Главные вкладки

    технологическая карта к уроку "Греческие полисы и его жители" 5 класс
    учебно-методический материал по истории (5 класс)

    Сербен Лидия Корнеевна

    технологическая карта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehn_karta_grecheskie_polisy_5_kl.docx31.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок истории 5 класс «Греческие полисы и его жители».

    Учитель истории: Сербен Л.К.

    Целевые установки на достижение результата:

    - метапредметным:(регулятивные): уметьправильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности;(коммуникативные):устанавливать правильные, рабочие отношения в группе, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные): давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.

     -предметные:обеспечить понимание значения понятия «гражданин», «полис»,научить даватьхарактеристику различным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали граждане, сравнивая с положением раба.

    Воспитательный потенциал:

    • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
    • Вызывать у учащихся интерес к изучению истории, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

    Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта, презентация «Греческие полисы».

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Цель урока: Создать условия для формирования представления о возникновении и жизнедеятельности греческого полиса, его жителях и их системы ценностей.

    Формыорганизации работы: групповая, индивидуальная, в парах

    Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, наглядный метод, метод сравнения, практический метод, метод контроля, частично-поисковый.

    Задачи:

    Образовательные:

    в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

    Развивающие:

    • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
    • Формирование умения делать оценочные выводы;
    • Формирование умений использовать различные источники информации;
    • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
    • Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.

    Воспитательный потенциал:

    • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
    • Вызывать у учащихся интерес к изучению истории, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

    Ход урока:

    Этапы урока

    и плана.

    Деятельность учителя

    Организация деятельности учащихся

    1Организационный момент.

    Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении.  Начнем наш урок и продолжим изучать историю Древней Греции- первой цивилизация Европы.

    (Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса.)

    Приветствуют.

    Включаются в работу.

    2.Актуализация знаний.

    Давайте вспомним, что означают понятия «цивилизация», «государство»?Какую форму государства мы изучили? (монархию, где высшая власть принадлежала правителю), как вы считаете, были ли другие формы государства в Древнем мире? Вспомните, откуда хитроумный царь Одиссей отправился на Троянскую войну? (с острова Итака).  Как по-другому можно назвать это место? (государство) Карта: СЛАЙД1 Что необычного вы видите на Карте Др.Греции-6-5  кл.

    Отвечают на вопросы учителя

    3.Постановка учебной задачи

      А как еще могли называться эти города? А хотите узнать как назывались такие поселения???- ПОЛИС. Это государства нового типа—отличавшиеся от государств миноской и ахейской цивилизации. Т.е.—они особенны, как мы узнаем в чем их особенность . как узнать---изучить эти государства.

    Как мы назовем тему урока?- Греческий полис и его жители.

    Что вы должны знать , чтобы доказать, что эти города были государствами(Узнать о возникновении и устройстве древних полисов, его гражданах и их жизни в нем.)Слайд2

    Участвуют в определении названия темы урока и учебной цели

    4. Открытие нового знания

    Учитель:а как возникли полисы? Какие у вас есть версии?

    (С 82, введение к параграфу)

    Одна из первых - географический фактор. Греция хребтами разделена на множество долин, внутри которых поселения не могли укрупняться. Небольшие по размерам территории, пригодные для жизни, обусловили немногочисленность общин, то есть одно из основных условий создания демократии - маленький гражданский коллектив.

    Вторая предпосылка связана с отсутствием в крупные дворцовые комплексы.

    Третьей предпосылкой стала частая взаимная вражда между поселениями и необходимость объединения граждан для защиты своего города.

    Четвёртая предпосылка – распространение железа, улучшение хозяйства.

    Пятая – заимствование денег у Лидии, алфавита – у Финикии, создание своей письменности. (С 82, введение к параграфу)

    Давайте побываем в полисе и познакомимся с его устройством – слайды 1,2,3

    В отличие от стран Востока Греция развивалась по – своему. Каждый Греческий

    город стал центром небольшого самостоятельного государства (со своим населением, правительством, войском, территорией.)

    полис----небольшое независимое государство,центром которого был город.

    Вывод: особенности полиса: 1.центром полисаявляется укрепленный, обнесенный стенами город;

    2.вокруг полиса расположены земельные наделы крестьян общинников, живущих в городе;

    3.полисы разные по величине, но в основном небольшие;

    4.В городе были 2 главных места:акрополь-холм, где были святилища и храмы и агора- площадь в центре города, место сбора народного собрания, и торговая площадь

    Кто жил в полисе? -----ваши мнения…………………………Слайд4.

    Учитель: Кто управлял полисом? (Народное собрание) ---граждане

    Кто такой гражданин? (полноправный член греческого полиса, обладающий правами и обязанностями)

    Ктомог быть гражданином полиса? (С.82, последний абзац – работа в парах)

    Практическая работа – задани№1-подчеркни кто из них не гражданин полиса

    Как вы считаете, население полиса было однородным?

    Кто были лучшие? (аристократы, которые занимали главное положение в обществе)

    Кто был народом? (демос)

    Практическая работа №2-распределите слова по колонкам

    Учитель;полис готовил, воспитывалгражданина к исполнению его прав и обязанностей через систему ценностей. Что такое ценности? Какие общечеловеческие ценности –заповеди христианской нравственности вы знаете?

    Учитель Созданное государство предполагало и воспитание гражданина. Полис  готовил его к выполнению обязанностей.и пользования своими правами А какие главные ценности полиса? Познакомьтесь с высказываниями философов –мудрецов древнегреческих полисов и перечислите ценности полиса

     Практическая работа №3

    Выводы: Главное в воспитании –ориентация на успех, в этом счастье гражданина. Счастлив тот, кто умнее, сильнее, красноречивее. Полис –высшая ценность.

    В чем особенности полиса:

    Историки назвали полис  «Великим  Чудом», а какую  оценку этому событию давали сами греки---стр.69 философ Киссиди

    Участвуют в обсуждении. Учащиеся описывают природные условия Греции, выдвигают свои версии возникновения полиса

    Ученики рассматривают слайд и описывают картину полиса (центром является город, его окружает деревня, где каждый гражданин имел собственный надел земли, Греция стала страной небольших государств, объединявшейся вокруг конкретной крестьянской общины. Жители нескольких деревень строили укреплённый пункт, за стенами которого они могли укрыться в случае возникновения опасности. Неподалёку располагались их земельные участки. Жители могли ежедневно посещать их и следить за посевами. Эти государства отличались по своему размеру… Их было более 300…Самые большие---Афины, Фивы, Коринф, Милет

    Ученики перечисляют категории населения полиса

    Работа с учебником стр. 82

     Первичное закрепление знания: –задание1

    закрепление знания: –задание№2

    Ученики работают в парах с заданием2 и делают выводы.

    -почитай отца и мать свою;

    -не убивай;

    -не кради;

    Ученики работают в парах с документом и определяют главные ценности—дружба, уважение личности,

    твердость духа;

    милосердие;

    справедливость;

    5.Самоанализ и самоконтроль

    Что для нас ценного в этом уроке, чему  учат нас греки—история учительница жизни

    6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Работа с документом (письмо персидского купца—найти и подчеркнуть неверные сведения и домыслы)

    Анализируют документ, подчёркивают ошибки, определяю его подлинность

    7.Рефлексия

    Оцените свою работу на уроке:

    - Кому на уроке все было понятно?

    - Что показалось для вас новым, необычным?

    - Что получилось легко?

    - В какие моменты урока вы испытывали трудности?

    Домашнее задание: Написать рассказ от имени жителя полиса, прочитать$31

    Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.Отвечают на вопросы.

    Новые понятия:

    Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией

    Граждане – свободные люди ГрецииГражданин-полноправный член полиса

    Демос –простой народ

    Аристократия – знатные, богатые, образованные люди

    Акрополь – верхний город  

    Агора – рыночная площадь

    Тиран – единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.

    Великая колонизация – трехсотлетнее образование греческих полисов.

    Амфора – большие глиняные сосуды,

    Элины – греки так себя называли  

    .

    вывод

    Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, блестящей греческой культуры, открывшей одну из самых ярких страниц в истории мировой цивилизации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

    Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

    Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

    Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

    Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

    Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

    Технологическая карта урока по теме "Генетическая связь между классами неорганических веществ" (8 класс)

    Технологическая карта урока формирования и первичного закрепления новых знаний по теме "Генетическая связь между классами неорганических веществ" (8 класс) включает цели, задачи, основные понятия и те...

    Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса

    Технологическая карта урока "Home, sweet home" в 6 классе УМК  М.З.Биболетовой, Р.Н. Трубаневой «Enjoy English» для 6 класса...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

    Технологическая карта «Dress right», Module 7 b 5 класс «Английский в фокусе», 5 класс

    laquo;Dress right», Module 7 b5 классУрок открытия новых знаний«Английский в фокусе»,  5 класс: учебник для общеобразовательных школ; Ваулина Ю.Е, Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс...