Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Бисьмак Вячеслав Дьердьевич

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)» (учебник под ред. А.В. Торкунова: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. История России, 10 класс. В 3-х частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017, §21).

Данный урок является 2-м по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)» и предполагает знакомство детей с положением на фронтах в начале войны. Он посвящен положению в тылу и прежде всего его социально психологическому аспекту. На нем на основе анализа различных источников информации (отрывок речи И.В. Сталина, фоно документ (песня), плакат) выясняется отношение народа к начавшейся войне, взаимоотношения государства и народа, психологические истоки героизма тружеников тыла.

Материал предназначен для учителей истории, изучающих с учениками на уроках историю Великой Отечественной войны. Также данная разработка может стать основой для внеклассного мероприятия, посвященного патриотическому воспитанию. Структура и методы соответствуют требованиям ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_vstavay_strana_ogromnaya.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история

Класс: 10 класс.

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: элементы проблемного обучения.

Оборудование: компьютер, экран (мультимедийная доска), колонки.

Дидактическое обеспечение: аудиофайлы (речь Сталина И.В. 3 июля 1941 г., «Священная война» Александрова А.В., Лебедева-Кумача В.И.), карточки для проверки домашнего задания, карточки с текстами лозунгов, речи Сталина И.В. (для слепых - шрифтом Брайля), учебник, плакат «Родина-мать зовёт».

Ссылка на материалы (медиа файлы) к уроку: https://disk.yandex.ru/d/kT3v6glBkw7Cyw 

Цель урока: сделать самостоятельно с помощью подлинных документов вывод об истоках патриотизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, оценить успешность государственной пропаганды, проводимой в том числе и средствами искусства, в успешности мобилизации сил страны на отпор врагу.

Коррекционная составляющая урока: формирование новых и уточнение имеющихся представлений, развитие слухового восприятия, использование в образовательной деятельности сохранных анализаторов, коррекция и развитие внимания, логического мышления, произвольной и непроизвольной памяти и связной речи, эмоционально-волевой сферы.

Планируемые результаты:

предметные:

  • получить представление о состоянии советского тыла в годы Великой Отечественной войны и настроениях людей в тылу;
  • формировать умение извлекать нужные сведения из исторических источников;
  • научиться представлять информацию в форме развернутого исторического высказывания;
  • развивать первичные навыки источниковедческой критики;
  • развивать умение сравнивать источники и делать на основе сравнения самостоятельные выводы.

метапредметные:

  • научиться определять суть проблемы и планировать деятельность по ее решению;
  • овладевать навыком смыслового чтения;
  • совершенствовать коммуникативные умения через сотрудничество на уроке;
  • развивать навыки анализа и синтеза данных;
  • формировать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

личностные:

  • научиться излагать свое мнение, понимать и слушать позицию другого, осознанно использовать речевые средства, создавать устные и письменные тексты;
  • воспитывать любовь к родной истории, ощущать ее сложность и драматизм;
  • научиться давать с учетом принципа историзма нравственную оценку психологическому и духовному состоянию людей.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка домашнего задания

- Какие события стали предметом нашего изучения на прошлом уроке?

- Я предлагаю вашему вниманию карточки с рядом утверждений. Подпишите каждый свою карточку и отметьте верные утверждения.

- Обменяйтесь карточками. Какие утверждения надо было отметить как верные?

- Всего верных утверждений было … . Оцените работу одноклассника: если все верные утверждения найдены, ставьте «5», если …. . Какие отметки вы поставили?

- На прошлом уроке мы изучали ход военных действий на фронтах Великой Отечественной войны до осени 1942 г.

Карточка:

- ?

Мотивационный этап

- Как в целом можно охарактеризовать положение на фронте, сложившееся к осени 1942 года?

- Попробуйте поставить себя на место бойца Красной Армии. Какой он мог видеть свою роль на фронте? Что думал он о настоящем?

- Что могло поддержать его дух, его силы, его готовность сражаться до победы?

- В целом не очень благополучное.

- Каждый солдат понимал, что он является опорой советской власти, пусть и самым маленьким, но звеном единой цепи. Настроение могло колебаться от «все пропало» до твердой уверенности в победе.

- Признание командирами его заслуг, его мужества, письма из дома, поддержка друзей.

Определение темы урока

- Значит, успехи на фронте зависят не только от достаточного количества оружия, но еще и от того, какое настроение царит в армии, а оно в значительной степени определяется тем, что происходит в тылу. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Что происходило в тылу?

Актуализация знаний по предложенной теме и выявление затруднения

- Как, по вашему мнению, жил тыл?

- Получается, что мы не можем точно ответить на несколько вопросов: что следует называть тылом, чем занимались люди в тылу, какое настроение царило среди них. Какой будет цель нашего урока?

- Нормально жил, там же войны не было.

- Плохо жили люди, голод был.

- В Ленинграде вообще блокада была. А Ленинград – это тыл или нет?

- Узнать о состоянии тыла в начале Великой Отечественной войны, научиться извлекать информацию из источников различного типа.

Целеполагание и планирование деятельности

- Давайте спланируем нашу работу. Подумаем, какие шаги нужно сделать, чтобы выполнить задуманное. Жизнь в тылу. Что мы с вами могли и хотели бы об этом узнать?

Что люди думали и чувствовали?

Что они делали для Победы?

Открытие нового знания

- Какая роль отводится людям, находящимся в тылу, во время боевых действий?

- Прочитайте лозунги, которые были очень популярны в годы войны и установите, правильно ли вы ответили на вопрос?

- Чему была посвящена жизнь работников тыла в годы войны?

- Работать, поддерживать тех, кто на фронте.

- Лозунги:

«Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта…» (И.В. Сталин)

«В тылу как на фронте!»

«Все для фронта, все для Победы!»

- Дать фронту всё необходимое, порой отрывая от себя и детей.

- Такие важные требования адресовал советским людям, находящимся в тылу, И.В. Сталин. Народ с первого дня войны ждал его слова, но впервые после начала войны он выступил по радио лишь 3 июля 1941 г. Весть об объявлении войны 22 июня прозвучала от В.М. Молотова. Из неё запомнились только финальные лозунги, а речь Сталина помнили долго. Как вы думаете, почему?

- Как вы думаете, что хотели услышать люди? Что они хотели знать?

- Сталин, обладая чутьем талантливого политика, понял, что в этой речи не отделаешься одними пропагандистскими штампами, здесь необходимо проявить уважение к народу и сказать ему правду, пусть тяжелую и горькую. И народ услышал от своего вождя то, что ожидал услышать и даже нечто неожиданное. Что же это было? Слушая архивную запись этой речи, следите за её содержанием по карточкам, на которых записаны самые важные отрывки и попробуйте найти подтверждение моим словам.

- Нашли ли вы в речи ответы на вопросы, которые задавали себе граждане СССР? Какие это ответы?

- Заметьте интересный факт: «братьями и сестрами» называют друг друга верующие-христиане. Сталин, в молодости учившийся в духовной семинарии на священника, а теперь большевик и атеист, употребляет эту церковную формулу, известную большинству тогдашних людей, особенно старших поколений. Зачем?

- От него как от вождя государства ждали чего-то важного в такой ситуации и, видимо, он это сказал.

- Во-первых, что происходит на самом деле? Насколько ситуация серьезна? Люди хотели знать правду. И они хотели услышать это от лидера государства и народа, которому почти все они верили. Во-вторых, - что это значит для страны и для них? И, в-третьих, что теперь делать?

Ссылку на речь см. в конце документа.

- Отрывки из речи:

Товарищи! Граждане!
Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу родину, начатое 22 июня, - продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей родиной нависла серьезная опасность.

Что требуется для того, чтобы ликвидировать опасность, нависшую над нашей Родиной?

Прежде всего необходимо, чтобы наши люди, советские люди поняли всю глубину опасности, которая угрожает нашей стране… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель… захват нашего хлеба и нашей нефти... Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма, разрушение национальной культуры и национальной государственности… свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов... Дело идет, таким образом, о жизни и смерти… народов СССР, о том - быть народам Советского Союза свободными, или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя (на борьбу с врагом).

Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта… обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов…

- Положение очень тяжелое (сказал правду). Эта война – война за само существование народов СССР, им грозит порабощение. Победа будет достигнута, но для нее все должны быть готовы на великие жертвы. Нужно полностью перестроить работу и жизнь ради будущей победы).

- «Братья и сестры» - это общая беда для всех, вождь с народом, он – их брат.

- Речь главы государства запомнилась всем гражданам, её содержание отложилось в их умах. А вот дорогой к сердцам советских людей стала особенная песня – «Священная война». Прослушайте ее и скажите, не видите ли вы связи между этой песней и речью И.В. Сталина? Если видите, то в чем она?

- Прослушайте короткое сообщение, подготовленное вашим одноклассником, и скажите, какое значение для страны она имела.

- Какую роль сыграла песня «Священная война» для фронта и – что сегодня для нас главное - тыла?

Ссылку на песню см. выше (материалы).

- В ней те же мысли, тот же дух, что и в речи. Эта песня – речь Сталина, воплощенная в музыку и стихи.

Желательно сообщение об истории данной песни, заранее подготовленное одним из учеников.

- Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже КалугуРжев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

- Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. Она вдохновляла тружеников тыла на то, чтобы, невзирая на тяготы и лишения, отдавать все свои силы работе.

- Итак, жизнь всей страны теперь переходит на военный лад. В тылу не живут так, как раньше, до войны. В тылу тоже сражаются, вернее готовят все, чтобы было чем сражаться на фронте. Сейчас я расскажу о перестройке экономики на военный лад. Ваша задача – услышать и записать термины, относящиеся к этому процессу.

В духе речи вождя с первых дней войны началась перестройка тыла. Были созданы чрезвычайные органы управления: Государственный комитет обороны - ГКО (30.06,1941) - и Совет по эвакуации (24.06.1941). Все трудоспособное население, не призванное в армию, было мобилизовано для военного производства, нормы и дисциплина труда были резко ужесточены. Но громадное большинство людей восприняли это как должное и самоотверженно работали ради победы.

Важнейшим мероприятием стала эвакуация военной промышленности. Тысячи предприятий были за несколько месяцев перебазированы на Урал и в Сибирь и тем самым убраны из-под удара немцев. Там, в безопасности, они в кратчайшие сроки развернули производство для нужд фронта.

К 1943 г. по производству основных видов вооружений СССР превзошел нацистскую Германию.

- Какие термины вы записали?

- О чём свидетельствует их появление?

- Как труженики тыла справились с задачей вооружения армии?

- Государственный комитет обороны, Совет по эвакуации, эвакуация, мобилизация (мобилизованные).

- ? 

- В начале урока мы говорили, что солдаты на фронте ждали участия тыла: и оружия, и слов поддержки. Но тыл не только отдавал, он еще и требовал. Рассмотрите плакат «Родина-мать зовёт», написанный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года, или прослушайте его описание. Почему художник выбрал именно такое изображение для своего плаката?

Большую часть плаката занимает величественная фигура женщины с суровым лицом. Ее левая рука призывно поднята вверх. В правой она держит обращенный к зрителю лист с заголовком «Военная присяга» и текстом. За женщиной видны поднимающиеся штыки. Она как бы ведет за собой войска. Наверху надпись: «Родина-мать зовет!»

- Кого и почему изобразил на плакате художник?

 Ussr0437.jpg

- Он изобразил в образе Родины женщину-мать, которая проводила своего сына на фронт, а сама осталась работать в тылу. Она требует, чтобы сын не был трусом и, если потребуется, честно отдал свою жизнь за Родину.

- Как видите, государство, устами своего руководителя, призывает народ к максимальному напряжению всех сил. Ему вторят деятели искусства. Но действительно ли ситуация была настолько серьезной? Может быть, И.В. Сталин сгустил в своей речи краски, объявив, что в народам СССР грозит порабощение? Ответьте сами на этот вопрос, познакомившись с маленьким отрывком из исторического документа – замечаний рейхсфюрера SS Генриха Гиммлера к Генеральному плану «Ост» (плану освоения завоеванных территорий на востоке). Вы найдёте его в учебнике §20 п. 2, стр. 28.

- Прав ли был И.В. Сталин в своей речи? Угрожала ли народам и национальностям СССР опасность? Какая?

Отрывок:

Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве... Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их... Важно, чтобы на русской территории население в своём большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа... Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается... в руководстве.

- Гитлеровцы собирались не только победить и разрушить государство, но уничтожить народ, его культуру, традиции и превратить в рабов людей, которых они считали неполноценными.

- Конечно, простые люди и даже сам Сталин не читали этого секретного немецкого документа, но нацисты действовали в духе этой своей идеологии, и очень скоро это стало видно всем.

Первичное закрепление нового знания.

- Что из намеченного плана нам удалось сделать на уроке?

- Теперь давайте закрепим то, что мы узнали. Для этого попробуйте разъяснить смысл двух лозунгов, которые я приводил вам выше: «Все для фронта, все для победы!» и «В тылу как на фронте!».

- Изучили документы, прослушали архивные записи, узнали информацию о том, что такое «тыл», что делали в тылу и зачем.

- Первый лозунг значил, что нет ничего важнее победы над врагом, для нее нужно отдать все силы. Это потому, что проиграть в этой войне для людей значило потерять все перестать быть собой, превратиться в рабов.

- Второй лозунг означал, что мирная жизнь закончилась, что нужно работать так же, как сражаются солдаты на фронте, с полной самоотверженностью.

- А теперь давайте обобщим то, что узнали и сделаем вывод. Итак, СССР сумел превзойти в военном производстве мощнейшую экономику нацистской Германии, на которую еще работала большая часть Европы. Почему же это стало возможно? Что помогло этому?

- Полная централизация, жесткая дисциплина, сознательная готовность тружеников тыла героически работать для победы над врагом.

Рефлексия

- Какой была наша цель? Достигли ли мы её?

- Кто из вас на вопрос иностранца, мало знающего об истории Великой Отечественной войны: «Почему в России даже людей, находившихся в годы войны в тылу, считают героями?» - знает теперь ответ? Кто по-прежнему затруднился бы ответить?

- Да.

Ученики по очереди высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории в 9 классе по теме Начало Великой отечественной войны

Уро предназначен для изучения первого часа по разделу  Великая Отечественная война. Урок содержит видео и аудиоматериал....

Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"

Презентация к уроку истории в школе VIII вида .Тема "Окончание Великой Отечественной войны"...

Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...

Урок истории России в 9 классе по теме «Великая Отечественная война. Итоги»

Продолжительность урока – 45 минут.Класс: 9Технологии: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение.Тип урока: комбинированный урок. Задачи для учителя: повторить свед...

Мастер-класс на тему: «Начало Великой Отечественной войны – современное видение»

Цель мастер-класса: стремление найти общие подходы в использовании исторических фактов в ходе образовательной деятельности во время изучения темы «Начало Великой Отечественной войны»....

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...