Открытый урок "Что ты знаешь о войне?"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Кудерова Мария Павловна

 «Что ты знаешь о войне?»

 

Повторение, закрепление и проверка знания учебного материала по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (подготовка к ОГЭ по истории)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Что ты знаешь о войне?"30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории в 9 класс

«Что ты знаешь о войне?»

Автор: Кудерова Мария Павловна

учитель истории и обществознания

г.о. Кинель,  2019 г.

Предмет: История

Класс: 9

Тема урока: «Что ты знаешь о войне?»

Тип урока: урок контроля знаний и умений

Цель урока: повторение, закрепление и проверка знания учебного материала по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Планируемые результаты: 

Личностные: проявлять сознательную гражданскую позицию, чувство гордости за свой народ, победившего в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; излагать и аргументировать свою точку зрения об историческом наследии Великой Отечественной войны.

Предметные: иметь четкое представление о роли СССР во Второй мировой войне;

знать этапы, периоды, крупнейшие сражения Великой Отечественной войны; оценивать итоги Великой Отечественной войны.

Метапредметные: планировать, контролировать учебные действия; определять эффективные способы достижения результата; определять последовательность важнейших событий; использовать данные различных исторических источников (карты, схемы, изображения) при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; группировать исторические явления и события по заданному признаку; определять причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям эпохи Великой Отечественной войны.

Оборудование: ноутбук, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура урока

1. Организационный этап.  (1 мин.)                                                                             

Слайд 1. Приветствие. Сообщение темы урока.

2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2. (2 мин.)

Цель урока: повторение, закрепление и проверка знания учебного материала по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Урок-зачет в виде практической работы в группах. Класс делится на несколько групп.

Задания по основным темам Великой Отечественной войны:

1) Начальный период Великой Отечественной войны

2) Коренной перелом в Великой Отечественной войне

3) Завершающий этап Великой Отечественной войны

4) Тыл и оккупированные территории

5) Мужество и героизм советских воинов

3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (30 мин.)

Учащиеся выполняют практическую работу в группах, тестирование.  Задания взяты из комплекса материалов для подготовки учащихся к ОГЭ. Группы отвечают письменно, записывая ответы в оценочный лист (Приложение).

Слайд 3. Задания по теме «Начальный период Великой Отечественной войны»                                       

Слайд 4.

1. Какое условное наименование получил план нападения фашистской Германии на СССР?

1) «Уран»       2) «Барбаросса»     3) «Цитадель»       4) «Тайфун»

2. 5–6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной армии под

1) Москвой      2) Сталинградом     3) Ленинградом     4) Смоленском

3. «Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства…

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

1) Г.К. Жуков         2) К.Е. Ворошилов     3) В.М. Молотов     4) И.В. Сталин

Слайд 5.     

4. Рассмотрите схему и выполните задание.

Какой цифрой на схеме обозначен город, который не был захвачен фашистскими войсками?  1) 1    2) 2    3) 3    4) 4

Слайд 6.     

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите год (годы), событиям которого посвящена данная карикатура.

1) 1941 –1942 гг.      2) 1943 г.     3) 1944 г.      4) 1945 г.

Слайд 7.   

6. Что из перечисленного относится к последствиям битвы за Москву? Найдите в приведённом списке две верные позиции и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) завершение коренного перелома в войне

2) развеян миф о непобедимости немецкой армии

3) открытие второго фронта

4) вступление в войну США

5) первое крупное поражение Германии

Слайд 8.  Задания по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»                                    

Слайд 9. 

1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось

1) 5 декабря 1941 г.     2) 19 ноября 1942г.    3) 5 июля 1943 г.   4) 6 июня 1944 г.

2. Какое из перечисленных событий произошло во время Курской битвы?

1) открытие Второго фронта в Европе

2) восстановление Государственной границы СССР

3) Крымская конференция глав правительств СССР, Великобритании, США

4) крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой

3. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите битву, о подготовке противника к которой идёт речь.

«Замысел предстоящего наступления немецко-фашистских войск достаточно подробно излагается в приказе № 6, подписанном Гитлером 15 апреля 1943 г. Согласно этому приказу задачей наступления было уничтожение советских войск путём «концентрического наступления» в целях окружения советских фронтов. Один удар намечалось нанести из района южнее Орла основными силами группы армий «Центр» и другой — из района севернее Харькова главными силами группы армий «Юг»».

1) Сталинградская битва    2) Курская битва   3) битва за Днепр 4) битва за Кавказ

Слайд 10.

4. Рассмотрите схему и выполните задание.

 Какой город обозначен на схеме цифрой «1»?

 1) Курск      2) Сталинград          3) Орёл        4) Киев

Слайд 11.

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите год, когда завершились военные операции, которым посвящён данный плакат.    1) 1941 г.    2) 1942 г.    3) 1943 г.    4) 1944 г.

Слайд 12.

6. Кто из перечисленных глав государств принимал участие в Тегеранской конференции стран антигитлеровской коалиции? Найдите в приведённом списке двух глав государств и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) Н. Чемберлен     2) Э. Даладье   3) И.В. Сталин  4) Н.С. Хрущёв  5) У. Черчилль

Слайд 13. Задания по теме «Завершающий этап Великой Отечественной войны»                                    

Слайд 14.

1. В ходе проведения Висло-Одерской наступательной операции советские войска освободили бóльшую часть

1) Польши     2) Венгрии       3) Румынии     4) Австрии

2. Расположите события в хронологическом порядке

1) Берлинская конференция
2) создание плана «Ост»
3) встреча на р. Эльбе
4) операция «Цитадель»
5) открытие второго фронта в Европе

3. Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной войны. Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции?

«План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».

1) Украина      2) Белоруссия      3) Молдавия        4) Эстония

Слайд 15.

4. Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрой «2».

1) Висла      2) Одер     3) Эльба     4) Неман

Слайд 16.

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите месяц и год, когда сделана данная фотография.

1) апрель 1942 г.     2) август 1943 г.      3) июнь 1945 г.      4) август 1945 г.

Слайд 17.

6. Кто из перечисленных советских воинов водрузил Знамя Победы над зданием рейхстага в Берлине? Найдите в приведённом списке фамилии двух советских воинов и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) В.Г. Клочков 2) М.А. Егоров   3) М.В. Кантария  4) С.И. Сафронов

5) Я.Ф. Павлов

Слайд 18. Задания по теме «Тыл и оккупированные территории»                                                                

Слайд 19.

1. Конструкторами советских боевых самолётов были

1) С.В. Ильюшин и А.С. Яковлев                     2) Г.С. Шпагин и В.А. Дегтярёв

3) И.В. Курчатов и С.П. Королёв                     4) М.И. Кошкин и Ж.Я. Котин

2. Командирами крупных партизанских соединений в годы Великой Отечественной войны были

1) И.В. Панфилов и В.Г. Клочков                      2) А.Н. Сабуров и С.А. Ковпак

3) Н.Ф. Ватутин и И.Д. Черняховский              4) В.И. Чуйков и М.С. Шумилов

3. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название битвы, во время которой произошли описанные события

«В 8 часов утра на Красной площади Москвы начался традиционный военный парад в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Парад принимал Маршал Советского Союза С.М. Будённый, командовал парадом командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А. Артемьев. С коротким вдохновляющим призывом к участникам парада обратился Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин».

1) Московская битва                                 3) Курская битва

2) Сталинградская битва                          4) битва за Берлин

Слайд 20.

  1. Рассмотрите схему и выполните задание.

Какой цифрой на схеме обозначен город, который находился в блокаде с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г.?    1) 1   2) 2   3) 3   4) 4

Слайд 21.

5. Рассмотрите изображение и выполните задание. 

Укажите год, когда был сделан плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт»

1) 1941 г.    2) 1942 г.    3) 1943 г.    4) 1944 г.

Слайд 22.

6. Какие из перечисленных понятий связаны с историей Великой Отечественной войны? Найдите в приведённом списке два понятия и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) «ленд-лиз»   2) комбеды   3) продотряды   4) продразвёрстка

5) «рельсовая война»

Слайд 23.  Задания по теме «Мужество и героизм советских воинов»                                                          

Слайд 24.

1. Укажите род войск, в котором в период Великой Отечественной войны служили трижды герои Советского Союза И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин.

1) бронетанковые войска     2) авиация      3) пехота        4) инженерные войска

2. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу в годы Великой Отечественной войны защитников города

1) Москвы      2) Севастополя     3) Ленинграда    4) Сталинграда

3. Прочтите отрывок из записок военного журналиста и укажите фамилию бойца, пропущенную в тексте.

 «Рано утром начался бой. Путь батальону к Чернушкам внезапно преградил вражеский дзот. Из его амбразуры горячо били струи огня и выносило дымок. Цепь бойцов залегла. Никакие попытки уничтожить лесную вражескую крепость не имели успеха. Тогда  … подполз к дзоту и, мгновенно вскочив, грудью своей закрыл его амбразуру. Фашистский пулемёт заглох. И батальон с боевым русским кличем рванулся вперёд – к деревне Чернушки».

1) Н.Ф. Гастелло    2) В.В. Талалихин      3) В.Г. Клочков     4) А.М. Матросов

Слайд 25.

4. Рассмотрите схему и выполните задание. Какой цифрой на схеме обозначена крепость, прославившаяся героизмом своих защитников в первые недели Великой Отечественной войны?

1) 1    2) 2    3) 3    4) 4

 Слайд 26.

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

На картине А.А. Дейнеки запечатлён героический подвиг советских бойцов при обороне

1) Одессы     2) Мурманска    3) Севастополя     4) Сталинграда

Слайд 27.

6. Кто из перечисленных военачальников принимал участие в Великой Отечественной войне? Найдите в приведённом списке двух военачальников и укажите цифры, под которыми они указаны.

1) В.И. Чуйков   2) М.Н. Тухачевский    3) Л.Г. Корнилов    4) Г.К. Жуков

5) В.К. Блюхер

  1. Рефлексия (подведение итогов урока) (7 мин.)

Проводится самопроверка с помощью ключей к заданиям, обсуждение проблемных заданий. Оценивание работы групп и всего класса.

  1. Домашнее задание.

Эссе «Для чего нужно знать историю Великой Отечественной войны?»

Оценочный лист                                                                          Приложение

Группа №____

Список учащихся__________________________________________________

Задания по теме «Начальный период Великой Отечественной войны»

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задания по теме «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задания по теме «Завершающий этап Великой Отечественной войны»

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задания по теме «Тыл и оккупированные территории»

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задания по теме «Мужество и героизм советских воинов» 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

      Оценка:  _______________                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Знаешь ли ты героев казахских сказок"

Закрепление знаний персонажей казахских народных скзок в виде викторины....

Урок английского языка "Что ты знаешь о столице Британии"

Урок английского языка в 7 классе по теме «Что ты знаешь о столице Британии?»Пояснительная записка       Урок составлен в соответствии с календарно-тематическим пла...

Викторина "Знаешь ли ты английскую и американскую литературу"

    Текст данной викторины был использован для проведения игры в 6-11 классах в рамках недели иностранных языков. Произведения, которые здесь упоминаются, создавались за широкий истор...

Внеклассное мероприятие по биологии"Знаешь ли ты анатомию?"

Данное мероприятие по биологии направлено на проверку знаний учащихся по самым важным темам курса анатомии. Форма проведения в виде игры позволяет проводить его как на уроке, так и как полноценное вне...

Знаешь ли ты Пушкина?

Кроссворд "Подсвечник", с помощью которого можно повторить тему "Лицейские годы А.С.Пушкина"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА? »

Целью данного мероприятия было:*  Стимулирование учащихся к самостоятельному овладению правовыми, социальными и культурными знаниями;*  Воспитание умения отстаивать свои взгляды в вопросах о...