Завоевание Римом Италии
план-конспект урока по истории (5 класс)

Смирнов Алексей

План -конспект урока в 5 классе по теме Древний Рим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_v_5a_klasse.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории в 5А классе учителя истории и обществознания Смирнова А.В. Дата: 02.04.2019г..

Тема урока «Завоевание Римом Италии»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Завоевания Римом Италии происходило очень сложно, а само Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.

Задачи:

  • Раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  • продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с текстом учебника и анализировать;
  • продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;
  • развить умение вести диалог и работать в парах

Основные понятия: этруски, италики, галлы, гегемония

Оборудование:  учебник «История древнего мира» 5 кл., карта «Древняя Италия».

Ход урока:

1 мин. – Организационный момент, проверка готовности класса к уроку (наличие дневников, учебников и тетрадей по истории)

6 мин. Повторение изученного на предыдущем уроке материала в форме ответа на вопросы:

  1. Море, омывающее Апеннинский п-ов с запада. (Адриатическое)
  2. Именно он воздвиг первую стену будущего Рима. (Ромул)
  3. На этой реке был основан Рим. (Тибр)
  4. По легенде, именно она вскормила будущих основателей Рима. (волчица)
  5. Коренные жители Древнего Рима. (Патриции)
  6. Народ, создавший высокоразвитую цивилизацию еще до римлян. (Этруски)

5 мин. Диалог с учениками:

 Ребята, давайте вспомним, какие народы проживали на территории древней Италии? (Италики, включающие племена: латины, самниты, сабины, умбры)

Хорошо, а какой народ был самым сильным и могущественным, но не входил в число италиков, т.к. пришел на территорию Италии извне? (Этруски, которые создали первую цивилизацию)

Правильно! И именно этруски заложили основу для формирования на территории Италии новой, более могущественной и крепкой цивилизации, какой же? (Древнеримской)

Именно так. Ребята, как вы уже знаете - а вы большие специалисты по древним цивилизациям – у каждой древней цивилизации на определенном этапе своего развития появляется проблема нехватки земель, связанная с увеличением населения и роста торговли. Так как же справлялись цивилизации с этой проблемой? (Осваивали новые земли или захватывали территории других стран и народов)

Хорошо, но как вы уже знаете, Апеннинский п-ов и так был густо заселен, поэтому найти пустые обширные территории было довольно проблематично. Как же Древнеримская цивилизация справлялась с этой проблемой, как вы думаете? (Захватывала земли у других племен)

Правильно! Именно эту тему мы будем изучать сегодня на уроке. Записываем в тетрадь тему урока: «Завоевание Римом Италии».

5 мин. Работа с картой. Прежде чем начать новую тему, давайте быстро посмотрим на карту (карта Древней Италии и Древнего Рима предварительно висит на доске) и вспомним, где же проживали древние италики, этруски и воинственные племена галлов. (Показать на карте места проживания древних племен).

15 мин. Работа в тетрадях и диалог с классом. Работа с терминами. Работа с учебником. Слова учителя: Итак, завоевание Римом Италии происходило постепенно, в несколько этапов. Ребята, давайте зафиксируем:

«I этап Римских завоеваний. VI – IV вв. д.н.э. Заключение договора Рима с италиками о своей гегемонии».

Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, что такое гегемония, и когда мы уже встречали этот термин? (Гегемония – это политическое и военное превосходство над другими странами и народами. Мы изучали этот термин, когда проходили Македонские завоевания. Македония являлась гегемоном среди греческих полисов)

Рим стал гегемоном среди италийских племен, что же это значило? (Теперь Рим мог вмешиваться во внутренние дела каждого племени и использовать их военную силу в своих интересах)

Молодцы! На этом этапе происходит еще одно событие. Как вы знаете, римляне изгнали последнего царя Тарквиния Гордого, который был этруском, в 509 г. д.н.э.. Разумеется, этрускам это не понравилось. Зафиксируем: «Конфликт с этрусками».

Конфликт вылился в грандиозную осаду этрусского города Вея, эту осаду сравнивают с легендарной осадой Трои. Ребята, давайте вспомним. Как долго длилась осада Трои? (10 лет)

Хорошо, двигаемся дальше. Пишем: «II этап. Война с галлами».

Слово учителя: Как вы уже догадались, завоевание Италии происходило очень сложно. И на втором этапе римляне столкнулись с еще более сильным и воинственным народом, который спускался с Альп и грабил ближайшие италийские территории. Это были галлы. Возглавляемые жестоким лидером – Бренном, они легко захватили Этрурию и направлялись в Рим. Римляне недооценили своего врага, поэтому были разбиты в битве 18 июля 390 года д.н.э. Эта дата, ребята, до сих пор считается траурным днем. После победы, галлы легко вступили в город и захватили его, разрушили памятники и опустошили казну. Выжившие римляне успели спрятаться в крепости на последнем, оставшимся не тронутым галлами холме, – Капитолийском. Здешняя крепость была недоступной. Галлы начали длительную осаду.

Ребята, римлянам было очень сложно, поскольку запасы еды и воды быстро истощались. Римляне по очереди дежурили на стенах крепости, но силы их заканчивались. Так произошло, что один часовой уснул в свой пост, и галлы воспользовались ситуацией и начали постепенно забираться на стены крепости, рядом с которой находился храм Юноны. В этом храме жили священные гуси. Они услышали шорох и подняли крик, от которого римляне проснулись и быстро среагировали. В связи с этим событием до нас дошла знаменитая фраза «Гуси Рим спасли».

Чем же закончилась осада крепости? Бренн предложил римлянам перемирие, но на очень жестких условиях.

Откройте учебник на стр. 215. Справа вы видите картинку, на которой изображены Бренн, выставивший весы, и склонившийся пред ним римлянин, который отдает последнее золото, чтоб защитить свой город и избавиться от врага.

10 мин. Работа с учебником, работа в парах. Диалог с учителем

Итак, нам с вами осталось разобрать последний этап завоевания Италии римлянами.

Запишем: III этап.  Самнитские войны.

Ребята, откройте учебники на стр. 216-217. Вы прочитаете текст про Самнитские войны и обсудите со своим соседом. Подумайте вместе над вопросом: «Какие качества характера помогли римлянам победить?» на это задание у вас есть 10 минут

Слово учителя: Итак, ребята, какие же качества характера помогли римлянам победить? (Терпение, воля, целеустремленность, выдержка, смелость, умение не сдаваться и т.д.)Вы все правы! Завоевания Италии происходило очень сложно, но благодаря своей целеустремленности римлянам удалось завоевать Италию и стать самой могущественной цивилизацией Древнего мира.

3 мин. Подведение итогов, запись домашнего задания

Итак, мы сегодня обсудили внешнюю политику Рима, но что же творилось внутри самого города? В 509 году д.н.э. был изгнан последний царь и в городе утвердилось новая система политического устройства – аристократическая республика. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Спасибо всем за урок, тем, кто активно работал – оценки за урок поставлены.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: параграф 40, прочитать и пересказать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Завоевание Римом Италии"

Веб-квест к уроку "Завоевание Римом Италии" по теме "Ранний Рим".УМК В.И.Уколова,Л.П.Маринович "История Древнего Рима"ссылка на веб-квест http://zunal.com/webquest.php?w=186304...

Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"

Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....

Завоевание Римом Италии.

Презентация к уроку в 5 кл....

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии"

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии" с использованием интнрактивной доски....

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)...

Завоевание Римом Италии

презентация предназнаяена для учителей истории...