Рабочая программа "История и культура Санкт-Петербурга".
рабочая программа по истории (5 класс)

Сиренко Олег Ростиславович

Учебный курс истории и культуры Санкт-Петербурга основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач; предмет должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями: истори-ческими и культурными, объяснить элементы исторической и культурной жизни нашего города. Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания; дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rbch_prgrm_iik_spb_2019_20_5klass.docx203.17 КБ

Предварительный просмотр:

     

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  истории и культуре Санкт-Петербурга      класс    5

 

Приложение к основной образовательной программе школы и приказу                                              № ______. от ____ _________ 201___ г.

разработана   в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта  основного общего образования, авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К.Ермолаевой (Ермолаева Л.К.Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции программы учебных курсов.- СПб: СМИО Пресс, 2009)

Учителем истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ 511

Сиренко Олегом Ростиславовичем

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

      протокол № 1

        от 28  августа  2019 г. 

 

2019 - 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовые документы на основании которых разработана рабочая программа.

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) ;
  4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  5. Распоряжением Комитета по образованию от  03.04.2019 №1010-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2019-2020 учебном году"
  6. Распоряжением комитета по образованию от  20.03.2019 N 796-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
  7. Инструктивно-методическим письмом  Комитета по образованию от 10.04.2019 N 03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений С6анкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;
  8. Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации о 28.12.2018 № 345
  9. Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699
  10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
    к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189
  11. Письмом Министерства образования и науки № 408-13-13 от 20.04.2001 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»
  12. Локальными актами ГБОУ средняя школа № 511 (положением о рабочей программе, положением о фонде оценочных средств)

13. Авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга (Ермолаева Л.К.Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции. Программы учебных курсов.- СПб: СМИО Пресс, 2009)

14. Локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность:

- положение о рабочей программе учебного предмета;

- приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении рабочих программ учебных предметов;

- приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении структуры календарно-тематического планирования.

Важным компонентом образования на территории Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории, развития и современной проблематики народов, регионов России. Региональный компонент учебного плана школы предусматривает изучение курса «История и культура Санкт-Петербурга» в 5-9 классах.

Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10 и на основании авторской программы по истории и культуре  Санкт - Петербурга Ермолаевой Л.К. «История и культура Санкт-Петербурга с древнейших времен до конца 18 века». (Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции. Программы учебных курсов.- СПб: СМИО Пресс, 2009) и предназначена для учащихся 5  класса.

2. Место предмета в учебном плане.

В учебном плане школы на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга  в 5 классе отводится 1 час в неделю, в его вариативной части. Курс способствует формированию целостного представления учащегося  о городе, способствует осознанию межпредметных связей  с историей России, литературой,  изобразительным искусством, технологией, искусством.

3. Планирование количества часов учебного курса.

п/п

Тема

Количество часов

1

Раздел 1. Санкт-Петербург-ваш город.

9

2

Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

Тема 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

8

3

Тема 2.Античное наследие и наследие Санкт-Петербурга

13

4

Обобщение. Санкт-Петербург-город-музей

1

5

Комплексное повторение 

3

Всего

34

4.  Информация о внесенных изменениях.

В соответствии с учебным планом ОУ и с целью повышения эффективности учебного процесса по истории в рабочую программу были внесены следующие изменения: в тему 2-го урока включена работа с портфолио.

 В соответствии с программой Воспитания и социализации школы в рабочую программу внесены подтемы для образовательных бесед с обучающимися: 10-й урок – «Пётр I и борьба с коррупцией в России», 26-й урок – «Профессия  экскурсовод».

Такой подход позволит максимально учитывать индивидуальные познавательные потребности школьников, шире использовать современные методы преподавания истории, направленные на большую активность учащихся на уроках, обеспечивающие личностную значимость, практическую направленность всего учебного содержания.

5. Общая характеристика учебного предмета, курса, класса.

Изучение курса истории и культуры Санкт-Петербурга в 5–9-х классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуще-ствляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач; предмет должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями: истори-ческими и культурными, объяснить элементы исторической и культурной жизни нашего города. Курс содержит огромные возможности для нравственного воспитания; дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта Санкт-Петербурга и его пригородов, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных характеристик развития города.

3.Историческое движение:

  • эволюция духовной и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, духовных ценностей;
  • формирование и развитие общечеловеческих ценностей на территории Санкт-Петербурга – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между людьми, народами, социальными группами, государствами.

Главная (сквозная) содержательная  линия – культура человека и общества в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Предмет «История и культура Санкт-Петербурга» дает представление об основных этапах исторического пути становления и развития Города. Важная мировоззренческая задача  заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости истории Санкт-Петербурга, так и их связи с ведущими процессами истории России и мира.

Характеристика класса.

В классе обучается – 34 человека: 19 мальчиков и 15 девочек. По итогам 2018-2019 учебного года в классе –3 отличника, 19 хорошистов. В классе есть учащиеся проявляющие склонность к изучению гуманитарных дисциплин и занятию исследовательской деятельностью, вместе с тем, ряд учащихся,  испытывает проблемы при изучении предмета.

     Коллектив класса, в общем,  слаженный, отношения между детьми хорошие. Работоспособность класса хорошая. В основном учащиеся мотивированные, активны, проявляют инициативу, более 80 % учащихся обладают высоким уровнем сформированности метапредметных навыков.

6. Цели и задачи изучения предмета.

Цели курса:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи курса:

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,
  • понимать особенности городских объектов как источников информации,
  • применять полученные знания.

4. Совершенствовать общеучебные умения;

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

7. Используемый УМК

Учебная программа

Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах  Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб, СМИО Пресс, 2010.

Учебники

1. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1. Кн. 1,2, Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 5 класса - СПб: СМИО Пресс, 2016.

2. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь, Ч. 1,2. - СПб: СМИО Пресс, 2014

8. Материально-техническое обеспечение.

        1. Компьютер.

        2. Проектор.

        3. Доска.

        4. Мел.

9. Список литературы для учителя/ученика

Методические и дидактические материалы

Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах  Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб, СМИО Пресс, 2010.

Материалы для контроля

Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь, Ч. 1,2. - СПб: СМИО Пресс, 2014

Справочники, словари, путеводители.

Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб, 1993.

Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.

Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1999.

Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник.– М., 1992

Путеводители по Русскому музею.

Путеводители по Эрмитажу.

Литература общего характера.

Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965.

Библия. Любое издание.

Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.

Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.

Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.

Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.

Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.

Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.

Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.

Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999.

Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

Мифы Древнего мира. Любое издание.

Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В.Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.

Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.

Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература для учащихся

К  разделу  «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.

Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.

Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.

Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.

Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.

Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

к разделу «Античное наследие и наследие Петербурга»

Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.

Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.

Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.

Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.

Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и         Университетской набережной. – Л., 1973.

Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и         исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971. Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.

Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного        Эрмитажа. – М., 1969.

Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.

Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.

Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.

Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.

Цифровые образовательные ресурсы

http://standart.edu.ru/- сайт Федерального государственного образовательного стандарта

http://www/rusedu.ru/subcat32/html — Архив учебных программ и презентаций»

http://school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.krugosvet.ru/ — Энциклопедия  Кругосвет

http://ru.wikipedia.org —  Энциклопедия Википедия

http://www.gumer.info/ — Библиотека книг по истории

http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.socionet.ru—Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ug.ru/- Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

http://pedsovet.org/- Всероссийский интернет-педсовет

http://www.museys.ru   Все музеи Санкт-Петербурга

http://www.spbmuseum.ru  Государственный музей истории Санкт-Петербурга

http://www.save-spb.ru   Живой город  

http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga  Зписки о Петербурге

http://www.kartaspb.ru  Карта Санкт-Петербурга  

http://www.mirpeterburga.ru/online/history   Мир Петербурга

http://www.most-spb.ru    Мосты Санкт-Петербурга

http://www.aroundspb.ru    Окрестности Петербурга

http://www.photopeterburg.ru/   Петербург в фотографиях

 http://walkspb.ru   Прогулки по Петербургу

 http://www.oldcapital.ru  Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда

http://www.encspb.ru/index.php  Энциклопедия Санкт-Петербурга

http://www.rusmuseum.ru/  Государственный Русский музей    

Петергоф  http://www.peterhof.ru/ 

http://www.rubricon.com/spb_1.asp Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

10. Используемые педагогические технологии обучения, формы работы.

В преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга предполагается реализовывать системно-деятельностный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются уроки, практикумы с проведением исследовательской работы, смыслового чтения с выполнением поставленныз заданий. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Используемые педагогические технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проектной деятельности, игровая, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, группового обучения, дифференцированного подхода в обучении, критического мышления, смыслового чтения, музейная педагогика, тестового контроля.

Формы проведения занятий:

На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:

- уровневая дифференциация,

- коллективные способы обучения,

- развивающие технологии,

- ИКТ,

- игровые технологии,

- проектная деятельность,

- комплексные занятия, комбинированный урок,

- урок - виртуальная экскурсия,

- урок - лекция; семинар; практикум.

Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.

Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:

  • стимулировать творческую активность в изучении материала;
  • реализовывать возможности информационных систем;
  • гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
  • тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
  • использовать различные способы ответа.  

Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.

11. Виды и формы контроля.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы осуществляется контроль в форме проверочных работ, тестирования или обобщающих уроков, нацеленных на конкретизацию полученных знаний, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. Предусмотрена итоговая контрольная работа в конце изучения курса.

12. График контрольных работ.

Темы

Количе-ство часов

КР

Время

1

Раздел 1. Санкт-Петербург ваш город.

8

2

Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

Тема 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

8

3

Тема 2.Античное наследие и наследие Санкт-Петербурга

14

4

Обобщение. Санкт-Петербург-город-музей

1

1

май

5

Комплексное повторение 

3

6

Всего

34

1

13. Планируемые результаты изучения предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание и ощущение личностной сопричастности  к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию.  
  • Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям жителей Петербурга, народов России и народов мира.
  • Формирование ответственного отношения к учению.
  • Формирование стремления  к реализации своих знаний и умений.  
  • Формирование умения выражать собственное впечатление от памятников   культурного  наследия.
  • Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется  
  • в форме и содержании творческой работы;
  • в осознании необходимости бережного отношения к городским объектам;
  • в знании  правил поведения горожанина и осознании необходимости их  выполнения;
  • Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,  посещать      музеи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Метапредметные результаты:

         Познавательные:

  • Продолжение формирования и развития основ читательской компетенции.
  • Формирование умения  извлекать необходимую информацию из  источников  
  • (справочников,   научно - популярной литературы, Интернета);
  • Формирование  умения   узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию;
  • «исследовать» изображение; соотносить его с реальным  городским объектом ;
  • Формирование  умения  работать с текстом, выделять главную мысль, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения;  
  • Формирование умения работать с наглядным материалом;
  • Овладение способами преобразования информации (составление таблиц, кластеров)
  • Коммуникативные:
  • Формирование умения обосновывать, аргументировать, доказывать свое мнение, точку зрения, оценку;
  • Формирование умения извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им   вопросы;
  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на  основе согласования позиций и учёта интересов;
  • Построение  позитивных отношений в процессе учебной и познавательной  деятельности;
  • Регулятивные:
  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений  в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

В результате изучения программы курса  «История  и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе ученики  научатся:

Предметные результаты:  

  • Перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия; называют конкретные экспонаты (соответственно программе курса 5 класса); узнавать их по изображению; рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в рабочей тетради);
  • Называть фамилии создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию скульптора и  памятник; разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения;
  • Находить изученные городские объекты на карте города по адресу, природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга; 5. Применять полученные знания, умения на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, друзьями, другими учащимися школы, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде. Сравнивать, сопоставлять реальные памятники с их изображениями;
  • Составлять простой план, выполнять задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников). Соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изученными городскими объектами (согласно программе 5 класса). Высказывать свое отношение к изучаемым городским объектам, аргументируя при этом свою точку зрения с помощью  краеведческих знаний.

В результате изучения программы курса  «История  и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе ученики  получат возможность научиться:  

Применять знания  в учебной ситуации и в реальной жизни:  в общении с другими   учащимися, родителями, гостями города;  в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу.

  1. Критерии  оценки знаний.

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса истории и культуры Санкт-Петербурга в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными тестовыми и творческими заданиями.

Преподавание предмета ведется исходя из двух уровней  результатов: ребенок научится (базовый уровень) и ребенок получит возможность научится (повышенный уровень).

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

70-89%

хорошо

50-79%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении итоговой работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания обществознания.

  1. Перечень подтем внесенных в рабочую программу. 

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2018 года № ТС-1122/08, программой Воспитания и социализации школы в рабочую программу внесены подтемы для образовательных бесед с обучающимися:

№ урока

Планируемый период изучения

Подтема

Направленность

26

1 урок

Профессия экскурсовод.

Профориентация

10

1 урок

Пётр I и борьба с коррупцией в России

Антикоррупция

  1. Содержание тем учебного курса История и культура Санкт-Петербурга

Раздел 1. Санкт-Петербург ваш город.

Введение .

Город – назначение (функция), структура. Официальные и неофициальные названия города – причины их появления. Герб города – главный символ города, его расшифровка.

Введение в новый курс. Всемирное культурное наследие. Санкт-Петербург — молодой город Европы. Петербургские памятники всемирного и отечественного культурного наследия.  

Каждый петербургский памятник, напоминающий о всемирном культурном наследии, является частью петербургского наследия, хранит память о своих создателях, о жизни петербуржцев.

Раздел 2.Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

Тема 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга

Петербург – один из известных в мире центров научного востоковедения

Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения. Наследие стран Древнего Востока.

Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку.

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян. Пристань на Университетской Набережной Петербурга. Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств — напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении.

Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Памятник жертвам политических репрессий. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры — часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города.

Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие.

Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.

 «Отзвук» Древнего Вавилона в Петербурге . Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге напоминает о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Зимние сады в Петербурге.

Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72).

Петербургские здания, украшенные рельефами, — памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы.

Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).

Тема 2. Античное наследие и наследие Петербурга

Мир образования и науки. Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности в России. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге.  Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

 «Отголоски» античного наследия в литературе, театре, живописи, скульптуре, интерьерах

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Классический стиль в литературе. Классические произведения литературы.

Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада.

Классический стиль в живописи, в скульптуре.  «Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

Классический стиль архитектуры. Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре (выбор других объектов по усмотрению учителя).

        

Календарно-тематическое планирование курса.

№ п/п

Тема

Кол-во ча-сов

Основные элементы содержания

Формы контроля/ пед. технология

Планируемые результаты

Домашнее задание

Планируемые сроки

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Раздел 1.   Санкт-Петербург - ваш город 8 ч.

1 **

Вводный урок. Уникальность Санкт-Петербурга

1

Что такое город, где, когда и как они возникают.       Рождение Санкт-Петербурга. Имя города. Крепость Санкт–Петербурх (Петропавловская)

Устный опрос/ Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; педагогика сотрудничества;  технология критического мышления; парной и групповой деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, формирование стремления к реализации своих знаний и умений.

Формирование границ собственного знания и «незнания»

Уметь указы-вать хронологи-ческие рамки эта пов формирова-ния наследия Санкт-Петербурга Раскрыть значе-ние терминов история, век, исторический источник.

Решать истори-ческие задачи и проблемные си-туации с временем Осмыслить раз-личие понятий: год, век, столе-тие, эра, эпоха, исторический период

Преобразо-вание пра-ктической задачи в по-знаватель-ную, струк-турирование знаний, по-строение ре-чевого вы-сказывания в устной и письменной форме

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Стр. 5-6, § 1

06.09

2

Мир города

1

Почему город называют творением человека. Предназначение городских зданий улиц, история их появления. Cимволы Санкт-Петербурга (герб, флаг, гимн,) Эмблема Санкт - Петербурга

Река Нева: история названия, исток и устье, рукава, притоки, протоки. Мойка, Охта, Фонтанка, Карповка. Каналы.

Устный опрос индивидуальные письменные задания/ смысловое чтение

Формирование уважения к исто-рии, культурным и историческим па-мятникам, форми-рование границ собственного зна-ния и «незнания»,  ценностного отно-шения к объектам культурного на-следия, которое проявляется в словесном выра-жении собствен-ного  впечатления от объекта;  в объя снении необходи-мости бережного  отношения к  объектам культур-ного  наследия.

Углубление и расширение знаний:              - об этапах формирования культурного наследия нашего края;                   о конкретных памятниках и традициях разных эпох.

Cтруктури-рование зна ний: постро ение речевого высказывания в устной и письменной форме; состав лять план, отвечать на вопросы Формирова-ние умения анализировать условия до-стижения це-ли на основе учёта выде-ленных орие нтиров дей-ствия в новом материале

Формирование способности устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор

§ 2

13.09

3

Визитная карточка нашего города

1

Город на островах. Количество островов. Острова Невской дельты. Васильевский остров. Петроградский остров. Заячий остров, Троицкая площадь.

Топонимика и топонимы.

Проверка знания карты, тестирование / Здоровьесбереже-ния, ИКТ, смысло-вое чтение; реше-ние познава-тельных задач

Формирование у учащихся постро-ения и реализа-ции новых зна-ний (понятий, способов дей-ствий); самостоятельная работа с текстом учебника, состав-ление плана, формирование ценностного от-ношения к объек-там  культурного наследия, кото-рое проявляется в словесном выра-жении собствен-ного впечатления от объекта

Углубление и расширение знаний:             - об этапах формирования культурного наследия нашего края;   о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней наследия нашего Города

Формирование и развитие творческих способностей через актив-ные формы деятельности, структурирование знаний - составление плана, отве-чать на во-просы; уме-ние планиро вать свои дей ствия в соот-ветствии с по ставленной задачей; овла-дение умении ем подбирать информацию

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

§ 3

20.09

4-5

Об истории города напоминают

2

Топонимика и топонимы. Наш край на карте России. Природа края: растительный, животный мир, птицы, рыбы. Климат. На-воднения. Белые ночи. Все  ключевые моменты и основные понятия предыдущих уроков. Обсуждение изученного материала.

Устный опрос, индивидуальные письменные задания / формирующее оценивание

Формирование у учащихся системы построения и реа-лизации новых знаний (понятий, способов дей-ствий); самостоя-тельная работа с текстом и иллю-страциями учебни ка с последующей самопроверкой; формирование цен ностного отноше-ния к объектам культурного насле дия, которое про-является в слове-сном выражении собственного впе-чатления от объекта; - в объяснении не-обходимости бе-режного отноше-ния к объектам куль турного наследия

Углубление и расширение знаний:                - об этапах фор-мирования культурного на-следия нашего края;                   о конкретных памятниках и традициях раз-ных эпох, рас-крывающих одну из граней наследия нашего края;

о представите-лях  различных сословий и на-циональностей нашего края;

Работать с тек стом по задании-ям учи теля в малых группах.

Формирование и разви-тие творче-ских способ-ностей через активные формы деятельности, умение планировать свои дей-ствия в соот-ветствии с поставленной задачей;     - овладение навыками  коллективной деятельно-сти в процес-се совме-стной работы в группах

Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии

§§ 4,5

27.09, 04.10

6

Богатое наследие Санкт-Петербурга

1

Что такое культурное наследие Санкт-Петербурга. Ключевые моменты и основные понятия предыдущих уроков. Обсуждение изученного материала. Мультимедийная  игра.

Проверка знания карты Города, устный опрос / Здоровьесбере-жения, ИКТ, смысловое чтение; решение познавательных задач.

Формирование границ собствен-ного знания и «не-знания», ценностно го отношения к объ ектам культурного наследия, проявля ющегося в слове-сном выражении собственного впе-чатления от объекта. Формирование зна ния основных ис торических собы-тий развития Го-рода, уважения к истории, культур-ным и историче-ским памятникам

Расширение знаний: об этапах формирования культурного на-следия нашего края; о конкрет-ных памятниках и традициях раз-ных эпох, о представителях различных сословий и на-циональностей нашего края; формирование умения ориентироваться по карте Города

Умение пла нировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей;     - овладение  навыками де-ятельности в процессе сов-местной рабо-ты в группах Формирова-ние умения анализировать условия достижения цели

Формулирование собственного мнения и позиции

§  6

11.10

7

В списке Всемирного наследия

1

Город на островах. Количество островов. Острова Невской дельты. Васильевский остров. Петроградский остров. Заячий остров, Троицкая площадь.

Топонимика и топонимы. Наш край на карте России.

Устный опрос, индивидуальные письменные задания/ смысловое чтение

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника с после-дующей самопро-веркой;

составление схе-мы, заполнение таблицы, работа в парах; формирование цен ностного отноше-ния к объектам куль турного наследия;   объяснении необ ходимости бере-жного отношения к объектам куль-турного наследия

Углубление и расширение знаний:

- об этапах фор мирования куль турного насле-дия нашего края;

о конкретных памятниках и традициях раз-ных эпох, рас-крывающих одну из граней насле-дия нашего края;

о  представите-лях  различных сословий и национальностей нашего края

Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать учебное сотрудниче-ство и взаимо-действие.

§ 7, повт. §§ 1-4, зап. в тетр.

18.10

8

Что значит быть петербуржцем?

Пётр I и борьба с коррупцией в России

1

От кого зависит будущее Санкт-Петербурга.             Город на островах. Количество островов. Острова Невской дельты. Васильевский остров. Петроградский остров. Заячий остров, Троицкая площадь. Обсуждение изученного материала.

Проверка знания карты, тестирование / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; решение познавательных задач.

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам

Использовать электронные ре-сурсы для вирту-ального истори-ческого путеше-ствия. Решать проблемные и развивающие задачи с использо ванием мультиме диаресурсов.

Формние умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

§ 8, творческое задание

25.10

Раздел 2. Наследие Древнего мира и наследие Санкт-Петербурга

Тема 1. Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга — 8 ч.

9

Из глубины тысячелетий

1

Страны Древнего Востока, их религия (на основе знаний по истории Древнего мира), их расположение на карте. Подлинные и стилизованные памятники.  .Центры изучения востоковедения в Петербурге. Ученые - востоковеды  и их вклад в изучение наследия Древнего Востока. История формирования египетской коллекции Эрмитажа.

Устный опрос, индивидуальные письменные задания / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение

Формирование умений: ориенти-роваться по карте; знать, определять, грамотно произно-сить, писать и ис-пользовать терми-ны и понятия; указывать хроно-логические рамки этапов формирова ния наследия Санкт – Петербурга, куль-турного наследия нашего края в целом о конкретных па-мятниках и тради-циях разных эпох, раскрывающих грани наследия нашего края. Формирование историко-геогра-фического образа, включая представ-ление о территории и границах Египта, его географиче-ских особенно-стях; знание дости жений и культур-ных традиций

Самостоятельно подготовить сообщение, по выбору. Характеризо-вать местопо-ложение госу-дарства на ис-торической карте Устанавливать причинно-след ственные связи природы и за-нятий древних египтян

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.

Планировать пути достижения целей.

Осуществлять взаимный кон троль и оказывать в сотрудничестве необходимую вза-имопомощь.

Учитывать разные мнения и стремиться к ко-ординации раз личных позиций в сотрудничестве. Адекватно исполь зовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование ценностного отно шения к объектам культурного наследия;

Осознание лично-стной соприча-стности к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-истори-ческому наследию.              -  формирование стремления совер-шать познаватель-ные прогулки по городу, в музеи, выполнять творче-скую работу

Стр. 64-66, § 9

08.11

10

Петербург-хранилище подлинных древнеегипетских памятников

1

Египетский зал Эрмитажа и его экспонаты. История происхождения сфинксов. «Путешествие» сфинксов в Санкт – Петербург. Атрибуты сфинкса.

Устный опрос / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение

Находить инфор-мацию по теме из текстов и ви-деоряда учебни-ка, дополнитель-ных источников к параграфу, ли-тературы, элек-тронных изда-ний. Оценивать достижения культуры.

§ 10, мини-со-чинение

15.11

11

От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы

1

Подлинные и стилизованные памятники.

История происхождения  сфинксов. «Путешествие» сфинксов в Санкт – Петербург.  Атрибуты сфинкса.

Университетская набережная. Архитектор К.А. Тон. Грифоны, стилизованные светильники. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту

Тестирование / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение.

Формирование умений:

ориентироваться по карте;

знать, определять, грамотно произно-сить, писать и ис-пользовать терми-ны и понятия; ука-зывать хронологи-ческие рамки эта-пов формирования наследия Санкт – Петербурга.

Расширение знаний: - об этапах форми рования культур-ного наследия на-шего края;              - о конкретных па-мятниках и тради-циях разных эпох. Формирование историко-геогра-фического образа, включая предста вление о террито-рии и границах Египта, его геогра фиических особен ностях; знание до-стижений и куль-турных традиций Египта

Учиться рабо-тать в малой группе над об щим заданем. Выделять глав ное в части па раграфа, во всем парагрфе Выделять клю чевые понятия, раскрывающие тему урока

Самостоятельно анализиро-вать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения целей

Осуществлять взаимный кон троль и оказы-вать в сотруд ничестве необ ходимую вза-имопомощь.

Учитывать разные мне-ния и стре-миться к ко-ординации раз личных пози-ций в сотруд-ничестве.

Адекватно использовать речь для пла-нирования и регуляции своей деятельности.

Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Осознание личностной сопричастности  к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию

-  формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу

§ 11

22.11

12

Петербургские сфинксы –  младшие «братья» и «сестры» египетских

1

«Братья» и «сестры» фиванских сфинксов: Сфинксы Египетского моста, Свердловской набережная, набережная Робеспьера

Устный опрос, индивидуальные письменные задания / смысловое чтение

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

§ 12, работа с конт.карт.

29.11

13

Петербургские "лучи солнца"

1

Румянцевский обелиск. Обелиск у Никольского собора. Обелиск на пл. Восстания. Верстовые столбы Петергофской дороги

Устный опрос, индивидуальные письменные задания / Здоровьесбережения, смысловое чтение

Формирование знания о культур-ном наследии Древнего Египта и его духовной составляющей. Формирование ис-торико-географи-ческого образа, представлений о территории Егип-та, его географи-ческих особенно-стях.

Характеризовать религию древних егптн Устанавливать связи между пантеоном бо-гов и занятия-ми древних египтян. Разра-батывать сюже ты для инсце-нирования на уроке по изу-чаемой теме

Самостоятельно анализиро-вать условия достижения цели на осно ве учёта выде ленных ориен тиров дей-ствия в новом учебном мА-териале. Планировать пути достиже ния целей

§  13

06.12

14

«Отголоски» загадочного Египта в Петербурге

1

Архитектурное и скульптурное наследие  Древнего Египта. История «Египетского дома» на Захарьевской,23. Скульптурное оформление.

Устный опрос / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; решение познавательных задач

Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам

Подбирать в сети Интернет информацию о находках архео-логов в древне-египетских. Составлять крос сворды и выпол нять к ним зада-ния (индивиду-ально и в парах)

Осуществлять констати-рующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

§ 14,зап. в тетрадях

13.12

15

Отзвуки" культуры Междуречья в Петербурге

1

Историческое и культурное наследие народов Месрпотамии. Висячий сад в Вавилоне – одно из семи «чудес света». История создания Малого Эрмитажа. Архитекторы  Ю. Фельтен и Ж.Б. Валлен – Деламот. Висячий сад – место отдыха императорской семьи. Висячий сад  Камероновой галереи. Современное состо-яние.  Майолика. Изразец. Петербургские изразцы. Ко-оперативный дом – комплекс на улице Некрасова. Летний дворец Петра I. Дворец А.Д. Меншикова. Камины дома Бажанова.  

Экспонаты Эрмитажа. «Ассирийские рельефы». Почему Петербург сравнивают  с Пальмирой

Письменные задания / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; формирующее оценивание

Формирование знания основных исторических со-бытий развития государств и обществ Древнего Междуречья.

Формирование историко-геогра-фического образа, включая представ-ление о террито-рии и границах государств Западной Азии в древности, их ге-ографических особенностях; знание достиже-ний и культурных традиций Западной Азии в древности

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомменти-ровать письме-нность Двуречья и выделить ее особенные признаки.

Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, моти-вов и потреб-ностей.

Отображать в речи (описа ние, объясне ние) содержа ние совершае мых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

§ 15

20.12

16

Сказочный зверинец в Петербурге

1

Ассирийские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга Здания Бассейного кооперативного товарищества (Бассейный кооператив) Архитекторы Виррих Э. Ф., Зазерский А. И. ,Бубырь А. Ф. , Николай Васильев. 1912 -1914 гг. Модерн.

Львы на улицах города. Зимний дворец. Дворцовый причал, дом Лобанова – Ростовского и другие. Петербургские грифоны. Петербургские быки

Устный опрос, работа с картой, тестирование / формирующее оценивание коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного задания

Формирование у учащихся постро-ения и реализа-ции новых зна-ний (понятий, спо собов действий): составление плана.

Выделять основные поня-тия параграфа (не более 5ти), раскрывающие его смысл. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи Объяснять, по-чему законы бы ли объявлены как законы богов

Самостоятельно нахо-дить и фор-мулировать учебную проблему, составлять план выпол-нения рабо-ты, форми-ровать пра-вильность выполнения учебной задачи

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

§ 16.

27.12

Тема 2.Античное наследие и наследие Санкт-Петербурга 14 ч.

17-18

Наследие цивилизации античного мира

2

Какие государства Древнего мира называют античными. Хронологические рамки античности. Карта и Лента времени. Краткая история изучения античного наследия в Санкт - Петербурге.

Устный опрос индивидуальные письменные задания / смысловое чтение

Формирование у учащихся постро-ения и реализации новых знаний (по-нятий, способов действий); самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника с после-дующей самопро-веркой, умение ориентироваться по карте;

углубление и расширение знаний:  - об этапах форми-рования культур-ного наследия

Структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разных источников; сравнение, сериация, классификация по заданным критериям

Формирова-ние ценно-стного отно-шения к объектам  культурного  наследия;       - формирова-ние желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы

формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

у

формирование ценностного отношения  к наследию  Санкт- Петербурга

Стр. 4-6, §§ 17-18

17.01, 24.01

19

 Из истории античных коллекций Петербурга

1

Что такое коллекция. Хранилища коллекций в Санкт-Петербурге.  Что дала эпоха античности России и  Петербургу.

Устный опрос индивидуальные письменные задания / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение

Формирование у учащихся постро-ения и реализации новых знаний (по-нятий, способов действий); самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника с после-дующей самопро-веркой, умения ориентироваться по карте;

углубление и расширение зна-ний об этапах фор мирования куль турного наследия античного мира

Овладение умением сравнивать, классифициро-вать информа-цию по задан-ным критерии-ям, работать с текстом, выде-лять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту.

Формулиро-вать учебную проблему, составлять план выполнения работы, формировать правильность выполнения учебной задачи

Организовы вать учебное взаимо-действие в группе; выслушивать мнение членов команды, рабо-тать совместно, планировать и регулировать свою деятель-ность владеть устной и письмен ной речью

§ 19

31.01

20

Наследие античного мира в образовании и науке

1

Петербургские ученые – антиковеды. Куторга, Зелинский, Лурье. Их вклад в мировую науку об античности. Центры изучения античности в Петербурге с XIX  века до наших дней.

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования

Устный опрос, работа с картой / формирующее оценивание

Построение речевого выска зывания; струк-турирование знаний, овладе-ние умением подбирать ин-формацию из разных источ ников; сравне-ние, классифи-кация по задан-ным критериям; умение рабо-тать с текстом, выделять глав-ную мысль в тексте, состав-лять план, отве-чать на вопро-сы к текста

Извлекать информацию из источников различного вида

Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать связи между явлениями, отвечать на вопросы

добывать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать учебное со-трудничество и взаимодей-ствие

§ 20

07.02

21

Раскрытие тайн античного мира в Петербурге

1

 Начало изучения античности в эпоху Петра I. Скульптуры Летнего сада. Коллекционеры античных экспонатов в Петербурге.

Устный опрос, индивидуальные письменные задания / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение

Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий)

Работать в ма-лых группах по дифференцированным заданииям на понимание и осмысление но-вого материала.

Извлекать информацию из источни-ков различно-го вида

Анализиро-вать, сравни-вать, делать выводы, уста-навливать связи между явлениями, отвечать на вопросы

Подбирать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать учебное сотрудничество и взаимодействие

§ 21

14.02

22

Главный хранитель античного наследия в Петербурге

1

Создание античной коллекции Эрмитажа. Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и римлян (скульптуры, геммы и другие)

Устный опрос, тестирование/ формирующее оценивание

Умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования петербургского на-следия,  называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия;.

Структурирование знаний овла-дение навыками  деятельности процессе совме стной творче-ской работы в группе одно-классников под руководством учителя- умение договариваться и приходить к об-щему решению в совместной деятельности.

Выполнять творческие задания фор-мирование желания со-вершать про-гулки по го-роду, в музеи, сравнивать, сопоставлять, классифици-ровать объекты по одному или нескольким основаниям.

Подбирать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать учебное сотрудничество и взаимодействие

§ 22

21.02

23

Литературное наследие античности в Петербурге

1

Литературное наследие ан-тичности в Санкт-Петербурге. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о лите-ратурном наследии антично-сти. Библиотеки — хранилища литературного наследия. Клас-сический стиль в литературе.

Фронтальный опрос, работа с картой/ формирующее оценивание

Формирование знания определя-ющего, грамотное произношение, на-писание, исполь-зовать термины и понятия согласно Программе; умение указывать хронологические  рамки этапов фор-мирования петер-бургского насле-дия, называть важ-нейшие для каж-дого периода исто рических событий, соотносить их с па мятниками насле-дия, умение ука-зывать хронологи-ческие рамки эта-пов формирования  петербургского на следия, называть важнейшие для каждого периода исторические со-бытия, соотносить их  с памятниками наследия. Формирование у учащихся умения построения и реа-лизации новых знаний ( понятий, способов действий); коллективная рабо та с текстом и ил-люстрациями уче-бника с самопро-веркой; коллек-тивное проектиро-вание способов

Вести поиск по карте и коммен тировать место положение Гре-ции и Рима овла-деть умением добывать инфор-мацию из разно-образны исто-чников краевед-ческих знаний; - умение работать с текстом, выде-лять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту - умение использовать знаково –символиче-ские средства для преобразования информации. умение указы-вать хронологи-ческие  рамки этапов  форми-рования петер-бургскогонаследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их с памятниками наследия умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте

Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю.

Использовать аде кватные языковые средства для ото-бражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Отображать в речи (описание, объяснение) со-держание совер-шаемых действий как в форме гром-кой социализиро-ванной речи, так и в форме внутрен-ней речи.

Работать в груп-пе — устанавли-вать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

§ 23

28.02

24

Напоминание об античном мире в живописи, скульптуре, интерьерах

1

Классический стиль в живописи, в скульптуре. Картины и скульптуры на античные сюжеты в Эрмитаже  и Русском музее. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» и другие.

Устный опрос, работа с картой, тестирование/ Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение

Развитие эстетического сознания че-рез освоение  мирового художественного наследия  

Формирование ценно-стных ориен тиров и смы-слов учебной деятельности на основе раз-вития позна-вательных мотивов; Формирование ответ-ственного отношения к учебе.

§ 24

06.03

25

Здания, напоминающие об античной архитектуре

1

Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада и другие интерьеры

Устный опрос, индивидуальные письменные задания/ Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение

§§ 25- 26

13.03

26, 27

Герои античных мифов "рас-сказывают" о Петербурге. Профессия экскурсовод.

2

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению.

Особенности профессии экскурсовода в Санкт-Петербурге

Проверка знания карты Города, тестирование / решение познавательных задач

Формирование у учащихся навыков построения систе-мы и реализации новых знаний (по-нятий, способов действий); умение указывать хроноло гические рамки этапов  формирова ния петербургско го наследия, соот-носить их с памят-никами наследия и фамилиями авторов; формирование уме ния ориентировать ся по карте города самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями  учебника; состав-ление алгоритма решения задачи.

Структурирование знаний; уме-ние использо-вать знаково-сим волические сред-ства для преобра зования информа ции, овладение  навыками коллек тивной деятель ности в процессе совместной творческой работы в группе; - умение догова-риваться и при-ходить к общему решению

Формирование желания со-вершать по-знавательные прогулки по городу, в му-зеи, выпол-нять творче-ские работы Соотносить действия с планируемым результатам Осуществлять контроль своей деятель ности в про-цессе дости-жения резуль-тата, опреде-лять способы действий в рамках пред ложенных условий и требований.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

§§ 27-28. зап. в  тетр.

20.03 27.03

28

Памятники не богам, а реальным людям

1

Первые памятники реальным людям. Скульптурное и архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих.

 Классический стиль архитектуры.

Устный опрос/ Здоровьесбережения, ИКТ, педаго-гика сотрудниче-ства; технология критического мышления

Формирование знания об изве-стных памятниках в Санкт-Петербур-ге, их территори-альном располо-жении, особенно-стях, знание хроно логии формирова-ния петербургско-го наследия уме-ние соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов

Определять и комментировать местоположение, структурирование знаний, овладеть умен-ием добывать информацию из разнообраз-ны источников краеведческих  знаний

Планировать пути достиже ния целей. Устанавливать целевые приоритеты. Самостоятельно контроли-ровать своё время

Формирова-ние желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выпол нять творче-ские работы

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враж-дебным для оппо-нентов образом. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

§ 29

03.04

29

 Триумф, виктория, победа

1

Предназначение три-умфальных арок и колонн. Колонны и арки — храни-тели памяти. Петербургские триумфальные арки и колонны — связь с тради-циями античности. Их уни-кальность как памятников петербургского наследия. Создатели петербургских триумфальных арок, ворот и колонн

Письменный контроль / Здоровьесбережения, ИКТ, педагогика сотрудничества;  парной и групповой деятельности. формирующее оценивание

Формирование у учащихся построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); самостоятельная работа с текстом учебника с последующей самопроверкой.

Умение рабо-тать с текстом, составлять план, отвечать на во-просы к тексту; структурирова-ние знаний; построение речево го высказывания. Показывать на карте местополо-жение объектов культурного наследия. Работать групп-пах по заданиям Определить, ка-кие событие про-изошло раньше других, насколько 

Планировать пути достиже ния целей

Устанавли-вать целевые приоритеты. Самостоятельно контроли-ровать своё время. Умение выражать собственное впечатление от  памятни-ков культурного наследия

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию благообразным образом.

Задавать вопро-сы, необходимые для организации собственной деятельности

§ 30

10.04

30

Создатели скульптурного убранства Санкт-Петербурга

1

Скульптурное наследие Санкт-Петербурга и его авторы. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — торго-вом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.  Работа с портфолио

Проверка знания карты Города, тестирование / Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение; решение познавательных задач

Умение соотно-сить этапы истории города с памятни-ками наследия и фамилиями авторов;

формирование у учащихся умения ориентироваться по карте, постро-ения и реализа-ции новых знаний ( понятий, спосо-бов действий); самостоятельная работа с текстом учебника

Умение рабо-тать с текстом и другими исто чниками инфор мации, выде-лять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту; структ урирование знаний

Формирова-ние ценно-стного отно-шения к объ ектам культур ного наследия; осознание своей культур ной идеен-тичности как петербуржца;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию

Задавать вопросы, необ-ходимые для организации собственной деятельности

§ 31. Выучить записи в тетради

Подготовиться к итоговой работе

17.04

31

Санкт-Петербург-город-музей

1

Значение культурного наследия Древнего мира и эпохи античности для

Санкт – Петербурга.

Итоговая  работа за 5 класс.

Тестирование / Здоровьесбережения, ИКТ

Обобщение зна-ний хронологии петербургского наследия, умения ориентироваться по карте Города и в хронологии его развития, соотно-сить этапы истор-ии города с памят-никами наследия и фамилииями авторов

Структуриро-вание знаний; умение рабо-тать с текстом, выделять главную мысль в тексте, структурирование знаний; построение ре-чевого выска-зывания

Формирова-ние ценност ного отноше ния к объектам культурного наследия; осознание своей куль-турной идеен-тичности как  петербуржца

Аргументировать свою точку зрения, спорить и конструктивно отстаивать свою позицию. Задавать вопро-сы, необходимые для организации собственной деятельности

Повторить ключевые даты, име на, собы тия, объ екты куль турного наследия

24.04

32

Комплексное повторение. Резервный урок

3

08.05

33

Комплексное повторение. Резервный урок

15.05

34

Комплексное повторение. Резервный урок

22.05

        

Фонд оценочных средств,

приложение к рабочей программе

по  истории и культуре Санкт-Петербурга      класс  5

Разработан на основе авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К.Ермолаевой (Ермолаева Л.К.Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепции программы учебных курсов.- СПб: СМИО Пресс, 2009)

        учителем истории и культуры Санкт-Петербурга: Сиренко Олегом Ростиславовичем

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __

от ___  _________  201__ г.

Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.

Разработчик: учитель истории Сиренко Олег Ростиславович.

Комплект контрольно-оценочных материалов разработан на основании пособий и с учетом требований: федерального государственного образовательного стандарта, ОП(УП) школы,  рабочей программе учебного предмета  «История и культура Санкт-Петербурга», образовательным технологиям, используемым в преподавании данного  учебного предмета.

В качестве источников для составления КОС о предмету «История» была использована следующая литература:

  1. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1. Кн. 1,2, Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 5 класса - СПб: СМИО Пресс, 2016.
  2.  Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь, Ч. 1,2. - СПб: СМИО Пресс, 2014.

Требования к результатам обучения:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией событий.
  2. Знание видов и объектов исторического наследия Санкт-Петербурга, их авторов, исторических фактов, работа с историческими и культурными фактами.
  3. Работа с историческими источниками.
  4. Описание (реконструкция) событий.
  5. Анализ (аргументированное объяснение, формулировка выводов).
  6. Работа с различными версиями, оценками.
  7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

Адресная аудитория: комплект КОС предназначен для учащихся 5 класса. Тестовые задания позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по предмету, но и учебные умения на разных уровнях усвоения материала.

КОС содержит задания базового и повышенного уровня сложности. Они располагаются по принципу от простых (часть А)  к усложненным (часть В). На выполнение итогового теста 35-40 минут.

     При оценивании задания наряду с дихотомической можно использовать политомическую систему. В этом случае баллы начисляются по следующей схеме:

- 2 балла – полностью правильно указаны характеристики; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – две и более ошибки, или ответ неверен. Таким образом, максимально возможный балл за задание будет равен числу правильных вариантов ответа.

      Работа позволяет отдельно оценить как предметные умения, так и метапредметные умения. Если учащийся получает любое количество баллов за предметные умения, то он автоматически получает 1 балл за метапредметные умения.

      При выставлении итоговой оценки используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку.

90 %  от максимальной суммы баллов – оценка «5»

70-89 % - оценка «4»

50-69 % - оценка «3»

0-49 % - оценка «2»

Итоговая работа   «История и культура Санкт-Петербурга» 5 класс.

  1. Наш город был основан

а) в 1699 г.

б) в 1701 г.

в) в 1703 г.

  1. Санкт-Петербург назван в честь

а) царя Петра I

б) святого апостола Петра

3. Вставьте пропущенные слова

На гербе Санкт-Петербурга изображены два якоря, речной и морской, потому что наш город………………………….

4. В каком музее в Петербурге хранятся подлинные древнеегипетские памятники:

а.Русский музей

б. Эрмитаж

в. Кунсткамера

5. Надпись на египетских сфинксах, установленных на Университетской набережной , расшифровал ученый:

a. Михаил Никольский

б. Борис Тураев

в. Василий Струве

г. Михаил Ломоносов

6. Банковский мост охраняют :

a. Грифоны

б. Сфинксы

в. Драконы

г. Львы

7. Дайте определение. Антиковед – это …………………………………………………………………….

8.Напишите названия достопримечательностей Санкт-Петербурга

C:\Users\комп\Desktop\история и культура спб\спб\К2 Смирнова Символы СПб.tif

9. Как имена носил Санкт – Петербург в разные исторические периоды?

______________________________________________________________________________

Какие неофициальные названия носит Санкт-Петербург (например, город белых ночей)?

_____________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...