Методическая разработка урока по ФГОС. Тема урока: «Столетняя война»
методическая разработка по истории (6 класс)

Данный урок разработан не по принципу классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь», который предполагали «старые стандарты», а по- новому - когда учитель выступает модератором, организатором деятельности учащихся. Изменяется и позиция обучающихся на уроке - вместо пассивного «слушателя» они становятся активными участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  по ФГОС

История 6 класс

                                       

                                             Тема урока:  «Столетняя  война»

                                                       

                     

                         Учитель: Ануфриева Светлана Валентиновна

                                             

                                                 ГБОУ СОШ № 501

Пояснительная записка

Урок  разработан согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. В основу положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся. Принципиальное отличие проекта урока по новым стандартам заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого  ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Т.е. в отличие от Государственного Стандарта Общего Образования (2004г) - переход от модели «Чему учить?», к модели «Как учить?».

Данный урок разработан не по принципу классно-урочной системы «я говорю — ты слушаешь и запоминаешь», который предполагали «старые стандарты», а по- новому - когда учитель выступает модератором, организатором деятельности учащихся. Изменяется и позиция обучающихся на уроке - вместо пассивного «слушателя» они становятся активными участниками образовательного процесса. Вместо – заучивания и действий по алгоритму ведущими способами усвоения становятся поисковая мыслительная деятельность, рефлексия.

Содержание урока предусматривает решение задач, соответствующих требованиям  ФГОС:

-личностных: формирование духовно-нравственного и личностного развития, самосовершенствование учащихся, обеспечивающее их социальную успешность.

-метапредметных - формирование умений самостоятельно определять цели деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

-предметных - владение комплексом знаний об истории человечества, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений применять исторические знания в общественной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

На уроке используется технология развития критического мышления, технология группового взаимодействия, ИКТ. Данные технологии выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.  

Тема урока: Столетняя война

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор, умение находить ответы на вопросы: «Какое значение для меня имеет изучение истории войн?», «Мог бы я так поступить?»)
  • Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)
  • Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и  уровня усвоения)
  • Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации)

Задачи: 

  1. Организовать работу по  мотивации учения обучающихся (организовать работу с кроссвордом,  с таблицей ЗХУ)
  2. Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач  учебной деятельности
  3. Организовать работу в группах (на основе работы с текстом учебника и раздаточным материалом, узнать причины, повод,  основные события, обеспечение английской и французской армий, героев и итоги Столетней войны)
  4. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  5. Способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению истории других народов и отдельных исторических личностей.
  6. Организовать промежуточную диагностику на уроке
  7. Организовать рефлексию учебной деятельности
  8. Организовать оценку  деятельности Жанны д'Арк

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: Учащиеся умеют: определять  собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения
  • Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели  и задачи, планировать  и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать  друг с другом.
  • Предметные: Учащиеся знают: причины, повод, основные сражения и итоги Столетней войны. Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, работать с документами и учебником, исторической картой, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.

3. Методы обучения:

  • Частично-поисковый

4. Средства обучения: 

  • История средних веков: учебник для 6 кл. общеобразоват.

учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под. ред. А.А. Сванидзе. – 14-е изд.

М.: Просвещение, 2012 г.

  • Раздаточный материал: документы, рабочий лист ученика, оценочный лист
  • Атлас «История средних веков»
  • Презентация «Столетняя война» (Приложение 7)
  • Электронная карта «Столетняя война»
  • ТСО, ММ-комплекс

     Интернет-ресурсы:

5. Организационные формы:

  • фронтальная
  •  групповая
  •  индивидуальная

6. Педагогические технологии:

  • Технология диалогового взаимодействия с элементами ТРКМ
  • ИКТ

7. План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вводно-мотивационный

1

Актуализация знаний:

1.1

Организовать беседу  по вопросам темы:

1.Какие страны мы изучали с вами на предыдущих уроках? (Англия и Франция)

2. Что произошло в этих странах в XI-XIVвв.? (Объединение)

3. Какая форма правления сложилась в этих государствах? (сословно-представительная монархия)

4. Что такое сословная монархия (Это государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)

Участие в беседе

1.2

Организация работы по решению кроссворда

Решение кроссворда

Приложение 1

1.3

Организация беседы  по вопросам:

  1. Какое слово у вас получилось? (война)
  2. Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о войне)
  3. Кто знает, сколько длилась в истории самая длинная  война в истории? (предполагают)  
  4. Война между Францией и Англией будет длиться с 1337  по 1453 год. Посчитайте сколько примерно лет?
  5. Сформулируйте тему нашего урока:

(Столетняя война)

 Участие в беседе

1.4

Организация работы  с таблицей ЗХУ

Заполнение таблицы ЗХУ

1.5

Организация формулирования цели урока.

Формулирование цели

  1. Технологический этап

2.

Организация  планирования работы в группах в т.ч.:

Определение сроков выполнения работ

Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе

Планирование работы в группе

Участие в обсуждении

2.1

Организация  работы  в группах:

1 группа:  Определите причины и повод Столетней войны.

2 группа: Выясните, из-за каких земель началась Столетняя война.

3 группа: Определите особенности французской  армии.

4 группа: Определите особенности английской армии.

Работа в группах

Приложение 2

3.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы

4.

Организация беседы:

Обобщение итогов работы группы

Предположите исход этой войны?

Участие в беседе

5.

Проведение  промежуточной  диагностики

Оценивание усвоения материала

Приложение 3

6.

Организация работы в группах:

Определите основные сражения  Столетней войны и отметьте их на контурной карте

1 группа:  1 этап 1337-1360 гг.

2 группа: 2 этап 1369-1380 гг.

3 группа: 3  этап 1415-1424 гг.

4 группа: 4 этап 1424-1453 гг.

Работа в группах

Приложение 4

7.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы

8.

Консультирование работы групп:

Составьте исторический портрет Жанны д'Арк

Работа в группах

Приложение 5

9.

Организация публичного выступления

Презентация результатов групповой работы

10.

Организация рассуждения:

«Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух

А смог бы я спасти страну? Или остался глух

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?»

Участие в рассуждении

  1. Рефлексия

11.

Организация  работы с таблицей ЗХУ

Заполнение таблицы ЗХУ

12.

Организация и подведение итогов деятельности  учащихся на уроке:

Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок

Участие в подведении итогов

Оценивание

Приложение 6

13.

Определение домашнего задания по выбору учащихся:

Пар.20, составить вопросы к «ДА-НЕТ-ке» по изученному материалу, сделать презентацию «Жанна д'Арк - народная героиня Франции»

Запись Домашнего задания

Список источников

  1. Агибалова Е.В. Донской Г.М.  Всеобщая история. История Средних веков.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под ред.А.А. Сванидзе. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.-288с.

  2. Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.:  ИПК СПО, 2012. - 244с.

  3. Асмолов А.Г., Барменская Г.В., Володарская И.В.,. Карабанова О.А, Салхина Н.Г., Молчанов С.В.  Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).— М.: Просвещение, 2011. - 159с.

  4. Даудова О.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО,2013. - 176с.

  5. Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. -  М.: ОЛМАПРЕСС, 2008. - 176 с., ил.

  6. Котова Н.Н. Угрина Н.Г. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602943/.

  7. Левандовский А.П. Жанна д'Арк. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 330с.

  8. Учебное электронное пособие “Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века”. Мультимедийный учебник. - Дрофа,2012.

  9. ФГОС-II — основа модернизации российского образования. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://knmc.kubannet.ru/node/976 

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/под ред. И.А. Сафроновой. - М.:  Просвещение, 2011. - 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по ФГОС

Образцы методических разработок по ФГОС, предлагаемые Московским Институтом Открытого Образования в 2013-2014 учебном году....

Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 5 класса (ФГОС)

Урок составлен с учетом возрастных особенностей, требований ФГОС....

Методическая разработка урока по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс (в структуре ФГОС ООО)

Методическая разработка урока по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс (в структуре ФГОС ООО) ...

Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 8 класса (ФГОС)

Раздел: «Волейбол. Прием мяча снизу.»Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий волейболом.Задачи:Образовательная: обуче...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания (5 класс ФГОС ОО)

 Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...

Методическая разработка урока по теме: Покрытосеменные растения (5 класс ФГОС ОО)

Тип урока: комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изуче...