Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории
учебно-методический материал

Климова Лариса Викторовна

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории

Составитель: учитель истории

Климова Л.В

Содержание

1.Актуальность темы.

2.Что такое творчество.

3.Педагогические технологии, направленные на развитие творческих

способностей учащихся.

4.Формы, методы и приемы организации творческой деятельности учащихся.

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является:

вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.

Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить ученика в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда учащиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.

В этом придерживаюсь мнения писателя А. Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать!»

Убежден в том, что в системе школьного образования курс биологии играет большую развивающую и воспитательную роль.

Исходя из указанной цели, ставлю следующие задачи:

1. Создать условия для развития познавательного интереса и мыслительной активности школьников.

2. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

3. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

4. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии.

Творчество-это высшая форма активности и самодеятельности человека, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Творческие способности не есть знания, умения и навыки, но они обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлены следующие показатели сформированности творческих способностей учащихся:

• уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: внимания, памяти, воображения;

• запас знаний и умений, их качество;

• уровень развития мышления ученика, сложность умственных действий

(анализ, синтез, сравнение, обобщение…)

• владение приемами поисковой т творческой деятельности.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса.

Подростки активны только на начальных этапах деятельности. У подростков со средним уровнем развития познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации. Подростков с высоким уровнем развития творческой способности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

Развивая творческие способности учащихся, мы должны понимать, что эти качества определяются уровнем развития теоретического мышления и, следовательно, фактологические знания на уроках должны быть средством для анализа, оценки и преобразований теоретической информации. Большая беда наших учебников заключается в том, что в них приведены факты, которые строго подтверждают теорию; фактов, которые противоречат теории, в учебниках практически нет, как нет и альтернативных гипотез.

Основной постулат науки и практики развития теоретического мышления должен быть простым: всё подвергай сомнению. Только в этом случае есть шансы на успех в научной деятельности, как, впрочем, и в любой другой. Генеральная задача педагога как раз и заключается в том, чтобы научить детей приемам и методам анализа теории в сравнении с фактами и гипотезами.

Исходя из этих целей стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

1. Дифференцированное обучение

С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую методиндивидуального обучения. Например, рабочие тетради,тетради на печатной основе,  дифференцированные задания и тесты и т.д.

Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного. Доказательство- 100% успеваемость.

2. Проблемное обучение

Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных биологических задач,опорного конспекта.

Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.

3. Игровое обучение

С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность

Такие уроки прививают интерес к предмету. Положительно влияют повторительно-обобщающие уроки в-6-9 кл. с использованием игровых методов

4.Информационно-коммуникационная технология

Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности.Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.

Применяю на всех этапах урока:

  • показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц,
  • выделение ключевых моментов темы,
  • проверочные работы.

Учащиеся самостоятельно создаютпрезентациипо различным темам.

5. Здоровьесберегающееобучение

С целью развития здоровой личности

При планировании урока использую различные способы

коллективной и групповой работы учащихся.

Комфортность детей на уроке

6.Модульная технология

Ориентирована прежде всего на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению учебного материала и развитию у учащихся всех «само»: самопланирование, самоанализ, самоконтроль, рефлексия.

Организую работу учащихся на уроке по модулю, методическому средству, в котором указаны цели учебной деятельностишкольника на каждом уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.

На модульных уроках учащиеся работаютиндивидуально,парами, в группах постоянного и переменного состава.

Четко выделяется учебная деятельность ребенка как системное свойство.

Считаю необходимым научить ученика мыслить теоретическими категориями.

Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития? В связи с этим считаю, что необходимо шире использовать такие формы работы, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения, побуждали к старательному учению.

Главными приемами считаю:

Приемы критического мышления, решение проблемных исторических задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование исторических понятий. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.

Знание исторических  терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

При изучении нового материала и при проверке знаний учащихся вовлекаю ребят в работу по составлению и использованию опорно-схематических конспектов, таблиц, ключевых слов. Работа с трансформацией текста, сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, установление внутренних связей между понятиями, что, на мой взгляд, активизирует логическое мышление у всех учащихся, учит точному и образному изложению мыслей.

Таким образом, учащиеся расширяют свой кругозор, каждое историческое событие рассматривается во взаимосвязи с другими, устанавливаются причинно-следственные связи, показывают практическую направленность изучаемого.

• Особенно ярко проявляется самостоятельная работа учащихся на групповых занятиях, учащиеся включаются в совместную деятельность, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

• Работа в группе направлена на самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации.

• Самостоятельное решение творческих задач, а не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин.

• Уважительное отношение к мнению другого.

• Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации (слово, предмет, текст, рисунок и т.д.).

Устанавливаются правила работы в группах:

• Количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе.

• В течение года ученик выполняет разные виды заданий.

• В групповые задания включаются репродуктивные и творческие задания.

• Устанавливается время на оформление ответа группы.

Таким образом, характерными для групповой деятельности считаю следующие признаки:

1. Положительная взаимосвязь участников

2. Личная отчетность каждого о проделанной работе

3. Одновременное взаимодействие участников

4. Равноправное участие каждого в работе группы

5. Отчетность групп

6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ)

Определение размера групп зависит от ряда условий. Чаще всего создаю небольшие группы из учеников, обладающих разными способностями и знаниями. Предлагаю учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в работу группы, проанализировать причины неудачи, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе. Анализируется характер общения в группе, характер совместной деятельности, отмечается роль учащихся, поддерживающих диалогическое общение, сотрудничество.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроке биологии и во внеурочное время.

Под творческим проектом понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

При защите проектов использую разнообразные приемы усвоения материала учащимися: прошу заполнить кроссворд, выполнить тест, вставить пропущенные слова в предложенный текст, подписать немой рисунок, дорисовать схему, составить сравнительную таблицу, решить биологическую задачу, составить синквейн и тд.

Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности - процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. Таланты каждого ребенка можно развивать, но для этого необходимы стимулы:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;
  • Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Обеспечение возможности для практики;
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • Предоставления детям возможности активно задавать вопросы.

Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:

-разнообразить используемые формы обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к биологическим знаниям.

-дифференцировать обучение, избавиться от ориентировки на «среднего» ученика.

-увеличить время на самостоятельную работу, что способствует сознательному обучению, прочности усвоения знаний, развитию стремления учащихся к самообразованию и творческой реализации. Конечная цель моей работы - получение прочных знаний, применение их на практике, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения учащихся в других учебных заведениях .Самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети с увлечением изучают биологию, применяют полученные знания в повседневной жизни, способны видеть красоту окружающего мира, понимать взаимосвязи и закономерности природы, а значит жить в ладу с собой и окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

В работе охарактеризованы основные методы и приемы, используемые для выявления и развития способностей учащихся при обучении истории и обществознания - организация  групповой работы, метод мозгов...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

в работе охарактеризованы основные методы и приемы по  выявлению и развитию способностей учащихся при обучении истории и обществознания -  организация групповой работы, метод конкретных ситу...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Г. Галилей Задача учителя истории и обществознания заключается в создании оптимальных условий для успешной ор...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

В современных условиях одной из задач образования и воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют позитивной динамике учебных достижений школьников....