Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в условиях реализации национальной образовательной инициативы.
статья

Петраченкова Елена Владимировна

В настоящее время наблюдается усиление воспитательной функции образования, большое внимание уделяется формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, патриотизма, уважения к правам и свободам других граждан. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrachenkova_elena_vladimirovna_statya_mo.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Петраченкова Елена Владимировна

Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в условиях реализации национальной образовательной инициативы.

В настоящее время наблюдается усиление воспитательной функции образования, большое внимание уделяется формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, патриотизма, уважения к правам и свободам других граждан. Необходимость таких перемен закреплена в законодательной базе Российской Федерации, о чем свидетельствуют соответствующие указы и постановления. Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности. У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации[1]. Государство ставит конкретные цели в отношении личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования, а именно: «воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной[2]».

Воспитание рассматривается как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Оно должно осуществляться на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края. Именно этим целям служат уроки истории и обществознания в школе, а также внеклассная работа, включающая в себя посещение музеев и памятников культуры, знакомство с историческими документами и памятниками литературы в архивах и библиотечных отделах рукописей.

Уже сам по себе школьный урок уже обладает уникальными возможностями влиять на становление многих важных качеств личности учащихся. Его назначение в процессе обучения состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой, в результате которого происходит не только приобретение учащимися знаний и навыков, но и развитие их способностей к общения и выстраиванию отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания заключается, на мой взгляд, в формировании правильного отношения к общечеловеческим ценностям, воспитании высокого чувства гражданского долга, развитии умения критически мыслить и самостоятельно оценивать исторические факты и события. Долгосрочная цель этих уроков – воспитывать чувство патриотизма, милосердие, доброту и сочувствие, прививать интерес к изучению литературы на основе межпредметных связей.

Для достижения в рамках уроков истории и обществознания не только образовательной, но и воспитательной целей, возможно применение различных методических приемов и форм организации урока.

Воспитание должно сопровождать образовательный процесс из урока в урок, но при этом, не должно заменять собой собственно обучение. Необходимо постепенно приучать учеников к самостоятельной работе по постановке проблем, осмыслению задач и построению заключений. Эффективными приемами работы, направленными на воспитание нравственных качеств обучающихся и развитие умения увидеть и оценить их в окружающих, являются следующие: групповая дискуссия, игра с распределением ролей, решение проблемных задач, диалогические формы работы, викторина, конкурс. При этом не стоит отказываться и от традиционных заданий – подготовки устных сообщений для семинаров, написания сочинений, проведения зачетов. Один из методических приемов реализации воспитательного потенциала уроков истории – введение 5-минутки «Этот день в истории России». Так, например, совсем недавно наша страна отметила годовщину снятия блокады Ленинграда. В рамках предложенного тематического блока учитель и учащиеся непосредственно на уроке, опираясь на информационный повод, могут вспомнить о таких великих событиях, обсудить их значимость, почтить память тех, кто отдал жизни за наше благополучное будущее.

Также, можно регулярно предлагать учащимся обратить внимание на тему урока, сформулированную совместно с обучающимися, вдумчиво вчитаться в нее и высказать свои соображения по данному вопросу. В результате решается сразу несколько педагогических задач: развитие творческого мышления и культуры речи, смелости высказывать своих мысли; воспитание критического мышления; воспитание уверенности в своих силах, поскольку ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации; развитие мотивационной сферы, т.к. эти первые несколько минут рассуждений вслух создают рабочий настрой, задают ритм урока. Важной стороной воспитания как части образовательного процесса являются вопросы о профессиональной и трудовой подготовке, о месте нравственной оценки в системе стимулов труда. В связи с этим на уроках обществознания необходимо обеспечивать и, так называемое, психологическое просвещение – организовывать встречи с людьми разных профессий, мастерами своего дела и высоконравственными личностями. Контроль на уроке также позволяет решать ряд воспитательных задач, но для этого он должен быть всесторонним: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. Среди способов организации контроля: карточки-тренажеры, самостоятельные работы разного вида, электронные тесты, мотивационные жетоны, рефлексия и т.д. Разнообразие видов контроля воспитывает ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

Таким образом, можно сделать выводы:

  • реализация воспитательного аспекта уроков истории и обществознания заложена как в действующем законодательстве, так и в конкретных программных документах в сфере образования;
  • воспитание может и должно осуществляться в наибольшей степени средствами конкретного учебного предмета, при этом воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;
  • уроки истории и обществознания в силу своего содержания дают возможность формировать у учащихся гражданскую компетенцию, воспитывать в них чувство патриотизма;
  • основа воспитания в процессе обучения – это, прежде всего, собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям.

Список литературы:

  1. Бабурина Н.Ф., Пелевина Е.А. Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории // Ярославский педагогический вестник. 2006. №4. С. 109 – 113.
  2. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2005.
  3. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 класс. М., Просвещение, 2001.
  4. Загладин Н.В., Мишаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества XX в.: Учебник для 11 кл. М., Русское слово, 2006.
  5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N683, ст. 11 // URL.: https://www.garant.ru/ (дата обращения 09.09.2023).

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) // URL.: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 09.09.2023).


[1] Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. N683, ст. 11 // URL.: https://www.garant.ru/ (дата обращения 09.09.2023).

[2] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) // URL.: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 09.09.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

"Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"....

"Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"

Выступление на педагогическом совете по теме: "Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания"....

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагог...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознанияв условиях реализации ФГОС.Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя,...