разом

В) С 1800 по 1850 г. доля вольнонаемного труда в промышленности

3) уменьшилась

4) увеличилась

21. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают представителей общественных движений. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

1) народники        2) отходники                3) западники                4) славянофилы        5) декабристы

 

22. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных отличий, народные восстания под предводительством Степана Разина и предводительством Емельяна Пугачёва имели общие характеристики. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

23.  Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Преобразования Петра I в военной сфере». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с преобразованиями Петра I в военной сфере.

II вариант (мониторинг, 9 класс, апрель)

1.  Какое из указанных событий-произошло в XV в.?

1) «стояние на реке Угре»                2) Куликовская битва                3) сражение на реке Воже

4) сражение у деревни Лесная

2.  Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Ивана Калиты        2) Дмитрия Донского                3) Василия II                4) Ивана III

3. Что стало одним из результатов внешнеполитической деятельности князя Святослава Игоревича?

1) разгром Хазарского каганата        2) разгром печенегов                3) разгром половцев

4) подписание первого торгового договора Руси с Византией

4.  Прочтите отрывок из работы историка Б. А. Рыбакова и укажите, о каком князе Древней Руси идет речь.

«Пожалуй ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о нем. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тукоркана — «Тугарина Змеевича».

Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура князя, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных им от императора Византии. (...)

Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своем величественном прошлом, их взгляды обращались к эпохе этого князя. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает князя и его эпоху».

1) Ярослав Мудрый        2) Владимир Святославич        3) Владимир Мономах                4) Александр Невский

5.  Когда в России была введена всесословная воинская повинность?

1) в 1861 г.  2) в 1864 г.    3) в 1870 г.  4) в 1874 г.

6.  Что было сделано в ходе проведения Великих реформ 1860−1870 гг.?

1) создана Государственная дума        2) отменены выкупные платежи        3) создан суд присяжных

4) создан Государственный совет

7.  Что явилось одним из последствий подписания Ништадтского мирного договора?

1) провозглашение России империей                        2) введение рекрутской повинности

3) начало проведения губернской реформы                4) Азовские походы Петра I

8.  Прочтите отрывок из воспоминаний иностранного учёного, находившегося в России в период описанных событий, и укажите год, когда произошли эти события.

«В 11 часов въехала в Петергоф её величество императрица, верхом, в гвардейском мундире, в сопровождении точно так же одетой княгини Катерины Романовны Дашковой и конно-гвардейского полка <...> В Петергофе её приветствовали тройным ура несколько тысяч солдат, крикам которых вторил гром выстрелов из расставленных на плацу пушек.

Тотчас по приезде её величества гг. Григорий Орлов и генерал-майор Измайлов были отправлены в Ораниенбаум за императором. В 1 часу они привезли его в Петергоф в карете и высадили в правом дворцовом флигеле. Здесь он изъявил согласие на всё, что от него потребовали. Под вечер его отправили в Ропшу, загородный дворец между Петергофом и Гостилицами, а её величество императрица выехала из Петергофа в 9 часов вечера <...>».

1) 1725 г.                2) 1730 г.                3) 1741 г.                4) 1762 г.

9.  За подписание Портсмутского мирного договора титул графа был пожалован

1) С. Ю. Витте                2) В. К. Плеве                3) К. П. Победоносцеву        4) П. А. Столыпину

10. В каком году СССР вступил в Лигу Наций?

1) 1922 г.                2) 1934 г.                3) 1939 г.                4) 1941 г.

11.  Какое из перечисленных понятий обозначает преобразования в деревне, проведённые в конце 1920−1930-х гг.?

1) коллективизация        2) временнообязанные крестьяне        3) выкупные платеж     4) «военный коммунизм»

12.  Что было одной из причин перехода к новой экономической политике (нэпу)?

1) левоэсеровский мятеж в Москве    2) провал первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) необходимость в форсированной коллективизации сельского хозяйства

4) массовое недовольство крестьян продразверсткой

11. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите год, когда проходила кампания, о планировании которой идёт речь.

«Из чего исходила Ставка, разрабатывая план летней кампании? Враг был отброшен от Москвы, но всё ещё продолжал угрожать ей. Причём наиболее крупная группировка немецких войск (более 70 дивизий) находилась на московском направлении. Это давало Ставке и Генштабу основания полагать, что с началом летнего периода противник попытается нанести нам решительный удар именно на Центральном направлении. Это мнение, как мне хорошо известно, разделяло командование большинства фронтов. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, не считая возможным развернуть в начале лета крупные наступательные операции, был также за активную стратегическую оборону. Но наряду с ней он полагал целесообразным провести частные наступательные операции в Крыму, в районе Харькова, на львовско-курском и смоленском направлениях, а также в районах Ленинграда и Демянска».

1) 1941 г.                2) 1942 г.                3) 1943 г.                4) 1944 г.

12.  Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

https://hist-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3920

 

При каком правителе произошло событие, юбилею которого посвящён данный почтовый блок?

1) Иване III                2) Иване IV                3) Михаиле Романове                4) Алексее Михайлович

13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) введение всеобщей воинской повинности                                2) отмена крепостного права

3) издание манифеста о незыблемости самодержавия                        4) земская реформа

14. Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

 

ПРИНЦИПЫ

А) О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения.

Б) Судебная власть распространяется на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения.

 

1) независимость суда

2) всесословность суда

3) гласность суда

4) состязательность   

15. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Сборы хлебов на душу сельского населения

Год

Западный регион

Приуралье

Северо-Западный регион

1870

17 пудов

21 пуд

13 пудов

1890

17 пудов

28 пудов

14 пудов

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

A) Сборы хлебов сохранились на прежнем уровне в

1) снизились

Б) Наибольший рост сбора хлебов былотмечен в

2) Приуралье

В) В северо-западных районах России сборы хлебов    

3) Западном регионе

4) незначительно возросли

5) Северо-Западном регионе

 

16. Сравните особенности государственного устройства Российской империи в XIX в. и в 1906−1916 гг. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем — порядковые номера черт различия.

1) деление страны на губернии                                   2) наличие представительного органа

3) управление страной с помощью министерств                 4) деятельность Государственного совета

17.  Установите соответствие между именами русских царей и событиями, которые относятся к периоду их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЦАРИ

 

СОБЫТИЯ

А) Иван IV

Б) Михаил Фёдорович

В) Алексей Михайлович

 

1) Смоленская война

2) присоединение Новгорода и Твери

3) объединение Левобережной Украины с Россией

4) Ливонская война

18.  Событиям Великой Отечественной войны посвящены произведения

1) «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и «Конармия» И. Э. Бабеля

2) «Хорошо!» В. В. Маяковского и «Окаянные дни» И. А. Бунина

3) «Двенадцать» А. А. Блока и «Русь советская» С. А. Есенина

4) «Живые и мёртвые» К. М. Симонова и «Горячий снег» Ю. В. Бондарева

19.  Что было основной причиной создания большевиками комбедов в 1918 г.?

 1) стремление обеспечить рост промышленного производства

2) необходимость осуществления политики продовольственной диктатуры в деревне

3) необходимость удовлетворить требования зажиточных крестьян о восстановлении нормального товарообмена

4) стремление большевиков предотвратить начало гражданской войны

20.  В 1941 г. советским войскам удалось

1) прорвать кольцо блокады Ленинграда         2) не допустить захвата противником Брестской крепости

3) организовать контрнаступление на Курской дуге      4) не допустить захвата противником Тулы

21. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе местного управления в Российской империи в последней четверти XVIII в. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

1) городничий        2) губернатор                3) воевода        4) капитан-исправник        5) вице-губернатор

22.  Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

23. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая работа по истории 7 класс

Материал представляет собой экзаменационную работу по истории Нового времени 1500-1800 гг. и истории России конца XVI - XVIII вв. (курс 7 класса). Может использоваться и как итоговая контрольная работ...

Итоговая работа по истории Древнего мира 5 класс

Итоговая работа для итогового повторения курса истории Древнего мира, а также для переводного экзамена по истории в 5 классе....

Итоговая работа по истории России 6 класс

Контрольная работа составлена с учётом возможностей сильного класса. Задания составлены по подобию заданий ГИА....

Итоговая работа по истории Древнего мира. 5 класс 1 вариант

Итоговая работа по истории Древнего мира включает в себя разделы - Древний Восток и Древняя Греция....

Итоговая работа по истории Древнего мира. 5 класс 2 вариант

Итоговая работа по истории Древнего мира включает в себя разделы - Древний Восток и Древняя Греция....

Комплексная итоговая работа по истории для учащихся 5 классов

Итоговая комплексная работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов общеобразовательных учреждений в рамках мониторинга достижений планируемых ре...

Итоговая работа по истории России 6 класс.

Итоговая работа по истории России предназначена для учащихся  6 класса. Разработана  по линии А.А. Данилова и  Л.Г.Косулина....