Главные вкладки

    Государство на берегах Нила.
    план-конспект урока по истории (5 класс)

    Суркова Наталья Николаевна
    Разработка урока -игры по истории 5 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок-игра по теме «Государство на берегах Нила»

                  Урок учителя истории МОУ «Липицкая СОШ»

    Сурковой Натальи Николаевны

     

     

     Введение

    Дата:16.10.2018г.

    Класс: 5А

    Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Государство на берегах Нила».

    Планируемые образовательные результаты

    Научатся: определять,  кого называют вельможами, фараонами, особенностям развития Древнего Египта,

    Получат возможность научиться: владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты; различать способ и результат действия;  развивать способность к самооценке

    Компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность

    Целостно-смысловая компетенция

    Умеют: определять понятия; вступать
    в речевое общение; работать с книгой

    Универсальные  учебные действия

    Личностные УУД: 

    понимают значение знаний для человека и принимают его.

    проявляют интерес к новому учебному предмету

    формулирование ответов на вопросы учителя;

    поиск существенной информации,

    осознанное речевое высказывание  в устной форме о значении ответственности, способах общения;

    формулирование ответов на вопросы учителя; дополняющие и расширяющие имеющееся представление об ответственности за правонарушения,

    поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
    в памяти).

     Коммуникативные УУД: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

    РегулятивныеУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

    прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Мотивационно-целевой этап.

    3.Работа по теме урока.

    4.Домашнее задание.

    5. Итоги урока.

    6. Рефлексия.

    Психологический настрой. Приветствие

    Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно.  Все ли готовы к уроку?

    Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей, совершая хорошие поступки, добрые дела.

         Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

       

    Ребята, на прошлого уроке мы с вами начали изучать Древний Египет. Тема сегодняшнего урока «Государство на берегах Нила».

    Давайте вспомним, что же изучает история – это наука, которая дает возможность путешествовать во времени, побывать в прошлом,  много-много лет назад, почувствовать атмосферу различных эпох, а на какие вопросы отвечает история(где? когда? почему? )  Сегодня мы с вами продолжим путешествие в Древний Египет. Вы продолжите разгадывать тайны истории Древнего Египта, выполнять творческие и познавательные задания .        

                                                                 Основная часть

     Прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны побольше узнать о той стране, которую хотим посетить. Первое задание называется «Визитная карточка». Вы должны вспомнить всё, что знаете о Государстве на берегах Нила: расположение, климат, почва, правитель. Заполните пропуски в карточках, которые лежат у вас на парте. За каждый правильно заполненный пропуск вы ставите зелёный плюсик, а если ответ не правильный, то красный минус.

    Максимально за это задание вы можете получить 10 баллов

    (учащиеся выполняют работу)

    (Приложение 1)

    Карточка № 1.

    Египет находится в (Северо-Восточной) Африке. Большую часть территории занимают (пустыни). Самая длинная река в Египте – (Нил), по берегам которой растут (финиковые пальмы) и высокий тростник - (папирус). Климат в Египте очень (жаркий). Вовремя (разлива) Нила почва становится плодородной, т.к. после него на полях остается не только влага, но и (ил). Греческий ученый Геродот называл Египет («Даром Нила»). Древние египтяне путешествовали по (Средиземному) морю.

    Карточка № 2.

    Большинство поселений располагалось по берегам (Нила), течение которой встречало на пути (пороги)-каменистые преграды на дне реки. Впадая в (Средиземное море), река разделялась на несколько рукавов, образующих треугольник - (дельту). Вдали от Нила среди песков изредка встречались островки зелени -(оазисы).Куда не доходила вода во время (разливов), египтяне поливали сады и огороды при помощи (шадуфов). Дом простого египтянина был сделан из (тростника), который также использовался для изготовления материала, похожего на бумагу - (папируса).

    Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились и заработали свои первые следы.  

    Вы отлично справились с визитной карточкой, теперь можно отправляться в путешествие.

                                                           

    Работа в группах

    Ребята, а сейчас я приглашаю вас немного попутешествовать, для этого мы должны разделиться на группы. У вас на парте есть разноцветные карточки, вам надо найти своего напарника по цвету карточки.

      Мне очень хочется, чтобы во время игры каждая команда проявила уважение к другим участникам. На прошлом уроке вы выбрали  фараонов и жрецов, напомните мне кто такие фараоны, а кто такие жрецы

    Ответы на задания должны быть в форме словосочетание.  Ответы вы записываете в «Карту ответов» Возле каждого сундучка лежит синяя карточка, вы можете ей воспользоваться, если вам нужна будет моя помощь.

    На каждое задание вам будет даваться определённое время, потом будет сигнал, и вы должны будете перейти на другую станцию.

     (Приложение 2)

    Станция №1 Ответить на вопросы

    1 группа -Жёлтая карточка

    В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Как назывались эти сезоны (дать развёрнутый ответ)? 

    • Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
    • Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта
    • Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля

    2 группа- Розовая карточка

    Сколько лет назад произошло объединение Египта (Примерно за 3 тысячи лет до н.э.)

    3 группа- Зелёная карточка

    Первой столицей египетского государства стал город (Мемфис)

    4группа- Голубая карточка

    Выпуклое изображение на камне (рельеф)

    Станция №3 Ребусы (Приложение 4)

     Надо разгадать головоломку – ребусы. В них зашифрованы слова, связанные с Древним Египтом. За каждый верно разгаданный ребус вы получите 1 след.(для всех одинаковые ребусы)  

    Ребус 1. (Пирамида)

    Ребус 2. (Фараон)

    Ребус 3 (Папирус)

    Станция №3 Ответить на вопросы

    1 группа -Жёлтая карточка

    Нарисовать, как выглядела корона после объединения страны. Напишите, какого цвета была корона (рисунок, цвет красно-белая)

    2 группа-Розовая карточка

    Когда в Египте начинается разлив Нила (в июне)

    3 группа-Зелёная карточка

    Сколько порогов находится на Ниле (шесть порогов)

    4группа-Голубая карточка

    Это приносил Нил на египетскую землю в период паводка (Ил)

    Станция №4 Соберите карту Древнего Египта и выполните задание по карте (Приложение 3) карта разрезана

    1группа-Жёлтая карточка

    Найдите и обозначьте чертой (-) 1-й и 2-й порог реки Нил, заштрихуйте зеленым карандашом территорию Северного Египта

    2группа-Розовая карточка

    Найдите и обозначьте (о) первую столицу Египта (написать название), заштрихуйте коричневым карандашом территорию Южного Египта

    Северный Египет

    3группа-Зелёная карточка

    Найдите и обозначьте треугольником (  ) дельту реки Нил, заштрихуйте зеленым карандашом территорию Северного Египта

    4группа-Голубая карточка

    Отметьте и подпишите на карте Средиземное море и Красное море, заштрихуйте коричневым карандашом территорию Южного Египта

    Заключение

    Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждая  команда постаралась прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. Вы продемонстрировали свою эрудицию, знания, выполняли задания быстро и верно.

    Фараоны передайте мне свои «Карты ответов», чтобы я могла  подвести итоги..

    А на следующем уроке мы с вами познакомимся земледельцами и ремесленниками.

    4. Домашнее задание.

    П.6 читать,  записи в тетради учить

     5. Рефлексия.

    Присаживайтесь на свои места, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке, прочитав учебник, совершив путешествие, поработав с текстом и картой. Что вам понравилось? Что вам не понравилось?

     Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали, с каким настроением вы покидаете класс. Около вас лежат смайлики с веселой улыбкой и просто карточки синего цвета. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите смайлик с веселой улыбкой, если не понравился и настроение упало, возьмите смайлик с грустной улыбкой.

    Урок окончен. Спасибо! До свидания!

    Литература

    А.А. Вигасин. История Древнего мира. М.,Просвещение.2012

    Г.И.Годер. Рабочая тетрадь.Ч.1.М.,Просвещение.2014

    Ю.И.Максимов.Тесты по истории Древнего мира.М.,Экзамен.2015

    Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории.М.,Вако.2015

    В.В.Сухов. История древнего мира и средних веков.Дидактические материалы.М.,Дрофа.2000

    Приложение 1

    Карточка № 1.

    Египет находится в           Африке. Большую часть территории занимают ________ .Самая длинная река в Египте –            , по берегам которой  растут                        и высокий тростник - _____. Климат в Египте очень _________. Во время _______ Нила почва становится плодородной, т.к. после него на полях остается не только влага, но и ___. Греческий ученый Геродот называл Египет _________. Древние египтяне путешествовали по _________ морю.

     

    Карточка № 2.

    Большинство поселений располагалось по берегам _____, течение которой встречало на пути _______ -каменистые преграды на дне реки. Впадая в ____________, река разделялась на несколько рукавов, образующих треугольник - _____. Вдали от Нила среди песков изредка встречались островки зелени-______.Куда не доходила вода во время _______, египтяне поливали сады и огороды при помощи _______. Земледельцы платили _______ – отдавали в казну часть урожая и скота. Дом простого египтянина был сделан из ________, который также использовался для изготовления материала, похожего на бумагу - _________.

    Приложение 2

    Станция №1 Ответить на вопросы

    1 группа -Жёлтая карточка

    В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Как назывались эти сезоны (дать развёрнутый ответ)? 

    • Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
    • Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта
    • Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля

    2 группа- Розовая карточка

    Сколько лет назад произошло объединение Египта (Примерно за 3 тысячи лет до н.э.)

    3 группа- Зелёная карточка

    Первой столицей египетского государства стал город (Мемфис)

    4группа- Голубая карточка

    Выпуклое изображение на камне (рельеф)

    Станция №2 Ребусы (Приложение 4)

     Надо разгадать головоломку – ребусы. В них зашифрованы слова, связанные с Древним Египтом. За каждый верно разгаданный ребус вы получите 1 след.(для всех одинаковые ребусы)  

    Ребус 1. (Пирамида)

    Ребус 2. (Фараон)

    Ребус 3 (Папирус)

    Станция №3 Ответить на вопросы

    1 группа -Жёлтая карточка

    Нарисовать, как выглядела корона после объединения страны. Напишите, какого цвета была корона (рисунок, цвет красно-белая)

    2 группа-Розовая карточка

    Когда в Египте начинается разлив Нила (в июне)

    3 группа-Зелёная карточка

    Сколько порогов находится на Ниле (шесть порогов)

    4группа-Голубая карточка

    Это приносил Нил на египетскую землю в период паводка (Ил)

    Приложение3

    Задания по карте:

    1группа-Жёлтая карточка

    Найдите и обозначьте чертой (-) 1-й и 2-й порог реки Нил, заштрихуйте зеленым карандашом территорию Северного Египта

    2группа-Розовая карточка

    Найдите и обозначьте (о) первую столицу Египта (написать название), заштрихуйте коричневым карандашом территорию Южного Египта

    Северный Египет

    3группа-Зелёная карточка

    Найдите и обозначьте треугольником (  ) дельту реки Нил, заштрихуйте зеленым карандашом территорию Северного Египта

    4группа-Голубая карточка

    Отметьте и подпишите на карте Средиземное море и Красное море, заштрихуйте коричневым карандашом территорию Южного Египта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Государство на берегах Нила»

    Знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства...

    Урок в 5 классе "Государство на берегах Нила"

    Урок в 5 классе с использованием электронной презентации по теме "Государство на берегах Нила"....

    Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

    Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технология проблемного обучения-компьютерная технология...

    Тематический тест Государство на берегах Нила

    Тренировочный тест по истории Древнего Египта...

    Государство на берегах Нила. Презентация 5 класс

    Государство на берегах Нила. Презентация 5 класс...

    "Государство на берегах Нила" 5 класс

    "Государство на берегах Нила" 5 класс...