Мастер-класс для педагогов
методическая разработка по истории

Гаврилова Екатерина Игоревна

Мастер- класс для педагогов по теме кейс технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx86.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Мастер-класс

«Нить Ариадны»

(составление и применение кейс-технологий на уроках истории)

C:\Users\GavrilovaE\Desktop\145Uxl-sPMA.jpg

Учитель истории и обществознания

Гаврилова Е.И.

с. Мыс Каменный, 2018

Тема «Нить Ариадны»

(составление и применение кейс-технологий на уроках истории)

Цель: формирование практических навыков использование кейс-технологий на уроке истории.

Задачи:

  1. Знакомство со структурой кейсов, их классификацией
  2. Условия применения кейс-технологии на уроках;
  3. Отработка на практике составления и  использования кейс-технологии на уроке истории.

Оснащение: раздаточные материал (фрагмент исторического источника), презентация.

    Введение

Слайд 1. Современные образовательные стандарты обязывают нас готовить выпускника с определенными умениями и навыками. Человека конкурентоспособного, с аналитическим мышление, способного быстро приспосабливаться к изменившимся условиям, эрудированного во всех сферах общества.

Учитель в образовательном процессе играет роль проводника, способного помочь разобраться учащемуся в информационном пространстве, вычленить самое основное из множества информации.  Ученик должен не только разбираться в изменениях, произошедших в обществе, но и устанавливать причинно-следственную связь между событиями и изменениями, уметь применить полученные знания на практике. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

 Для решения этой задачи, учитель использует множество методов, приемов и технологий. Одна из которых это кейс-технология.

Основная часть

Слайд 2. Кейс-технология это своеобразная «нить Ариадны», которая позволяет учащемуся выйти из информационного лабиринта с нужными знаниями, навыками и умениями.

Слайд 3.  Кейс-технология или «кейс-стади» - это технология при которой учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Применение в обучении кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.

Очень важно правильно составить кейс-задание. Сейчас фокус группа попробует придумать методическую часть кейса, используя памятку. Перед вами кейс-задание в виде отрывка из исторического документа. Вам необходимо придумать 5 вопросов к тексту.

Беседа с аудиторией.

В современном обществе человеку необходим навык работы со статистической и графической информацией. Очень важна правильная ее интерпретация. А отработать этот навык можно только на практике, используя кейс-задания.  

Слайд 4-5. Давайте разберем на примере России в 1990-е и 2000-е гг.

  1. Уровень заработной платы. Цены.

Учащиеся должен понимать, как инфляция влияла на уровень заработной платы.

Слайд 6-8.

  1. Строительство жилья.

Изучив график строительства жилья и ипотечного кредитования, учащиеся должны увидеть взаимосвязь, строительства, покупки жилья с ипотечным кредитованием.

Слайд 9-10.

  1. Благосостояние граждан.

Проанализировав уровень бедности в стране, делать выводы о причинах изменений этого уровня. Уметь связать уровень бедности с изменениями в экономике данного периода.

Слайд 11-13.

  1. Уровень развития медицины и образования.

Уметь связать изменения в медицине и образовании с изменениями в экономике данного периода.

Слайд 14-15.

  1. Базовые ценности. На основе статистических данных, уметь видеть причины смены духовных ориентиров в стране. Уметь отличать правильную, правдивую, проверенную информацию от фальсификации.

Крайне важно научить обучающихся на основе анализа информации делать правильные выводы, находить причинно-следственные связи. Рассматривать каждое событие в правильном историко-временном контексте. (Просмотр видеофрагмента)

Слайд 16.

Работа с фокус группой: зачитываются вопросы группы.

На учителя сегодня возлагается важная миссия: не только донести правильную информацию, но помочь правильно ее интерпретировать и делать выводы. Помочь из большого количества информации, вычленить своеобразное информационное зерно. И большую роль в этом играют правильно составленные и подобранные задания.

Слайд 17.

Памятка для составления кейс-задания (для учителя):

  • определить тематическое поле кейса (класс, раздел курса, тема);
  •  сформулировать цель и задачи кейса;
  • выделить содержательные сегменты для кейса (термины, ключевые понятия, цифровой материал и т.д.);
  • составить кейс и определить технологическую модель занятия;
  • подготовить задание для организации исследовательской деятельности учащихся (если необходимо – глоссарий, дополнительный информационный материал);
  •  разработать критерии оценивания решения кейса.

Памятка для учащихся при работе с кейсом:

Анализа ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;

Корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное четкости формулировки;

Успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;

Необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;

При выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

При составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

На данном этапе после презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:

Почему ситуация выглядит как дилемма?

Кто принимал решения?

Какие варианты решения имели место?

Что надо было делать? Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:

 -учащиеся работают более активно, целеустремленно;

 -повышается стимул к получению прогнозируемого результата;

 -отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

 -создаются равные условия для каждого;

 -выпускники адаптируются в новых социальных условиях.

        В наших школах такой метод должен иметь место, и подготовить уроки, как мы все убедились, с его использованием, возможно и интересно.

Список использованной литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Лебедев Ю. Б. Технологии компетентностного обучения: кейс-обучение. Методическое пособие для учителей и преподавателей общественных дисциплин образовательных учреждений систем общего, начального и среднего профессионального образования. Чебоксары – 2014

3. Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений : профил. уровень / под ред.Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение,2016

4. Обществознание : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений : под ред.Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. — М. : Просвещение,2015

5. История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2014

6.Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

7.https://infourok.ru/masterklass-po-teme-keys-tehnologii-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-377555.html

8.https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/ispol_zovaniie_kieis_tiekhnologhii_na_urokakh_istorii_i_obshchiestvoznaniia_kak_

9.http://5fan.ru/wievjob.php?id=53571


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".

Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

мастер-класс для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"

Занятие для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"Смотреть https://youtu.be/zpZMMENvOig...