Воспитательный потенциал уроков истории: формирование патриота и гражданина своей страны
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Дерябина Лариса Анатольевна

Выступление на муниципальном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, посвященной роли предметов гуманитарной напрвленности в усилении патриотической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лариса Анатольевна Дерябина,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Козельска

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИСТОРИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА СВОЕЙ СТРАНЫ

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» воспитательная задача урока определяется как приоритетная: «Личность несвободна, если она не отличает добра от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество… Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие» [1]  Поэтому учителю прежде всего нужно определить, какое нравственное начало заложено в содержании учебного материала.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников складывается представление, что история - это исторические даты, события и деятели. Эта проблема решается в том случае, если в основе воспитания на уроках истории применяются системный и комплексный подходы.

В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не надо становиться великим народом, они и так им являются».

Подобные записи можно встретить в учебной литературе США, Китая и многих других странах. Причем, это не просто записи. В этой мысли заложена главная идея воспитания детей.

Повышению эффективности истори​ческого образования способствует исполь​зование разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегриро​ванных, проблемных, уроков-характерис​тик, уроков-размышлений, дискуссий, те​атрализованных, семинаров, лекций и др.

Известный российский педагог Д.И.Тихомиров (1844-1915) считал, что в школах должна изучаться не история войн, а история духовного роста народа. [7]

Да, Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства не оттого,

Что тяжек быт или страшны мытарства,

А погибают оттого (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.  (Булат Окуджава)

История не подчиняется законам нравственности. К сожалению, это так. Но значит ли это, что к истории непреложны законы нравственности. «Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов, но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве. Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут», – писал Н.М. Карамзин. [3]

И, конечно, здесь всё будет зависеть от нас, учителей. Это не просто должны быть уроки. Мне важно, чтобы был не план, а образ, настроение, накал эмоций, переживание. Одним словом, сценарий спектакля, в основе которого будет история.

Основополагающей темой для воспитания на уроке отечествен​ной истории, например, XIV века являются события, связанные с Куликовской битвой. Естественно вплетается в канву педагогического приема привития навыков патриотизма поиск ответа на слова Льва Николаевича Гумилёва «На борьбу с Мамаем в 1380 году пошли москвичи, суздальцы, тверичи, а вернулись русские». Ответ об объединяющей разрозненную русскую землю победе на Куликовом поле победе все считают единственно правильным.

Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XIV века, и ученики сами дела​ют вывод, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» — современно звучит и сегодня в России.

Для более полной реализации воспита​тельного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо приме​нять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится уста​новление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, та​кими, например, как литература, музыка, мировая художественная культура (МХК). Такой методический прием наиболее эффективен, если ставится задача максимально погрузиться в историческую эпоху, делая события далекого прошлого практически осязаемо близкими. Основной задачей становится не воспроизведение и пересказ знаний, полученных от источника или учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний.

Очень важную, судьбоносную роль в истории нашей страны играли события Смутного времени. Необходимо, чтобы обучающиеся поняли, прочувствовали, что речь шла о жизни и смерти нашего государства, о том, что русские люди после раздоров и ссор вдруг поняли: если не они, то никто больше. Кризис об​щества и государства, Россия на краю по​тери независимости, явление самозван​ства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка воп​росов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Сле​довательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Ро​дины, какие трудности приходилось пре​одолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляю​щая, которая побуждает сопереживать, со​чувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

Учитель помогает учащимся осознать, что в годы суровых испытаний именно перед наро​дом встает выбор — либо погибнуть, либо бороться за свою свободу; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.

При работе в группе с дополнительны​ми историческими материалами, грамо​той Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриоти​ческие идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняй​те его всеми силами, соединяйтесь с дру​гими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Мос​ковское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».

Истинно народный характер российского самопожертвования во имя жизни и благополучия своей страны – это особый предмет гордости россиян. И каждый новый пример призван множить это чувство. Пример из истории нашей страны XIX века – Крымская война, оборона Севастополя. В письме к брату Лев Николаевич Толстой записывает 20 ноября те знаменательные слова, которые впоследствии почти полностью вошли в рассказ "Севастополь в декабре месяце": "Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо "Здорово, ребята!" говорил: "Нужно умирать, ребята, умрете? «И войска кричали: "Умрем, ваше превосходительство! Ура!" …Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время ". Учитель: «Чем можно объяснить тот дух   русских солдат, что проявлялся в дни севастопольской битвы?»  Стоять насмерть за брата и отца, за Отечество —являлось неписаным правилом для россиян во все времена. Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами.

Таким образом, воинские традиции Древней Руси-России- Российской Федерации лежат в основе военной доблести Великой России. Стержнем этих традиций всегда является патриотизм, проникнутый глубокой духовно-нравственной основой любви к своей Родине.

 Школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. В тоже время рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают особый интерес. Так пришло понимание того, что изучать историю России можно через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, проводя между ними параллели.

Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории [5]

В тоже время хочу отметить, что «сухое» изучение истории малой родины не даст нам нужных результатов. Необходимо «зацепить» ученика так, чтобы он почувствовал себя частью исторического процесса. В 2013 году мы с моей ученицей Орловой Надеждой начали работу над темой, касающейся пребывания польских военнопленных в Оптиной Пустыни. Сколько в прессе было спекуляций на тему жестокого обращения с поляками в этом лагере! Но ученица, не желая думать о том, что на ее Малой Родине происходили такие печальные события, смогла найти свидетеля событий, взять у нее интервью и по-новому взглянуть на события того времени. Со своей работой «Не отверну лица» Надежда стала победительницей Юдинских чтений и дипломантом Всероссийского конкурса «Отечество». Другие мои ученики подготовили полное описание-классификацию братских захоронений на территории Козельского района и составили карту (Баринова Ольга, Хачева Анна). Очень увлеченно шли поиски в архиве Калужской области по истории работы Козельской мужской гимназии (1913-1918 гг.), Лемешкина Виктория практически открыла городу Козельску большинство фактов из жизни гимназии, в том числе имя её директора -Дмитрия Дмитриевича Каринского, - известного в дореволюционной России педагога и историка.

Начинается все с малого: истории семьи учащегося (момента и причин поселения в данном городе, селе; определения круга ближайших и дальних родственников); сбора данных о родных – участниках каких-либо исторических событий, записи их рассказов о делах, минувших и т.д. В этом случае ученик уже чувствует себя частью истории через своих предков. Обычно в маленьких городках и селениях судьбы жителей тесно переплетены и начав работу с истории своей семьи выходит на историю селений, городов, а там и государства.

Истинный патриотизм проявляется в горячем желании народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и создателя общечеловеческих ценностей. Весь смысл заключается в национальной гордости литературой, искусством и наукой. Формирование общечеловеческой любви и любви к Родине происходит через совершенствование, то есть через устранение своих недостатков, осознание чужих хороших свойств и укрепление их у себя. А чтобы любить родину, необходимо знать ее историю.

 Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. Поэтому нам необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси -России – СССР - Российской Федерации. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно заслуживают огромное уважение.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию того, почему наши предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя». [6]

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую.

«Молодежь необходимо воспитывать на примерах героев»,- заявил недавно в своей речи Патриарх Кирилл.

Ежегодно во время проведения декады истории объявляется конкурс презентаций «Герои нашего времени» К сожалению, очень немногие ученики представляют свои работы, объясняя это тем, что сейчас они не могут найти настоящих героев. Тогда уместно будет им напомнить имена Александра Прохоренко, Магомеда Нурбагандова, героев «атаки мертвецов» крепости Осовец, Сергея Солнечникова, Жени Табакова и многих, многих других.  

Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. Но в учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М.М. Сперанского, Александра II, Л.Н. Толстого, С.П. Королёва, они даже не представляют нравственные мотивы их деятельности.

Раскрывая нравственные качества соотечественников, учитель стремится соотнести положительные из них с подобными качествами самих учащихся. Но напрямую эти качества не воспитываются. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фразами «А вот Толстой в твои годы…», «А вот Королёв, когда ему было пятнадцать…», большинство учащихся не отреагируют на них вообще. Если же учитель подходит к решению проблемы с несколько другой стороны, успех может быть обеспечен.

У Вани он отмечает огромную жизненную энергию, свойственную Петру I, у Димы – изобретательность Королёва. Пусть не у всех, но у кого-то из подростков положительный нравственный след в душе всё же останется: ещё бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может привести учащихся к потребности более глубоко изучить этих личностей.

Таким образом, я глубоко убеждена, что воспитание и обучение – это взаимосвязанный и взаимозависимый процесс, который должен осуществляться как можно естественнее и органичной.

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке» (Е.Н.Ильин) [2] Наши дети   после обучения в школе, попадая во взрослую жизнь, должны чувствовать свою неотъемлемую сопричастность к истории и судьбе своей страны, стать ее достойными гражданами и преданными патриотами.

На уроках истории решается большая задача по воспитанию и формированию большого гражданина России

«Любит ли свое дерево зеленый листок?

Просто он лишь с ним связанный, -

Лишь ему принадлежит.

И пока связан, пока зелен, пока жив-

Должен верить в свое родное дерево».

Иначе - во что же верить? Иначе - зачем же

жить?

(Михаил Осоргин,1924 г.) [4]

Список литературы:

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.
  3. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Вестник Европы. 1802. № 4. Ч. 1. С. 56-69.
  4. Осоргин М. Письмо в газету "Дни" // С того берега. - М., 1992. С. 5.
  5. Стражев А.И.  [под ред. П.В. Горы] М. Издательство: Просвещение.  1964.  286 с.
  6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. – М.,1979.

 7.  Тихомиров, Дмитрий Иванович. Из истории родной земли, с.124: Очерки и рассказы для школ и народа: С рис. и карт. в тексте/ Сост. Д. И. Тихомиров. - Москва: Тип. К. Л. Меньшова, 1910


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я гражданин своей страны и края своего!"

Классный час посвящён символам государственности Ульяновской области....

"Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"....

"Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"....

презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"

Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...

Я -гражданин своей страны

Программа внеурочной деятельности учащихся...

Программа воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» для 5 класса

В рамках реализации программы воспитательной работы «Я – гражданин своей страны» применяются следующие формы взаимодействия с родителями: творческие мастерские, родительские лектории и собрания, совме...