Статья: "Сценарий историко-математического спектакля "Архимед"
статья по математике (7 класс)

Афанасьева Анастасия Александровна

Статья посвящена организации театральной деятельности для менее формализованного отношения к изучению математики в школе. Представленный вариант сценария метапредметный, что особенно важно в современной школе. Он соединяет две области знаний: историческую и математическую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spektakl_arhimed_new.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сцена 0.

На сцене стоят парты в два ряда, как в классе. На экране фото со зданием школы.

На кулисах надписи: ШКОЛА №4 Кусто; Василеостровский район Санкт-Петербург

В правом углу авансцены стоят три школьницы с планшетом в руках и одна из них увлеченно нажимает на экран, а другие заглядывают ей через плечо и тоже пытаются что-то нажать.

1-я Ух ты, смотри какая-то игра новая появилась. Что это?

2-я И какое название: «Машина времени»!

3-я (у которой мобильник) Да ну, давайте лучше фоток налайкаем вконтакте.

1-я Давай игру скачаем!

3-я Не, мама сказала ничего больше не качать. Я в прошлый раз, как игру ставила, такой вирус закачала – потом месяц планшет чинили.

2-я Да ладно, давай попробуем!

Из-за плеча начинает нажимать на экран.

3-я Как будто загрузилось и в конце зависло. Почему-то пропал интернет.

1-я Попробуй выключить и включить заново.

3-я. Сейчас-сейчас, грузится.

Свет включается.

Сцена 1

Муза с лирой проходит и переворачивает надписи, которые превращаются в  «Александрийская библиотека», Александрия Египетская. На экране фотография Александрийского маяка в окне. По сторонам сцены стоят парты, превращенные в комоды (с накинутыми на них тряпками), на них стоят подсвечники и лежат свитки.

Из правого дальнего угла по диагонали одет Архимед со свитком в руках. Посередине сцены он останавливается, разворачивает свиток и углубляется в его изучение.

3-я Что-то интернет так и не появился.

Поднимает голову и вскрикивает.

3-я Ой, где это мы?

Остальные двое наконец-то отрываются от планшета и удивленно оглядываются.

1-я Наверно, мы попали на театральную репетицию.

2-я Наверно, у нас в классе сделали перестановку, а мы и не заметили.

1-я Ой, что это за башня за окном?

3-я Это же Александрийский маяк! Я видела такую картинку в книжке «Семь чудес света»!

2-я Как такое может быть? Он же был разрушен землетрясением в 14 веке. Нам Алина Николаевна на уроке истории рассказывала.

3-я Ничего себе! Вот это игру мы загрузили! Теперь мама точно заберет айфон.

2-я Это если еще удастся вернуться в наше время!

1- я Ты что, действительно думаешь, что мы попали в древнюю Александрию?

2-я А что, у тебя есть другие идеи?

1-я Может быть все-таки это репетиция?

2-я Ну, да! Смотри, как здесь жарко! А у нас в Питере уже зима, кроме того в школе с утра отопления не было, холодина. Опять Большой перекопали.

3-е хором Что же нам теперь делать?

1-я Давай спросим у того курортника в простыне. Может быть это все-таки Ялта?

Подбегают к Архимеду.

3-е хором Умоляем, скажите, какой это город?

Архимед :Вы, наверное, путешественницы и прибыли из дальних стран? Так знайте же, это Александрия Египетская. Мы с вами в знаменитой Александрийской библиотеке.

Девочки переглядываются.

3я-Александрия Египетская?! Это где вообще?!

1я-Египет, Египет… Расположен на севере Африки вдоль течения Нила…

2я-Тут что, пирамиды?

3я-И верблюды?

2я-Давайте вспоминать историю и географию…

1я-Подождите-подождите. Какой Египет, какие Пирамиды, мы же в Питере были?!

Хором-Скажите нам ГДЕ МЫ?!

Архимед- Это Александрия Египетская. Мы с вами в знаменитой Александрийской библиотеке. Расскажите же кто вы и где ваша родина.

3-я Мы школьницы, живем в Санкт-Петербурге и учимся в шестом классе четвертой школы Кусто.

Архимед Видно вы действительно прибыли издалека. Школа Кусто? Незнакомое название. Я знаком только с великой школой Пифагора. Ее ученики превыше всего ценят философию и математику.

2-я Мы тоже изучаем математику, по 5 часов каждую неделю!

Архимед Тогда нам есть о чем поговорить. Будем знакомы, я – Архимед из Сиракуз.

Девочки переглядываются.

3-я Неужели тот самый Архимед, я про него доклад недавно делала. Он жил в 4 веке до н.э.

1-я Ого, а мы его за курортника приняли.

2-я Вот это да, куда нас занесло!

Поворачиваются к Архимеду.

1-я Я – Маша.

2-я Я – Даша.

3-я Я – Аня.

Архимед Очень приятно. Мой друг Эратосфен недавно прислал мне письмо, в котором он описывает удивительное решето, которое позволит ему найти все простые числа на свете.

1-я Решето, это такая штука, через которую муку просеивают?

2-я Ты что, это же Архимед рассказывает про знаменитое решето Эратосфена, помнишь, нам Анастасия Александровна в прошлом году про него рассказывала.

3-я Точно. И про него тоже я доклад делала. Я помню, что Эратосфен писал числа на дощечке, покрытой воском, и прокалывал дырочки в тех местах, где были написаны составные числа. Поэтому дощечка являлась неким подобием решета, через которое «просеивались» все составные числа, а на донышке оставались только числа простые. (Слайд из Википедии)

Архимед Как будет: «Эврика наоборот»?! Я-то думал, что этим высшим знанием пока что обладают лишь двое смертных – мой друг Эратосфен и я. Но, вижу, что слава об открытии моего друга уже распространилась далеко за пределы Ойкумены. И ученики 4 школы Кусто обладают высокой степенью посвящения.

3я- Ой-ойка что?

Архимед- Не учат вас, видно, ничему, кроме математики… Ойкумена - это освоенная человечеством часть мира.

3я-Ааа, тогда всё ясно!

Сцена 2

Муза с лирой объявляет: Внимание! Внимание! Для сотрудников и гостей нашей библиотеки в главном зале состоится выступление нумедийских танцовщиц. (2-3 человека с обручами и палочкой)

Архимед в задумчивости ходит вокруг танцовщиц, берет обруч.

Архимед: Окружность представляет собой божественное совершенство. Именно по окружностям свершают свой вековечный ход небесные светила.

Архимед берет обруч, в задумчивости крутит его, обруч падает и раскрывается. Рядом оказывается палочка.

Архимед: Узрите, что это не просто палочка. Ее длина равна удвоенному радиусу этой окружности. То есть диаметру. Длина этой палочки в точности равна одному александрийскому ксилону.

Девочки переглядываются.

3-я: Нам Анастасия Александровна про такую единицу измерения не рассказывала.

Архимед: Неужели вы, которые знакомы с решетом Эратосфена, не можете в уме перевести александрийский ксилон в карфагенский туаз?

Архимед: На ней имеются деления, которые изображают десятые и сотые доли ксилона. Вот и попробуйте с помощью этого диаметра вычислить длину обруча, иначе говоря, длину окружности.

Две девочки держат, третья прикладывает к распрямленной окружности. Откладывает три раза и небольшой кусочек остается неизмерянным.

1-я кричит: Смотрите, диаметр укладывается в окружность три раза и еще остается небольшой кусочек!

2-я Попробуй измерить его поточнее.

1-я Сейчас, сейчас. Примерно три ксилона и еще пятнадцать сотых.

Архимед: Нет, это слишком много.

1-я Тогда давайте считать три целых и четырнадцать сотых.

Архимед: А это уже слишком мало (сокрушенно качая головой)

1-я Чего вы от меня хотите? То много, то мало… У меня точнее не получается.

2-я Любой измерительный прибор имеет определенную погрешность.

Архимед: Тут дело не только не только в погрешности. Никому еще не удавалось измерить это отношение абсолютно точно. Видете ли, между длиной окружности и ее диаметром установились очень сложные отношения. Их условились обозначать греческой буквой пи. И для того, чтобы вычислить длину окружности, надо это пи умножить на длину ее диаметра.

3-я А почему это число вздумали обозначать буквой, вместо того, чтобы записать его цифрами?

Архимед: Цифрами? Вздыхает. К сожалению, такое число можно записать только с помощью бесконечной десятичной дроби. А такие числа можно записать цифрами только приближенно. Путем длительных размышлений я приближенно выразил число пи с помощью обыкновенной дроби – это двадцать две седьмых.

1-я А в наше время число пи вычисленно с точностью до нескольких тысяч знаков после запятой. Я про это сама в Википедии прочитала. (Число пи в виде спирали)

Архимед: Я и помыслить не мог, что такая точность возможна. Как далеко вперед уже шагнула наука в ваших краях.

3-я Какая наука?! За науку у нас денег не платят, у нас все на комьютерах вычисляют!

Архимед: Что это за чудо-механизм такой? Похож ли он на абак?

2-я Абак, абак, какой абак? Вот он – планшет абакновенный!

Архимед: О, всемогущие боги! Неужели эта плоская доска способна выполнять сложные арифметические вычисления?

3-я. Это и не доска вовсе. Доска на стене висит, в кабинете, а это чудо 21 века. Тут и игры тебе, и калькулятор, и даже фотоаппарат.

Архимед: Столько незнакомых терминов! Впрочем, мне кажется, что я улавливаю суть последнего: фотос – это свет по-гречески, а апаратос – это устройство на латыни. А зачем нужна эта световая машина?

3-я А может селфи с Архимедом сделаем? Вот нам все обзавидуются!

1-я и 2-я хором: Давайте!

1-я О, Архимед, не согласитесь ли Вы, чтобы наш чудо-механизм нарисовал наш общий портрет с помощью света.

Архимед: Я понял, вот для чего нужен фотоаппарат!

3-я достает селфи-палку и все фотографируются с Архимедом. В разгар фотосессии в центр сцены выползает жук.

1-я кричит. Ой, таракан! Боюсь!

2-я кричит. Какой таракан – это жук какой-то громный!

3-я подбегает и дает пинка жуку. Жук улетает за кулисы.

Раздается звук гонга. Появляется жрец и трое Амоновцев.

Жрец: Будет ли это иметь окончание однажды? Александрия не резиновая! Нет жизни от невоспитанных чужеземцев. Никакого уважения к традициям. Ежеминутно совершают различные кощунства. То наступят кошке на хвост, то цыкнут на священную собаку, то оскорбят богоугодного скаробея. Именем Изиды и Тота арестуйте их!

Архимед: Нет, нет это совершенно невозможно! Это же ученицы шестого класса четвертой школы Кусто из Санкт-Петербурга!

Жрец: Да хоть бы и сам Жак Ив Кусто - неважно! Они посмели посягнуть на самое святое! Взять их!

Амоновцы с копьями наперевес бегут к девочкам, Архимед, размахивая своим свитком, бежит наперерез и кричит: Одумайтесь!

Девочки скучиваются и выставляют вперед планшет. Первый Амоновец стукает об него копьем. Гаснет свет. Играет музыка. И когда он вновь зажигается. Девочки опять оказываются в классе и руках у них дымящийся планшет (Наталья Борисовна).

1-я Что. Это. Было.

2-я Все фотки пропали. А могли бы мильён лайков собрать. Нам теперь никто не поверит.

3-я Ну все, мне крышка. Какие фотки, вот нового планшета у меня уже точно не будет!

Девочки нагибаются и подбирают копье. В отуплении его рассматривают.

Жрец: А копье верните. Оно инвентарный номер имеет и числится за храмом Изиды.

3-я Как я спать-то теперь буду? Скарабеи, жрецы… Приснится же такое …

1-я Да ладно, расслабься, зато у нас теперь есть отличный сценарий для недели науки.

4-я Девчонки, привет! Я тут такое прикольное приложение нашла, «Война миров» называется. Может скачаем…

Музыка имперского марша. И все выходят на поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко - математическая викторина

Каждое задание викторины содержит две части:историко-познавательный вопрос;математическая задача, которая используется для проверки ответа на вопрос. Учащиеся сначала пытаются ответить на вопрос, выби...

Историко - математический урок "Умные, продвинутые, развитые, талантливые"

Урок можно использовать в 5-7 классах для подготовки детей к олимпиадам, конкурсам.Для разнообразия урока....