Урок истории в 7 классе "Смутное время в Российском государстве"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработку урока включены задания на формирование читательской грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smutnoe_vremya_v_rossiyskom_gosudarstve._7_klass.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России в 7 классе по теме:

 « Смутное время в Российском государстве»

                                                

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты,  приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана Болотникова

Задачи:

 Обучающая: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода, проанализировать соответствующие знания и умения учащихся при выполнении заданий; поддержать и увеличить интерес к теме, расширить кругозор.

Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники

Воспитательная: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.

Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.

Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.

Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: Проблемный, словесный (рассказ, беседа), наглядно- иллюстративный (карта, презентация); практический (тесты, тексты документов); частично- поисковый (задания по карте)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  коллективная, индивидуальная,  работа в парах.

Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки д/з. Карта «Россия в период смуты начало 17 в.» Учебник (стр.12 – 23);    Арсентьев Н.М. Данилов А.А. История России  7 класс под ред. Торкунова А.В. : Просвещение 2016

Основные понятия: смута (смутное время) самозванство авантюрист

                                Ход урока.

  1. Организационный момент

2 Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания:

1. С представителем династии какой страны хотел породниться Борис Годунов ради заключения союза с этой страной?

1) Англии 2) Дании 3) Швеции 4) Испании

2. Какая страна Европы с сильной армией и обширными владениями в XVI в. провозгласила своей целью борьбу с Реформацией?

1) Голландия 2) Англия 3) Германия 4) Испания

3. В каком году была заключена Люблинская уния, результатом которой стало образование государства Речь Посполитая?

1) 1530 г. 2) 1555 г. 3) 1569 г. 4) 1601 г.

4. Назовите служилое сословие, защищавшее южные границы Русского государства.

1) крестьяне 2) холопы 3) казаки 4) шляхтичи

5. Кто из правителей Крымского ханства вторгся в Русские земли в 1591 г., осадил Москву и был разбит?

1) Девлет-Гирей 2) Казы-Гирей 3) Хан Батый 4) Чингисхан

6. Какое государство захватило территорию бывшей Византии и стало грозным соперником России на её южных границах?

1) Османская империя 2) Китайская империя 3) Франция 4) Германская империя

7. Через какой водный объект проходили торговые пути, связывавшие Россию и Персию?

1) Белое море 2) река Нева 3) река Одер 4) Каспийское море

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 Что мы празднуем 4 ноября (День народного единства) Какое историческое событие связано с этим праздником (окончание смутного времени) Как вы думаете  какая сегодня тема урока? (Смутное время в Российском государстве)

Сообщение темы и целей урока.

   Сегодня мы с вами продолжим изучать историю России времён смутного времени. Почему это время названо Смутным – это мы и должны сегодня с вами узнать на уроке.

        

1. Причины  и суть  смутного времени.

          1) рассказ учителя:

- Что такое Смута? Как вы понимаете значение этого слова?

- СМУТА - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Начало Смуты совпадает с воцарением Бориса Годунова, посаженного на трон Земским Собором 6 февраля 1598 г. До этого он 10 лет состоял при своем болезненном и слабовольном шурине Федоре Ивановиче в качестве полновластного правителя государства и не пользовался симпатиями широких народных масс, особенно после того, как пошли слухи, что младший брат царя  Димитрий погиб от рук убийц, подосланных Годуновым.

- Впервые в России наследственная московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. И вот уже вместо одного государственного центра появились несколько, народ приносил присягу то одному, то другом у правителю. Бояре и дворяне метались от одного к другому представителю, думая больше о своей пользе.

- Прочитайте материал параграфа и составьте схему «Причины Смутного времени»

   2. Царствование Лжедмитрия I.

Самостоятельная работа с текстом учебника п.14-15 п.3 с.10

  • Каковы  причины самозванчества

Экономические трудности, недовольство политикой Бориса Годунова ненависть бояр пресечение династии Рюриковичей

Почему бояре свергли молодого царя Федора Борисовича?

Работа с картой

Задание:  Покажите путь Лжедмитрия 1 к Москве. Назовите города, через которых проходил путь Лжедмитрия 1

Работа с документом  

Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.

… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки  и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий  Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»

   Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.

Вопрос. О каком событии идет речь в документе Н.М.Карамзина?  Как описанные события характеризуют внутриполитическую обстановку в России в начале 17 века?  (вопрос на извлечение информации в явном и неявном виде)

Используя  репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» ответьте на вопрос. С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве? (вопрос на интерпретацию и интеграцию данных)

Хронограф 1617 г. // Памятники литературы Древней Руси, конец 16- начало  17 вв. М., 1987 г.

     Угодив всей России милостями к невинным жертвам Борисова тиранства, Лжедмитрий старался угодить ей и благодеяниями общими. Он издал также достопамятный закон о

Многие говорили о нем, что уподобился он во всем – и нравом, и делами – скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшему и хвалившемуся, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие  и святыни Христовы изничтожит »

В.О.Ключевский  «Лжедмитрий I»

«… Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской Думе, сам обучал ратных людей.

Своим образцом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве.

     Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть оружием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Россией во главе. Но временами он ставил на вид своим советникам в Думе, что они ничего не видели, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно…»

В.О. Ключевский «Лжедмитрий I»

«… Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца князем В.Шуйским.

  На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова.

 Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы… открыть дорогу к престолу оному из своей среды (недаром Борис, как только услыхал о появлении самозванца, прямо сказал боярам, что это их рук дело). Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою; романовский кружок сделал первое дело  (то есть «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с князем В.Шуйским во главе исполнил второй акт»

Задания:  На основании  фрагментов документов составьте таблицу « Причины падения Лжедмитрия I»

Недовольство политикой Лжедмитрия I

Русской православной церкви

Русских бояр

В чем В.О.Ключевский видит причины падения самозванца? (вопрос на интерпретацию и интеграцию данных)

Как вы думаете, был ли Лжедмитрий I сильным государственным деятелем? (вопрос на оценку формы и содержания)

               3. Боярский заговор.

-  Как мы выяснили, поведением самозванца были недовольны знатные бояре., которые насчитывали на то, что будут править вместе с царём.

- Боярам, в первую очередь князьям Шуйским, были  известны обстоятельства гибели настоящего царевича Дмитрия ( ведь именно он расследовал это дело).

- умело используя недовольство простого народа новым царём, боярская верхушка организовала восстание

 В ночь на 17 мая 1606 г. бояре-заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его.

Труп был выставлен на Красной площади для поругания. Через 3 дня его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, откуда он пришёл. Многие поляки были перебиты, Марина Мнишек и её отец были арестованы.

Но царский престол пустовал недолго. В 1606 г. на Земском соборе царём был                  « выдвинут» князь Василий Шуйский, который поклялся не допускать безграничного самовластия и не слушать ложных доносов, не отнимать имущества у наследников и родственников.

- Патриархом был избран сторонник Василия Шуйского – казанский митрополит Гермоген, который обеспечил новому царю поддержку духовенства. Но не было единодушия и среди самих бояр.

4. Выступление Ивана Болотникова.

Состав участников. Работа с документом.

Из записок К.Буссова о Болотникове

…Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл опытный витязь Иван Исаевич Болотников, пройдя со своими силами через Комарицкую волость, Калугу и далее к Москве до Котлов. Всю область, которую он прошел, он привел к присяге Димитрию. И усилил значительно войско.

  По рождению Болотников был московитом, но в юности был взят в плен татарами и продан в Турцию. Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнять тяжелую грубую работу и, наконец, был освобожден немецким султаном, которое перехватило турок на море, и привезен в Венецию.

  Когда он узнал, что его государь царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в Польшу и теперь находился у воеводы Сандомирского, он представился ему.

  Движение, поднятое дворянами, Болотников повел вглубь общества, откуда сам вышел, набирал дружины из бедных посадских людей, бездомных казаков, беглых крестьян и холопов и натравлял их против воевод, господ и власть имущих.

  1. Кто автор документа?
  2. Какую характеристику дает автор документа И.Болотникову. Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
  3. Отметьте на контурной карте места, где происходили описанные в документе события.
  4. Кто составлял войска И.Болотникова? Подтвердите свой ответ текстом документа.
  5. Доверяете ли вы свидетельствам автора документа? Почему?

Подведение итога урока.

Рефлексия.

Учащиеся выступают с ответами по одному из вопросов:

- За что сегодня я могу себя похвалить?

- Мне еще надо поработать над…….. чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВТОРИТЕЛЬНО - ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Цель урока: в игровой форме обобщить знания по теме; оценить значение образования Российского централизованного государства; воспитывать патриотизм и развивать творческие способности.Оснащение у...

Урок в 10 классе по теме "Российское государство при Иване III"

Данный урок имеет своей целью проследить процесс  завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы....

Тестовые задания по истории 7 класс на тему:«Российское государство в XVI- начале XVII в.»

Тестовые задания помогут учителям истории провести тест для учеников...

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....

История школьного географического образования в Российском государстве и его модернизация сегодня.

Данная статья представляет историю географического образование в России, с начала и по настоящее время....

Смутное время в Российском государстве

Презентация к уроку истории в 7 классе...

Смутное время в Российском государстве: борьба с интервентами

Смутное время в Российском государстве: борьба с интервентами презентация к уроку по истории (7 класс)...