Главные вкладки

    «Военной песни негасимый свет…»
    проект по истории (6 класс)

    Климина

    Военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей значимости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voennoy_pesni_negasimyy_svet1_-_kopiya.docx28.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №2» г. Альметьевска Республики Татарстан

    Арестова Ирина Алексеевна, учитель музыки

    Нафикова Роза Сириновна, воспитатель ГПД

    Климина Анна Михайловна, заведующая библиотекой

    Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся– воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений.

    Сегодня, обратившись к фронтовой песне, лирике, снова вместе с поэтами военной поры вспомним о тех, кто сражался во имя победы…

    Представляем Вам долгосрочный проект «Военной песни негасимый свет…»

    Обоснование выбора:

    В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны, песня была мощным идейным оружием. Она звала солдата в бой за Родину и была частью быта на фронте и в тылу. В песнях военных лет выражаются мысли и чувства миллионов людей, вставших на защиту своей Родины.

     Актуальность: военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей значимости.

    Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.

    Область исследования: музыка, литературное чтение.

    Главная цель деятельности нашего проекта: воспитывать чувство патриотизма, глубокого уважения к павшим героям, участникам и ветеранам войны.

    Основные задачи проекта:

    Образовательные:

    расширить творческие способности обучающихся;

    повысить интерес к чтению литературы военной тематики, литературы энциклопедического характера;

    развивать поисковую активность учащихся;

    активизировать познавательную и научно-исследовательскую активность учащихся.

    Развивающие:

     выработать у учащихся полезные личностные качества: брать инициативу на себя, работать в группе, признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме, стремиться прийти к лучшему результату общей работы.

    Воспитательные:

    формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;

    воспитывать чувство гордости за членов своей семьи.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный:

    на данном этапе знакомим учащихся, классных руководителей с целями и задачами проекта.

    Основной этап предполагает:

    узнать, какую роль играли военные песни в период Великой Отечественной Войны;

    найти информацию об истории создания военной песни;

    работать над исполнительским планом песни;

    подготовить инсценирование песни;

    подобрать дополнительное сопровождение на музыкальных инструментах (по выбору учащихся);

    подготовить мультимедийную презентацию;

    выпустить праздничную стенгазету;

    подготовить книжные выставки.

    Заключительный этап очень важный:

    провести музыкально-литературный конкурс;

    дать возможность учащимся продемонстрировать свои гуманитарные и творческие достижения.

    Описание проекта:

    По характеру создаваемого продукта проект является творческим.

    По количеству участников: фронтальным.

    По продолжительности: 2 месяца.

    По содержанию: учащийся, общество, семья, исторические, культурные, семейные ценности.

    По профилю знаний: межпредметным.

    Ожидаемые результаты проекта:

    учащиеся узнают какие песни вели нашу страну к Победе;

    запомнят авторов исполняемых песен и историю их создания;

    развитие социальной культуры подрастающего поколения через привитие интереса к традициям духовно-нравственного и эстетического воспитания.

    Мы пришли в ходе исследования к выводу, что песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смысломв годы Великой Отечественной войны.

    1. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.
    2. Песни морально помогли победить и выстоять.
    3. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.
    4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

    Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования.

    Начало реализации проекта: 2009 год.

    Музыкально-литературный конкурс военной песни «Живые, пойте о нас!» проходил в актовом зале лицея №2 в рамках открытого городского мероприятия по празднованию Дня Победы. На мероприятие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Почетное жюри состояло из членов городского методического объединения учителей музыки и библиотекарей.

    Ученики рассказывали об истории создания песни. История песен – это часть истории нашей Родины. Воевал весь народ – воевала и песня. Песни как люди: у каждой из них своя судьба. Одни, едва появившись на свет, забываются, а другие – недолговечны. И лишь немногие живут долго. Песня объединяла людей, протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Были исполнены песни: «Священная война», «Синий платочек», «На безымянной высоте», «Тёмная ночь», «Баллада о солдате», «В лесу прифронтовом», «Алёша» и «День Победы».

    Они были на той войне. Они защищали Родину и свой народ. Они жили в окопах и землянках, замерзали в суровые зимы, продвигались вперед под проливным дождем. Они теряли друзей и доставали из солдатских мешков то, немногое, дорогое сердцам, что солдаты всегда носили с собой: фотографии и письма матерей, любимых и записные книжки, пропитанные потом и кровью. Они горели в танках и самолетах, подрывались на минах, лежали в госпиталях с ранениями и рвались оттуда обратно на фронт. Что делали они, осунувшиеся, усталые, измотанные тяжелыми боями в минуты отдыха? Писали стихи. Какие стихи? Разные, сильные, глубокие, насыщенные патриотизмом – о вере в Победу. Трогательные, нежные, личные - о любви. Тихие, сдержанные, горькие – о памяти. Сколько их было, фронтовых поэтов? Много. Очень многим ведь война странным образом не только делала звонче голоса поэтов, но пробуждала голоса простых солдат. Их нельзя забыть. Их нужно помнить. Всех. Мы стараемся, мы отыскиваем их стихи, мы записываем их в память, мы кладем их в сердца.

     На музыкально – литературный конкурс были приглашены ветераны войны.

     В качестве зрителей присутствовали ученики 5-ых классов

    Отзыв на открытое внеклассное мероприятие

    Литературно-музыкальный конкурс военной песни «Живые, пойте о нас!» проходил в актовом зале лицея №2 в рамках открытого городского мероприятия по празднованию Дня Победы. На мероприятие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Почетное жюри состояло из членов городского методического объединения учителей музыки и библиотекарей. Музыкально-литературный конкурс, подготовленный Арестовой И.А., Климиной А.М. и Нафиковой Р.С. никого не оставил равнодушным. В тишине зала особенно трогательно звучали песни военных лет в исполнении ребят, а кадры военной кинохроники еще раз убедили в том, что нет ничего страшнее войны и задача всех живущих - хранить память о тех, кто оплатил своей жизнью сегодняшний мир. Конкурс был настолько эмоционально насыщенным, дети пели так искренне, что многие в зале не могли сдержать слез.

    Сцена, оформленная предметами военного времени, перенесла всех в прошлое (палатка, рюкзак, костер с котелком, военная форма, березовые ветки, гармонь на пеньке). Организаторы продумали и оформление зала. Учащимися 6-х классов были выпущены стенгазеты, посвященные Дню Победы. Библиотекари Климина А.М. и Нафикова Р.С. подготовили книжно-иллюстративную выставку: «Подвигу жить». Цель выставки – пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое. Библиотекари вместе с учащимися провели поисковую работу: нашли тексты песен, историю их создания, первых исполнителей. Информация была найдена в библиотеке, сети Интернет, на дисках.

    Нафиковой Р.С. была создана мультимедийная презентация, которая содержала фотографии военных лет, краткие видеофильмы о войне, картины, плакаты, тексты песен.

    Важную роль в этом мероприятии была отведена исполнению песен – народных и профессиональных, дошедших до нас. С вокальными группами шестых классов были выбраны самые задушевные, самые щемящие и потому самые полюбившиеся людям песни. Учитель музыки высшей квалификационной категории Арестова И.А. написала музыкальные фонограммы песен, организовала вокально-хоровую работу и индивидуальные занятия с учащимися, исполняющими дополнительное сопровождение на музыкальных инструментах – фортепиано, гитара, аккордеон, баян, скрипка, флейта.

    Песни военных лет. Сколько их, прекрасных и незабываемых. Песни далеким эхом суровых и военных лет отозвались в сердцах и памяти тех, кто исполнял и слушал их. Песни – как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, другие вспыхивают ярко и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие такие родные и непохожие, близкие и далекие песни.

    Руководитель РГМО учителей музыки: Ильичев Е.М.

    Заместитель по ВПР МАОУ «Лицей №2»:КовязинаА.А.

    С того времени ко Дню Победы в Великой Отечественной войне в лицее традиционно проводится музыкально-литературный конкурс песен о войне среди учащихся 6-х классов. Песенный репертуар ежегодно изменяется в соответствии с названием и содержанием конкурса.

    Список песен, прозвучавших на конкурсах

    «Живые, пойте о нас» - 2009

    Слова В. Агатова, музыка И. Богословского «Темная ночь»

    Слова Р. Гамзатова, русский текст Н. Гребнева, музыка Я. Френкеля, «Журавли»

    Слова Я. Галицкого и М. Максимова, музыка Е. Петерсбурского «Синий платочек»

    Слова М. Матусовского, музыка Б. Баснера «На безымянной высоте»

    Слова А. Хазина, музыка неизвестного автора «Шел ленинградский паренек»

    Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера «В лесу прифронтовом»

    Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского «Алеша»

    «Поклонимся великим тем годам» - 2010

    Слова В.Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова «Священная война»

    Слова М. Матусовского, музыка А. Александрова «Баллада о солдате»

    Слова С.Острова, музыка М.Фрадкина «У деревни Крюково»

    Слова Я, Галицкого и М. Максимова, музыка Е. Петерсбурского «Синий платочек»

    Слова А. Соболева, В. Мурадели «Бухенвальдский набат»

    Слова А. Коваленкова, музыка М. Блантера «Солнце скрылось за горою»

    Слова Я.Шведова, музыка А. Новикова  «Смуглянка»

    Слова и музыка Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

    Слова Д. Тухманова, музыка В. Харитонова «День Победы»

    «Живая память.Города – герои» - 2011

    Слова и музыка Б. Окуджавы «До свидания, мальчики»

    Слова А. Суркова, музыка Б. Мокроусова «Песня защитников Москвы»

    Слова и музыка А. Дольского «Ленинградский вальс»

    Слова С. Островова, музыка А. Махова «Баллада о Керчи»

    Слова Д. Тухманова, музыка В. Харитонова «День Победы» 

    «И песня тоже воевала» - 2012

    Слова В.Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова «Священная война»

    Слова Я. Галицкого и М. Максимова, музыка Е. Петерсбурского «Синий платочек»

    Слова В. Агатова, музыка И. Богословского «Темная ночь»

    Слова М. Матусовского, музыка Б. Баснера «На безымянной высоте»

    Слова М. Матусовского, музыка А. Александрова «Баллада о солдате»

    Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера «В лесу прифронтовом»

    Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского «Алеша»

    Слова Д. Тухманова, музыка В. Харитонова «День Победы» 

    «Песни в солдатской шинели» - 2013

    Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера «Катюша»

    Слова Я. Галицкого и М. Максимова, музыка Петерсбурского «Синий платочек»

    Слова М. Матусовского, музыка Б. Баснера «На безымянной высоте»

    Слова А. Суркова, музыка К. Листова«В землянке»

    Слова и музыка Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

    Слова Д. Тухманова, музыка В. Харитонова «День Победы»

    «Песни, опаленные войной» - 2014

    Слова В.Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова «Священная война»

    Слова М.Исаковского, музыка народная «Огонек»

    Слова М. Матусовского, музыка Б. Баснера «На безымянной высоте»

    Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера «Катюша»

    Слова и музыка М.Ножкина «Последний бой»

    Слова М. Ясеня,музыка И. Лученок «Весна 45»

    Слова Д. Тухманова, музыка В. Харитонова «День Победы» 

    «Прикоснись сердцем к подвигу» - 2015

    Слова В.Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова «Священная война»

    Слова М. Матусовского, музыка Б. Баснера «На безымянной высоте»

    Слова и музыка Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

    Слова М. Исаковского, музыка М.Блантера «В лесу прифронтовом»

    Слова Б. Окуджава, музыка В. Левашова «Бери шинель, пошли домой»

    Слова Д. Тухманова, музыка В. Харитонова «День Победы»

    Слова и музыка Е.Плотниковой «Огонь памяти»

    «Песни, победившие войну» - 2016

    Слова М. Матусовского, музыка Б. Баснера «На безымянной высоте»

    Слова и музыка Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа»

    Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера «В лесу прифронтовом»

    Слова Б. Окуджава, музыка В. Левашов. «Бери шинель, пошли домой»

    Слова Ц.Солодарь, музыка Дан. иДм. Покрасс «По берлинской мостовой»

    Литература:

    1. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.
    2. Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.
    3. Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны.– М., 1979.
    4. Луковников А.Е. Друзья однополчане:О песнях, рожденных войной. - М., 1975.
    5. Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. /Сост. Красильщиков. – М., 1978.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

    Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

    ЛЮБИМЫХ ОКОН НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

    Когда великий русский композитор Сергей Рахманинов уходил из жизни, он по воспоминаниям очевидцев, видел одну и ту же картину: места, в которых он родился и вырос, где прошло его детство и юность.Вот ...

    сценарий к 50 летию щколы "Любимых окон негасимый свет"

    Данное мероприятие готовили к юбилею школы. Это было главным и значимым событием года, в подготовке которого участвовали  весь ученический коллектив и все учителя....

    Музыкальная презентация "Военной песни негасимый свет"

    Данная презентация посвящена  70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.Рассказывает о создании военных песен....

    "Военной песни негасимый свет" - урок

    Урок «Военной песни негасимый свет» проходил как литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы.Сцен    Сценарий подготовила я и мои  студенты Воронежского музыкального...

    СБОР ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОСКОВИЯ» «ПОБЕДЫ НЕГАСИМЫЙ СВЕТ» 5-6 КЛАССЫ

    Сбор Детской Организации "Московия" в коррекционной школе...

    Сценарий концерта "Победы негасимый свет"

    Сценарий концерта ко Дню Победы....