План урока по теме:Восточные славяне и их соседи ,6 класс
методическая разработка по истории (6 класс)

Кусаева Светлана Муратовна

Технологическая карта урока истории России в 6 классе.К учебнику под редакцией Торкунова

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ  РОССИИ в 6 классе                          

Тема урока

Восточные славяне и их соседи.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Рассказать происхождении восточных славян и их соседях , их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях с соседями.

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, распечатки документов ,тестов для проверки д/з, презентация, видеофрагменты, ватман, маркеры.

План урока

1. Происхождение восточных славян.

2. Хозяйство славян.

3. Соседи восточных славян.

Личностно значимая проблема

Какова связь древних народов ,как они взаимодействовали и обогащали друг друга?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, технология сотрудничества, технология деятельностного метода.

Основные понятия

Индоевропейская семья, ветви языков ,системы земледелия.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. С помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся  о восточных славянах и их соседях; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Объясняет причину разбивки класса на 2 группы. Предлагает дать им названия и объяснить их выбор. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают и обсуждают тему, цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Объясняют выбранные названия «Летописцы» и  «Энциклопедисты». Называют лидеров команд.

Дети зачитывают вопрос в начале параграфа 3: «Что позволило славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?»

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

Беседа

Групповая работа

работа с картой 

работа с терминами.

Формулирование вывода

1. Учитель обобщает ответы обучающихся, помогая сформулировать тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения.

  1. - С какими народами мы познакомились на прошлом уроке?
  2. Учитель предлагает группам заполнить таблицу
  3. «Первые государства на территории нашей страны»(приложение ).

Предлагает показать государства из таблицы на карте.

2.Учитель предлагает составить определение терминов из набора слов(приложение).

3.Учитель просит сделать вывод из темы п.2.при затруднении учеников обращает их в конец п.2

1.Дети в группах обсуждают и заполняют пробелы в таблицах. Выходят к карте и показывают государства и народы, их  столицы

2.дети составляют определения и называют термины  «государство» и «народ»

3.дети формулируют вывод :В древности на территории нашей страны сложились несколько гос-в, созданных народами, принадлежавшими к разным языковым группам ,занимавшимися земледелием и скотоводством.

Групповая работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Проверка таблиц у групп

Устные ответы команд.

III.

Изучение

нового

материала

17

Слово учителя :

Просмотр видео, предваряющего вопросы учителя.

Чтение материала учебника,составление схемы происхождения слав.языков каждой группой.

Работа с картой

Подведение итога работы по 2- му пункту плана. Формулирование вывода.

   

Рефлексия.

Работа с рисунком учебника. Выполнение заданий в группах.

Ответы на вопросы. Работа с терминами.

Работа с текстом учебника

Работа по пункту 3. Работа с документом.

Работа с документом №2

1.Мы приступаем к изучению истории древних славян. Нам предстоит ответить на вопрос. Найдите его в начале п.3

2.Что изучают на уроке в индийской школе? Что вы услышали интересного? Какие выводы нам позволяет сделать услышанное?

 

 Читаем п3, пункт1,абз.2.Составьте схему языков славянской ветви.

Предлагается работа с картой на с.28-29 учебника.

Что вы теперь можете сказать о вост.славянах

Что вы узнали нового? Что вас удивило?

Учитель предлагает узнать о жизни восточных славян ,изучив рисунок на с.30 учебника.

Предлагает определить  и назвать как можно больше1)занятий славян,2)ремесел,3)орудий труда,4) сельхозработ  ,изображенных на рис.

-Что служило основным материалом для орудий труда?

-Как следует называть период истории ,когда жили славяне? Какие еще занятия помогали жить славянам?

 У славян сложилось несколько систем земледелия. Назовите их и объясните различия. (каждая группа объясняет отличия двух систем.

Детям предлагается фрагмент из «Повести временных лет».1 группе предлагается назвать славянские народы, перечисленные в документе, 2 группа называет соседние неславянские    народы.

Сведения из «ПВЛ»  и археологические находки позволили ученым определить территорию расселения вост. славян и их соседей. Найдите и покажите их на карте.

О чем говорит схожее звучание слов на славянских и литовском языках? Что общего было у соседних народов?

.

Дети зачитывают вопрос: «Что позволило славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?

Дети смотрят видео «Как звучит санскрит сегодня», отмечают созвучность счета на санскрите русским и осетинскими числительным. Делают вывод о родстве народов .На слайде «Индоевропейская семья языков» показывают индийскую, иранскую, славянскую языковую ветви и языки на них.

Дети в группе на ватмане рисуют схему славянской языковой группы. Называют современные славянские народы.

Дети находят на карте славянские народы Европы. Каждый в группе называет один народ. Делают записи в тетрадях.

Дети делают вывод ( с помощью учителя при затруднении):            

1)славяне-индоевропейцы; 2)славяне расселились от Дуная на западе до Волги на востоке по всей Восточно-Европейской равнине.3)Восточные славяне-предк и украинцев, белорусов ,русских

Дети в группах рассматривают рисунок и записывают результаты на ватмане.

Дети дают ответы: дерево, железо, «железный век». Узнают значение термина «бортничество».

Дети называют особенности подсечно-огневой, переложной ,двухпольной, трехпольной систем.

Дети в группах по кругу называют народы по карте, т.о., все участвуют в работ.

 

Совместно с учителем дети еще раз называют языковую принадлежность славян

Дети должны дать  ответы:общее индоевропейское прошлое ,земледелие и скотоводство, промыслы, языческая религия, отсутствует государство;                  различное: языковая принадлежность.

Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.

Индивидуальная работа.

групповая

работа.

Фронтальная

работа

Индивидуальные ответы

                   Мозговой штурм.

Групповая работа

Групповая  работа.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно обнаруживают проблему и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из видеофрагмента, учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; слушают друг друга,   дополняют.

Познавательные: вспоминают или узнают названия орудий труда, операций ,ремесел, систем земледелия.               Личностные :проявляют интерес к познанию, выдвигаются наиболее авторитетные мнения.

Регулятивные: взаимодействуют в группе, отстаивают свои точки зрения, вырабатывают  внимательность.

Коммуникативные : вместе рассматривают рисунок, читают текст ,слушают друг друга ,приходят к общему мнению. Проявляют заинтересованность в общем результате, осознают свою ответственность за него.

 Устные

ответы.

Устные ответы.

 Устные ответы.

Оглашение результатов работы. Подсчет правильных ответов

Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Вывод .

Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Что позволило славянам заселить обширные просторы Восточной Европы?

Делают свои выводы. Сравнивают свои выводы с выводом в конце п.3

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются на вывод в  учебнике.

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Что вы узнали нового на уроке? Что показалось самым неожиданным ,интересным?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание

§ 3, выполнить задания темы 3 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Документ №1

« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».

Документ №2

Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:

Русское слово

Народ

Литовское слово

дёготь-темная густая жидкость из древесины

белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки

Лит: дегугцас, дегти-«гореть»

толока – работа общиной
за угощение, взаимопомощь

белорусы, поляки, русские,
украинцы

Лит: тэлкти - «набирать, нанимать»

янтарь - окаменевшая
древесная смола желтого цвета

белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты

Лит: гинтарас

баланда – жидкое кушанье
(чаще плохое)

белорусы, русские,
украинцы

Лит: баланда «лебеда»

кувшин – глиняный сосуд,
с ручкой, носиком

белорусы, русские

Лит: каушинас

Задания для проверки домашнего задания(в группах)

1)Составьте определение термина из произвольного набора слов, определите сам термин.

А)Управления людьми, единая система, организация жизни, проживающими на одной территории, при которой существует(государство)

Б)Общей, обладающая ,большая группа, территории ,сложившейся на одной, говорящая, общей культурой, на одном языке ,людей(народ).

                       Первые государства на территории нашей страны

                                            (заполни пробелы)

Государство, столица

Территория

               Язык

Основные занятия

Религия          

?


Северное  и Восточное Причерноморье

?

Морская торговля

Вера в олимпийских богов

?                  

  Столица-Неаполь Скифский

?

Иранской языковой группы

?

язычество

?      

Столица -Итиль

Степи Кавказа, Приазовья

Тюркские языки

Скотоводство и коневодство

?

Волжская Болгария

Столица-?

Среднее Поволжье

?

Скотоводство и земледелие

Ислам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по истории России 6 класса по теме "Восточные славяне"

Кроссворд  может быть использован  как дополнительный материал, как итоговый контроль на уроке, как  дополнительное  индивидуальное  домашнее задание...

презентация к уроку истории России в 6 классе по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по теме: "Восточные славяне и их соседи"

презентация помогает сформировать у учащихся общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племен и их соседей в древности, дает общее представление о религии древних славян. сод...

Тест по теме "Восточно-Европейская равнина" по географии в 8 классе

Тестовое задание для проверки знаний по теме "Русская равнина" в 8 классе...

Тест по истории России 6 класс тема "Восточные славяне и их соседи"

Тест по истории России 6 класс тема "Восточные славяне и их соседи"...

Поурочная разработка Восточные славяне и их соседи. 6 класс

Тип урока: Урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.Задачи образовательные:...

Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.

Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.Планируемые результаты:Предметные: характ...