Урок в 10 классе по теме "Российское государство при Иване III"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Данный урок имеет своей целью проследить процесс  завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii_otechestva_v_10_klasse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 10 КЛАССЕ

ТЕМА :       «Российское государство при Иване III».

ЦЕЛИ УРОКА :    

1. Проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы, рассмотреть основные этапы объединения, роль исторических личностей (Ивана III и Василия III) в завершении объединения русских земель. Отметить, что централизованное Российское государство с самого начала складывалось как многонациональное, раскрыть историческое значение единого государства.

2. Развивать навыки в решении поставленной проблемы, умения давать аналитические выводы, находить причинно - следственные связи по проблеме урока, умения работать с картой и текстом.

3. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, национального самосознания.

ТИП УРОКА :   исследование и решение проблемы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:   Боярская дума, приказы, пожилое, кормление, местничество, централизованное государство, герб.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1 .Карамзин Н.М. «История государства Российского».

2.Соловьев С. И. «История Древней России».

З.Костомаров Н.Н. «История России в жизнеописании великих людей».

4.Иловатский Н. «Краткий курс в истории России».

5.Вернадский М. «Московское царство».

б.Послание старца Елезаровского монастыря Филофея к Великому князю Василию

Ивановичу.

7.Судебник 1497 г. «Хрестоматия по истории России».

8.Сахаров А.Н.,  Буганов В.И. «История России» учебник.

9.Карта «Образование централизованного государства».

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карта «Завершение объединения русских земель в xv веке».

ХОД УРОКА

1 .Оргмомент.

а)        самостоятельное формулирование уч-ся целей и задач урока, постановка проблемы.

б)        вопросы уч-ся:

- что способствовало завершению объединения русских земель в конце 15-первой трети 16 в?

- с именами каких государственных деятелей, политических и духовных лидеров связан процесс образования Российского государства?

ЭПИГРАФ:         «Иван III оставил после себя государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнее духом правления».

Н. М. Карамзин.

В) О том, как складывалось централизованное государство и об итогах деятельности Ивана III и Василия III мы и поговорим.

2. Историческая разминка.

А) Что такое государство? Назовите признаки государства.

Б) Чем отличается централизованное государство от раздробленного?

В) Когда процесс централизации завершился в странах Европы?

Г) В каком состоянии находилась наша страна в этот период? Почему?

Д) Была ли необходимость объединения русских земель?

Е) Назовите хронологические рамки 1 и 2 этапов объединения Русского централизованного государства.

Давайте, опираясь на различные источники знаний, исследуем, как проходил завершающий этап объединения.

Класс делится на 5 групп и работает на основании полученного заранее творческого задания.

3. ПЛАН РАБОТЫ.

1 - ая группа:    Раскройте роль исторических личностей Ивана III и Василия III в

завершении объединения русских земель, оцените их деятельность по созданию государства.

2-ая группа:     Решить историческую задачу: справедливо ли мнение, что идея « Москва - третий Рим» есть претензия России на мировое господство.

3-ья группа:    Проследите территориальное расширение Российского государства. Какие территории вошли в состав Русского государства при Иване III и Василии III.

4        -ая группа:    Какие выводы о характере общественных отношений, о государстве,

о жизни людей можно сделать на основании содержания Судебника 1497 г.

5        -ая группа:     Начертите схему управления Российского государства к началу

16 в. Укажите, какие произошли изменения в управлении страной.

3.ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП, запись выводов в тетрадь.

А) Работа над основными понятиями. 4. ОБОБЩЕНИЕ.

Подведем итоги нашей работы. Сделайте вывод, что способствовало завершению объединения русских земель в конце 15 - первой трети 16 в.? Каковы предпосылки образования Российского государства? В чем историческое значение образования централизованного государства?

Завершая урок, я хочу обратиться к эпиграфу и продолжить мысль Карамзина, который, оценивая личность Ивана III, сказал о нем, что он создал нынешнюю Россию. Согласны ли вы с ним?

5.Домашнее задание.

А) параграфы 21 -23 повторить.

Б) выполнить творческое задание (по выбору уч-ся):

  • 10 тестовых вопросов.
  • Составить кроссворд.
  • Работа над текстом с ошибками.
  • Реферат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Российское государство при Иване Грозном"

Презентация "Российское государство при Иване Грозном"...

Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"

Цель урока:       сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся  с изменениями, произошед...

Открытый урок в 9 классе "Золотистый,золотой. Н.Ф. Иванов".

Конспект к уроку внеклассного чтения по произведению Н.Ф. Иванова "Золотисто,золотой"....

Этапы создания единого Русского государства при Иване III

Цель урока: Анализ  представлений о складывании единого государства при Иване IIIЗадачи:Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение ...