Проект "Проектно-исследовательская деятельность обучающихся"
проект по истории

Гаврилова Екатерина Игоревна

проект предназначен для развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ПРОИСК»  (Проектно-исследовательская деятельность)

(срок реализации 3 года)

  1. Анализ проблемной ситуации, актуальность

В настоящее время всем понятна необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых, динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Характеристиками личности становятся коммуникабельность, развитие самостоятельности и способности к самоорганизации, умение отстаивать свои права и вести диалог, искать и находить выходы из сложившихся проблем.
На смену индустриальному обществу идет информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию становится жизненно важным для любого специалиста.
На практике мы, учителя чаще всего создаём с учениками работы, которые называют проектно-исследовательскими или исследовательскими проектами, так как деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным решением, но содержит элементы проектирования, поскольку необходимо выдвигать какие-либо гипотезы, т.е. предполагать, проектировать. Исследовательская работа школьника, как правило, не вносит новизну в науку, а повышает уровень знаний самого исследователя. Отсюда важность приобщения к исследовательской, поисковой деятельности уже в обще-образовательной школе. Приобщаясь к научному поиску, ребёнок учится ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Он овладевает методикой лабораторных исследований. Учится классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать свои собственные выводы.

Очень важной представляется организация в школе проектной и исследовательской деятельности учащихся как лучший способ для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

  1. Цели и задачи проекта

Главная цель проекта: научить школьников создавать свои собственные качественные  проекты по различным темам.

Задачи:

1. Повысить личную уверенность у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

• через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации

• через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развить у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей.

3. Развить исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических  ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Срок реализации 3 года (2021-2024 гг)

  1. Основное содержание проекта

(на примере истории и обществознания)

        Не новой, но востребованной формой работы с учащимися является научно-исследовательская деятельность. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. Три  кита на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а так же личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно-познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися. Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз  какого-либо объекта, вида деятельности.

        Ежегодно в апреле в школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители и призеры получают награды. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается  компьютерная презентация.

Организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории. На практике чаще всего используются такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения.  Начинать внедрение проектной деятельности возможно уже в начальной школе. Каждый школьник может найти в рамках этой программы "своего героя" и продемонстрировать свое личное отношение, как к нему, так и к его эпохе.   Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность, а также рефлексировать этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модель отношений. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).  Курс истории Древнего мира позволяет заниматься не только персоналиями (тема "Герои Эллады"), но и обращаться к культурным феноменам ("Семь чудес света").  Основной формой работы на уроке в среднем звене является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня.

На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд "Средневековый город и его обитатели". В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссии. Большую помощь в подборке краеведческого материала может оказать газета «Время Ямала», «Красный север», где учащиеся могут найти самые разнообразные материалы для своих докладов, чтобы затем свести их на занятии воедино.

Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов, где также возможен переход от индивидуального к групповому способу работы. Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, четверти или учебного года. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграммы и т.д.

Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Если в школе проводятся достаточно крупные проекты по каждому предмету, то необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году разработать и представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам.

Конечно, инициатива учащегося при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для учащихся среднего звена и старшеклассников. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Старшеклассники, чаще всего отдают предпочтение краеведению. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую "осязаемых", дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Не последнюю роль в приоритетности краеведения играет и возможность непосредственного общения с местными учеными – как правило, бескорыстными энтузиастами, охотно вступающими в контакт.

Выбор темы проекта – не самое простое занятие для руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, поиск которых ведёт в архивы города или музея, куда доступ бывает ограничен. Бывает, что темы просто "лежат на поверхности", но чем она проще и ближе, тем сложнее её увидеть.

Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, занятиях кружка, элективных курсах. Итогом проектов краеведческой тематики может стать участие в краеведческих конференциях и чтениях, деятельность школьных музеев, летописные альбомы. Подготовка к проектной недели длится, как правило, весь год по определённому плану, нарушение которого, может грозить срывом всей проектной недели. Заканчивается проектная неделя конкурсом проектов. В нашей школе итогом проектной деятельности за учебный год является школьная конференция. Предпрофильное и профильное обучение также ставит перед педагогами задачу перехода к проектной деятельности, так как предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Предлагаемые меры по профилизации образовательного пространства предполагают изменения в содержании и формах педагогической деятельности учителей и учеников, освоение современных технологий и форм работы, обеспечивающих профильное обучение – проектный метод, блочно-модульный подход, портфолио, педагогическая диагностика, тренинги, организационно-деятельностные игры, социальные практики. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более сложное, как для педагога, так и для учащихся, чем выполнение традиционных заданий, поэтому в в помощь участникам проекта необходимо разработать: методические рекомендации педагогам для работы над проектом,  универсальное учебное пособие для школьников по написанию проектов. Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.

Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велик, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц – полтора работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов.

При подготовке проектов как вариант домашнего задания часто обучающие используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке как краткосрочный проект. Особенно удается проектная деятельность на  уроках экономики (составление бизнес – планов; решение задач по менеджменту, маркетингу). Стараюсь варьировать состав групп, намеренно объединяя ребят по исключению принципа дружбы, развивая в них умения взаимодействовать в группе при любом составе.

В дальнейшем, с развитием массового доступа в сеть Интернет, предполагается использование сети не только для эпизодических консультаций и информирования обучающихся, но и для целенаправленного дистанционного обучения.

Лекционно – семинарская система эффективна на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в ВУЗах.

  1. Перечень ресурсов
    Информационные
  1. Источники и литература по данной тематике
  2. Дистанционные, краткосрочные курсы, мастер-классы, семинары-практикумы по данной тематике для учителей-предметников, школьников

Интеллектуальные (экспертные)

  1. Начальники  департамента образования, молодежной политики, по труду и социальной защите и т.п.
  2. Депутаты местного собрания,  районной думы
    Человеческие (кадровые)
  1. Учителя-предметники
  2. Педагоги дополнительного образования

Организационные

  1. Заместители директора школы
  2. Директора школы

Материально-технические ресурсы, финансовые

  1. Школьное финансирование: приобретение программ, литературы, компьютерных программ для написания проектов.
  1. Финансовое и техническое обеспечение Департаментом образования Ямальского района:  дистанционные, краткосрочные курсы, проведение районных мастер-классов, семинаров-практикумов по обмену опытом по данной тематике для учителей-предметников, учащихся школ.
  2. Перечень партнеров
  1. Администрация п. Мыс Каменный
  2. Районные департаменты образования, молодежной политики, труду и социальной защиты.
  3. Заинтересованные лица в данном проекте.
  1. Целевая аудитория проекта

Учащиеся 1-11 классов.

6.Этапы реализации

1 этап. Обучающий. Сентябрь-январь.

На данном этапе: 

  • Разработка универсального учебного пособия для школьников по написанию проектов.  
  • Применение проектов или элементов проектной деятельности, проблемных заданий на уроках (дискуссии, ролевые игры, викторины, сочинения, эссе и т.п.).
  • Методические рекомендации педагогам для работы над проектами. Введение элективного курса в школе  по написанию проектов.
  • Проведение семинара-практикума для учащихся «Как написать хороший проект» (практические рекомендации по написанию проектов) .
  • Организация внеурочной деятельности направленной на изучение теоретических основ написание проектов (создание научных сообществ).

2 этап. Проектный. январь-апрель.

На данном этапе: 

  • Районный заочный конкурс мини-проектов среди младших школьников
  • Проведение проектной недели
  • Серия краеведческих проектов «Моя малая Родина»
  • Ежегодная научно-исследовательская школьная конференция учащихся 1-11 классов

3 этап. Резюмирующий. апрель-май.

  • Проведение районных очных научно-исследовательских конференций «Юный исследователь».
  • Проведение семинара-практикума для педагогов «Лучший научный руководитель» (из опыта работы педагогов по работе написания проектов)
  • Выпуск районного сборника лучших проектов школьников «Исследователь».
  • Освящение результатов реализации проекта в СМИ.

План-график по выполнению программы «ПРОИСК»

(Проектно-исследовательская деятельность)
на  2021 -2024гг.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Проведение семинара-практикума для педагогов «Лучший научный руководитель» (из опыта работы педагогов по работе написания проектов)

Ежегодно (апрель)

Заместитель директора по МР, учителя-предметники

2

Проведение семинара-практикума для учащихся «Как написать хороший проект» (практические рекомендации по написанию проектов)

Ежегодно (октябрь, январь)

Учителя предметники, педагоги доп. Образования (занимающиеся проектной деятельностью)

3

Проведение проектной недели

Ежегодно (февраль)

Заместитель директора по МР, учителя-предметники, педагоги доп. образования

4

Выпуск районного сборника лучших проектов школьников «Исследователь»

Ежегодно (май)

Департамент образования Ямальского района

5

Организация внеурочной деятельности направленной на изучение теоретических основ написание проектов (создание научных сообществ)

Постоянно (еженедельно)

Педагоги доп.образования

6

Проведение районных очных научно-исследовательских конференций «Юный исследователь»

Ежегодно (май)

Департамент образования Ямальского района

7

Районный ежегодный семинар-практикум по обмену опытом среди педагогов и школьников в области кураторства и создания проектов

Ежегодно (декабрь)

Департамент образования Ямальского района

8

Районный заочный конкурс мини-проектов среди младших школьников

Ежегодно (январь)

Департамент образования Ямальского района

9

Разработка универсального учебного пособия для школьников по написанию проектов

Ежегодно (сентябрь)

Администрация школы

10

Применение проектов или элементов проектной деятельности, проблемных заданий на уроках (дискуссии, ролевые игры, викторины, сочинения, эссе и т.п.)

постоянно

Учителя-предметники

11

Методические рекомендации педагогам для работы над проектами

Ежегодно (сентябрь)

Администрация школы

12

Введение элективного курса в школе  по написанию проектов

Ежегодно (сентябрь)

Администрация школы

13

Серия краеведческих проектов «Моя малая Родина»

Ежегодно (март)

Учителя -предметники

14

Ежегодная научно-исследовательская школьная конференция учащихся 1-11 классов

Ежегодно (Март – апрель)

Заместитель директора по МР, учителя предметники

15

Освящение результатов реализации проекта в СМИ.

Май

Департамент образования Ямальского района

7. Ожидаемы результаты и социальный эффект

Работа с учащимися по данной тематике дает следующие положительные результаты:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к отдельным предметам;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».

из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....