План-конспект урока по истории России в 11 классе.
план-конспект урока по истории (11 класс)

Базарова Лхамажап Содбоевна

План-конспект урока по истории России в 11 классе. Тема урока: «Наука, литература и искусство. Спорт. 1960 – 1980-е гг».  УМК  Загладин Н. В., Козленко С. И. История России. 20 – начало 21 века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России в 11 классе.

Тема урока: «Наука, литература и искусство. Спорт. 1960 – 1980-е гг».

Цель урока: Сформировать у учащихся понимания  о советской культуры 1960 – 1980-х гг.

Образовательные: выявить особенности развития науки и культуры 1960 – 1980-х гг;

Развивающие: отрабатывать умения работы с разными источниками информации. Сформировать навыки выявления причинно- следственных связей событий и явлений истории.

Воспитательные: сформировать у учащихся чувство патриотизма и чувства гордости за отечественную культуру.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-концерт.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, доска, мел.

Литература:

Загладин Н. В., Козленко С. И. История России. 20 – начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2014.

МОМЕНТ УРОКА

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организа-ционный

момент

1 – 2 мин.

Ребята, Надо верить в чудесаПрекрасное далеко

 Эти песни из недавнего прошлого  1960 – 1980-х. Как вы думаете, почему именно такие песни? Чудеса? Мечты? Прекрасное далеко?Какая жизнь людей могла давать мечты? Чудеса? Как называют этот период?

Достойно, главное достойно

Любые встретить времена,

Когда эпоха то застойна,

То взбаламучена до дна.

И если всё переломалось,

Как невозможно предрешить,

Скажи себе такую малость:

«И это надо пережить…».

Да.

Здороваются, слушают учителя.

Учащиеся рассуждают о стабильности жизни и о вере в «прекрасное далеко».

 Период «застоя», как проявление кризиса советской модели развития. Так оценивают историки. Кто?

Переход к изучению нового

материала

2 – 3 мин.

Другими словами –  топтание на месте. Представляете, топтание на месте и «прекрасное далеко»,  «Ребята, надо верить в Чудеса»!!!

А применимо ли это понятие к культуре мы с вами и постараемся выяснить.

Какие шаги нужно нам сделать, чтобы выявить взаимосвязь развития общества и культуры. Мы с вами попробуем разобраться (может быть,  кто-то из вас уже знает), как в этот период развивалась наука, что нового произошло в литературе, какой перелом наблюдается в  искусстве, чего достигли в спорте.:

1 слайд:

 Итак, тема нашего сегодняшнего урока –  «НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО. СПОРТ. 1960 – 1980-е гг.»

Период «застоя»- топтание на месте

1.Рассказать и показать тематические презентации;

2.Выявить особенности каждого науки, спорта и т.д.;

3.Топтались ли они на месте?

Записывают тему и план урока в тетрадь

Домаш-

нее за-

дание

1 – 2 мин.

Дома вам нужно будет повторить эту тему – прочитать параграф 38 и, мой совет – поподробнее познакомиться с каким-то конкретным произведением или событием……

Записывают задание в дневник

Операционно-

Содержательный

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия.

30 – 35 мин.

1.А теперь обо всём по порядку:

Давайте попробуем вместе разобраться. Кто начинает?

2 слайд:

На развитие науки государство направляло огромные средства, поэтому продолжается активное освоение космоса, создаются новые образцы военной техники, разрабатываются новейшие технологии.

3 слайд:

Зачитываю информацию о космосе по слайду

Сколько лет прошло с момента запуска станции нового поколения «Мир»?

Найдите в учебнике на с. 306, кто из советских  учёных был удостоен Нобелевской премии?

Открываю 4 слайд, подтверждаю ответ

5 слайд:

Некоторые новейшие технологии, опробованные в гражданских областях, не имели зарубежных аналогов

Зачитываю по слайду…

Впоследствии оба метода получили широкое применение по всей стране.

Спасибо, ребята исходя из этой информации какие выводы напрашиваюся? Нет топтания на месте или «застоя», это Прорыв в науке.

Но мы должны быть объективные.

6 слайд:

Конечно, не всё было гладко в научной области.

Зачитываю по слайду проблемы в области науки.

2.тема «Развитие отечественной литературы»

7 слайд:

В период застоя СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Несмотря на то, что книги издавали огромными тиражами, сохранялся острейший дефицит на художественную литературу (книги почтой). Значительно выросла сеть библиотек и читален (например, наш Дом книги 28 апреля 1975 г).

Появлению  новых направлений в литературе благоприятствовал интерес общества к проблемам духовной жизни ( устали  люди от коммунистических и социалистических обещаний о светлом будущем – вспомнили, что у них душа есть).

8 слайд:

Появляется литературное течение, условно названное «деревенская проза», которая занималась нравственным здоровьем человека.

Разбираем по 8 слайду представителей этого течения и о чём они писали;

Зачитываю отзывы читателей:

О В. Г. Распутине – «…Считаю, что Распутин незаслуженно подзабыт. В нём столько простоты, доброты, смирения и, в то же время, столько силы, такое единение с природой. Начинаешь понимать, как на самом деле всё просто в жизни, и как мало нужно человеку для счастья, и как легко можно разрушить это счастье… Его книги помогают почувствовать жизнь без суеты, и тогда мелочи отлетают и остаётся главное… Он научил меня видеть, что блестит, а что драгоценно…»

О Абрамове Ф. А. – «…Перечитываю книгу в третий раз. Каждая страница берёт за душу. Слёзы наворачиваются на глаза за все лишения, пережитые людьми во время войны и гордость за их мужество. И горько, что сейчас всё это забывается и фашизм поднимает голову. Но вот такие книги не дают забыть…»

9 слайд:

Следующее направление в литературе – это появление  нового взгляда на прошлое, особенно на события ВОВ.

Ведь, что такое война? Она на 90% состоит из тяжёлого быта и труда.

Смотрим по 9 слайду о сути этого направления.

Прошу перечислить авторов и произведения  о ВОВ

10 слайд:

Произведения, передающие духовно-нравственные искания человека, оказываются созвучными миллионам советских читателей.

Здесь можно выделить Петрушевского, Битова, Айтматова.

11 слайд:

Определённое влияние на духовную жизнь оказывало творчество писателей, покинувших  СССР.

Разбор по слайду. Наблюдается ли в литературе признаки застоя?

Все же есть какая- то взаимосвязь застоя и отечественной литературы?

Зачитываю вывод по 12 слайду.

13 слайд. 

Зачитываю вступление по пункту «искусство».

3. К стати.В это время в деревнях начали появляться телевизоры. Театр и киноискусство. Эстрада.

После перечисления фильмов, посвящённых подвигу народа в годы ВОВ, показываю трейлер фильма «А зори здесь тихие»??

15 слайд:

Последние десятилетия советской эпохи отмечены достижениями в области классического музыкального театра. Всемирную известность  получили выдающиеся оперные солисты...

А советскому балету мировую славу принесли…

16 слайд:

Популярность эстрадных певцов…..была поистине всенародной; сложились вокально-инструментальные ансамбли…..их выступления также пользовались большой популярностью;

Особым феноменом культурной жизни стала бардовская песня

 Я вам очень советую послушать бардовские песни! (пример с туристическими походами)

17 слайд:

Мы с вами уже упомянули, что в живописи и скульптуре в данный период времени произошло чёткое размежевание на официальное искусство и неофициальное.

Между этими направлениями была существенная разница – если представители официального направления группировались вокруг Академии художеств СССР, организовывали выставки-отчёты в московском манеже;           18 слайд        то представители альтернативных направлений вынуждены были собираться на квартирах и картины их, в СССР, почти не покупались. Поэтому многое из созданного в этот период оказалось за границей.

Первой масштабной акцией тех лет стала печально известная выставка на московском пустыре в 1974 г.

А почему её назвали «бульдозерной», как вы думаете?

Сколько лет прошло с момента этой выставки?

Да, 41 год, а мир как будто с ног на голову перевернулся

Надо сказать, что в неформальном искусстве сложилось такое течение – соц-арт, которое высмеивало официальное советское искусство.

4.Спорт.

Зачитываю по 19 слайду.

Предлагаю вам посмотреть, как это было.

Застой?.Мировые чемпионы!!!

 

Наука. Сообщение

29 лет

Л. В. Канторович и П. Л. Капица

1.Новейшие разработки, не имеющих аналогов.

2.Космос был наш. Станция «Мир»- Прорыв

Сообщение

Перечисляют авторов и произведения  о ВОВ на с. 309 учебника

Слушают отзывы читателей о В. Г. Распутине и Ф. А. Абрамове

1.Партийно- государственная цензура;

2.устали  люди от коммунистических и социалистических обещаний о светлом будущем – вспомнили, что у них душа есть

Сообщение

Смотрят видеоролик фильма «А зори здесь тихие»???

Слушают песню «Ребята, надо верить в чудеса»

Разогнали с помощью бульдозеров

41 год

Итак, отчасти можно говорить о застойных временах для живописи и скульптуры, чего не скажешь о кино и театре.

Сообщение

Смотрят видео «Олимпиада в Москве 1980 г.», видео закрытия ОИ.

Рефлексивно- оценочный этап 

Ребята чему вы научились, узнали что- то новое?

Выводы по теме. Какую же связь выявили застоя, топтания на месте с развитием науки, литературы и искусства, спорта?

Мы с вами убедились, что в науке и культуре произошло много замечательных событий. И понятие «застоя» к культуре изучаемого нами периода можно применить лишь отчасти, например, к случаю с бульдозерной выставкой (когда ещё не в полной мере можно было выражать своё мнение).

Хотя, если задумаешься, к чему в наше время ведёт эта свобода…? – на экране сплошь насилие и разврат и жестокость.

В  преддверии 74-летней годовщины со дня победы в ВОВ,  советую вам обратить особое внимание, на литературу и кино 1960 – 80-х гг.

  Тестирование на следующем уроке

Проверка, выставление оценок.

Что кризисных явлений в развитии культуры  и спорта в СССР не наблюдается. что в науке и культуре произошло много замечательных событий

ТЕСТ. НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО. СПОРТ.

1960 – 1980-е гг.

1. В 1975 и 1978 гг. Нобелевской премии были удостоены труды учёных:

А) Л. В. Канторовича и П. Л. Капицы

Б) М. В. Келдыша и В. Н. Челомея

В) С. Н. Фёдорова и Г. А. Илизарова

Г) А. И. Микояна и М. М. Гуревича

2. Космическая станция нового поколения «Мир» была выведена на орбиту:

А) в 1961 г.

Б) в 1971 г.

В) в 1986 г.

Г) в 2001 г.

3. Писателями «деревенщиками» называли:

А) В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина

Б) Ю. Бондарева, Г. Бакланова, Б. Васильева

В) В. Пикуля и братьев А. и Б. Стругацких
Г) Э. Белютина, И. Ефремова, А. Казанцева

4. Премии «Оскар» был удостоен художественный фильм «Война и мир» режиссера:

А) Г. Козинцева

Б) С. Бондарчука

В) Л. Гайдая

Г) М. Хейфеца

5. Кто из названных писателей является автором произведения «Архипелаг ГУЛАГ», посвящённого жизни заключённых?

А) А. Т. Твардовский

Б) В. М. Шукшин

В) Р.Г. Гамзатов

Г) А. И. Солженицын

6. В каком году состоялась выставка произведений художников, получившая название «бульдозерной»?

А) 1960

Б) 1969

В) 1974

Г) 1985

7. Стиль в искусстве, пародировавший традиционные для советской действительности сюжеты, называется:

А) соц-арт

Б) конструктивизм

В) модерн

Г) критический реализм

8. В 1960 – 80-е гг. балетное искусство прославили:

А) И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова

Б) Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова

В) Л. Шепитько, А Сурикова

Г) Т. Доронина, М. Неелова, И. Чурикова

9. Отметьте выдающихся советских хоккеистов:

А) Г. Федотов, Э. Стрельцов, Н. Старостин

Б) В. Смыслов, Б. Спасский, А. Карпов

В) В. Сальников, С. Бубка, В. Венедин

Г) В. Харламов, А. Мальцев, В. Третьяк

10. Кто, в связи с вводом советских войск в Афганистан, призвал к бойкоту ОИ в Москве в 1980 году?

А) Япония

Б) США

В) Китай

Г) Германия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

план-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"

План-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"....

План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "

План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....