Смутное время в российской культуре
методическая разработка по истории (7 класс)

Рощина Галина Владимировна

методическая разработка урока "Смутное время в русской культуре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Смутное время в русской культуре

Цели: 

Предметные: обобщить представление о положении в стране во время Смуты, умение изучать и систематизировать учебную информацию.

Метапредметные: умение работать с разными источниками, освоение основ межкультурного взаимодействия. Формировать умение представлять результаты своей деятельности в различных формах – здесь умение составить виртуальный альбом в хронологической последовательности.

Личностные: развитие эмпатии, осмысление социально-нравственного опыта предков, понимание культурного многообразия мира. Показать сопричастность с историей и культурой страны, воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам истории и культуры. Гражданская и локальная идентификация личности.

Оборудование: презентация, репродукции картин, портреты основных участников Смуты, рабочие листы учащихся.

                                 Ход урока

  1. Орг.момент. Прозвенел звонок. Начинается урок.  Меня зовут Галина Владимировна.   Сегодня я проведу у вас урок истории.

- Прочитайте отрывок из  романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам».

- Какой период русской истории описывает Толстой.

- Определение, какого термина вы видите.

- Какая связь между определением «культуры» и Смуты и в связи с этим предложите тему нашего урока. «Смутное время в русской культуре».

Вводное слово.  Подростки все хуже знают историю нашей страны: много времени уходит на общение в социальных сетях, компьютерные игры, тусовки. Можно ли считать патриотом человека, который не знает историю своей страны?

Сложилась ситуации, в которой:

– С одной стороне - нежелание молодого поколения учить историю;

– С другой стороны - учителя, государство, которые осознают важность изучения истории.  Что же делать? Как же заинтересовать подростков?

Я предлагаю вам создать виртуальный исторический альбом.

-  Это и будет цель нашего урока, а так же повторим пройденную вами ранее тему «Смута».

На доске и у вас на столах лежит подборка  материала, которой вы можете воспользоваться, рассмотрите их.

Предложите,  в котором порядке (или последовательности)  можно создать альбом –  (в   хронологическом порядке, алфавитном, по жанрам  и другие предложения)

Но поскольку у нас урок истории  я бы предложила  работать в хронологическом порядке событий.

 Коль мы с вами решили создавать альбом в хронологическом порядке предложите, какой слайд будет первым? (портрет Бориса Годунова работы  С.Н.Присекина и И.С.Глазунова).

Закрепите  номерок  и впишите дату правления Борис Годунова.

- Опишите картину.

(На картине С.Н.Присекина перед нами предстает почти в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенный драгоценными камнями  держава. Обратите внимание на лицо царя. На нем отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне строгое суровое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящимся разгадать свои мысли. –

- Как Борис Годунов стал царем?

- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?

-Чем еще мы можем дополнить слайд? ( Изображение ноты, опера «Борис Годунов» композитор

Вопрос: «Виновен ли Борис Годунов в смерти царевича?  издавна привлекал  внимание не только историков,  но и литераторов. Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов» представляет царя как умного человека, признающего вину за убийство Дмитрия, и получение короны таким не законным способом становится для него тяжким грузом. По трагедии Пушкина «Борис Годунов» композитор М.П.Мусоргский создал оперу с таким же названием. Мусоргский сильнее, чем Пушкин, акцентирует тему вины и изображает царя Бориса умирающим от угрызений совести. В опере видения убитого, окровавленного мальчика преследуют царя и, в конце концов сводят его с ума. Знаменитый «монолог страха» во втором акте считается одной из самых впечатляющих арий в оперном репертуаре.

   Представьте звон колоколов, сопровождает венчание Бориса на царство. Казалось, Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо  мы слышим душевный разлад, тяжкие предчувствия. Давайте прослушаем отрывок из оперы Мусорского «Борис Годунов» в исполнении Федора Шаляпина.

(Скорбит душа, какой-то страх невольный  зловещим присутствием сковал мне сердце.

 Образ Бориса Годунова сложен и противоречив, ведь он не только преступный царь, но еще раскрывается в опере как любящий отец. Но слава царя - детоубийцы все-таки играет свою роль, народ восстает против него. Опера заканчивается следующими словами предсказания юродивого:

Лейтесь, лейтесь, слезы горькие.

Плачь, душа православная!

Скоро враг прейдет и настанет тьма,

Темень темная, непроглядная,

Горе, горе Руси!

Плачь, русский люд, голодный люд.

-     Сбывается ли предсказание?

Продолжим создание нашего альбома, и следующий слайд у нас займет……

 (демонстрируются портреты  ЛжедмитрияI и Марины Мнишек)

- Прикрепите номер слайда и впишите дату прихода к власти ЛжедмитрияI.

- Личности Лжедмитрия I и Марины Мнишек оставили в людской памяти в основном негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старинных гравюрах. Гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы.  Обратите внимание, что  Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий - в одежде польских шляхтичей.

- Смутное время названо историками так - же эпохой самозванцев. На уроках  вы  рассмотрели двух самозванцев ЛжедмитрияI и ЛжедмитрияII.

- Кто на самом деле скрывался, под именем  ЛжедмитрияI?

- Кого называли «Тушинским вором»?

- А в чем различия между ними?

- Кто еще из царей Смутного времени вам известен?

-  И это будет наш следующий  слайд.

-  Кто впишет дату, когда Василий Шуйский пришел к власти?

-  А каким образом занял царский престол Василий Шуйский? 

Физкультминутка

Учитель: Ну, что устали? Это  трудная  работа сидеть  за компьютером и составлять альбом.  Разделимся на группы. Каждая группа получает задание.

Название городов и стран, которые вы должны разложить на полу в правильной последовательности и объяснить ее.

1 группа: Нижний Новгород – Кострома-Ярославль-Москва(путь  Второго ополчения во главе с К.Мининым и Д. Пожарским).

2 группа: Речь Посполитая - Путивль-Тула – Москва (путь Лжедмитрия I в Москву.

  3 группа: Смута – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой   династий, интервенцией и другими потрясениями.

Семибоярщина-

4 группа  Интервенция-

5 группа:  Причины Смуты:

1.Экономические трудности, голод.

2.Пресечение династии Рюриковичей.

3.Последствия неразумного правления Ивана Грозного

4.Недовольство крестьян политикой  закрепощения.

5.Противоречия в боярско-дворянской среде

Каждая группа проговаривает результат.

Продолжаем работу,    какой  бы вы поставили следующий слайд  …………..(картина живописца Константина   Маковского «Обращение Кузьмы Минина к нижегородцам.»)

 -Можете  назвать дату этого события.( запишите и №)

У вас на столе отрывок  пьесы А.Н.Островского «Козьма  Захарьич Минин», давайте попробуем оживить картину.  

- Давайте оживим картину.

- Кто желает исполнить  роль Минина, а всех остальных прошу получить роль в массовке и исполнить роль народа. Каждый читает по одному предложению.

(Одеть элементы одежды Минина: борода, пояс, ручник, икона).

Народ: «Эко рыдания во всем соборе».(Вставить отрывок)

Вопросы: 

-  Как называет Минина народ?

-  Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

-  Из каких слов и дел это видно?

-  Кого поставили во главе ополчения?

-  Какими качествами характера обладал Кузьма Минин?

О созыве Второго ополчения  замечательно также рассказала поэтесса Н.Кончаловская:

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал,

Всех одевал, всех обувал,

Кормил, поил и снаряжал,

И всех вооружал.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел.

Та рать от каждого села

Все прибывала и росла.

Сюда пришел Пожарский князь,

За ним текла людей река,

И с Мининым объединяясь,

Сплотились русские войска.

Следующее  событие и соответственно наша следующая страница ( картина А. Кившенко  «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»)

- Какое событие изображено на картине?

-  Почему был избран именно Михаил Федорович?

Следующая страничка нашего альбома.

(картина М.В. Фаюстов  «Иван Сусанин».)

- Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа.

- Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в знаменитой опере М.И. Глинки «Жизнь за царя». Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным, мужественным.

- Что вы знаете о подвиге Ивана Сусанина.

Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:

 Горю нет конца,

 Затоптан хлеб в полях,

Рыдает мать-земля.

Из истории вы знаете, что поляки после поражения от русских ополченцев под руководством Минина и Пожарского продолжали рыскать по стране вместе со всякими бандитами (бывшими тушинцами, казаками и пр.). После избрания Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Романова они пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре, и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусанину. Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:

Эх, господа! Откуда знать,

Где стан, где Минин тут стоит!

Здесь глушь, живем своим семейством.

Поляки решают подкупить Сусанина. Тот делает вид, что согласен на подкуп, начинает торговаться:

Да, ваша, правда! Деньга сила.

Червонцы лучше, чем могила.

А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:

Туда я заведу их, где глушь и топь.

Пусть я умру, но их сгублю!

А ты скорей седлай коня,

Во весь опор лети в посад,

Ударь в набат, буди народ.

Развязка наступает в 4-м действии: измученные шляхтичи еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Сусанин знает, что ночь эта последняя в его жизни: с приходом зари его хитрость раскроется, и он погибнет.

Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чем он думает (звучит фонограмма). Сусанин твердо уверен, что поступает правильно.

Поляки: - «Нарочно завел?»

Сусанин:

«Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал,

Куда и черный вран костей не заносил.

Туда завел я вас, где глушь и гладь.

Где вам от лютой вьюги погибать».

Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:

Родной край спасен!

О, Русь моя, живи вовек!

Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным.

-   Как вы думаете, почему?

Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю (звучит гимн «Славься»).

-  У нас  осталось одно изображение ?

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

-  Кому поставлен памятник?

 ( демонстрация памятника Минину и Пожарскому)

Знаменитый московский памятник К.Минину и Д.Пожарскому, исполненный Иваном Мартосом, был открыт в 1818г. Главной идеей памятника является    призыв Минина подняться на освобождение России.

     Минин и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Такова была классическая традиция, но, конечно, не историческая реальность. Их лица также классически  красивы и благородны.  Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно.

- С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства.

- И так у вас на столе остался один документ, это  обращение В.В.Путина к Государственной Думе, прочтите его.

«Только объединяя усилия, можно добиваться результатов в развитии своей собственной страны и добиться того, чтобы она заняла соответствующее достойное место в мире. Поэтому идея, заложенная в самом празднике, мне кажется очень важной».

                                                                        Президент РФ Владимир Путин

-   Какая же идея заложена в самом празднике Вы ответе мне, прочитав выдержку из пояснительной записки.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

    - Что же продемонстрировали участники ополчения?

-  Мы закончили создавать наш альбом. Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали!

Рефлексия:

-  А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, и создадим синквейн.


1. Ключевое слово урок


2. Какой он?


3. Что делали?

4. Характеризующее предложение

5. Синоним

- Кто желает озвучить свой синквейн.

Итог урока (выставление оценок).

Домашнее задание: представим себе, что вы оказались в России в Смутное время и встретились с одним из героев (или антигероев) того времени. Напишите эссе на тему «Встреча с героем Смуты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Конспект урока: Смутное время Российского государства

На основе анализа документального и учебного материала учащиеся на данном уроке могут определить причины, сущность и последствия Смутного времени. Привлечение исторических документов способствует разв...

Кризис Российской государственности на рубеже XVI - XVII веков. Смутное время

Лекция по истории Смутного времени с включением извлечений из исторических источников...

« Смутное время - время взлета или падения России?»

Интегрированный повторительно-обобщающий урок истории в 10 классе с элементами коммуникативно-групповой работы, с использованием проблемного метода обучения. ...

Урок истории в 7 классе "Смутное время в Российском государстве"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработку урока включены задания на формирование читательской грамотности учащихся....

Смутное время в Российском государстве

Презентация к уроку истории в 7 классе...

Смутное время в Российском государстве: борьба с интервентами

Смутное время в Российском государстве: борьба с интервентами презентация к уроку по истории (7 класс)...