РП по истории для работы с одарёнными детьми
рабочая программа по истории (5 класс)

Грибова Анна Николаевна

Рабочая программа для дополнительных занятий с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_s_odaryonnymi_detmi.gribova.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _________

«_____» ___________2016

Заместитель директора

____

«____» ____________2016

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление: общеинтеллектуальное

«Одарённые дети».

Класс: 5 класс

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за прошедшее десятилетие ее переориентации на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие познавательные технологии, изменили отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности. Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

В связи со сложившимся положением необходимо работу с одаренными детьми из эпизодической перевести в систему, для этого составляются планы работы по предметам. Для более эффективного планирования необходимо знать признаки даренности школьного возраста (8 –17 лет). Они следующие:

∙успех во многих начинаниях, высокие результаты;

∙с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания;

∙великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных

ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Технология обучения учащихся с высокими интеллектуальными возможностями основываетсяна принципиально иной стратегии обучения.

Анализ потенциальных возможностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

∙углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

∙поощрение использования разнообразных форм и результатов работы;

∙поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;

∙установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Целью данной программы

является сохранение интеллектуального потенциала и повышение престижа интеллектуалтуальной деятельности учащихся, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества, государства

Для реализации данной цели работа в рамках данной программы, будет направлена на решение следующих задач:

-создание оптимальных условий для развития и реализациипотенциальных

способностей одаренных детей;

-создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка через внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми

-развивать навыки практической самостоятельной работы через анализ документов, их сравнительной характеристики, написание творческих работ.

-подготовка к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

-приведение в соответствии образного и логического компонентов мышления учащихся в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования.

-анализировать понятия, суждения;

-пользоваться различными видами анализа и синтеза в решении конструктивных и

творческих задач;

-выделять главное в различной по объему, характеру и назначению информации,

фиксировать главное в различной знаковой и образной форме;

-выявлять причинно-

следственные связи при анализе, с последующей подготовкой выводов;

-делать обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и значению информации;

-устанавливать аналогию информации и использовать аналогию в доказательстве

Методы работы:

  1. исследовательский; 
  2. частично-поисковый; 
  3. проблемный; 
  4. проективный; 

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты: 

(ЛР21) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

(ЛР2) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам

(ЛР3) уважение к народам мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;

(ЛР4) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

(ЛР5) формирование готовности к выбору профильного образования.

Предметные результаты:

(ПР1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества

(ПР2) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

(ПР3) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

(ПР4) объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

(ПР5) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям.

(Пр6) проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках

(ПР7) анализировать информацию из исторических источников  текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;

(ПР8) систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

(ПР9) формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

(ПР10) использовать историческую карту как источник информации;

(ПР11) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

Метапредметные результаты:

(МР1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней; (МР2) формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

(МР3) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

(МР4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

(МР5) формирование умений работать в группе

(МР6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

(МР7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

(МР8) для приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

(МР9) создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

(МР10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

(МР11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

(МР12) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

(МР13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

(МР14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

(МР15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

(МР16) формирование стремления  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

(МР17 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

(МР18) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

(МР19) формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

(МР20) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,

(МР21) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

(МР22) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: А) положения основных групп населения в древневосточных обществах Б) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться: 

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Программа предназначена для учащихся 5-ых классов. Занятия 1 раз в две неделю. За год 17  занятий. Продолжительность каждого занятия 40 минут.


Содержание

«История Древнего мира»

Вводное занятие.  Знакомство с курсом. Понятие культура.

Открытия и изобретения древнейших людей

Как первобытные люди рисовали на скалах? Первобытная живопись. Первые дома и храмы.

Загадки Древнего Востока

Загадки египетских пирамид. Существует ли проклятье фараонов? Мифы Древнего Египта. Египетский храм. Рельефы и росписи. Скульптура Древнего Египта.

Письмена на глиняных табличках. Город и зиккурат.

О чём рассказывает книга книг? Дискуссия: Можно ли считать Библию историческим источником? Оформление и презентация творческого проекта

Культура Ассирийской державы.

Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям и другим историческим источникам). Храмы Древней Индии. Китайский дом, дворец, храм.

Древняя Греция

Мифы Древней Греции. Мифы о Зевсе. Мифы об олимпийских богах. Сказания о греческих героях. Геракл и его подвиги. Миф о Тантале. Миф об аргонавтах. Остров лабиринтов- Крит. Храмы Древней Греции. Афинский Акрополь. Скульптура Древней Греции. Керамика Древней Греции. В древнегреческом театре. Изучение истории древнегреческого театра. Афинская школа.

Древний Рим

Архитектура и скульптура Древнего Рима. Мифы Древнего Рима. Литература, театр, религия. Римская школа.

Тематический план

Раздел

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

Вводное занятие. 

Знакомство с курсом.

ПР- 1

МР-4,6

ЛР-5

2

Загадка человека

3

Понятие культура.

4

Открытия и изобретения древнейших людей

2 часа

Первобытная живопись

ПР-1,2,3,4,6,8

МР-1-9,11.13,15,18, 21,22

ЛР-2,3,5,6

5

Первые дома и храмы.

6

Загадки Древнего Востока

5 часов

Существует ли проклятье фараонов? Мифы Древнего Египта.

ПР-1,2,3,4,5,6,7,8

МР-1-9,11.13,15,18, 21,22

ЛР-2,3,5,

7

О чём рассказывает книга книг?

8

Культура Ассирийской державы

9

Портрет жителя Древней Индии

10

Китайский дом, дворец, храм

11

Древняя Греция

4 часа

Мифы Древней Греции

ПР-1,2,3, 6,7,8

МР-1-9,11.13,14,15, 16, 17,18, 21,22

ЛР-2,3,5,6

12

Храмы Древней Греции

13

 Скульптура Древней Греции.

14

Изучение истории древнегреческого театра. Афинская школа.

15

Древний Рим

3 часа

Архитектура и скульптура Древнего Рима.

ПР-1,2,3, 6,7,8

МР-1-9, 10,1213,15,17,18, 21,22

ЛР-2,3,5,6 ПР-1,2,3, 6,7,8

МР-1-9, 10,1213,15,17,18, 21,22

ЛР-2,3,5,6

16

Мифы Древнего Рима.

17

Литература, театр, религия. Римская школа.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Дата

по плану

Даты по факту

1

Вводное занятие.

Знакомство с курсом.

06.09

2

Загадка человека

20.09

3

Понятие культура.

4.10

4

Открытия и изобретения древнейших людей

Первобытная живопись

18.10

5

Первые дома и храмы.

8.11

6

Загадки Древнего Востока

Существует ли проклятье фараонов? Мифы Древнего Египта.

22.11

7

О чём рассказывает книга книг?

6.12

8

Культура Ассирийской державы

20.12

9

Портрет жителя Древней Индии

24.01

10

Китайский дом, дворец, храм

07.02

11

Древняя Греция

Мифы Древней Греции

21.02

12

Храмы Древней Греции

14.03

13

 Скульптура Древней Греции.

04.04

14

Изучение истории древнегреческого театра. Афинская школа.

18.04

15

Древний Рим

Архитектура и скульптура Древнего Рима.

28.04

16

Мифы Древнего Рима.

16.05

17

Литература, театр, религия. Римская школа.

23.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

       1

Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования».

Д

2

1.Афонъкин С. Боги Олимпа: школьный путеводитель / С. Афонькин. - М.: Узнай мир, 2001

  1. Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки: пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2008.
  2. 100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н.М. Ионина. - М. : Вече, 2007.
  3. История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф.С. Капица Т.М. -
    М.: Слово, 1996.
  4. Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф.С. Капица В.А. Григшев, Е.П. Новикова. - М.: АСТ, 2010.
  5. Энциклопедия для детей. Т 1 : Всемирная история / сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1999.

7.   Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира: энциклопедия / З.А. Камышанова, К.А. Камышанов. - М.: Академия развития, 2005.

8.     Пономарёв М.В. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся / М. В. Пономарев С.В. Колпаков А.В. Абрамов. - М.: Дрофа, 2007.

     

  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
  2. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград «Учитель» 2009.

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

3

  1. История Древнего мира. Уроки Всеобщей истории Кирилла и Мефодия. СД.
  2. Девятайкина Н.И. Мифология: книга для чтения по истории и мировой художественной культуре: в 2 ч. / Н.И. Девятайкина, Е.В. Смыков, Л. Лукьянова. - М. : Центр гуманитарного образования, 2001.
  3. Яновский О.А. Всемирная история: в 3 ч. / О. А. Яновский. - М.: Юнипресс, 2002.
  4. Чернова М.П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М.П. Чернова. - М. : Экза,
    2008.
  5. 1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Алексашкиной
    М.: АСТ, 1996.
  6. К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа 1990

Д

Ф

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

4

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

Д

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ   (ТСО)

5

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

6

Мультимедийный  компьютер

Д

7

Мультимедийный проектор

Д

8

Интерактивная доска

Д

9

Средства телекоммуникации: электронная почта,  локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

10

Жалюзи

Д

11

Компьютерный стол

Д

12

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

13

Стол учителя

Д

14

Комплект парт ученических

К

Методические пособия для учителя:

  1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДО, 2005.
  2. Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2006.

3

Дополнительная литература для учителя:

  1. Евтухов И.О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков: справ. пособие
    И.О. Евтухов, В.А. Федоскин, А. А. Прохоров. - М. : Книжный дом, 2004.

Дополнительная литература для учащихся:

Учебно-методическое обеспечение:

Технические средства обучения.

Телевизор.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт  

1.

Вводное занятие.

1

2.

Методика написания эссе.

1

3-6.

Работа над историческим эссе.

4

7-10.

Работа над презентациями.

4

11-12.

Правила написания рефератов

2

13-16.

Работа над рефератами

4

17-18.

Метод проектов.

2

19-26.

Навыки проектной деятельности.

8

27-34.

Подготовка и защита исследовательских работ.

8

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях....

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

В представленном материале обобщён опыт работы по развитию одарённости детей на уроках социально -гуманитарного цикла...

Работа с одарёнными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

Проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраж...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Программа работы с одарёнными детьми по истории и обществознанию

Программа  содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты....