Подробный план урока мужества
план-конспект урока по истории (9 класс)

Цель:  Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;  определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

Задачи:  Формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну; уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;
- формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества
- доведение до молодежи боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ;
- сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrobnyy_plan_uroka_muzhestva.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;  определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.

Задачи:  Формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну; уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому;
- формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества
- доведение до молодежи боевых традиций Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ;
- сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • Используемое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран.
  • Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point», ресурсы Интернет
  • Демонстрационный материал: презентация «Московская битва».
  • Военная хроника – кадры Парада 1941 года
  • Кадр из фильма «28 Панфиловцев».
  • Плакаты времён ВОВ; рисунки учащихся.
  • Фотографии Городов-героев
  • Видеоролик «Я люблю тебя Россия».

Гости и приглашённые: Глава Балаковского муниципального района

Соловьёв Александр Александрович, Председатель комитета образования администрации Балаковского муниципального района  Бесшапошникова  Любовь Васильевна, Директор МАОУ СОШ №19 Лобанов Алексей Михайлович, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №19 Марина Елена Сергеевна.

План:

I. Вступительное слово.

2. Враг рвется к Москве.

3. Операция «Тайфун».

4. Защитники столицы.

5. Заключительная беседа по теме «Выстрелы в память».

Конспект:

На фоне видеоролика звучит песня «Я люблю тебя Россия».

На фоне портретов говорят ученики:

Фридрих Прусский.

В семилетней войне в 1759 году под Кунерсдорфом от армии в 48 тысяч человек у меня в эту минуту не остаётся и 3 тысяч. Все бегут, и у меня нет больше власти над войском: А русские стоят, словно из стали: В Берлине хорошо сделают, если подумают о своей безопасности.

 Бисмарк.

Первой заповедью каждого военачальника должно стать правило "Не ходи на Москву".

Наполеон.

Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, Но если я возьму Москву, то я поражу Россию в самое сердце.

Бисмарк: Не ходи на Россию..

Гитлер:

Приказываю после завершения окружения Москвы стереть её с лица земли и затопить.
Маньяк Адольф, наглея, 
Что он у Мавзолея
Уверен был вполне, 
Проскачет на коне.

Формулируем тему. Осень 1941 г. Оборонительные сражения июля-сентября 1941 года за Ленинград, Киев, Смоленск внесли коррективы в  осуществление первоначального плана «Барбаросса». И новое наступление Гитлер планировал лишь на одном направлении. Каком?

Учитель:  Битва за Москву - одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Она проходила с сентября 1941 года по апрель 1942 года.

Гитлеровское командование считало Москву одним из важнейших стратегических объектов, который гитлеровцы стремились захватить любыми средствами. Они понимали, пока Москва остаётся вдохновляющим и организующим центром борьбы против фашистских захватчиков, им не добиться победы нал Страной Советов.

Сегодня в мире пытаются пересмотреть итоги второй мировой войны, в том числе и причины победы в битве за Москву. Примером такого пересмотра служат последние события на Западе, на Украине и в Прибалтике. Я вам предлагаю стать на 30 минут участниками войны, чтобы понять – как это БЫТЬ НА ВОЙНЕ?  

Для этого я предлагаю вам  сыграть роль тех людей, которые  стали участниками одной из решающих битв. В дальнейшем она определила ход второй мировой войны.

Группа №1 («немецкое командование») воссоздает картину от  лица немецкого командования. Ваша роль – представить  немецкий план  действий накануне и в ходе этой битвы.

Группа № 2 играет роль «советского командования». Вы представите действия советского руководства и действия красной армии и в ходе битвы.

Группа № 3. Ваша задача показать действия обыкновенных тружеников «тыла» по подготовке обороны и контрнаступления в декабре 41г. как в Москве, так и  в глубоком тылу.

Группа №4   Вы – журналисты фронта.  Ваша задача показать примеры героизма на фронте.

Выступление 1 группы. Представляют немецкий план  действий накануне и в ходе этой битвы.

1. Как известно, перед нападением на СССР Гитлер завоевал почти все страны Западной Европы. Он мечтал о создании всемирного тысячелетнего рейха. Но для этого нужно было завоевать еще и Советский Союз, чтобы захватить его богатые ресурсы. Так был разработан план Барбаросса. Вот какие задачи ставил Гитлер в этом плане: «Необходимо напасть на Россию молниеносно и захватить ее ресурсы, не считаясь с возможной гибелью миллионов людей в этой стране. Нам надо взять у России все, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы». «Россия должна быть уничтожена», - объявил Гитлер. Позже фюрер уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, ста миллионами людей германской расы». У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей обращения с русскими», в которой, в частности, говорилось о том, что к русскому народу должны применяться самые жестокие и безжалостные меры.

2.Из письма

Лейтенанта  74-й пехотной дивизии вермахта

«Я уже сейчас могу сказать, что месяца через полтора, от силы два, флаг со свастикой будет реять над московским Кремлем. Более того, в этом году мы покончим с Россией и уложим на лопатки ... Да! Ни для кого не секрет, что месяц спустя наш непобедимый вермахт будет стоять у ворот Москвы. От нас всего лишь требуется еще один блицкриг. Только мы можем так наступать. Вперед, вперед и только вперед, за нашими танками пойдем мы, обрушивая на русских пули, осколки и снаряды. Большего от нас никто не требует».

3.Вот тогда-то немецко-фашистское командование и составило план взятия Москвы. Этот план был назван «Тайфун». Это многозначительное название должно было подчеркнуть стремительность и разрушительную силу наступления. По этому плану Москва должна быть окружена, захвачена и затоплена.
В специальном обращении к солдатам, подчеркивалось: "Солдаты! Перед вами Москва! За два года все столицы склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдите по ее площадям. Москва - это конец войны. Москва - это отдых.   Гитлеровские командование обрушило на советскую столицу  сильные удары с воздуха, выделив для налетов на Москву лучшие авиационные эскадрильи.

1.С фашистских самолетов  сбрасывались листовки, в которых говорилось, что в начале ноября Гитлер, подобно Наполеону, въедет в Москву на белом коне, чтобы принять на Красной площади парад своих войск. Гитлеровцы даже подвезли к Москве несколько тонн гранита для памятника своей победе. Сейчас этот гранит можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве. Гитлер бросил на Москву колоссальные силы. Гитлер торопил своих солдат. Фашистам нужно было во что бы то ни стало до морозов захватить Москву.

 В течение октября шли упорные бои.  Но фашистам все же удалось перейти в наступление и подойти вплотную к столице. Уже в середине октября они получили приказ: «Завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве».

 Из письма генерала Гюнтера Блюментритт:

2.«И теперь, когда Москву можно было разглядеть невооруженным глазом, настроение солдат и командиров круто изменилось. С изумлением и разочарованием мы в конце октября — начале ноября наблюдали за русскими, убеждаясь в том, что им, похоже, и дела нет до того, что их основные силы разгромлены. За эти недели сопротивление противника только усилилось, с каждым днем схватки с ним приобретали все более ожесточенный характер».

3. Новое наступление на Москву началось 15 ноября. Враг приблизился к Москве в некоторых местах на 60 км. У немцев было в 2 раза больше солдат и офицеров, в 2,5 раза больше артиллерии и в 1,5 раза больше танков. Фашистское командование стремилось обойти столицу с флангов, зажать её в танковые «клещи». Самые ожесточенные бои развернулись на северо- и юго-западных подступах к столице. Фашистское командование избрало Истринское направление для нанесения решающего удара. Враг стремился прорваться на Волоколамское шоссе, чтобы окружить Москву с северо-запада.
Ближе всего немцы подошли к Москве в районе деревни Крюково (23 км). Немецкие солдаты пытались разглядеть в бинокли улицы Москвы. Гитлер считал, что захват советской столицы является делом ближайших часов. Берлинским газетам было приказано оставить 2 декабря пустые места для экстренных сообщений о взятии Москвы. Гитлеровское командование было уверено, что советские войска обессилены и у них нет резервов. Но они жестоко ошиблись.
 

Учитель. Гитлер мечтал о параде на Красной Площади. И действительно Парад состоялся, но это был совсем другой Парад.

7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Вся страна с замиранием сердца слушала речь Сталина, который прежде всего обращался к патриотическим идеям.

 Просмотр хроники «Парад 1941 года».

Выступление 2 группы. Представляют действия советского руководства и действия красной армии и в ходе битвы.

1.У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии обороны запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они помогли задержать врага.

Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии И. Стрельбицкого о курсантах подольского училища: «Каждое утро мы с  тревогой вслушивались в сводки Совинформбюро.

2.Тяжелые бои шли на юго-западе. Западный фронт в те дни, в общем, стабилизировался. Мы успокаивали друг друга, но внутренне готовились к новым тяжелым испытаниям. И все-таки беда грянула внезапно. Наконец сигнал. В атаку!

Мне довелось  немало видеть атак. Не раз и самому пришлось пережить тот момент, когда из окопа, который в эту минуту кажется самым безопасным местом, поднимаешься во весь рост навстречу неизвестному. Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Но те курсанты….

Я не видел именно той атаки, но через несколько дней я с этими ребятами дрался плечом к плечу и ходил в атаку вместе с ними. Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь на устах у каждого одно: « За Москву!»

Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались, стремительные, - не остановишь нипочем! – без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути всё…»

На некоторых участках фашисты подошли к Москве на 25-30 км. Больше мы им это сделать не дали.

Сталин.

Вы уверены, что удержите Москву?

Жуков.

Москву, безусловно, удержим:

 Кутузов.

С потерей Москвы не потеряна ещё Россия.

Жуков. Шалишь, светлейший. Времена не те - с потерей Москвы можно потерять и всю Россию, если не стратегически, то морально точно.

1.Советские части, окруженные западнее Вязьмы, не сложили оружия, стояли на смерть,  сковав действия 28 фашистских дивизий и не позволив гитлеровцам развить наступление на Москву.

   Более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву.

5 декабря 1941 г. гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. В момент, когда наступательные возможности противника иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, войска Калининского фронта (командующий И. С. Конев), Западного фронта (командующий Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронта (командующий С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление  по всему фронту - от Калинина до Ельца.

2.Контрнаступление советских войск ошеломило гитлеровцев своей внезапностью и мощью. Пожалуй, немного найдется в истории примеров, когда после пятимесячной трудной обороны войска, не имея численного превосходства над противником, без паузы, без передышки, еще до полного сосредоточения сил фронтов, прямо из обороны переходили в решительное наступление. Благодаря дальновидности советского командования, возросшему мастерству и решительным действиям войск, массовому героизму наших воинов хваленая немецко-фашистская армия впервые была обращена в бегство и отброшена от Москвы. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.

Учитель

Ковали Победу  не только солдаты,
А также  все те,  кто остался в тылу.
Они за Победу, не ради  награды
Трудились  геройски, не зная  хвалы

Выступление 3 группы. Читают стихи. Показывают действия обыкновенных тружеников «тыла» по подготовке обороны и контрнаступления в декабре 41г. как в Москве, так и  в глубоком тылу. Излагают подвиг Зои Космодемьянской.

1.Тыл.

Здесь каждый дом стоит, как дот.
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.

На окнах белые кресты
Мелькают. Второпях
Такой же крест поставишь ты
Москва на всех врагах.

А мимо площади, мосты,
Патрульный на коне.
Оскалясь надолбами ты
Ещё роднее мне.
И каждый взрыв или пожар
В любом твоём дому
Я ощущаю как удар
По сердцу моему.

И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи.

2.Сотни тысяч  москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу.   На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала, Сибири, Средней Азии шли эшелоны с войсками, военной техникой, боеприпасами, зимним обмундированием, продовольствием. В течении нескольких дней были сформированы дивизий народного ополчения, сотни истребительных батальонов.

В дивизии народного ополчения вступали люди различных профессий – рабочие, учёные, писатели, врачи, учителя, инженеры. Плохо вооружённые и необученные почти все они погибли в первых же боях. Но для всех был свойственен высочайший патриотизм,  стойкость и уверенность в победе.

Активными помощниками воинов Красной Армии, оборонявших Москву, были партизаны и подпольщики.  

3.В декабре 1941 года в селе Петрищево под Москвой немцы казнили за поджог молодую партизанку, которая назвалась Таней. Это была Зоя Космодемьянская. Она была дочерью «врага народа», поэтому её долго не брали на фронт. Наконец, в ноябре ей удалось добиться своего. Зоя вместе с другими доборовольцами была переправлена через линию фронта в один из партизанских отрядов. Их целью было уничтожать огнём дома, где были фашисты. Приказ об уничтожении населённых пунктов в тылу немцев на глубине 40 – 60 км. был подписан Сталиным 17 ноября 1941 года. Сёла сжигали зажигательными бомбами с самолётов и орудийным огнём. Вот такой жестокой была война, что о страданиях мирного населения не думали. Зоя подожгла три дома, но когда она пыталась это сделать через два дня, её схватили. Она призналась в поджогах, но на остальные вопросы молчала, стойко переносила пытки и побои. Её несколько раз выводили босую и раздетую на мороз. Но она никого не предала. А перед казнью немцы повесили на её шею табличку с надписью: «Поджигатель домов». У виселицы собралась большая толпа жителей. Зоя призывала их к борьбе: «Эй, товарищи! Что невесело смотрите? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать. Это счастье - умереть за свой народ». С петлёй на шее, когда палач подтянул верёвку, она выкрикнула последние слова: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете! Нас 200 миллионов. Товарищи отомстят за меня». Она провисела на виду у всей деревни полтора месяца, её тело освободили наступавшие части Красной Армии. Она посмертно стала Героем Советского Союза. После войны её подвиг увековечил памятник.

Выступление 4 группы.  1. Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги. Вспомним их имена. Излагается подвиг Талалихина, Героев-Панфиловцев. Виктор Васильевич Талалихин родился в волжской деревне Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии 18 сентября 1918 года и был четвертым ребенком в семье. С детства мечтал летать. Сначала учеба в аэроклубе, а затем летное училище. В декабре 1938 года младший лейтенант Талалихин начал службу в авиационном полку.
А в декабре 1939 года Виктор участвовал в воздушном бою с самолетами белофинов, где молодой летчик сбил свой первый вражеский самолет.

Первые дни войны в московском небе были тихими. Но уже через месяц с начала войны вражеские истребители стали прорываться к столице. В очередном налете на Москву в ночь с 6 на 7 августа участвовало до 80 бомбардировщиков. В отражении налета активно участвовали летчики 177 истребительного авиационного полка и среди них младший лейтенант Виктор Талалихин. Виктор внимательно наблюдал за воздухом. На высоте 4500 метров он заметил двухмоторный бомбардировщик «Хейнкель-III», шедший к Москве. Очередь из пулемета и правый мотор «Хейнкеля» загорелся. Но вражеский самолет прибавил скорость и стал уходить. Когда Виктор израсходовал все патроны, он направил свою машину в хвост бомбардировщика. Фашист, объятый пламенем, рухнул на землю. А сам он удачно приземлился на парашюте. Это был первый в мире ночной таран. За этот подвиг Виктору Васильевичу Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза. Много боевых вылетов совершил мужественный лётчик, эащищая московское небо. Но пасмурное утро 27 октября 1941 года для него оказался последним. Три «Мессершмита» атаковали самолёт Талалихина, два из них были сбиты, но вражеская пуля пробила его голову. Виктор Талалихин погиб в бою, защищая свою Родину, которая была для него дороже жизни.

2. С исключительной стойкостью оборонялись на Волоколамском шоссе полки 326-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова.

Он командовал легендарной 316-й (8-й гвардейской) стрелковой дивизией, включавшей представителей всех национальностей среднеазиатских республик. Она обороняла один из трудных и ответственных участков фронта - у Волоколамского шоссе. Дивизия имела задачу преградить путь врагу к столице, до которой оставалось всего лишь несколько десятков километров. В битве за Москву полностью раскрылся полководческий талант генерала Панфилова. Располагая очень скромными силами, он противопоставил сильному и коварному врагу такую оборону, что об нее обломали зубы хваленые гитлеровские дивизии. Родина высоко оценила героический подвиг И. В. Панфилова при защите столицы. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

15 ноября й941 года 28 воинов из 316-й стрелковой дивизии заняли круговую оборону между деревней Нелидово и разъездом Дубосеково. 16 ноября на заснеженном подмосковном поле у разъезда Дубосеково 28 советских воинов во главе с политруком Клочковым приняли неравный бой с врагом.

Всем 28 панфиловцам 22 июня 1942 года в годовщину начала Великой Отечественной войны, было присвоено звание Героя Советского Союза. Их было 28. В живых осталось четверо:

  • Илларион Васильев
  • Дмитрий Тимофеев
  • Иван Шадрин
  • Григорий Шемякин

Демонстрируется кадр из фильма «28 Панфиловцев».

Учитель. Из братской могилы под Крюковом в 1966 году, когда страна отмечала 25-летие разгрома фашистских полчищ под Москвой, был перенесён в Москву прах Неизвестного Солдата, который покоится у стен Кремля в Александровском саду, где сооружён мемориальный комплекс "Могила Неизвестного Солдата".

Родина высоко оценила подвиг защитников Москвы.

За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом доблесть и мужество, в ходе Московской битвы были награждены:

  • Присвоением звания гвардейских - 40 частей и соединений.
  • Орденами и медалями - 36 тыс. воинов.
  • Присвоением звания Герой Советского Союза - 110 человек.
  • Медалью "за оборону Москвы" - более 1 млн. человек.
  • В мае 1965 года Москве было присвоено почётное звание Город - Герой.

Слово предоставляется аналитикам (учащиеся заранее назначенные) – определяют значение битвы под Москвой.

Учитель. Именно на подступах к столице в декабре 41-го созидалась Великая Победа. А в сердцах москвичей и всех россиян жива память о тех воинах, солдатах и военачальниках, наших соотечественниках и согражданах, которые своим подвигом, совершенным в те грозные дни, когда враг стоял уже у самых стен Москвы, защитили нашу древнюю столицу.

 Ученик 1:  Что это? Ты слышишь?

Ученик 2 : Это колокола. Колокола памяти.

Ученик 1  : Памяти? А разве такие бывают?

Ученик 2: Бывают, слушай! Это говорит сама память.

Ученик 1 : Ну разве память бывает живой:

Ученик 2 : А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

Там, на поле боя, когда его настигнет пуля.

А второй раз: В памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

 Классный руководитель. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Эти слова Александра Невского хорошо усвоили многочисленные агрессоры. После Второй мировой войны им стало ясно, что завоевать наш народ силой не удастся - любое вторжение только укрепит единство народа. Но можно разрушить народ изнутри. Для этого нужно просто отнять у него память. «Идет война народная, священная война» - высокие, зовущие на подвиг слова. Она, эта война, продолжается. Ныне идет такая война. Эта война с нашей памятью. Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится - «Вторая мировая». Появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова, Зои Космодемьянской, героев-панфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли тысячи партизанок! Да и панфиловцы - что бы там ни было, но их было только 28 - против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. А за 4 часа танки могли бы дойти до Москвы.

Все эти приемы рассчитаны на молодежь - людей старшего поколения на этом не проведешь. Но те, кто сознательно очерняет историю Великой  Отечественной, забывают мудрую заповедь: «Если стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей:

- Нужно уважать прошлое своей страны, пытаться понять его.

- Нужно изучать свою историю, и, если были ошибки, не повторять их.

- Если будут порочить имена героев, никто не захочет совершать подвиги, страну легко завоюют.

- Народ, который плюет на историю своей страны, не ценит ее защитников, становится рабом других народов.

- Если мы сейчас будем порочить поступки дедов и прадедов, то наши внуки и правнуки будут презирать нас еще больше, вообще откажутся от нас.

- Если народ забывает предыдущую войну, презирает ее героев, начинается новая война, и в этой войне победы уже не будет, потому что не будет новых героев.

Классный руководитель. Что же делать, чтобы будущее не выстрелило в нас из пушки?

Примерные ответы детей:

- Не читать, не слушать всяких сплетен о Великой Отечественной войне.

- Не верить кому попало, разбираться самим.

- Нужно наказывать тех, кто плохо говорит о Великой Отечественной, о наших героях.

- Изучать историю войны, читать воспоминания участников сражений.

- Хранить благодарную память о защитниках Отечества.

- Защищать память о Великой Отечественной войне, не позволять втаптывать ее в грязь.

Учитель. Запреты и наказания не помогут делу. Каждый человек имеет право на свое мнение. А сильная армия и мощное оружие помогут только тем, кто будет хранить победные традиции. Нужно создать сильную армию, мощное оружие, тогда никакие пушки из будущего не будут страшны. Поэтому, мне кажется, нужно изучать эти традиции, изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена и подвиги героев. Помнить о том, что когда-то касалось всех нас... Только за одно то, что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего народа! Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и все время в снегу, под ураганным огнем немцев, передовые роты шли вперед. Вообще, Московская битва, так или иначе, касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да и жили бы вообще, неизвестно.

Дорогие ребята, мы с вами поколение, которое не видело войны, последнее поколение которое видит ветеранов той страшной войны. Какую память оставите ВЫ о той войне своим потомкам. Позволите ли вы пересмотреть ее итоги и значение. Зависит только от вас. Давайте сделаем так, чтобы Вечный огонь, зажжённый в честь наших Героев горел вечно!

Зажигается свеча, кладутся гвоздики

 В заключении видеоролик «Я люблю тебя Россия».

                                                     КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                             Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

 г. Балаково Саратовской области

Урок мужества «Великая битва под Москвой».

                                                            Подготовил учитель истории

                                                    МАОУ СОШ №19

                                                         Балакина Марина Николаевна

                                                              2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный план – конспект урока немецкого языка в 11 классе

Цель урока: - продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством выдающихся немецких и австрийских композиторов через чтение текста;- практиковать учащихся в устной речи по теме....

Подробный план работы школы на учебный год

Соревнования, спортивный инвентарь, внеклассные мероприятия, совещания. объединения и тд...

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС

Подробный план-конспект урока биологии в 10-ом классе по теме: "Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты" согласно ФГОС...

Подробный план-конспект урока биологии по теме: Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС.

Подробный план-конспект урока биологии по теме:Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС...