Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Демкина Ирина Евгеньевна
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной
Европы. 1945-2013 гг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p._29_ist._9_vseobshch.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

История

Тема: Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945-2013 гг.

Задачи урока:

 - показать эволюцию политических идеологий и гражданского общества в 1945 - начале 2000-х гг.;

- определить особенности политического и социально-экономического развития СССР в 1945 - начале 2000-х гг.;

- выделять наиболее общие причины революций 1989 - 1991 гг.;

- формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой; развивать умение строить логические связи.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия и термины: тоталитарный политический режим, командная экономика, «бархатные революции», «шоковая терапия».

Ход урока.

     Организационный момент.

II. Повторение изученного. Проверка д/з (тест)

III.     Изучение нового материала.

Общие черты «строительства социализма».

Задание: прочитать с. 237-239, ответить на вопросы и выполнить задания.

В чём заключается особенность установления новой власти в странах Восточной Европы?

Проанализируйте перечисленные факты из истории Польши и сделайте вывод об общих экономических тенденциях, характерных для стран Восточной Европы во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.: 

а) в январе 1946 г. был принят закон, закрепивший национализацию основных средств производства и переход в руки государства решающих позиций в экономике; национализированный сектор в промышленности в 1946 г. составил 86,3 %, к 1949 г. - 90 %;

б) в 1947 г. проведена земельная реформа, ликвидировавшая помещичье землевладение и создавшая сильный государственный сектор в сельском хозяйстве - госхозы;

в) государство осуществляло основные капиталовложения в тяжёлую промышленность, создавало новые отрасли - судостроение, автомобильную, построило металлургический комбинат.

Почему руководство СССР заставило страны Восточной Европы отказаться от экономической помощи по плану Маршалла?

Что означало объединение в 1948 г. в большинстве стран Восточной Европы коммунистических партий с социал-демократическими? 

В чём была суть советско-югославского конфликта?

В результате проведённых реформ уже к середине 1950-х гг. страны Восточной Европы достигли впечатляющих успехов в «догоняющем развитии» -был совершён рывок в наращивании производственного потенциала, урбанизации, модернизации социальной структуры. Однако в обществе нарастали тенденции недовольства. С чем это могло быть связано?

7. Дискуссии в коммунистических партиях восточноевропейских стран, формирование в них влиятельных реформаторских группировок состоялись после 1953 и 1956 гг. Почему это происходило именно в эти годы? Как руководство СССР должно было относиться к такого рода событиям?

Кризис коммунистических режимов.

Задание: прочитать с. 239-240.

Вопрос: Каковы основные проявления кризиса коммунистических режимов в восточноевропейских странах?

Революции 1989-1991 гг.

Творческая работа учащихся с текстом учебника.

     Попробуйте классифицировать по значимости причины революций 1989 - 1991 гг. в странах Восточной Европы:

а) недовольство широких масс населения -  ?

б) неспособность «реального социализма» решить проблемы, стоящие перед обществом - ?

в) ослабление СССР и отказ Москвы от силовых действий в отношении своих союзников по соцлагерю - ?

Реформы в странах Центральной и Восточной Европы.

 Задание: изучить в учебнике текст пункта «Реформы в странах Центральной и Восточной Европы» (с. 240 - 243) и составить план - конспект по его содержанию:

- общий вектор (направление) политического и социально-экономического развития этой группы стран;

 - судьба бывших коммунистических партий; основные направления социально-экономических реформ;

- что такое «шоковая терапия»;          

 - последствия «шоковой терапии» (приватизация, промышленное производство, аграрный сектор, социальные и этнические проблемы).

Задание:  изучить фрагмент из книги Л. Бальцеровича (с. 244 - 245), выполнить задания к нему.

5. Страны Центральной и Восточной Европы в Европейский союз.

Задание: работа с картой «Политическая карта Европы» (см. цветную вклейку);

- показать на карте страны Центральной и Восточной Европы, бывшие страны социалистического лагеря;

- определить, какие из них являются членами Евросоюза.

IV.     Закрепление изученного материала.

Вопрос: Какие страны и почему быстрее других преодолели сложности 1990-х гг.?

V.     Подведение итогов урока.

     VI. Домашнее задание – п. 29, вопросы 1-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные игры "Счастливый случай"10-11 класс по теме"Страны Восточной Европы"

Прекрасный материал для внеклассной работы по предмету...

Урок «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»

Данная разработка используется в 11-х классах по новейшей истории соответственно теме «Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с       применением ...

«Ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ»

урок в 11 классе по новейшей истории с применением информационно-коммуникационных технологий...

СССР и Восточная Европа :опыт демократической революции

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ХХ веке называли странами Восточной Европы или «социалистическим лагерем»,  сразу после войны они попали в сферу влияния СССР . В большинстве из ...

Преобразования и революции в странах Восточной Европы.

9 классИсторияТема: Преобразования и революции в странах Восточной Европы.Задачи урока:Раскрыть материал темы.Формировать навыки работы с текстом, историческим источником, исторической картой. Р...

Страны Восточной Европы

Страны Восточной Европы...

Урок истории России в 6 классе Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей

Отношение Киевской Руси и Византии сложно охарактеризовать, одним словом. Киевские князья не редко воевали, с Византией, добиваясь выгодных торговых соглашений, перенимали какой-то технический и научн...