Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Песков Иван Васильевич

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Г. Галилей

 

Задача учителя истории и обществознания заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развития системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vyyavleniyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Барыкинская основная общеобразовательная школа »

Работа по выявлению и развитию способностей

учащихся на уроках истории и обществознания

 

Составитель: Песков И. В.,

учитель истории и обществознания

с. Барыкино

2020 г.

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Г. Галилей

Задача учителя истории и обществознания заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развития системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности.

Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, интересы, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.

В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки

      В современных условиях одной из задач образования и воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют позитивной динамике учебных достижений школьников. Опыт работы в школе показывает, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений быстро ориентироваться в бурном потоке информации, создавать учебные презентации, умение выделять главное, обобщать материал, делать выводы.

    В своей работе я использую следующие методы и приемы для выявления и развития творческих способностей школьников

Групповая работа. Работа в группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно сделать с целым классом. Кроме того, работу в малой группе можно использовать на любом уроке. При начале работы в группах лучше группы по два человека. Далее можно наращивать, но не более 8 человек. Для меня наиболее оптимальна работа в группе 5 человек, при нечетности легче решить проблему. Среди них сильные и слабые, можно разные национальности (если есть проблема), девочки и мальчики. Мои правила работы при организации групповой деятельности:

• Готовить четкие инструкции для работы группы, инструкции в письменном виде должны быть у учащихся (синквейн, коллаж - все с инструкциями);

 • Быть готовым  к повышенному шуму, характерному для метода работы в группах;

 • Переходить от группы к группе, наблюдая/оценивая происходящее. Остановившись около определенной группы, не отвлекать внимание на себя;

• Убедиться в том, что учащиеся сидят в кружке - «плечом к плечу, глаза в глаза». Все члены группы должны хорошо видеть друг друга;

 • Быть внимательным  к вопросам внутригруппового управления. Если один из учащихся должен отчитаться перед классом о работе группы, обеспечь справедливый выбор докладчика.

 • Приготовить дополнительное задание, которым может заняться группа, справившаяся с основным. Очень хорошо, если результат групповой работы нагляден (синквейн, мини-газета, эмблема, коллаж, схема, график и т.д.). Рисование можно использовать в группе с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания. Рисование полезно при обучении правам человека потому, что работы участников могут быть выставлены на школьной выставке, что даст возможность большему количеству ребят познакомиться с понятиями прав человека.

Например, я на уроке предлагаю ребятам изобразить Конвенцию ООН о правах ребенка или Устав школы в картинках. Также можно провести конкурс карикатур и комиксов на заданную тему (например, о насилии в СМИ). Результат групповой работы необходимо оценить, оценка всей группе (не путать с отметкой, здесь трудно выставить отметку объективно). Работа в группах универсальна, так как может использоваться и при мозговом штурме, и в ролевых играх, и при анализе конкретных ситуаций.

Ролевая игра. Детей можно научить многим серьезным вещам через ролевую игру. Дети всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализации, приобретение нового социального опыта, формирование и развитие новых сторон образа «Я».

 Игра увлекает и включает ребенка в новые социальные отношения. Перед игрой необходимо сделать понятное объяснение правил игры,  обратить внимание на ее обучающее значение. В ходе игры нужно уважать чувства, которые она может навеять на участников и зрителей. Необходимо оставить время для обсуждения итогов игры, узнать мнения участников и зрителей об игре. Конечно такой урок требует большой подготовки со стороны учителя: необходимо расписать роли участников, предложить примерные варианты этих ролей, но при этом обязательно нужно поощрять творчество учащихся. И если первая игра будет опираться в основном на предложенный сценарий, то следующая - на детские сценарии, можно заранее предложить темы, тогда возможно и появление различных реквизитов («Составление семейного бюджета», «Исторический бой» и др.)

Мозговой штурм

Традиционно «мозговой штурм» используется при коллективном планировании чего-либо, сборе идей. Он может быть использован для поиска решения по определенной социальной проблеме, выяснения конкретных знаний или  ассоциаций участников. Существует несколько способов проведения «мозгового штурма», для меня больший интерес представляет групповой, хотя здесь можно использовать и индивидуальную работу (особенно для стеснительных учеников). Один из способов проведения мозгового штурма использован мною на уроке-конференции «Права ребенка». Для оформления мозгового штурма можно использовать кластер. Кластер (корзина идей)  – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным мыслительный процесс, который происходит при погружении в ту или иную тему. Несомненный плюс кластера в том, что он позволяет видеть интеллектуальное поле класса.

 Анализ конкретных ситуаций. Цель этого метода - объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему. В основе метода конкретных ситуаций лежит описание ситуации (в различных сферах жизни общества: экономической, духовной, социальной, правовой) или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия ученика. При изучении  конкретной ситуации, и анализе конкретного примера учащийся должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

 1) Подготовительный этап;

2) Ознакомительный этап;

3) Аналитический этап;

4) Итоговый этап.

 На первом этапе учитель выбирает конкретную ситуацию, конкретизирует цели. Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса или соответствовать потребностям сегодняшних учеников. На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной  ситуации. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

 Анализ содержит:

 - выявление признаков проблемы;

 - постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;

 -  различные способы действия;

 -  альтернативы и их обоснование;

 - анализ положительных и отрицательных решений;

 - первоначальные цели и реальность ее воплощения.

 Итогом является конкретное решение. Для учащихся среднего звена можно в данной работе использовать тризовскую игру «ДА-НЕТКа». Когда каждая ситуация оценивается с точки зрения отрицательного и положительного и делается соответствующий вывод. Прием «ДА-НЕТКа» может быть использован на любом уроке, на классном часе, взрослыми людьми при анализе конкретных событий, так как прием жизнеутверждающий – не бывает абсолютно плохих ситуаций, в любой можно найти решение. На основе этого приема учащиеся старших классов самостоятельно выявляют проблему, находят способы ее решения.

С одаренными детьми провожу индивидуальные занятия. Работаем не только с заданиями, но и с другими учебниками, дополнительной литературой, словарями, справочниками. На наших встречах я создавал проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, я или творческая группа учеников представляют необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы.

Приложение

1.Тема урока: Либеральные реформы 1860 – 70-х г.г.

В начале урока класс делится на несколько групп, из которых каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной изучаемой теме. Игровые задания представлены на карточках, там же указываются страницы учебника, где можно найти необходимую информацию. Время на работу в группах ограничивается 15 мин. По истечении данного времени группы показывают подготовленные инсценировки. Учитель оценивает работу каждой группы.

Ниже приведен пример организации данной игры при изучении темы «Либеральные реформы 1860 - 70-х гг.».

Группам учащихся раздаются задания на карточках:

1.        «Земская реформа.

Сюжет: Заседание земского собрания.

Роли: Земские гласные (2-3 человек); Члены управы (2); Председатель уездной управы; Ходатаи (4): 1-й Ходатай пришел просить ссуду зерна на посев полей; 2-й просит починить дорогу, чтобы наладить торговлю; 3-й просит решить вопрос о строительстве школы; 4-й пришел с предложением о принятии закона об отмене недоимок по выкупным платежам.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя ».

2.        «Военная реформа.

Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше-то тоже забирали, да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть...

Роли: Сельский староста; Крестьяне.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя ».

3.        «Судебная реформа.

Заседание окружного суда по делу Засулич Веры Ивановны. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию одного из арестованных участников политической демонстрации.

Роли: Судья; Прокурор; Присяжный поверенный (защитник); Присяжные заседатели (12); Обвиняемый; Свидетели.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя ».

4.         «Судебная реформа. Волостной суд.

Дело о краже курицы. Курица забралась в чужой огород, владелец которого ее поймал и сварил. Хозяин курицы предъявил иск в волость.

Роли: Крестьянин-обвиняемый, Крестьянин-обвинитель, Волостной старшина, члены волостного суда (4).

(Приговор - пороть (до 27 розог) + штраф (до 3 р.).

Выпоротый решает пожаловаться мировому судье на причиненный его доброму имени ущерб.

По всем вопросам можно консультироваться у преподавателя».

Данная игра позволяет более глубоко вникнуть в содержание изучаемого материала, развивает историческое воображение, способствует творческому применению полученных знаний и обретенных умений.

2.Мозговой штурм

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

«Мозговой штурм» - это сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос.

Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом.

Если коллектив делится на группы, то первую группу называют генераторы идей, а вторую – аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

  • называя идеи, нельзя повторяться;
  • чем больше список идей, тем лучше;
  • подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение. 

После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

Задачами мозгового штурма являются:

  • включение в работу всех членов группы;
  • определение уровня знаний и основных интересов участников;
  • активизация творческого потенциала участников.

Существует несколько способов формирования групп. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.

В паре каждому предоставляется право говорить. Если группа состоит из трех участников, то существует большое разнообразие мнений. Группе из четырех человек присуще большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Таким образом, каждый уже будет знаком с позицией одного участника, прежде чем начать разговор с большим количеством человек. Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.

Для создания групп можно предложить следующие способы: 

  • пожалуйста, огляните класс и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут;
  • выберите того, с кем вы еще не работали вместе;
  • выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;
  • примерно того же роста, как и вы;
  • выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающие такое же количество, что и вы и др.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

«Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

При построении уроков истории и обществознания создаются проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагается найти выход из нее, используя метод мозгового штурма.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

В работе охарактеризованы основные методы и приемы, используемые для выявления и развития способностей учащихся при обучении истории и обществознания - организация  групповой работы, метод мозгов...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

в работе охарактеризованы основные методы и приемы по  выявлению и развитию способностей учащихся при обучении истории и обществознания -  организация групповой работы, метод конкретных ситу...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках истории и обществознания

В современных условиях одной из задач образования и воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют позитивной динамике учебных достижений школьников....