Урок по истории в 9 классе по теме Начало Великой отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Бокова Юлия Николаевна

Уро предназначен для изучения первого часа по разделу  Великая Отечественная война. Урок содержит видео и аудиоматериал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc293 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны

ЦЕЛИ:

  1. Образовательные:

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г

- рассмотреть ход военных событий   начального периода войны

2. Развивающие

- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы

- развивать логическое мышление и речь

- формировать ИКТ- компетентности

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат

Тип урока: изучение нового материала

Методическое оснощение: презентация на тему: «Начало ВОВ», диск «Битва за Москву», аудиозапись выступления Молотова, сообщение « Оборона Ленинграда», учебник АА. Данилов, Л.Г. Косулина по Истории России, рабочий лист.

Оборудование: компьютер, проектор

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы; новые слова: «Тайфун»; даты: 22 июня 1941г, 30 сентября 1941г, 5 декабря 1941г, январь 1943.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте. Ребята,  на прошлом уроке вы хорошо поработали и получили хорошие оценки. Я  уверенна в том, что сегодняшний урок пройдет как обычно продуктивно и интересно.

ВВОДНО-  МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА

-Какой раздел мы начали изучать?

Я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте сформулировать тему урока и записать ее в рабочий лист.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

 Безумный шквал огня и стали

 Не повернётся сам назад.

 Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

 А между ними страшный ад.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Страна на грани: быть не быть…

 И это жуткое мгновенье

 Нам никогда не позабыть…

                                                (Д. Попов)

ВОПРОС К УЧЕНИКАМ: Чтобы вы хотели узнать на уроке?

Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать, делать выводы, работать с картой, учебником и видеозаписями.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Весь ход военных действий историки делят на три периода:

 1. Начальный период (22 июня 1941-18 ноября 1942 гг.).

 2. Период коренного перелома (19 ноября 1942-конец 1943 гг.).

 3. Период освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944-9 мая 1945 гг.).

Мы сегодня изучим начальный период ВОВ. Обратимся к плану урока.

ПЛАН.

  1. Начало войны. Силы сторон
  2. Неудачи Красной армии в начале войны
  3. Оборона Ленинграда
  4. Битва за Москву

ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

- Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро?

- Как назывался план нападения Германии на СССР?

- Каковы направления захвата?

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась на территорию СССР. В полдень этого же дня  с обращением к народу выступил первый заместитель председателя СНК, нарком иностранных дел В. М. Молотов.

ЗАДАНИЕ: прослушайте аудиозапись выступления и ответте на вопрос: Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В тот же день была объявлена всеобщая  мобилизация военнообязанных, введено военное положение в стране. Были образованы фронты: Северный, Северо- Западный, Западный, Южный, Юго- Западный. Для руководства ими была образована ставка главного командования, в состав которой вошли Сталин, Молотов, Тимошенко, Ворошилов, Шапошников, Жуков. Верховным главнокомандующим  назначен Сталин.

Для того   чтобы узнать готовность Германии и СССР к войне, обратимся к таблице.

ЗАДАНИЕ: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны  и сделайте выводы.

Признаки для сравнения

Германия

СССР

Численность

5,5 млн. чел.

2,9 млн. чел.

Личный состав

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4300

9500

Самолеты

5000

8500

Орудие и минометы

48000

4700

 ВЫВОД:_________________________________________________

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Внезапность и мощь удара противника привели к трагическому началу войны. Красная армия потерпела поражения.

ЗАДАНИЕ: Просмотрите  фрагмент фильма «Трагическое начало»  и выполните задание №

 ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Трагическое начало»

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы переходим к третьему пункту плана. Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлер рассчитывал на то, что с падением Ленинграда в СССР может наступить полная катастрофа.

ЗАДАНИЕ:  Прослушав сообщение одноклассника, выполните задание №  

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: еще одним главным событием начального этапа стала Московская битва.

ЗАДАНИЕ: Просмотрев фильм «Битва за Москву»,  выполните задание №  

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Битва за Москву»

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы рассмотрели все пункты плана. Обратимся к проблеме, поставленной в начале урока.

ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?

ЗАДАНИЕ: сделайте небольшой вывод по теме урока для этого выполните задание №  

ИТОГОВОЕ СЛОВО: Начальный этап войны был самым тяжелым для страны. Советский союз был не готов к войне. Велики были жертвы и утраты. Ценой огромных усилий советскив войскам удалось сорвать планы немцев и перейти в контрнаступление, создав условия коренного перелома в ходе войны.

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.         Когда началась Великая Отчественная война?

        1.1 сентября 1939  2.2 сентября 1945   3.22 июня 1941   4.3 августа 1941

2.         Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?

        1 Сталин   2 Жданов   3 Каганович    4 Молотов

3.         Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?

        1.Ставка Верховного Командования        2. Совет Безопасности

        3.Государственный Комитет Обороны   4. Народный комиссариат обороны

4.         В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий    "Север" по плану "Барбаросса"?

        1.Москва      2.Киев    3.Ленинград, Приалтика    4.Баку

5.         Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

        1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956

        2. 872  с 8 сентября 1941 по 27 января 1944

        3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999

        3. 55   с 8 сентября 1941 по 27 января 1948

6.         Как назывался план немцев по захвату Москвы ?

        1."Барбаросса"    2."Ост"    3."Тайфун"   4."Цитадель"

        

IV. РЕФЛЕКСИЯ

-Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

Пришло время оценить как вы поработали.

Выставьте себе оценки в рабочем листе за урок,  используя оценочную шкалу.

- Чему вы научились?

- Что вы сумели сделать?

1. Я научился________________________________________________________________

2. Я узнал____________________________________________________________________

3. Я смог_____________________________________________________________________

Ребята! Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от урока. Для этого дорисуйте смайлику выражения лица.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прочитать § 29 и составить рассказ « Крупнейшие сражения 1941 г»

2. Творческое задание:

1. Создание агитационного плаката на тему "Битва за Москву". Советую вам познакомиться с коллекцией советских плакатов военного времени на сайте "Плакаты советского времени" по адресу http://www.krasnoyeznamya.ru/

2. Создание презентаций по темам:  "Улицы Москвы, названные именами москвичей - защитников Родины";   "Герои и военачальники Московской битвы".

3.На своем странице в интернете создать  альбом "Мой музей истории Великой Отечественной войны" (в этом альбоме можно разместить, найденные в сети фотографии, изображения боевой техники, документы, карты, интересные факты)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели все трудности. Спасибо за урок!

Рабочий по лист по теме “                                                                                         

ЦЕЛИ

                               

        

                

ПЛАН

1.Начало войны. Силы сторон

2.Неудачи Красной армии в начале войны

3.Оборона Ленинграда

4.Битва за Москву

ПРОБЛЕМА: Почему начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны?

ЗАДАНИЕ № 1 (по аудиозаписи) Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

ЗАДАНИЕ № 2: Используя таблицу, оцените силы Германии и СССР в начале войны  и сделайте выводы.

«Соотношение сил Германии и СССР в начале войны»

Признаки для сравнения

Германия

СССР

Численность

5,5 млн. чел.

2,9 млн. чел.

Личный состав

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4300

9500

Самолеты

5000

8500

Орудие и минометы

48000

4700

 ВЫВОД:_________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3: Отметте причины неудач Красной Армии впервые месяцы войны

  1. Опоздание советского руководства с приведением пограничных военных округов в полную боевую готовность
  2. Введение 7-дневной рабочей недели
  3. Внезапность нападения Германии
  4. Неточная информация советских разведчиков о дате нападения врагов
  5. Численность превосходства войск Германии над численностью Красной Армии
  6. Слабая оснащенность советских войск военной техникой
  7. активная поддержка немецкого наступления западными районами СССР
  8. Ослабление Красной Армии массовыми репрессиями среди командного состава

ЗАДАНИЕ № 4: Подбери эпитеты к словосочетанию Блокада Ленинграда  ___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 5.   Заполните пропуски в тексте

……………. гитлеровские дивизии начали наступление на Москву. Операция по захвату Москвы проходила под кодовым названием  ………………   …. Фашистам удалось захватить ряд городов.  В ходе Смоленского  сражения немецким войскам пришлось временно перейти к обороне. Гитлеровцем удалось прорваться на 100 км вперед. Для руководства Красной Армией из Ленинграда был вызван  генерал………………………..  С 20 октября в Москве было введено ………………………. положение. В битве особо отличилась 316-я дивизия под командованием…………………………. 5-6 декабря 1941г советские войска начали……………………….. Враг был отброшен на 250 км от Москвы. Итогом стало: …………………………………………………………………………………………………………………….

ЗАДАНИЕ № 6: Из слов составьте предложения

  1. потери, и, людские, большие, материальные
  2. лад, экономики, военный, на, переход
  3. поражения, Армии, Красной
  4. плана, «блицкриг», провал, молниеносного

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Когда началась Великая Отечественная война?

        1. 1 сентября 1939  2.2 сентября 1945   3.22 июня 1941   4.3 августа 1941

2. Кто сообщил в полдень 22 июня населению по радио о начале войны?

        1 Сталин   2 Жданов   3 Каганович    4 Молотов

3. Как называлась организация,созданная 23 июня 1941?

        1.Ставка Верховного Командования        2. Совет Безопасности

        3.Государственный Комитет Обороны    4. Народный комиссариат обороны

4. В каком направлении должна была наносить удар (и нанесла) группа армий    "Север" по плану "Барбаросса"?

        1.Москва      2.Киев    3.Ленинград  4.Баку

5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

        1. 2988 с 8 сентября 1960 по 27 января 1956

        2. 872  с 8 сентября 1941 по 27 января 1943

        3. 100 с 8 сентября 1941 по 27 января 1999

        3. 55   с 8 сентября 1941 по 27 января 1948

6. Как назывался план немцев по захвату Москвы ?

        1."Барбаросса"    2."Ост"    3."Тайфун"   4."Цитадель"

        

РЕФЛЕКСИЯ

1. Я научился________________________________________________________________

2. Я узнал____________________________________________________________________

3. Я смог_____________________________________________________________________

 МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК

        

        




Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1.ТЕМА УРОКА: Начало Великой Отечественной войны изучается в Разделе Великая Отечественная война, на его изучение отводится 6 часов. Эта тема вторая, связана с предыдущий темой « СССР накануне ВОВ», так как из нее берутся данные об отношениях Германии и СССР и связана с последующими.

2.КЛАСС: урок проходил в 9 «А» классе. В целом коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития.

3.ТИП УРОКА: урок планировался как изучение нового материала. Все этапы урока выдержаны. На каждом из них проводилось закрепление материала и проверка умений. К уроку разработана презентация и рабочий лист.

4. ЦЕЛИ:

  1. Образовательные:

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны

- выяснить причины неудач красной армии летом- осенью 1941г

- рассмотреть ход военных событий   начального периода войны

2. Развивающие

- формировать умения извлекать информацию с разных источников, анализировать ее, делать выводы

- развивать логическое мышление и речь

- формировать ИКТ- компетентности

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, чувства уважения к тем, кто победил в войне с фашистами на примере мужества советских солдат

 5. ФОРМЫ РАБОТЫ: На уроке были представлены такие виды работы  как:

- индивидуальная. Она прослеживалась в таких заданиях как: заполните пропуски в тексте, на этапе закрепления- тест, выберите правильный ответ.

- работа в парах- прослеживается когда ребята подбирали эпитеты, из слов составляли предложения.

- Фронтальная (на этапе актуализации знаний и изучения нового материала)

6.Различные методы работы:

Словесный методы (рассказ, сообщение)

Наглядный (презентация и  фильмы)

Практический (решение заданий)

Проблемная ситуация

7. УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Учащиеся на уроке показали следующие умения:

1. Регулятивные универсальные умения

А) целепологание (умения ставить цели, отвечая на вопросы  чтобы хотели узнать на уроке.)

2. Познавательные общеучебные:

А) умения работать с разными источниками информации: понимать смысл этой информации, давать на вопросы логические и правильные ответы.

В) умения структурирования знаний- в задании, где необходимо было  выбрать правильный ответ из всех перечисленных причин неудач

Г) произвольное и осознанное построение речевого высказывания- при устных ответах на вопросы

3. Познавательные логические

А) умения работать с  таблицей.

Б) умения работать с первоисточником- извлекать из него необходимую информации ( при прослушивании аудиофрагмента и при просмотре фильма)

В) умения логически отражать план урока- работать с рабочими листами, выполнять различные задания. По ходу их выполнения оценивать свою работу и усваивать материал.

Г) установление причинно- следственных связей- при просмотре фильма и при решении проблемного вопроса.

4. Коммуникативные

А) анализировать, делать выводы

Б) умения работать в парах

Рефлексия  была двух видов:

1. Рефлексия знаний, где ученики выставляли себе оценки за свою работу

2.  Рефлексия умений, где ребята отвечали, чему научились и что смогли сделать  на уроке.

8. Цели достигнуты. Они решались постепенно, исходя из  плана урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории на тему " Начало Великой Отечественной войны"

Презентация к уроку истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Начало ВОВ"...

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Электронный урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны".

Конспект урока содержит указания на ссылки с образовательных сайтов- "Единая коллекция образовательных ресурсов", "Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов" и др....

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...

Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...

Урок в 10 классе по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»       (10 класс)Тип урока: урок изучения нового материала на основе анализа исторических источниковЦель урока...