Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 9 классе

Тема:  Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи

Дата урока

№ урока: 10-11

Класс: 9

Цель

показать процесс объединения Италии и Германии,  завершившийся образованием Итальянского королевства (1861 г.) и  Германской империи (1871 г.)

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

•продемонстрировать пути объединения Италии и Германии «сверху» и «снизу»;

•показать предпосылки и особенности объединительного движения в Италии и Германии

•развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

•вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы

•люди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;

•понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение

Тип урока

комбинированный

Осн. понятия

промышленный переворот, раздробленное государство, централизованное государство

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

обществознание

индивидуальная, в паре, фронтальная

Учебник под ред. Н.В.Загладина, карты: «Объединение Италии», «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Объединение Германии»

Домашнее задание:

§ 6, 15, стр. 125

§ 6, 14, стр. 119

План: 1. Объединение Германии

2. Объединение Италии

.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Приветствие учащихся.

приветствие учителя, друг друга

Актуализация знаний

Вместо Священной Римской империи был создан Германский союз, состоящий из 35 государств и 4 вольных городов (Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне). Италия делилась на 8 частей. Почти вся Италия, кроме Пьемонта (Сардинского королевства) находилась под властью Австрии.

Во Франкфурте-на-Майне заседал представительный орган Союза — бундестаг, но его решения не являлись обязательными для отдельных членов Союза.

Союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе, а в будущем и за лидерство в едином германском государстве.

Каковы цели создания Таможенного союза?

Решения Венского конгресса 1814 г. по Германии и Италии.  

Цель – сохранение старых  порядков (работа с картой).

Создан в 1834 г. Таможенный союз (по инициативе Пруссии). Начало формирования экономического единства Германии при сохранении государственной раздробленности. На дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, сняли препятствия для свободной перевозки грузов. Но между двадцатью государствами таможенные границы еще сохранились, и перевозка через них товара стоила дороже, чем его доставка в Америку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация уч.деят. уч.

Проблемное задание: Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким и итальянским народами  в середине XIX в.? Посмотрим,  как эта проблема решалась в этих государствах.

главная цель - объединение страны

Давайте рассмотрим план нашего урока.

Первичное усвоение новых знаний

как вы думаете, какие первоочередные задачи стояли перед Германией и Италией к середине XIX в.?

- разобщенность отдельных частей этих стран  мешала внутренней торговле и развитию промышленности. Политическое объединение страны и уничтожение старого порядка становились главными условиями модернизации.

В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.

Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле, способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества. Раздробленность Италии и  Германии  являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.

Учащиеся 1 варианта получают карточки № 1, 2, 3

Вопрос о революциях в Италии и Германии рассматривается в малых группах, где учащиеся работают с текстом учебника, дополнительными материалами, отвечают на вопросы, делают записи в тетради (таблица, схема, ответ).

Тем не менее, для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.

Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.?

Первичное осмысление новых знаний

Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.

Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.

Текст учебника: стр.51

1.        Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?

2.        Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)

3.        Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?

К установлению, какого государственного строя, они стремились после объединения?

       Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения, Однако были проведены реформы и демократические преобразования.

Вопросы к классу:

Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?

Вопросы для сравнения

Объединение «снизу»

Объединение «сверху»

Под чьим руководством

 мелкая буржуазия, крестьянство, рабочий класс

Прусские помещики, крупная немецкая буржуазия

Каким способом проводилось объединение

Народная революция

Войны, реформы

Государственный строй, возможный после объединения

Единая немецкая демократическая республика (выборные органы власти)

Германская империя при главенствующей роли Пруссии

Первичная проверка понимания

Какие политические деятели приходят к управлению Пруссией?

1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.

   По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной

военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.

   В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер (глава правительства). Король обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре 1862 г. – на пост канцлера Пруссии был назначен Отто фон Бисмарк.

Вопросы классу: стр.63

1.        Что за человек был Отто фон Бисмарк? Какими человеческими качествами он обладал? Какими качествами политического деятеля обладал Отто фон Бисмарк?

«Из речи Бисмарка  в палате народных представителей 30.09.1862 г.»

Вопрос к документу: Какие средства объединения Германии предлагал Бисмарк?  

Как вы понимаете цель политики Бисмарка объединение Германии  «железом и кровью»?

Рассказ ученика о первых шагах «железного канцлера».

   Первыми шагами на пути объединения Германии под главенством Пруссии были войны с Данией и Австрией.

        В 1864 г. Пруссия в союзе с Австрией вступила в войну против Дании с целью захвата территорий Шлезвига и Гольштейна (там проживало много немцев). Война была недолгой – датские войска потерпели поражение. Австрия и Пруссия получили эти земли в совместное владение.

        Однако прошло совсем немного времени, и Пруссия, стремясь ослабить Австрию и устранить ее влияние на немецкие государства, в 1866 г. спровоцировала войну против своего недавнего союзника. В этой войне на стороне Пруссии выступила Италия, рассчитывавшая вернуть себе Венецианскую область, находящуюся под властью Австрии. В июне 1866 г. Прусская армия вторглась на территорию Австрии, а 3 июля 1866 г. Австрийская армия была разбита около г. Садова. Побежденную страну заставили выйти из Германского союза и отказаться в пользу Пруссии от Шлезвига и Гольштейна.

   В тоже время Бисмарк вел переговоры с германскими государствами – Нассау, Гессеном и Франкфуртом, которые по своему географическому положению вклинивались между западными и восточными владениями Пруссии. С ними не церемонились – их захватили, а правителям выделили денежные компенсации.

Вильгельм I и Бисмарк

К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого  на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».

Жизненным принципом «Железного канцлера» было выражение – «сильный всегда прав». Свои взгляды на путь объединения Германии Бисмарк изложил в парламентском выступлении.

Бисмарк об объединении Германии «железом и кровью»:

  « …Границы Пруссии по Венским трактатам препятствуют здоровой государственной жизни; не речами и постановлениями большинства решаются великие вопросы современности – это было большой ошибкой 1848 и 1849 гг., - а железом и кровью»

стр.68

Сделайте вывод: каким способом проводилось объединение Германии Бисмарком? Каково должно было быть государственное устройство после объединения?

Динамическая пауза        

Закрепление

Результатом этой политики стало образование Северогерманского союза во главе  с Пруссией (1866г.)

Государства, вошедшие в союз, формально сохраняли независимость. Однако у нового образования была своя конституция, парламент и кабинет министров, который возглавлял Бисмарк. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого навсегда назначался прусский король.

Учебник стр.56

1.        Почему началась революция в Италии в 1848 г.?

2.        Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции?

3.        Каким способом происходило объединение Италии?

4.        Политические взгляды Кавура и Мадзини. Мадзини: «Реформа — дело королей, революция — вот секрет народов». К установлению, какого государственного строя, они стремились после объединения?

2 течения в национально-освободительном движении Италии:

1.        Умеренно-либеральное (объединение «сверху», под главенством монарха, путем войн и дипломатических усилий) Лидер: Камило Кавур.

2.        Республиканско-демократическое (объединение «снизу», с помощью народных масс, путем революции и борьбы за независимость). Лидеры: Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди

Основные события объединения Италии:

50-е гг. XIX в. – усиление Сардинского королевства (премьер-министр - Кавур)

1858 г. – договор Пьемонта с Наполеоном III о совместной борьбе  с Австрией

1859 г. – война с Австрией  

Ломбардия отошла к Сардинии

Венеция осталась у Австрии

Тоскана, Модена, Парма, Папская области перешли к Сардинии

1861 г.– Италия (кроме Рима и Венеции объединена) – во многом благодаря деятельности Гарибальди

1866 г. – присоединение Венеции

1870 г. – присоединение Рима

Вывод – объединение было завершено на монархической и консервативной основе.

Итак, закреплена ведущая роль Пруссии в Северогерманском союзе.

Устранены препятствия для развития единой немецкой нации.

Ликвидирована политическая раздробленности.

Развитие хозяйства и культуры.

 «Нужна ли вам единая и неделимая Италия во главе с конституционным королем Виктором Эммануилом?» На этот вопрос положительно ответило большинство избирателей Неаполитанского королевства, Сицилии и других областей. Так в 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство в составе Пьемонта и соединившихся с ним областей. Новое королевство насчитывало 22 млн. жителей. Однако процесс объединения страны еще не был завершен. Под властью Австрии осталась Венецианская область, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли войска Наполеона III. Летом 1870 г. итальянская армия вошла в Вечный город. Вслед за армией прибыл и Виктор Эммануил II. Объединение Италии завершилось. Рим сделался столицей объединенного королевства.

Самостоятельно

Особенности объединительного  движения в Германии и Италии

Ведущие социальные силы

Способы объединения

Германия

Прусские помещики, при поддержке буржуазии (Лидер: О.Бисмарк)

Объединение «сверху», путем войн и реформ, проводимых Пруссией

Италия

Народные массы, либеральные помещики, буржуазия (Лидеры: К.Кавур, Д.Мадзини)

Объединение «снизу». Народная революция

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Инф. о д/з

§ 6, 15, стр. 125         § 6, 14, стр. 119

Запись д/з

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-  Как вы считаете, мы достигли наших целей?  Давайте проверим.

Что на уроке вам было не понятно?    Какой момент на уроке для вас был более интересным. Почему?

Оценивают работу одноклассников, аргументируют оценку.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

1.        Получи карточку с заданием.

2.        Подготовь тетрадь к работе:

а) напиши тему урока

1.        Выполни задание своей карточки самостоятельно или с консультацией.

А) внимательно изучи текст документа, ответь на задания к нему и  напиши ответ в тетрадь.

Б) научись объяснять свое задание.

В) выполни дополнительное задание, если есть.

4. Расскажи партнеру по парте задание своей карточки, ответь на его вопросы, сделай необходимые записи в его тетрадь.

5. Выслушай объяснения товарища.

6. Задай по прослушанному материалу вопросы и проверь, как он сделал записи в твою тетрадь.

7. Если задания выполнены правильно, поблагодарите друг друга, если неправильно, то найдите и исправьте ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»

Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями....

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему «Образование славянских государств»

Тип урока -урок открытия нового знания (ОНЗ).Содержательная цель - создать условия для формирования представлений об образовании славянских государств; познакомить с понятиями вече, князья, союз племё...

Технологическая карта урока истории "Государство на берегах Нила"

Материалы предназначены для урока с использованием цифровой образовательной среды "Мобильное Электронное Образование"...