Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.
план-конспект урока по истории (10, 11 класс)

Плис Юлий Викторович

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_velikoy_otechestvennoy_voyny_ib.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Зам. директора по УР

____________Емельянчик О. В.

«___»____________201__

Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.

Задача урока:

  1. Раскрыть характерные для агрессора способы развязывания войны; определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны; показать мужество и героизм воинов Красной Армии при защите Беларуси.

        

Цели урока:

  1. Обучающая: обучить основным фактам, событиям и явлениям в истории Республики Беларусь в июне-августе 1941 г.
  2. Развивающая: развивать умения и навыки, направленные на овладение приёмами самостоятельной работы с источниками и учебной картой.
  3. Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство уважения к истории как к школьному предмету в частности и к исторической науке в целом; патриотизм и гуманизм.

Оборудование:

  1. Сидорцов В. Н., Панов С. В. История Беларуси. 1917-1945 гг. 10. Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006 г.
  2. Иллюстрированный исторический атлас мира. М.: АСТ, 2002.
  3. Политическая карта мира.
  4. Политико-административная карта РБ.
  5. Агульнаадукацыйны ілюстраваны гістарычны атлас Беларусі. Мн.: Арты-Фекс, 2004.
  6. Атлас гісторыі Беларусі ад старажытнасці да нашых дзён. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2006.
  7. Гісторыя Беларусі ў табліцах і схемах са старажытных часоў да сучаснасці. Мн.: Юніпрэс, 2004.
  8. Гісторыя Беларусі. Увесь школьны курс у табліцах. Мн.: “Современная школа”, 2007.
  9. Слоўнік-даведнік па гісторыі Беларусі са старажытных часоў да нашых дзён. Кур’яновіч А. В.  Мн.: ТетраСистемс, 2009.
  10. Гісторыя Беларусі. Апорныя канспекты для падрыхтоўкі да цэнтралізаванага тэсціравання. Шарова Н. С.—Мн.: Аверсэв, 2009.
  11. Коваленя А. А. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Мн. Изд. центр БГУ., 2007.
  12. Аудио и видеозаписи.
  13. Документальные материалы и художественная литература.

Опережающее задание:

  • На предыдущем занятии учащиеся были разделены на 4 группы, каждая из которых получила определённое задание.

Межпредметные связи:

  1. Всемирная история.
  2. География.
  3. Обществоведение.
  4. Белорусская литература.
  5. Русская литература.

Внутрикурсовые связи:

  1. Воссоединение Западной Беларуси с БССР.

Основные понятия и идеи: 

  1. Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, агрессия, план «Барбаросса», план «Ост», «коктейль Молотова», конфискация, «молниеносная война».

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка Д/З.
  3. Изложение материала.
  4. Повторение и закрепление. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Проверка Д/З.
  1. К каким последствиям привела политика умиротворения агрессора?
  2. Когда и по каким причинам началась Вторая Мировая война?
  3. Объясните причины, которые вынудили военное командование Польши отдать приказ не оказывать сопротивление советским войскам.
  4. Охарактеризуйте процесс воссоединения Беларуси.
  1. Как сложилась судьба населения Западной Беларуси в 1939 г.?

  1. Изложение материала.
  1. БССР накануне нападения фашистской Германии.
  2. План «Барбаросса». Нападение фашистской Германии на СССР.
  3. Причины поражений Красной Армии на первом этапе войны.
  4. Оборонительные бои в Беларуси и их результаты.
  5. Героизм и патриотизм советских людей.

Ход урока:

  1. Звучит куплет песни А. Александрова «Священная война».
  2. Вступительное слово учителя—объявление темы занятия, мотивация учащихся.
  3. Повторение материала предыдущего занятия. Блиц-опрос (см. п. ІІ).
  4. Каждая группа получает задания, на выполнение которого отводится 10-15 минут.
  1. Задание для 1-й группы:
  • Как первоначально назывался план «Барбаросса» и почему он был переименован? О каких секретах гитлеровской дипломатии рассказывает Ю. Корольков в романе «Тайны войны»? какие силы планировал задействовать в войне против СССР Генеральный штаб Германии.
  • Когда германское руководство планировало начать боевые действия против СССР? Почему сроки нападения неоднократно откладывались?
  • В чём сущность плана «Барбаросса»? какие планы были в отношении СССР после войны?
  • На основе отрывка из романа Ю. Королькова «Тайны войны» и документального материала определить основные направления агрессии Германии против СССР.
  1. Задание для 2-й группы:
  • В учебном пособии  «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны)» прочитать текст на стр. 54 «Соотношение вооружённых сил Германии и СССР».
  • Оформить таблицу

Соотношение вооружённых сил Германии и СССР в начале Великой Отечественной войны

Войска, вооружение, боевая техника

Всего

На советско-германской границе

СССР

Германия и союзники

СССР,

ЗапОВО

Германия

Личный состав (млн.)

Боевые самолёты (тыс.)

Танки, САУ (тыс.)

Пушки и миномёты (тыс.)

  • Объяснить, почему начало войны было неожиданным для СССР?
  • С помощью текста учебного пособия и коротких тезисов определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

Материал для изучения.

Германия.

  1. Милитаризованная экономика, мощный военно-экономический потенциал Германии и Западной Европы.
  2. Точно разработанный план «Барбаросса».
  3. Опыт ведения победоносных боевых действий в современной войне.
  4. Загодя проведённая мобилизация и концентрация войск вдоль советских западных границ.

СССР.

  1. Надежда советского руководства на войну Германии и Великобритании, уверенность в точном соблюдении Германией договора 1939 г.
  2. Недостаточная готовность экономики СССР к войне.
  3. Низкая боеготовность Красной Армии вследствие репрессий 1937-1939 гг., недостаточное материально-техническое обеспечение войск.
  4. Просчёты и недостатки политического руководства СССР в непосредственной подготовке страны и армии к войне.
  1. Задания для 3-й группы:
  • Дать определение «молниеносная война». На основе документов сделать выводы о том, какие факторы повлияли на срыв немецких планов ведения войны?
  • Как немецкое командование характеризовало действия Красной Армии?
  • В каких районах Беларуси Красная Армия оказала наиболее упорное сопротивление захватчикам?
  • Какие результаты и значение имели оборонительные бои на территории Беларуси?

Время

Средние темпы наступления немецких войск, км\сутки

Первые три дня войны

20-30

Середина июля-7 августа

3,5-8,5

8 августа-середина сентября

2,5-3

Время

Потери Германии

Потери СССР

Июнь-первая половина июля

Больше 100 000

750 000 (588 000 погибло)

Лето-осень 1941 г.

750 000

2 841 900 пленных, 1 145 800 убитых и раненых

  1. Задания для 4-й группы:
  • На основе материалов учебника (стр. 145-150) и отрывков из документов привести примеры героического сопротивления на территории Беларуси.
  • Показать на карте места, где совершены подвиги в начале Великой Отечественной войны.

  1. Вопросы и задания для самопроверки:
  1. Дать определение понятий и терминов: Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, агрессия, план «Барбаросса», «молниеносная война».
  2. Выбрать правильный вариант ответа:
  • Вторая Мировая война началась в: а) 1812 г.; б) 1939 г.; в) 1941 г.
  • Великая Отечественная война началась в: а) 1863 г.; б) 1914 г.; в) 1941 г.
  • Крупнейшее танковое сражение начального периода войны произошло под: а) Лепелем; б) Оршей; в) Гомелем.
  • Советскими войсками в этом сражении командовал: а) Д. Павлов; б) П. Курочкин; в) Л. Петровский.
  • Батареей реактивных миномётов 14 июля 1941 г. командовал: а) Романов; б) Кижеватов; в) Флёров.
  • Применение реактивных установок впервые произошло под: а) Оршей; б) Могилёвом; в) Гомелем.
  • С какими событиями связаны имена: а) И. Зубачёв, Е. Фомин; б) Н. Гастелло, Б. Ковзан; в) С. Кутепов, К. Симонов, М. Романов.

  1. Повторение и закрепление.
  1. Что означает термин «молниеносная война»?
  2. Объясните причины, по которым советские войска потерпели поражение в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г.
  3. Приведите примеры героизма участников оборонительных боёв на территории Беларуси.
  4. В чём истоки мужества советских воинов в оборонительных боях на территории Беларуси летом 1941 г.?

  1. Домашнее задание.
  1. § 21.

Литература

  1. Васильев Б. В. В списках не значился. Мн. 1992.
  2. Вялікая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой Сусветнай вайны). Курс лекцый. А. Ф. Мяснікоў—Мн.: ТетраСистемс, 2005.
  3. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Урок памяти. Мн.: Пачатковая школа. 2005.
  4. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Коваленя А. А.—Мн.: Издательский центр БГУ, 2004.
  5. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Материалы для учителя. Коваленя А. А., Краснова М. А., Ганущенко Н. Н.—Мн.: Аверсэв, 2007.
  6. БГЧ № 4. 2007.
  7. БГЧ № 10. 2005.
  8. БГЧ № 2. 2010.
  9. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны). Справочник. Коваленя А. А.—Мн.: Издательский центр БГУ, 2007.
  10. Гальдер Ф. Военный дневник. См. 1996.
  11. Корольков Ю. Тайны войны. М. 1957.

  1. Задание для 1-й группы:
  • Как первоначально назывался план «Барбаросса» и почему он был переименован? О каких секретах гитлеровской дипломатии рассказывает Ю. Корольков в романе «Тайны войны»? какие силы планировал задействовать в войне против СССР Генеральный штаб Германии.
  • Когда германское руководство планировало начать боевые действия против СССР? Почему сроки нападения неоднократно откладывались?
  • В чём сущность плана «Барбаросса»? какие планы были в отношении СССР после войны?
  • На основе отрывка из романа Ю. Королькова «Тайны войны» и документального материала определить основные направления агрессии Германии против СССР.

  1. Задание для 2-й группы:
  • В учебном пособии  «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй Мировой войны)» прочитать текст на стр. 54 «Соотношение вооружённых сил Германии и СССР».
  • Оформить таблицу

Соотношение вооружённых сил Германии и СССР в начале Великой Отечественной войны

Войска, вооружение, боевая техника

Всего

На советско-германской границе

СССР

Германия и союзники

СССР,

ЗапОВО

Германия

Личный состав (млн.)

Боевые самолёты (тыс.)

Танки, САУ (тыс.)

Пушки и миномёты (тыс.)

  • Объяснить, почему начало войны было неожиданным для СССР?
  • С помощью текста учебного пособия и коротких тезисов определить причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

Материал для изучения.

Германия.

  1. Милитаризованная экономика, мощный военно-экономический потенциал Германии и Западной Европы.
  2. Точно разработанный план «Барбаросса».
  3. Опыт ведения победоносных боевых действий в современной войне.
  4. Загодя проведённая мобилизация и концентрация войск вдоль советских западных границ.

СССР.

  1. Надежда советского руководства на войну Германии и Великобритании, уверенность в точном соблюдении Германией договора 1939 г.
  2. Недостаточная готовность экономики СССР к войне.
  3. Низкая боеготовность Красной Армии вследствие репрессий 1937-1939 гг., недостаточное материально-техническое обеспечение войск.
  4. Просчёты и недостатки политического руководства СССР в непосредственной подготовке страны и армии к войне.

  1. Задания для 3-й группы:
  • Дать определение «молниеносная война». На основе документов сделать выводы о том, какие факторы повлияли на срыв немецких планов ведения войны?
  • Как немецкое командование характеризовало действия Красной Армии?
  • В каких районах Беларуси Красная Армия оказала наиболее упорное сопротивление захватчикам?
  • Какие результаты и значение имели оборонительные бои на территории Беларуси?

Время

Средние темпы наступления немецких войск, км\сутки

Первые три дня войны

20-30

Середина июля-7 августа

3,5-8,5

8 августа-середина сентября

2,5-3

Время

Потери Германии

Потери СССР

Июнь-первая половина июля

Больше 100 000

750 000 (588 000 погибло)

Лето-осень 1941 г.

750 000

2 841 900 пленных, 1 145 800 убитых и раненых

  1. Задания для 4-й группы:
  • На основе материалов учебника (стр. 145-150) и отрывков из документов привести примеры героического сопротивления на территории Беларуси.
  • Показать на карте места, где совершены подвиги в начале Великой Отечественной войны.

  1. Вопросы и задания для самопроверки:
  1. Дать определение понятий и терминов: Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, агрессия, план «Барбаросса», «молниеносная война».
  2. Выбрать правильный вариант ответа:
  • Вторая Мировая война началась в: а) 1812 г.; б) 1939 г.; в) 1941 г.
  • Великая Отечественная война началась в: а) 1863 г.; б) 1914 г.; в) 1941 г.
  • Крупнейшее танковое сражение начального периода войны произошло под: а) Лепелем; б) Оршей; в) Гомелем.
  • Советскими войсками в этом сражении командовал: а) Д. Павлов; б) П. Курочкин; в) Л. Петровский.
  • Батареей реактивных миномётов 14 июля 1941 г. командовал: а) Романов; б) Кижеватов; в) Флёров.
  • Применение реактивных установок впервые произошло под: а) Оршей; б) Могилёвом; в) Гомелем.
  • С какими событиями связаны имена: а) И. Зубачёв, Е. Фомин; б) Н. Гастелло, Б. Ковзан; в) С. Кутепов, К. Симонов, М. Романов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

11 класс Начало Великой Отечественной войны. Поражение Красной армии в первые месяцы войны. (22 июня — декабрь 1941 г.).

Урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников. Данный урок проводится в 11 классе в группе социально-гуманитарной направленности. Урок углубления и систематизаци...

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...

Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...