Технологическая карта урока истории в 6 классе. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Урок с использованием системно-деятельностного пдхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologich_karta.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Гвоздева Ирина Борисовна

ОУ: МОУ Иванковская СОШ

Предмет: история

Класс: 6  класс

Базовый учебник:  

Тема урока:  Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Педагогические цели урока: 

- способствовать формированию представлений о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, рассмотрению влияния института рабства на социальную жизнь римлян; создать условия для ознакомления с гладиаторскими боями как особенностью культурной жизни римлян.

Планируемые результаты (предметные):

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического значения  и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а так же на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способствовать решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Образовательные ресурсы:

- учебник;  компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, видео «Гладиаторы» и «На рудниках»,  раздаточный материал: иллюстративный материал (аппликации), тест (Приложение 1), лист самооценки (Приложение 2).

План урока:

I Вводная часть

  1. Мотивация, актуализация имеющихся знаний
  2. Постановка учебных задач
  3. Совместное исследование проблемы
  4. Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

  1. Формирование новых знаний и способов действий
  2. Решение частных задач

III Заключительная часть

  1. Контроль на этапе окончания учебной темы
  2. Инструктаж домашнего задания
  3. Рефлексия

Структура и ход  урока:

Основные этапы организации учебной деятельности и их цели

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

слово учителя

Вступительное слово учителя. Создание атмосферы погружения

Приветствую учителя, организуют рабочее место.

Быстрое  включение в деловой ритм.

2. Целевая установка и мотивация.

Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

слово учителя

 беседа

слайд №1

Слайд №2

Слова Конфуция. (мудрец  с которым уже знакомы).

??? Кого называют Мудрыми?

- обратимся к словарю   П.1.

Ребята, предположите, были ли мудрые люди в нашем государстве? Кем они могли быть?

Вот о таком правителе  мы и будем сегодня говорить, это князь Ярослав.

 сформулируйте тему урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о государстве при Ярославе Мудром.

 (Откройте тетради и запишите число и тему урока)

Слушают учителя,

 отвечают на вопросы,

Дополняют друг друга

работают со словарем, выясняют, что мудрый -…….

- ответы…. и правители…

предлагают тему урока «Князь Ярослав Мудрый» или «Государство при Ярославе Мудром»

Запись в тетрадь

Познавательные

1. анализ объекта с целью выделения признаков

2. самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: 1.  самостоятельно формулируют тему урока

3. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Слово учителя

Слайд 3

Беседа

Доска

Организует погружение в проблему

Мы уже несколько уроков говорим о Древнерусском государстве.

Что вы уже знаете о нем? Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в парах и заполните первую колонку таблицы

Я  знаю     Я хочу узнать        Я узнал

«Хочу узнать» Фиксирует задачу на доске

Определяют область знания и незнания

Обучающиеся формулируют учебную задачу:

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные 

4. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Беседа

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

?? Для чего нам знать об этом?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к  выводу о недостаточности имеющихся знаний

Познавательные

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные 

оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

 действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

5. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Фронтальная работа

Запись на доске (после обсуждения)

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных  моделей.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное  представление о рабстве в древнем Риме

Фиксирует на доске все ответы учащихся

Моделирование  плана урока

Ключевое слово Ярослав Мудрый (на доске)

                        Ярослав Мудрый                Годы правления

Внутренняя политика    Внешняя политика

                                                     

Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

- называют все стороны деятельности  правителя, которые могут быть рассмотрены на уроке

- объединяют и моделируют план урока

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного, планируют учебные действия

6. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Работа с текстом

Слайд 4

Беседа

Слайд 5

Словесный

групповая

практический

Слайд 6

Слайд 7

Слайды 8-10

Слайд 11

Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

1. Работа со словарем

Еще раз посмотрите на тему урока:

«Древнерусское государство при Ярославе Мудром».

??? Какую  проблему нам необходимо решить?

2. Постановка проблемы

Проблема  

Но  государство на разных этапах развития претерпевает расцвет или упадок.??????????????

3. Учитель организует  выдвижение гипотезы.

  1. .

1). Борьба за власть сыновей Владимира.

Время правления.

Правление какого князя мы изучали  с вами на прошлом уроке.

Вспомните даты правления:

Определите дату правления Ярослава Мудрого

???Где будем смотреть?

 Работая в парах, проанализируйте все предыдущие правления князей. Какое несоответствие вы увидели? Чего не хватает?

Предположите почему?

Выдвижение гипотезы

Проблемное задание

Сейчас вы работаете в группах с отрывком из “Повести временных лет”, после чего вы подтвердите или опровергните свои гипотезы.

Задание №1

??? Задание 1 группе. Вопрос и задание: 

  • Покажите на карте города, в которых правили сыновья Владимира.
  • Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?”

??? Задание 2 группе

Проведите анализ хронологии событий с 1015 года по 1054 год. Составьте схему событий.

Задание № 2

Работа с термином Окаянный

Проверка гипотезы.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

2). Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

Проверка гипотезы.

???   Гипотеза подтвердилась или нет?

Учитель организует формулирование выводов

3) Управление государством при Ярославе Мудром.

Работа в парах.

Определить какие изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.

Сравните две таблицы:  «Было», «Стало при Ярославе Мудром».

Сделайте выводы.

Работа с терминами.

Учитель обращает внимание на понятие – посадник

Организует динамическую паузу

Обучающиеся  работают со словарем, закрепляю ранее полученные знания:

Мудрый….

Принимают проблему на урок.

Почему Мудрый? В чем проявилась мудрость его политики?

Расцвет или упадок в государстве Ярослава Мудрого?

Принятие информации.

Ответ – Владимира

980-1015 – Правление князя Владимира Красное Солнышко в Киеве.

Ответ: форзац учебника

1019–1054 – Ярослав Мудрый

Ответ: 4 года разделяют правителей.

Ожидаемый ответ обучающихся: несколько правителей,  (возможны другие формулировки)

Возможно шла борьба за власть

Работа в группах с отрывком из “Повести временных лет”,

Задание №1

По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.

-  Показывают на карте.

- Определяют значение

Ответ:

 Значение: править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

Задание № 2

Работа в группах (5минут на обсуждение)

  • Составляют схему:  (Приложение №  )
  • - Представляют результат
  • Проверка по эталону.

Подтверждение гипотезы:

шла борьба за власть

Делают выводы.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Работа с текстом учебника.

Или  анимированная флеш-карта.????????????????

Работа в парах.

Ответы.

(период его правления – время расцвета Руси;  

- способствовал распространению христианства   строил церкви,

-  открывал при них школы.  поощрял переводы книг с греческого на славянский,

 -   способствовал образованию монастырей

-   покупал книги, собрал библиотеку, был образован

-   принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава)

Подтверждают гипотезу:

При Ярославе Мудром произошел расцвет государства.

Ответы учащихся

Выводы:

укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах

Работа с терминами.

 (словарь)

Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти.

Динамическая пауза.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из словаря

свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

извлечение необходимой информации из видео-материала;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные: 

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте ,осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют работать в группах, конротролируют деятельность партнера.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте ,осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умеют работать в группах, конротролируют деятельность партнера

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте ,осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

7. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

8. Применение имеющихся знаний  для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Работа в группах

Доска

Беседа

Доска

Слайд 12

Работа с ЭОР

Слайд 13

Коллективная, проблемный

Слайд 14 проблемный

Организует работу в группах и составление кластера на доске

Задание для групп.

Учитель: А сейчас мы, используя аппликации оценим деятельность Ярослава Мудрого. Каждая звезда – это заслуга.

Подборку картинок делаете в группах.

Заполним схему на доске

Проверяют по эталону.

Формулирует задание для работы с документом  (высказывания  мудрых) Личность в истории.

Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.

С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.

Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”

Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого

??? Какие выводы вы можете сделать?        

Обучающиеся коллективно составляют кластер

Работа в группах

Подборку картинок делают  в группах.

Представители от групп заполнят схему на доске( закрепляют аппликации)

Проверка с эталоном

Обсуждают, делают выводы.

Делают вывод. Вывод №2

 

Изучают документ. Делают выводы.

Познавательные:

 моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Коммуникативные: умеют работать в группах, конротролируют деятельность партнера.

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Регулятивные: преобразуют информацию из одной знаковой системы в другую.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Познавательные: осуществляют анализ, проводят доказательства, строят логическую цепь рассуждений.

Познавательные: осуществляют анализ, проводят доказательства, строят логическую цепь рассуждений

9. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

тест

Диагностическая работа:  контрольно-оценивающая деятельность.

Тест.

Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой по эталону в парах

Выставление отметок за тест (самооценка)

Используют лист самооценки.

Познавательные:

анализ объектов  с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

10.  Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.

Слайд 15

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Домашнее задание:

- П. 6, стр. 47- 52

- вопросы 103,  стр. 58

- составь рассказ по картине А.М.Васнецова «Вече в Новгороде».

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

11. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Слайд 16

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.

Задание классу: 

Подведём итог урока.  

Слайд рефлексии:

 « Я узнал, я понял, было интересно, меня удивило, урок дал мне для жизни, мне захотелось».  

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки

 Приложение №1.

Документ «Повесть временных лет»

«Было у него (Владимира) 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани».

Вопрос и задание: 

  • Покажите на карте города, в которых правили сыновья Владимира.
  • Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?”

(править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

Приложение №2.

Задание: Проведите анализ хронологии событий с 1015 года по 1054 год. Составьте схему событий.

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых  сыновей – Борису( второй - Глеб).

Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)

В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016г -  трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) 

разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю Болеславу)        Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.-  Святополк при помощи польского короля Болеслава Храброго возвращает престол

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тмутараканьского);

С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

Приложение №3.

Определить какие изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.

Было:

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало при Ярославе Мудром.:

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник 

  1. Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение

Приложение №4.

Тест.

 Приложение №5.

Лист самооценки.

 Оцени свои действия (свое участие) по пятибалльной шкале (каждую позицию):

Р___________________________________

  1. Определение темы, цели, задач урока -
  2. нашел (а) ответы на вопросы -
  3. составлял (а) схемы -
  4. выдвигал гипотезы -

_П_________________________

  1. приводил (а) доказательства -
  2. сравнивал (а) -

_К____________________________

  1. работал (а) в группе, в паре -
  2. высказывал (а) свое мнение -

Самооценка теста –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Урок истории в 6 классе

Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Задачиобразовательные:дать представление о личности ...

урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан для 6 класса основной школы....

Презентация по истории на тему "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром".

Презентация состит из 14 слайдов. Описание и ход событии междоусобиц....